Главная страница
Навигация по странице:

Ответы по методике. 1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры



Скачать 1.06 Mb.
Название 1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры
Анкор Ответы по методике.doc
Дата 25.04.2017
Размер 1.06 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Ответы по методике.doc
Тип Реферат
#3209
страница 1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры.

Компьютер как объект изучения является основной составной частью содержания школьного предмета, т.о. Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ), выполняя общеобразовательные функции, должна включать наиболее общезначимые сведения, которые раскрыли бы суть базовой науки информатики, вооружали учащихся ЗУН, необходимым выпускникам на современном этапе компьютеризации общества.
Основные содержательно-истори­ческие аспекты нового учебного предмета, которые имеют наиболее общезначимое значение в обучении:

1) Содержание школьного курса ОИВТ базируется на 3-х основных понятиях: информация, алгоритм, ЭВМ.

2) С введением нового учебного предмета наиболее полно реализуется принцип мажпредметных связей в обучении, что обеспечивает наиболее полную реализацию принципов индивидуального подхода к дифференциации.

3) С введением нового учебного процесса происходит расширение понятия величины, включая естественно числовые.

С введением в школе нового учебного предмета является раздел педагогики, объектом изучения которого является процесс изучения информатики, который по традиции получил название МПИ. Перед МПИ стоят основные задачи:

1) Определить конкретные цели изучения информатики и ВТ и соответственное содержание школьного учебного предмета.

2) Разобрать и предложить школьникам наиболее рациональные методы и формы обучения информатике.

3) Рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике и разобрать рекомендации по их применению в процессе обучения.

О6щие цели преподавания информатики в средней школе: 1) общеобразовательная; 2) Учебная; 3) воспитательная.

Общие цели уточняются и определяются конкретными целями обучения информатике.

Большинство авторов учебных пособий и программ по школьному курсу ОИВТ выделяют следующие задачи:

а) общеобразовательная – учащимся необходимо привить навыки алгоритмического мышления, навыки логического мышления

б) практическая – выработать навыки работы с компьютером, овладение прикладными программами, обучение умению писать простейшие задачи.

Во всех подходах при определении цели всегда стоят два вопроса:

1) Чему следует отдать предпочтение: развитию навыков моделирования или развитию алгоритмического мышления?

2) Если следует изучать языки программирования, то какой и когда?

Все авторы в принципе отвечают на эти вопросы, но формулируют по разному.

В понятие «алгоритмической культуры» входят 8 основных принципов: 1) понятие «алгоритма» и его свойства; 2) понятие языка; 3) уровень формализации языка; 4) принцип дискретности; 5) принцип ветвления; 6) принцип цикличности; 7) принцип блочности; 8) принцип обоснования или выполнения алгоритма.

Появление ПЭВМ привело к появлению еще 4-х компонентов, обеспечивающих формирование компьютерной грамотности и peальных факторов общения с ЭВМ:

1) формирование умения общаться с ПЭВМ на пользовательском уровне;

2) составление простых программ для ЭВМ;

3) представление об устройстве и принципах действия основных элементов ЭВМ;

4) представление об областях применения и возможностях ЭВМ.

«Информационная культура – это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» . Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

«Будучи неотъемлемой частью культуры, в целом информационная культура неразрывно связана со «второй социальной природой» человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа – носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта» (64, 70).

Информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах – в плане исторического развития, и в плане достигнутого, свершенного в развитии информационной картины мира.

«В историко-генеологическом плане информационная культура развивалась вместе с развитием форм отражения, в совокупности информационные процессы и информационные потоки как своеобразный результат субъектно-объектных отношений создали особую область в эволюционном преобразовании биосферы в ноосферу» (64, 72).

Существует множество интерпретаций понятия информационная культура

Обобщая все определения можно сказать: информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.


  1. Содержание и структура школьного курса информатики. Стандарты школьного образования по информатике. Фундаментальное ядро и УУД в стандарте второго поколения.


Общие требования к содержанию образования приветствуются в федеральном законе «Об образовании». Принципы дидактики в преподавании информатики:

1) Научность

2) Доступность и общеобразовательность

3) Принцип воспитания

4) Принцип прочности знаний

5) Принцип индивидуального подхода к учащимся

6) Принцип наглядности

7) Принцип системности и последовательности

8) Принцип активности, самостоятельности и прочности усвоения знаний.

Школьное образование состоит из 4-х компонентов: обучение, воспитание, развитие и практическая деятельность.

Со­держание и структура курса в 1-м пробном учебнике (Ершова) должно сформировать у учащихся:

1) Первоначальное понятие алгоритма, навыки грамотного построения задач для решения на ЭВМ, элементарное знание о методах математического моделирования и умения строит простые математические модели простых задач, знание основных алгоритмических структур и умение применить эти знания для построения алгоритмов и решения задач по их математической модели.

2) Понятие устройства и функция ЭВМ и элементарные навыки состав­ления простейших программ для ЭВМ по по­строенным алгоритмам.

В настоящее время разрабатываются стандарты по школьном курсу информатики. В частности опубликованы феде­ральный стандарт, основное содержание базового кур­са которого является:

1) линия информационных процессов;

2) представление информации;

3) алгоритмическая линия;

4) линия исполнителей;

5) линия формализации и моделирования;

6) линия информационных технологий.

Кроме основного содержания разрабатываются так называемые региональные стандарты:

1) Санкт-Петербургский стандарт – разработали требования выпускникам школ по курсу ОИВТ и в основу стандарта положен федеральный стандарт, дополненный 3-мя новыми линиями (6+3):

а) формальное исчисление;

б) информационные процессы;

в) моделирование;

2) Пермский стандарт (базовый курс, рассчитанный на 8-9 кл. 68 часов). Основные принципы кур­са:

1) понятие информации;

2) понятие исполнителя;

3) развитие и последовательное раскрытие основных понятий информатики – информация, ЭВМ, алгоритм.

Продолжением основных целей пропедевтического курса зало­жены в ПМК и является реализация их в программе методического комплекса «алгоритмика». Основная линия: алгоритмизация. Данный комплекс является «лабораторией учебной информатики», т.к. включает в себя следующие разде­лы:

1) программа для учителя. Возможности: вести журнал и учет успеваемости по каждому и по классу в целом;

2) редактор задач;

3) сам пакет для учащихся.
Фундаментальное ядро содержания общего образования —базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного

сопровождения стандартов — определить:1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:

· основополагающие элементы научного знания методо_логического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия,

факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

· сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

· обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

· достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и

народов России;

· формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Универсальные учебные действия

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и

интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными

действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.В широком значении термин «универсальные учебные

действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

— обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации

как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

учебные мотивы,2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контрольи оценка). Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента пофизике либо химии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта