Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Теория и методика ВР на ИЯ. Памятка по методике учета успеваемости студентов второго курса
Памятка по методике учета успеваемости студентов второго курса
на основе НБРС по дисциплине «Теория и методика внеклассной работы по иностранному языку»
Учет успеваемости производится на основе суммы: экспресс-опросов и учебной активности студентов.
1. Экспресс-опросы проводятся в начале лекционного и практического занятия по теме предыдущего занятия и вопросам, вынесенным на самостоятельное изучение. Количество баллов за экспресс-опросы устанавливается в диапазоне от 0 до 3 баллов в зависимости от качества выполнения.
2. Учебная активность студентов выражается в выполнении следующих видов деятельности:
1) выполнение домашнего задания; 2) выполнение учебных заданий на занятиях (работа с методическими статьями); 3) учебно-научный доклад; 4) выполнение учебно-исследовательского проекта; 5) индивидуальное устное сообщение; 6) участие в учебной дискуссии.
Количество баллов за учебную активность устанавливается в диапазоне от 5 до 15 баллов в зависимости от качества выполнения.
Максимально возможное количество баллов по сумме результатов за экспресс-опросы и учебную активность равняется 90 баллам.
Допуск к зачету
Студент, набравший 55 баллов и более по результатам экспресс-опросов и учебной активности, не имея ни одного пропуска учебных занятий без уважительной причины, и не более 5 % однобалльных оценок, освобождается от сдачи зачета с получением отметки «зачтено».
Студент, набравший по итогам экспресс-опросов и учебной активности 23 и более баллов, не имеющий задолженности по виду учебной деятельности «монологическое высказывание и собеседование по теме», допускается к зачету.
Студент, набравший по итогам экспресс-опросов и учебной активности менее 23 баллов, не допускается к зачету.
Баллы, получаемые на зачете
Студент выполняет 2 обязательных основных задания (устный ответ на вопрос и презентация проекта по ВР), оцениваемых по десятибалльной шкале (от 0 до 10 баллов). Студент, допущенный к зачету, но не справившийся с одним из основных заданий (4 и менее баллов из 10 возможных), получает отметку «не зачтено» независимо от итоговой суммы баллов.
В случае успешного выполнения основных заданий студент имеет право выполнить 4 дополнительных задания, оцениваемых по пятибалльной шкале (от 0 до 5 баллов). Максимальное количество баллов за зачет не может превышать 40 баллов.
Итоговая аттестация
Отметка «зачтено» выставляется, если суммарное количество баллов (за экспресс-опросы, учебную активность и зачет) равно или превышает показатель 37 баллов.
Отметка «не зачтено» выставляется, если суммарное количество баллов (баллы за экспресс-опросы, учебную активность и зачет) составляет меньше 37 баллов.
Сводная таблица количества баллов необходимых для аттестации
ДОПУСК К ЗАЧЕТУ
|
ЗАЧЕТ
|
не допущен
к зачету
|
допущен
к зачету
|
зачтено
(автомат)
|
Не зачтено
|
Зачтено
|
0-22 баллов
|
23 балла
|
37-55 баллов
|
23-36, а также не справившийся с основным заданием
|
37 и более баллов
|
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Теория и методика внеклассной работы по иностранному языку»
Экспресс-опросы, проводимые на лекционных занятиях по дисциплине «Теория и методика внеклассной работы по иностранному языку»
Лекция 1. Место и значение ВР по иностранному языку. Цели и задачи ВР. Содержание ВР по ИЯ. УКАЖИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ данного внеклассного мероприятия, предполагаемый возраст участников (и почему)
Калейдоскоп традиций
Викторина «Немецкий язык – мое богатство».
"Стихи - договорки по английскому языку на тему "Продукты""
Постановка «Merrry Christmas»
Викторина "What do you know about the Olympic Games?"
Школьный тур олимпиады по...
Организация и проведение Недели иностранного языка.
Праздник “Чему мы научились за год” .
Экскурсии, культпоходы в кинотеатры, на выставки, связанные со странами изучаемых языков.
Конкурс чтецов / песни
Интернет-олимпиада
Викторина и проекты по теме «Великобритания»
Конкурс мини-проектов (США и Австралия)
Тематические встречи с носителями языка
Круглый стол по теме …
Лекция 2. Принципы организации ВР. Система ВР по ИЯ в школе. Планирование ВР. Экспресс-опрос выполняется на основе домашнего задания : прочитать методическую статью и ответить на вопрос.
Прочитайте статью и установите какие принципы ВР на ИЯ реализуются во внеурочной работе (общеобразовательная школа № 1253 г. Москва).
РАСКРЫТЬ ТАЛАНТ, РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ, ЗАЖЕЧЬ ИНТЕРЕС
Автор: Светлана ВЫСОТИНА 9 Июль 2012
Современный ученик прекрасно владеет компьютером и разнообразными мобильными гаджетами, но часто не может найти общий язык со сверстниками и взрослыми, не умеет работать в команде.
И здесь на выручку приходит внеклассная работа.
В нашей школе много интересных направлений этой деятельности. Например, зимний и летний лагерь на озере Селигер, поездки по стране и за рубеж, дальние и ближние походы и экскурсии, различные олимпиады, конкурсы и соревнования.
Давайте поговорим о том, как можно организовать внеурочную работу по предмету «Иностранный язык».
Основной целью внеурочной деятельности на кафедре иностранных языков является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению языка.
Традиционно главными направлениями в такой работе являются кружки дополнительного образования, проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам, тематические концерты и мини-спектакли. Особой популярностью пользуются встречи с зарубежными гостями, лекции и уроки преподавателей из Великобритании, выезды групп за рубеж, летняя учёба за границей.
Основным принципом внеклассной работы по предмету является добровольность. Рекламировать можно и желательно, но ни в коем случае нельзя принуждать. Как показывает опыт, ничего хорошего не выйдет. Лучше всего обсудить с самими учениками, чем они хотят заняться, что им интересно.
В нашей школе работают несколько бюджетных кружков иностранного языка: театральный кружок, кружок лексики и грамматики английского языка (для слабоуспевающих учащихся), кружки по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам.
Всё более популярными становятся хозрасчётные (оплачиваемые) кружки: кружок любителей книги, занимательный английский для 1 классов, кружок выравнивания для поступающих из других школ в профильные классы. Создание таких кружков требует большой организационной и бумажной работы, однако учителя идут на это, так как предоставляется большая свобода творчества и соответственно оплата.
В конце года каждый кружок представляет отчёт, результат своей деятельности, например, концерт для родителей, спектакль, участие в конкурсах, сообщение на методическом объединении о результатах работы.
Особое место во внеклассной работе занимает подготовка к различным олимпиадам и международным экзаменам, для чего используются отечественные и зарубежные пособия более высокого уровня, например, “advanced” для 10–11 классов, сборники тестов и интернет-ресурсы. Кроме того, наши одарённые старшеклассники обязательно читают неадаптированную литературу, подбирают дополнительную информацию в Интернете и рассказывают об этом одноклассникам.
Проектная деятельность — это «точка роста» современной школы. Работа над проектом состоит из нескольких этапов: сбор и систематизация имеющейся информации по проблеме, самостоятельное исследование и анализ полученных данных, создание презентаций в Microsoft PowerPoint и собственно защита. Всё это предполагает активное участие руководителя проекта. У нас в школе над конкурсными проектами работает несколько человек: во-первых, учитель-предметник, во-вторых, учитель информатики, и наконец, уже готовый продукт обязательно смотрит и слушает завуч или привлечённый к проекту учитель, чтобы максимально усовершенствовать работу.
Для повышения мотивации и развития языковых навыков старшеклассников мы регулярно (примерно 1 раз в месяц) приглашаем читать лекции и вести уроки преподавателей из Великобритании, а также устраиваем круглые столы и беседы в малых группах с гостями из англоговорящих стран. Кроме того, во время каникул организуются занятия для учителей с носителями языка.
В последние годы стало хорошей традицией в марте устраивать неделю иностранного языка. Приведу в качестве примера несколько мероприятий, проведённых в рамках недели в этом году:
постановка «Белоснежка и семь гномов» — 4 класс;
конкурс «Моя любимая книга» — 5, 7 и 9 классы;
интернет-олимпиада для 5 классов;
викторина и проекты по теме «Великобритания» — 6 классы;
экскурсия на английском языке в «Английское подворье» — 7 классы;
конкурс песни на английском языке — 7 классы;
викторина в режиме онлайн — конкурс среди 8 классов (тема «Страноведение»);
открытый урок и мастер-класс для учителей округа — 8 класс;
конкурс мини-проектов (США и Австралия) — 9 класс;
инсценировка рассказа «Чашка чая» по К. Мэнсфилд — 9 класс;
тематические встречи с носителями языка — 10—11 классы, темы: профориентация, современное образование, толерантность и многонациональное общество;
конкурс презентаций «Здоровый образ жизни» — 10 классы;
конкурс ораторского мастерства — 10—11 классы;
круглый стол по теме «Викторианское общество» — 10 гуманитарный класс;
конкурс рекламы пьесы «Ромео и Джульетта» — 10 гуманитарный класс;
конкурс чтецов (сонеты Шекспира) — 10 гуманитарный класс.
Ничто так не увлекает детей, как возможность выйти на сцену в театральном костюме, почувствовать себя звездой. В 2011 году было поставлено четыре конкурсных спектакля: «Соловей и роза» по рассказу О. Уайльда, «Алиса в Стране чудес» по роману Л. Кэрролла, «Дети железной дороги» по роману Э. Несбит и сказка «Спящая красавица».
Для успеха детского спектакля необходим союз трёх сторон: учителей, детей и родителей. Если есть возможность, желательно воспользоваться помощью профессионалов: режиссёра, концертмейстера, учителя музыки и танцев. Подобные мероприятия помогают всем подружиться, контакты и воспоминания останутся на всю жизнь.
Когда я молодым учителем пришла работать в школу (в то время она называлась специальная школа № 23), мне пришлось испытать большие трудности: мои ученики 5 класса не делали домашнюю работу, не хотели говорить по-английски, стеснялись делать ошибки. Проблему помог решить кукольный театр. Мы стали ставить мини-спектакли на английском языке, выступали на общешкольных мероприятиях. Я старалась задействовать всех учащихся. Удивительно, но к концу года практически все превратились в хорошистов. До сих пор поддерживаю контакты со многими из этих ребят. Все успешны и состоялись в жизни и признают, что наш кукольный театр — самое яркое воспоминание школьных лет.
Большинство учителей кафедры иностранных языков охотно занимаются внеурочной деятельностью. Однако, как и во всей школьной жизни, здесь есть свои проблемы. Не всегда ученики могут долго задерживаться после уроков. Тогда мы частично используем большие перемены, благо у нас их две по двадцать минут. Иногда мероприятия накладываются друг на друга. Театральный зал постоянно занят репетициями. Выручает зимний сад и строгий график. Особенность нашей кафедры как раз и состоит в том, что учителя стараются помогать и поддерживать друг друга, делятся своими находками и материалами. Мы постоянно применяем наше главное открытие: гарантия успеха — это совместная работа коллектива учителей иностранного языка.
Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников! Вас ждёт успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему предмету.
Лекция 3. Методика проведения групповых форм ВР (викторины, конкурсы, олимпиады).
Экспресс-опрос выполняется на основе домашнего задания : прочитать методическую статью и заполнить пропуски.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автор: Марина БАЕВА Понедельник 30 Март 2015
Экскурсия в музее школы дает возможность использовать образовательные и воспитательные ресурсы школьного музея, сформировать интерес к ... и уважительное отношение к …. Школьный музей, выполняя дидактическую и воспитательную функции, должен являться итогом коллективных усилий учащихся, родителей и учителей, местом интеграции сведений по … и других предметов. Музей помогает решать задачи комплексного подхода к изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через изучение культур, краеведение, правоведение, научно обоснованных аналогий и параллелей. Методы обучения школьников в музее должны служить главному: помочь познать окружающий мир через ценностное отношение к культурному наследию.
Педагог, использующий и организующий образование детей и школьников с применением различных форм музейной технологии, имеет возможность:
а) прибрести новый профессиональный опыт;
б) применить новые методики преподавания, позволяющие пересмотреть свои возможности;
в) глубже и всесторонне вести диагностику обучающихся, что позволяет корректировать индивидуальные и возрастные особенности школьников в реальных условиях.
Все это способствует формированию у детей таких качеств, как ….
Основной целью и содержанием музейных экскурсий является:
расширение рамок предметного содержания,
формирование культуры проектно-исследовательской деятельности,
привлечение родителей к более активному участию в образовательном процессе,
сохранение исторического наследия.
Задачи, которые реально и эффективно решаются в ходе музейной экскурсии на иностранном языке в нашем школьном музее «Мы — славяне»:
-
Обучающие:
-
Развивающие:
-
Воспитательные:
Как таковая музейная экскурсия проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса предмета — английский язык — непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в школьный музей.
Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи».
Основные направления построения экскурсии: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение.
Информирование — это ….
Обучение — ….
Развитие творческих начал. Развитие творчества предполагает использование ….
Общение — ….
Результативность опыта:
количественный охват субъектов образовательного процесса, участвующих в проведении музейных экскурсий;
возросшая мотивация учащихся к предмету «Английский язык»;
повышение качества знаний учащихся при изучении тем с использованием технологии личностно ориентированной и музейной педагогики;
рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию традиций родной школы, города.
Можно привести немало конкретных примеров разнообразных форм проектно-исследовательской деятельности учащихся, организованных на базе материалов школьного музея, выполненных учащимися разных ступеней школьного обучения. Например:
Экскурсия в музее школы, описание структуры музея школы на английском языке Дианой Ханиневой, 10 класс.
«Лучший творец искусства — простой народ», Диана Ханинева, 10 класс.
«Выпускники школы», Кристина Кутина, 3 класс.
«Биатлон заставляет биться мое сердце все сильнее и сильнее» (Об Ольге Зайцевой), Александр Немов, 5 класс.
«Россия начиналась не с меча — она с сохи и плуга начиналась», Андрей Рыжак, 7 класс.
Что же представляет собой музей школы «Мы — славяне» для меня как учителя и для моих учеников?
Музей школы — это огромный и эффективный образовательный ресурс, который можно и нужно задействовать в учебно-педагогической деятельности. Это возможность практико-ориентированных интерактивных и инновационных занятий. Это возможность организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. И все это приносит удовлетворение в применении полученных на уроках английского языка знаний, обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования — в соответствии с требованиями ФГОС.
Лекция 4. Методика проведения индивидуальных и массовых форм ВР (беседы, вечера, утренники). Экспресс-опрос выполняется на основе домашнего задания : прочитать методическую статью и ответить на вопрос. 1 вариант. Выделите основные идеи публикации, назовите массовые формы работы, используемые учителем во ВР и дайте оценку проводимой ВР.
ПРАЗДНИКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ — ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Автор: Коллектив АВТОРОВ Понедельник 25 Февраль 2013
Вашему вниманию предлагается работа учителей английского языка гимназии № 397 им Г.В. Старовойтовой Кировского района Санкт-Петербурга, работающих под руководством заместителя директора по иностранным языкам Ирины Валерьевны Смирновой
В нашей гимназии на протяжении многих лет проводятся праздники на английском языке, которые нацелены на повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, развитию творческих способностей, креативного мышления и речевых навыков учащихся.
Одним из первых праздников, который ежегодно проводится 31 октября, является День Традиций и Обычаев стран изучаемого языка. Учащиеся старших классов готовят для учащихся младших классов игры по станциям, презентации о широко известных традициях и праздниках, таких как Хэллоуин, День Благодарения, Рождество и День Святого Валентина.
В конце ноября в нашей гимназии для учащихся 10–11 классов проходит празднование Дня Благодарения. По традиции мы проводим его в виде игры «Крестики, нолики». Команды классов представляют домашнее задание, соревнуются по заданиям, предложенным в интерактивном виде на экране. Финалом праздника является представление блюд, характеризующих этот праздник и приготовленных самими учащимися.
