Навигация по странице:
|
Ответы на билеты. 1. Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования
1. Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования.
Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.
История – наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего.
Объект – является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Предмет – конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.
Цель исторического познания – получение исторической истины.
Научные категории:
– историческое время – события, следующие одно за другим, образующее ряд, который не является простой совокупностью несвязных событий;
– историческое пространство – совокупность природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих во времени на определенной территории;
– исторический факт – реальное событие, явление, процесс прошлого, то, что считается общепризнанной истиной;
– исторические источники – остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие деятельность человека: письменные. Остатки материальной культуры, фольклорные, лингвистические, аудио, видео.
Закон – строгое непререкаемое предписание, общепринятое правило в исторической науке.
– неизбежность социально-политических перемен;
– историческая необходимость и историческая случайность;
– альтернативность.
Закономерность – обусловленность объективными законами.
– диалектика объективного и субъективного в историческом процессе;
– диалектика общего, частного и особенного в историческом процессе;
– использование исторического опыта;
– исключение схематизма и поверхностного подхода;
– выделение причинно-следственных связей между историческими явлениями и процессами.
Метод исторического познания – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.
-
Сравнительно-исторический предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними..
Системно-структурный.
Проблемно-хронологический предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.
Ретроспективный.
Принципы исторической науки:
— принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина;
— принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития;
— принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии;
— принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины;
— принцип всесторонности — историческое познание должно стремиться всесторонне познать предмет своего исследования;
— принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;
— принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из исторических источников;
— принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.
Социальные функции истории (те роли, которые она играет в жизни общества):
– научно-познавательная;
– воспитательная – позволяет сформировать некоторые гражданские качества (социальная память и бережное отношение к своей стране);
– прогностическая.
2. Сущность и особенности цивилизационного подхода в истории.
Цивилизация – степень, уровень материального и культурного развития общества, народа; ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации Моргана).
Цивилизация – сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике, и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.
Менталитет – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировоззрение.
Н.Я. Данилевский, «Россия и Европа», 1871 г.
Центральной являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.
О. Шпенглер, «Закат Европы», 1918 г. История как панорама замкнутых и не взаимодействующих друг с другом культур. Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. 8 культур: египетская, майянская, греко-римская, византийская, арабская, индийская, вавилонская, китайская, западноевропейская.
А. Тойнби, «Постижение истории», 1922 г. В центре его учения – локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Вв историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская. Допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.
Возникновение цивилизаций связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.
Признаки, объединяющие цивилизации в типы:
– социальная и экономическая общность развития;
– переплетение культур;
– сходство менталитета.
Типы цивилизаций:
1. Нелинейные, статичные, холодные, замерзшие – непрогрессивная форма существования человеческих сообществ; живут в рамках годового природного цикла, прохождение которых от поколения к поколению не меняется (индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки).
– В социальной организации господствует коллективизм, община – родовая или клановая, и племя.
– Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества.
– Культура этих цивилизаций не имеет европейского понятия прогресса. В этом смысле такие общества никогда никуда не шли, развиваясь вне исторического времени. Гарантией существования статичных цивилизаций является достижение ими равновесия с природой.
– Интеллектуальное развитие этих народов специфично и разнообразно и находит отражение в мифах, преданиях и сказаниях.
2. Восточный тип (тип циклического развития, речной).
– Общество живёт в рамках исторического времени.
– Отсутствует/малоразвита частная собственность, господствует общенародная.
– Общество делится не на классы, а на сословия и касты; слабо развиты горизонтальные связи, общественные связи носят исключительно вертикальный характер; социальные роли чётко разделены и закреплены традицией.
– Огромную роль играет государство: оно не только контролирует развитие производственных отношений, но и надзирает за духовной жизнью; деспотия, диктатура, абсолютная монархия.
– Отсутствуют политические и гражданские права и свободы.
– Высокая степень духовности.
– Господствует коллективизм.
– Цивилизация развивается циклически.
3. Западный (западно-европейский, морской, т.к. возник на берегах Средиземного моря) – Древняя Греция, Древний Рим.
– Представление о линейном, быстро текущем времени, состоящем из прошлого, настоящего, будущего.
– В общественном сознании господствует убеждение о необходимости постоянного развития, прогресса.
– Индивидуализм, приоритет личности; общественное сознание рационально и свободно от давления религиозной догматики (в решении практических вопросов); общественная мораль – сфера безраздельного господства христианства (сфера личных взаимоотношений, деловая жизнь); понятие протестантской деловой этики (её принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело) → высок нравственный престиж труда и его результатов.
– Классовая структура общества, в нём развиты формы классовой организации (профсоюзы, партии, общественные объединения).
– Развита частная собственность и рынок как способ функционирования экономики; высокий престиж предпринимательства.
– Развиты горизонтальные связи как следствие наличия гражданского общества, существующего независимо от власти → демократические права и свободы граждан.
– Государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов и для реализации идей прогресса.
– Форма государства: демократия, республика.
4. Пограничный тип – Россия, Турция.
– Эти общества складывались не внутри коалиции западно-европейских цивилизаций, а на окраине западного мира и степи → эти цивилизации уязвимы для нашествий с запада и востока; государственные институты вынуждены тратить огромные средства на укрепление обороноспособности, содержание армии.
– Неустойчивость традиций повышает роль фактора случайности и усиливает возможность для таких обществ прыжка в утопию.
– Характерно наличие западничества, почвеничества и евразийства.
