Навигация по странице:
|
Ответы по методике. 1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры
1. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры.
Компьютер как объект изучения является основной составной частью содержания школьного предмета, т.о. Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ), выполняя общеобразовательные функции, должна включать наиболее общезначимые сведения, которые раскрыли бы суть базовой науки информатики, вооружали учащихся ЗУН, необходимым выпускникам на современном этапе компьютеризации общества.
Основные содержательно-исторические аспекты нового учебного предмета, которые имеют наиболее общезначимое значение в обучении:
1) Содержание школьного курса ОИВТ базируется на 3-х основных понятиях: информация, алгоритм, ЭВМ.
2) С введением нового учебного предмета наиболее полно реализуется принцип мажпредметных связей в обучении, что обеспечивает наиболее полную реализацию принципов индивидуального подхода к дифференциации.
3) С введением нового учебного процесса происходит расширение понятия величины, включая естественно числовые.
С введением в школе нового учебного предмета является раздел педагогики, объектом изучения которого является процесс изучения информатики, который по традиции получил название МПИ. Перед МПИ стоят основные задачи:
1) Определить конкретные цели изучения информатики и ВТ и соответственное содержание школьного учебного предмета.
2) Разобрать и предложить школьникам наиболее рациональные методы и формы обучения информатике.
3) Рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике и разобрать рекомендации по их применению в процессе обучения.
О6щие цели преподавания информатики в средней школе: 1) общеобразовательная; 2) Учебная; 3) воспитательная.
Общие цели уточняются и определяются конкретными целями обучения информатике.
Большинство авторов учебных пособий и программ по школьному курсу ОИВТ выделяют следующие задачи:
а) общеобразовательная – учащимся необходимо привить навыки алгоритмического мышления, навыки логического мышления
б) практическая – выработать навыки работы с компьютером, овладение прикладными программами, обучение умению писать простейшие задачи.
Во всех подходах при определении цели всегда стоят два вопроса:
1) Чему следует отдать предпочтение: развитию навыков моделирования или развитию алгоритмического мышления?
2) Если следует изучать языки программирования, то какой и когда?
Все авторы в принципе отвечают на эти вопросы, но формулируют по разному.
В понятие «алгоритмической культуры» входят 8 основных принципов: 1) понятие «алгоритма» и его свойства; 2) понятие языка; 3) уровень формализации языка; 4) принцип дискретности; 5) принцип ветвления; 6) принцип цикличности; 7) принцип блочности; 8) принцип обоснования или выполнения алгоритма.
Появление ПЭВМ привело к появлению еще 4-х компонентов, обеспечивающих формирование компьютерной грамотности и peальных факторов общения с ЭВМ:
1) формирование умения общаться с ПЭВМ на пользовательском уровне;
2) составление простых программ для ЭВМ;
3) представление об устройстве и принципах действия основных элементов ЭВМ;
4) представление об областях применения и возможностях ЭВМ.
«Информационная культура – это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» . Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.
«Будучи неотъемлемой частью культуры, в целом информационная культура неразрывно связана со «второй социальной природой» человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа – носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта» (64, 70).
Информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах – в плане исторического развития, и в плане достигнутого, свершенного в развитии информационной картины мира.
«В историко-генеологическом плане информационная культура развивалась вместе с развитием форм отражения, в совокупности информационные процессы и информационные потоки как своеобразный результат субъектно-объектных отношений создали особую область в эволюционном преобразовании биосферы в ноосферу» (64, 72).
Существует множество интерпретаций понятия информационная культура
Обобщая все определения можно сказать: информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.
Содержание и структура школьного курса информатики. Стандарты школьного образования по информатике. Фундаментальное ядро и УУД в стандарте второго поколения.
Общие требования к содержанию образования приветствуются в федеральном законе «Об образовании». Принципы дидактики в преподавании информатики:
1) Научность
2) Доступность и общеобразовательность
3) Принцип воспитания
4) Принцип прочности знаний
5) Принцип индивидуального подхода к учащимся
6) Принцип наглядности
7) Принцип системности и последовательности
8) Принцип активности, самостоятельности и прочности усвоения знаний.
Школьное образование состоит из 4-х компонентов: обучение, воспитание, развитие и практическая деятельность.
Содержание и структура курса в 1-м пробном учебнике (Ершова) должно сформировать у учащихся:
1) Первоначальное понятие алгоритма, навыки грамотного построения задач для решения на ЭВМ, элементарное знание о методах математического моделирования и умения строит простые математические модели простых задач, знание основных алгоритмических структур и умение применить эти знания для построения алгоритмов и решения задач по их математической модели.
2) Понятие устройства и функция ЭВМ и элементарные навыки составления простейших программ для ЭВМ по построенным алгоритмам.
В настоящее время разрабатываются стандарты по школьном курсу информатики. В частности опубликованы федеральный стандарт, основное содержание базового курса которого является:
1) линия информационных процессов;
2) представление информации;
3) алгоритмическая линия;
4) линия исполнителей;
5) линия формализации и моделирования;
6) линия информационных технологий.
Кроме основного содержания разрабатываются так называемые региональные стандарты:
1) Санкт-Петербургский стандарт – разработали требования выпускникам школ по курсу ОИВТ и в основу стандарта положен федеральный стандарт, дополненный 3-мя новыми линиями (6+3):
а) формальное исчисление;
б) информационные процессы;
в) моделирование;
2) Пермский стандарт (базовый курс, рассчитанный на 8-9 кл. 68 часов). Основные принципы курса:
1) понятие информации;
2) понятие исполнителя;
3) развитие и последовательное раскрытие основных понятий информатики – информация, ЭВМ, алгоритм.
Продолжением основных целей пропедевтического курса заложены в ПМК и является реализация их в программе методического комплекса «алгоритмика». Основная линия: алгоритмизация. Данный комплекс является «лабораторией учебной информатики», т.к. включает в себя следующие разделы:
1) программа для учителя. Возможности: вести журнал и учет успеваемости по каждому и по классу в целом;
2) редактор задач;
3) сам пакет для учащихся.
Фундаментальное ядро содержания общего образования —базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного
сопровождения стандартов — определить:1) систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:
· основополагающие элементы научного знания методо_логического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия,
факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
· сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
· обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
· достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и
народов России;
· формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Универсальные учебные действия
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и
интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными
действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
— обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации
как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебные мотивы,2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контрольи оценка). Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента пофизике либо химии.
|
|
|