В нашей гимназии проводится неделя английского языка, которая давно полюбилась ребятам, а по единодушному мнению педагогов, является эффективной формой внеклассной работы, так как она объединяет учащихся разного возраста и разных интересов, создает широкое пространство для общения. В течение этой недели учащиеся принимают участие в конкурсе «Рождественская открытка», «Новогодняя газета», «Лучшее сочинение на английском языке», «Моё любимое стихотворение на английском языке». Завершает данную неделю праздник «Рождественские огоньки» (для младшей и средней школы) и КВН на английском языке (для старшей школы).
Традиционным стало участие нашей гимназии в районном фестивале детского творчества «All world’s a stage». Учащиеся нашей гимназии показывают мюзиклы, инсценируют пьесы, исполняют песни на английском языке.
Для более высокой коммуникативной активности во внеклассной работе учащимся предоставляется возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности, например развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка. Сохраняется преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету. Дети сами выбирают произведение для постановки. И уже задача педагога-руководителя театрального кружка отредактировать и адаптировать текст. Многие недели пройдут в распределении ролей, заучивании текста, работе на сцене, прежде чем выйдет постановка. Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению, оформлению «задника» сцены — с помощью современных мультимедийных технологий эта задача выполнима на самом высоком уровне. Каждый учитель нашей гимназии владеет навыками работы с ИКТ, программой Power Point и в силах оказать необходимую помощь детям в подготовке спектакля. Неоценимую помощь оказывают родители участников постановок в создании костюмов и реквизита. Ребята нашего театрального кружка ежегодно участвуют в Шекспировском Фестивале на базе школы № 316 и завоевывают дипломы и грамоты победителей.
Вариант 2. Выделите основные идеи публикации, назовите массовые формы работы, используемые учителем во ВР и дайте оценку проводимой ВР.
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЯ
Автор: Ирина ГОЛОВАШКИНА Вторник 20 Март 2012
В нашей гимназии английский язык изучают со 2-го класса, с 5-го класса ученики выбирают второй иностранный язык (французский или немецкий). Практика работы наших преподавателей показывает, что именно внеклассные мероприятия помогают заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению предмета, преодолеть возникающие трудности, дать развитие творческим способностям. Внеурочная деятельность особенно важна, так как именно в процессе интересных для учащихся творческих дел формируются способы деятельности, благоприятствующие развитию составляющих социокультурной компетенции — толерантности и уважения к иной культуре вместе с более глубоким осознанием собственной культуры
В соответствии с задачей развития автономии учащихся мы стараемся сделать содержание программы мероприятия открытым
и понятным для всех учеников, выступать в роли консультантов, стимулировать развитие личностных интересов и способностей ученика независимо от его успеваемости, успешности в изучении нашего предмета. Успех налицо: современные дети действительно ценят оказываемое им доверие, и часто закрытые, сложные по своей натуре ученики раскрываются и поражают своими способностями на таких мероприятиях. Это придаёт им уверенности, и потом даже на уроках они становятся активнее и внимательнее.
В нашей гимназии проводятся различные традиционные праздники: День Весны, День Англии и День Америки. Подготовка начинается с совместного заседания кафедры учителей иностранных языков и учащихся. Причём на эти заседания приглашаются и преподаватели других предметных кафедр: литературы, истории, физкультуры и т.д. Мы обмениваемся мнениями, анализируем плюсы и минусы предыдущего праздника, составляем план проведения мероприятия. В этот день все уроки проходят по особому расписанию и исключительно на английском языке. Даже преподаватели неязыковых предметов стараются в этот день общаться на английском языке. Каждый класс становится музыкальной гостиной, спортивным клубом, городской площадью, королевским дворцом. У входа в школу всех встречают литературные и исторические персонажи Великобритании или США.
Например, в прошлом году в расписании Дня Англии были такие предметы и темы, как «История королевской семьи», традиционное английское чаепитие (five o’clock tea), «Символы Британии», «История Битлз», заседание Клуба Джентльменов, мини-олимпиада спортивных игр Британии.
Пользуются популярностью конкурсы чтецов на иностранных языках, конкурсы на лучший перевод стихотворения и фрагмента фильма. Ежемесячно выпускаются газеты и коллажи на иностранных языках; проходит просмотр зарубежных фильмов с последующим обсуждением. Завершаются такие праздники большим концертом на иностранных языках.
Лекция 5. Кружок как синтетическая форма ВР. Экспресс-опрос выполняется на основе домашнего задания : прочитать методическую статью и ответить на вопрос.