3. Формационный подход к истории, его противоречия.
Формационный подход разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства.
Способ производства – это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека.
Производительные силы – это содержание способа производства, а производственные отношения – форма.
С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально-экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества:
– первобытнообщинное,
– рабовладельческое,
– феодальное,
– капиталистическое,
– коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).
4. Восточные славяне в древности. Проблема этногенеза.
Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиною.
Но убедительных доказательств, что именно эта теория является правильной не найдено. Совершенно определенно известно только то, что в X–XI вв. Русской землей называлось Среднее Приднестровье – земля киевских полян, и именно отсюда это название в течение XII–XIII вв. распространилось на другие области, занятые восточнославянскими племенами. На юге оно было известно намного раньше прихода Рюрика и варягов в Новгородскую область (середина IX в.). Уже в VII в. норманны проникли на Азовское побережье, а в VIII–IX вв. здесь образовалось славяно-варягское княжество, или «русский каганат». Город Тмутаракань стал важным политическим и торговым центром этого государства. В начале и в середине IX в. приазовская Русь совершила набег на византийские владения.
Славянская колонизация Великой Русской равнины началась с ее юго-западного угла, а именно – с Прикарпатского края. Здесь в VI в. возник большой военный союз славян под предводительством князя дулебов. Но уже в течение VII–VIII вв. славяне начинают расселяться по Русской равнине и занимают обширную область, расположенную по линии Волхова – Днепра. В IX–X вв. юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и иверцы, поселившиеся на территории между Днепром и Черным морем; «белые» хорваты, располагавшиеся в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне и бужане, жившие в Восточной Галиции, на берегах Волыни и Западного Буга. По западному берегу Среднего Днепра располагались поляне, к северу от них по реке Припяти – древляне; еще дальше к северу – дреговичи; на восточном берегу Среднего Днепра, на Десне и ее притоках жили северяне; на реке Согле – радимичи, на реке Оке – вятичи, самое восточное из славянских племен.
Северо-западную часть русско-славянской территории занимало многочисленное племя кривичей, жившее в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и делившееся на кривичей полоцких, смоленских и псковских. Наконец северную русскую группу составляли ильменские славяне (или новгородские), занимавшие территорию, располагавшуюся вокруг озера Ильмень и по обоим берегам реки Волхов.
5. Принятие христианства и его значение.
959 г. - княгиня Ольга тайно приняла христианство.
Византийский император Василий II обещал Владимиру отдать в жены свою дочь Анну, однако не выполнил своего обязательства, т.к. Владимир был язычником и "варваром". Тогда Владимир осадил Корсунь и заставил Анну выйти за него замуж в обмен на принятие христианства.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ, что встретило сопротивление населения.
Последствия:
– укрепление государственной власти и территориального единства Киевской Руси;
– Русь стала равной другим христианским странам;
– расширение связей;
– развитие русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
6. Охарактеризовать процесс образования Древнерусского государства. Первые киевские князья.
Государство – это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять общественный порядок.
Признаки государственности в раннесредневековом обществе:
– наличие власти, отчужденной от народа;
– размещение населения по территориальному признаку;
– стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления государства.
Закономерности:
– усложнившиеся межплеменные отношения;
– изменение индивидуального и группового самосознания;
– внутриродовое разделение труда на ремесленников, земледельцев, воинов;
– рост производительности труда, возникновение излишков, появление семейной, частной собственности;
– появление соседской общины;
– углубление разделения труда, появление торговли.
Таким образом, государство возникает потому, что в его появлении заинтересована большая часть общества.
Факторы, повлиявшие на особенность образования Киевской Руси:
– особое географическое положение (открытость Восточно-Европейской равнины);
– наличие суперсоюзов: куява, славия, артания;
– великое переселение народов;
– наличие торгового пути «из варяг в греки»;
– торговля особыми товарами;
– особенность земледелия (переложное, подсечно-огневое).
Концепции возникновения русской государственности:
Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлёцер).
Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.
Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов).
Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер. IX в. восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов.
879 г. – Олег. Олег вместе с Игорем и дружиной двинулся по пути «из варяг в греки». Он взял города Смоленск, Любич на Днепре и подошел к Киеву. Олег хитростью захватил Киев, покорил славянские и финские племена, а также освободил восточнославянские племена от хазар и стал основателем великого Киевского княжества. 907 г. – отрегулировал торговые отношения между Русью и Византией.
912 г. – Игорь. В 944 г. – мир с греками. 946 г. – Ольга.
7. Киевская Русь X-XI вв.
Владимир занял престол, убив своего брата Ярополка, в 980 г.
Все земли восточных славян объединены в составе Киевской Руси. Присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Укрепление госаппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Для обеспечения защиты земель (важнейшая задача) сооружен ряд крепостей по рекам Десна, Осетр и т.д. Принято христианство.
После смерти Владимира престол перешел к Святополку. По его приказу были убиты Борис и Глеб, за что он получил прозвище Окаянный. Против него выступил Ярослав, княживший в Новгороде. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиняться Киеву, что говорит о появлении тенденции к дроблению государства.
При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Утвердил русские позиции в Прибалтике. В 1035 стал единодержавным князем Киевской Руси.
Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Множество письменных и архитектурных памятников.
Впервые назначен русский митрополит – Илларион.
«Русская правда» – свод законов. «Правда Ярослава» – первые 17 статей. Ограничивала кровную месть близкими родственниками. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть, ввела штрафы за убийство людей.
Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство.
В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.
|
|
|