Главная страница
Навигация по странице:

Шпоры аудит. 1. Необходимость аудита в условиях рыночной экономики



Скачать 74.59 Kb.
Название 1. Необходимость аудита в условиях рыночной экономики
Анкор Шпоры аудит.docx
Дата 28.05.2017
Размер 74.59 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Шпоры аудит.docx
Тип Документы
#9969
страница 1 из 4
  1   2   3   4

1. Необходимость аудита в условиях рыночной экономики.

При переходе от централизованной экономике к экономике рынка, в организациях принципиально меняется технология процессов, а значит изменяется система экономического контроля.

Порядок централизованного управления таков: на основе сложившейся общественной потребности в центре разрабатываются и доводятся до основных производственных звеньев плановые задания, затем полученный продукт распространяется между потребителями. За недочеты при таком управлении отвечает государство в целом (отвечает своими ресурсами). Товаропроизводитель сам определяет что производить, кому продать, куда направить свободные ресурсы. Он несет полную ответственность за свои ошибки и просчеты, ему необходима информация о партнерах (потенциальных и существующих). Принятие решений в таких условиях основывается на финансовой информации о субъекте. Эта информация в первую очередь содержится в финансовой отчетности общего пользования, т.е. в отчетности, предназначенной для тех пользователей, которые не имеют возможность требовать отчетность, отвечающую их конкретным потребностям. Такая отчетность должна составляться в соответствии с федеральным законодательством, но возможно возникновение конфликта интересов пользователя и поставщика информации. Создается потребность в достоверной финансовой отчетности. Такая потребность удовлетворяется по средствам организации аудита.

В ФЗ об аудиторской деятельности аудиторская деятельность определена как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая АО и индивидуальными аудиторами.
2. Понятие аудиторской деятельности. Определение аудита.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей
3. Цель аудита и его сущность.

Аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской, финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое.
4. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пользователей бухгалтерской информации можно условно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.

Администрация организации - это совет директоров, управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше интересуют прибыльность и ликвидность организации. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы, банки, поставщики, кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно - ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи.
5. Понятие достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей аудита.

Для целей аудита под достоверностью понимается степень точности показателей отчетности, которая позволяет пользователям на основе её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансового и имущественного положения аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих данных обоснованные решения.

Давая в официальном документе, т.е. в аудиторском заключении, оценку отчетности, аудиторы должны указать, что эта оценка является лишь выражением их мнения, поэтому имеется риск (весьма незначительный) того, что она будет неточной.

Выражая мнение о достоверности, аудитор делает вывод о соответствующем порядке ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, при этом отчетность должна быть основана на первичных документах, соответственно оформленных.

Дальнейшее преобразование информации в первичных документов, результатом которых является отчетность, должны соответствовать требованиям правовых актов.

Наиболее жесткие требования о достоверности отчетности – у потенциальных инвесторов предприятия, в круг которых входят не только юридические лица, но и физические лица, имеющие накопления.

Аудиторская практика должна быть нацелена на указанную аудиторию пользователей. Риск, что отчетность будет содержать недостаточно информации называют информационным риском. Под сущностью аудита понимают уменьшение информационного риска до приемлемого уровня для пользователей отчетности.

Информационный риск – риск того, что при использовании пользователями информации отчетности могут быть приняты неверные управленческие решения.
6. Аудит как составная часть системы финансового контроля.

Аудит – составная часть финансового контроля.

В экономически развитых странах финансовый контроль делится на государственный и негосударственный контроль.

В рамках государственного контроля контролируются поступления и расходы государственных бюджетов, государственных денежных фондов, контролируется соблюдение установленных нормативно-правовыми актами правил и методов финансового учета.

Негосударственный контроль производит контроль за хозяйствующими структурами, подразделяется на внутренний и внешний. Объекты внешнего контроля – хозяйствующие структуры; внутренний контроль осуществляется силами самой хозяйствующей структуры.

Аудит входит в систему внешнего негосударственного контроля. Необходимо иметь ввиду: контроль как вид деятельности обеспечивает наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования предприятия принятым управленческим решениям.

В условиях рыночной экономики основные задачи в системе внешнего негосударственного контроля решаются в
14. Аудиторские стандарты.

Под аудиторскими стандартами понимаются требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оценки качества, оформления ее результата, а также к порядку подготовки аудиторов и их квалификации.

Различают международные и национальные аудиторские стандарты. Международные используются для разработки национальных стандартов. Национальные стандарты – минимальный уровень требований.

Международные стандарты используются во многих странах, но по-разному. В одних принимаются к сведению, в других используются как национальные стандарты, в третьих являются базой для создания собственных национальных стандартов (как в РФ).

Национальные стандарты делятся на федеральные стандарты, стандарты СРОА и стандарты АО.

Федеральные стандарты устанавливаются Правительством РФ. Стандарты СРОА и АО не могут противоречить федеральным стандартам и их требования не могут быть ниже.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Кроме Федеральных стандартов действуют стандарты, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте. Они носят рекомендательный характер.

Внутренние стандарты (стандарты СРОА и АО) являются частью организационно-распорядительных документов организации и системы внутреннего контроля. Должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам определить четкий порядок своих действий по выполнению требований федеральных стандартов и повышать качество проверок.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
15. Права аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
16. Обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
17. Права аудируемых лиц.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
18. Обязанности аудируемых лиц.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
19. Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Профессия аудитора является общественно-значимой и подразумевает его ответственность перед обществом за качество проводимых контрольных мероприятий и за соблюдение общечеловеческих и профессионально-этических норм, что является непременной обязанностью каждого аудитора.

31.05.2007 – Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ былл принят «Кодекс профессиональной этики аудиторов». Он устанавливает правила поведения аудиторов и определяет основные принципы, которые ими должны соблюдаться, а именно: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

существенными по отдельности либо в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск средств контроля характеризует качество работы службы внутреннего аудита или иного аналогичного по назначению подразделения предприятия. При отсутствии такой службы значение риска средств контроля равно единице, а потому никак не влияет на снижение аудиторского риска.
27. Взаимосвязь между уровнями существенности и аудиторским риском.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.
  1   2   3   4
написать администратору сайта