Виды деятельности на занятиях разговорного кружка для учащихся разных классов, методические рекомендации для занятий кружка, способы активизации восприятия слухового материала и навыков говорения на занятиях кружка.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
Автор: Марина ПОПОВА 8 Июль 2013
Предметные кружки служат действенным средством в решении следующих задач:
привитие интереса к предмету;
расширение и углубление знаний, полученных на уроке;
формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету;
развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки;
развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности;
вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;
организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.
Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.
Определенная последовательность обучения видам коммуникативной деятельности — аудирование > говорение > чтение > письмо — говорит о том, что аудирование является фундаментом в этой последовательной цепи. В этом плане работа по развитию навыков аудирования и говорения является очень важной.
Одно из главных целевых назначений аудирования на занятиях кружка — подготовить учащихся к восприятию содержания внеклассных мероприятий по предмету. Аудирование в работе кружка по иностранному языку имеет свою периодизацию, обусловленную общевозрастными и индивидуальными особенностями учащихся и их речевым опытом.
Учащиеся 5–6 классов могут с интересом слушать рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией ярких красочных сюжетных и тематических картин или рисунков. Они также с интересом смотрят по телевизору небольшие сюжетные фильмы. Большой интерес у учащихся вызывает аудирование известных народных сказок со зрительной опорой на иллюстрацию или в сопровождении коротких музыкальных пьес для детей на сюжеты сказок.
Организуя работу кружка по иностранному языку, учитель должен помнить, что с каждым классом повышается интерес детей к информации, далекой от учебного содержания. Опыт показывает, что внимание учащихся 7 классов привлекают адаптированные рассказы, смешные истории; учащихся 8 классов интересуют тексты о спортивных состязаниях, о выдающихся людях страны изучаемого языка; учащихся 9 классов привлекают рассказы о жизни и деятельности молодежи страны изучаемого языка, о литературе, об искусстве, о национальных традициях и обычаях, о наиболее значительных событиях страны изучаемого языка, особенно если прослушивание сопровождается демонстрацией репродукций, фотоматериалов.
В процессе подготовки заданий на аудирование на занятиях кружка учителю необходимо четко определить его конкретные задачи:
формирование умений и навыков восприятия иноязычной речи;
обсуждение прослушанного;
организация сообщений учащихся по аналогии с прослушанным образцом (диалог или описание).
К числу заданий, стимулирующих речемыслительную активность учащихся, можно отнести следующие:
скажите, что показалось вам самым важным и интересным в прослушанном тексте, и обоснуйте свое мнение;
сравните факты, о которых вы узнали, прослушав текст, с теми фактами, которые вы знали ранее;
скажите, одобряете вы или не одобряете поведение главного героя прослушанного текста;
скажите, в какой жизненной ситуации вы могли бы применить полученные знания;
подумайте, как бы вам хотелось завершить описанные в тексте события.
Одним из способов подготовки восприятия материала на слух является создание ситуаций, в которых либо учащиеся выполняют какую-либо функциональную роль, либо моделируются условия происходящего. Например:
Вы готовитесь к отъезду в страну изучаемого языка в составе делегации российских школьников. Прослушайте текст и определите, какие сведения вам будут наиболее полезны в поездке.
Вы представитель российской делегации журналистов. Иностранные коллеги выступают перед вами со своими сообщениями о важных политических, культурно-спортивных новостях, которые произошли в их стране за последнее время. О каких из них вам бы захотелось написать в своих газетах?
Вам предстоит выступить с сообщением о развитии космических исследований в России. Прослушайте летопись развития космонавтики в нашей стране и выберите лишь те факты, которые вы включите в свой доклад.
Заинтересовать учащихся прослушиванием текста и обеспечить его полное понимание помогают следующие приемы:
учитель демонстрирует серию рисунков и просит учащихся высказать свое мнение о действиях изображенных на них персонажей. Затем учащиеся слушают рассказ и сравнивают его содержание со своими высказываниями;
по выписанным на доске заголовку, ключевым словам и выражениям учащиеся должны спрогнозировать, о чем пойдет речь в тексте.
Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать к рассказу другую концовку, оценить действие главного персонажа, ответить на вопрос: «Как бы они поступили на его месте?».
Активность слухового восприятия учащихся стимулируют задания соревновательного характера. Например:
До прослушивания текста учитель выписывает на доске предложения и ставит задачу: прослушайте текст и проставьте на листе бумаги номера предложений в соответствии с содержанием текста.
Прослушайте текст и угадайте имена действующих персонажей. Но текст в таком случае должен быть обязательно составлен по мотивам известных сказок, рассказов, фильмов.
Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, отличными от тех, которые выполняются на уроке. Задания должны носить проблемный характер, побуждать учащихся применять в ответах полученные ранее знания. Задания должны поставить учащихся перед необходимостью сравнивать, решать, догадываться, искать решения в самом тексте. В них должны содержаться план высказывания, ключевые слова и образцы. Опоры на занятиях кружка будут служить не только речевой поддержкой, но и будут способствовать лучшему пониманию и запоминанию аудитивного материала.
В подготовке говорения на занятиях кружка перед учителем встают основные трудности:
отбор языкового материала;
выбор форм и методов организации речевой деятельности;
разработка системы заданий, стимулирующих коммуникативную активность учащихся.
При выборе форм и методов организации речевой деятельности на занятиях кружка необходимо учитывать рекомендации психологов, в соответствии с которыми процесс овладения иностранным языком должен включать все виды деятельности. Если в кружках задействованы учащиеся 5-6 классов, то ведущей в работе кружка должна быть игровая деятельность. А если задействованы учащиеся 7-9 классов, ведущей будет познавательная и ценностно-ориентационная деятельность. Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению. Фантазируя, ученик 5-6 класса легко перевоплощается в героя сказки или рассказа. Учащиеся этого возраста охотно копируют интонацию и любят участвовать в хоровой работе. Процесс языковой коммуникации увлекает их. На занятиях кружка учащиеся не должны встречать непреодолимых трудностей, их старания и успехи должны быть замечены учителем, их должен устраивать партнер. Основными формами работы на занятиях кружка должны быть управляемый диалог, беседа, описание картинок.
Совершенствование умений и навыков устной речи на занятиях кружка имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в планировании и организации занятий:
Желательно, чтобы речь учащегося сопровождалась соответствующими действиями: передвижением по комнате, жестикуляцией, мимикой. Учащиеся на занятиях кружка должны снять физическую усталость после уроков.
Учащиеся не должны бояться допустить ошибку.
Необходимо добиваться творческого воспроизведения языкового материала в новых ситуациях общения. На занятиях кружка учащиеся должны использовать знания и умения, полученные в ходе изучения нескольких тем. Иностранная речь учащихся на занятиях кружка должна быть близка к естественной разговорной речи. Члены кружка учащихся должны учиться свободно переходить от одной темы к другой.
Содержанием устной речи учащихся должны являться знания, полученные на уроках по другим предметам — прежде всего литературы, истории, географии. В устной речи учащихся должны найти свое отражение и их внеучебные интересы.
Особое значение в организации работы кружка следует уделять коллективным видам речевой деятельности, органически сочетающим личностную и общественную значимость. Например: выпуск устного журнала о событиях в жизни школы. В качестве эффективного приема управлением деятельностью учащихся на занятиях кружка рекомендуется назначать на роль консультантов хорошо успевающих по предмету учеников. Учащиеся младших классов воспринимают такое назначение как игру, они охотно включаются в эту игру. Для учащихся 9 класса это поощрение доверием.
Занятие кружка на всех его этапах должно обеспечиваться раздаточным материалом. Это могут быть тематические подстановочные таблицы, картины, карточки, открытки с изображением достопримечательностей городов, тематические фотоматериалы, иллюстрации из газет и журналов.
6.Лекция 6. Межкультурный аспект организации клубной работы. На основе лекционного материала заполнить следующую таблицу.
Структурно-функциональная модель развития межкультурной компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетенции
принципы
|
подходы
|
Педагогические технологии
|
|
|
|
2 вариант. Ответьте на вопросы:
Раскройте содержание принципа культуросообразности, межпредметной интеграции, культурной оппозиции и культурной вариативности.
|
|
|