Навигация по странице:
|
1. Новейшая история Индии (19502004 гг.)
История стран Азии и Африки в новейшее время.
История Азии и Африки в новейшее время включает изучение, прежде всего, «ключевых» стран Востока: Индии, Ирана, Турции, Китая и Японии. Каждое из этих государств имеет уникальные традиции, каждое представляет свой путь включения в мировое сообщество, свою модель экономического развития. Настоящие тексты лекций предлагают составить представление о наиболее важных аспектах социально-экономического и политического развития указанных стран. В связи с ограниченным объемом издания в тексты не включен анализ внешней политики восточных государств, за исключением Японии, для которой торговые взаимоотношения с зарубежными странами являются принципиальным вопросом. В тексты не включены и вопросы культуры афро-азиатских обществ, но автор уверен, что читатель сможет самостоятельно их изучить.
Тема 1. Новейшая история Индии (1950-2004 гг.)
План темы.
Республика Индия в период проведения «курса Неру». Формирование оппозиции политике Индийского национального конгресса (1950-63 гг.)
Перегруппировки политических сил в Индии в 1960-80 –е гг. Обострение проблемы регионализма.
Современная Индия: «время коалиций» (1989-2004 гг.)
1. 26 января 1950 г. Индия стала независимой республикой. Согласно Конституции, разработанной в период существования Доминиона Индийский союз (1947-49 гг.), во главе государства встал президент, однако реальную власть получило правительство во главе с премьер-министром, которое было подотчетно парламенту и формировалось наиболее многочисленной фракцией его нижней палаты – Лок Сабхи. Первым премьер-министром Республики Индия стал лидер самой многочисленной и авторитетной партии Индийский национальный конгресс (ИНК) Джавахарлал Неру (1889-1964). Он предложил стране проект преобразований, получивший по его имени название «курса Неру». «Курс Неру» - это доктрина социально-экономического развития государства, ставившая целью добиться экономической независимости страны и вывести ее население из нищеты. В то же время начальный период существования суверенного индийского государства был посвящен формированию и эволюции его политического механизма. Основные положения «курса Неру» сводились к пяти основным принципам:
Ускоренное экономическое развитие на основе планирования;
Индустриализация как одна из центральных проблем национальной реконструкции, реализуемой с помощью планирования;
Ведущая роль государственного сектора в экономике, государственный капитализм, контроль над частным капиталом;
Построение общества «социалистического образца», расширение социальной справедливости;
Ориентация на социалистический блок во внешней политике при сохранении нейтралитета в отношениях со всеми государствами (политика «позитивного нейтралитета»).
«Курс Неру» разрабатывался и воплощался в жизнь в рамках пятилетних планов экономического развития, первый из которых был принят и вступил в действие в 1951 г. Целью государственной политики провозглашалось строительство общества нового типа, в котором существенно повысится уровень жизни, увеличится занятость и будут расширены рамки социальной справедливости.
В результате осуществления первой пятилетки были созданы предпосылки для более широкой индустриализации страны. Однако важнейшая цель этого плана – существенное повышение уровня жизни масс – не была достигнута.
Для этого были объективные причины. Во-первых, не было четкой программы разрешения аграрного вопроса. Составители плана исходили из предположения, что рост производства будет автоматически сопровождаться изменением распределения общего национального продукта и что увеличение национального дохода автоматически приведет к повышению жизненного уровня широких масс народа. Но этого не произошло, так как экономическое развитие осуществлялось на основе старой, сложившейся еще во времена колониального господства социальной системе. Плановая комиссия Индии после завершения пятилетки признала, что не было достигнуто реального прогресса в разрешении проблемы безработицы. По доходам и жизненному уровню, хотя они несколько возросли, Индия оставалась страной, где «богатые стали еще богаче, а бедные – еще беднее».
Второй пятилетний план (1956-61 гг.) можно считать концептуальным воплощением «курса Неру». Именно поэтому вокруг принятия этого плана внутри Конгресса разгорелась фракционная борьба, в ходе которой правое крыло ИНК, выступавшее за не ограниченное государственным лицензированием развитие частного предпринимательства, последовательно боролось за смягчение политики расширения государственного сектора. Результаты выполнения второго пятилетнего плана свидетельствовали, что в экономической структуре страны постепенно ликвидировались диспропорций, унаследованные от колониального прошлого. Если в колониальный период развивалась в основном легкая, в особенности текстильная промышленность, то в 1950-е гг. возросло производство стали, угля, цемента. Значительные успехи были достигнуты в области просвещения, но 70% населения по-прежнему оставалось неграмотными.
Третья пятилетка также прошла под знаком «курса Неру». Активно велась индустриализация на основе расширения и укрепления государственного сектора, внедрялось плановое начало в экономике. В целом, к середине 1960-х годов объем промышленного производства возрос в 2,5 раза. Особенно заметным было повышение роли государственных вложений в экономику. К середине 1960-х годов госсектор занял ряд ключевых позиций в промышленности – преобладал в добыче железной руды и нефти, производстве электроэнергии, чугуна и стали, станков и тяжелого оборудования.
Участие государства в предпринимательстве привело к появлению в Индии новых отраслей, прежде всего, в промышленности. Так была заложена база для воспроизводства на национальной почве тяжелого машиностроения, энергомашиностроения, станкостроения, производства электронного оборудования. В создании этих ключевых отраслей госсектора решающую роль сыграла экономическая помощь СССР и других стран. В результате, промышленный переворот в Индии стал протекать быстрее. Изменилось также соотношение между национальным доходом, производимым сельским хозяйством и доходом, создаваемым в обрабатывающей промышленности. В 1948-49 гг. это соотношение составляло 2,8 к 1, а в 1962-63 – 2,2 к 1.
Проведение социально-экономического «курса Неру», наряду со значительными успехами в области промышленного развития, демонстрировало и ряд противоречий. Росло экономическое и социальное неравенство: укреплялись монополистические группы, усиливалась коррупция в госаппарате и спекуляция. Увеличилось дефицитное финансирование, ощущалась нехватка иностранной валюты, и как следствие, развивалась зависимость от внешних источников ее получения. В условиях смешанной экономики обозначилась ограниченность и слабость планирования. Сохранились низкие темпы накопления и роста национального дохода. Кроме того, принципиальное проведение «курса Неру» вызвало рост буржуазной оппозиции, вокруг которой постепенно консолидировались все антиконгрессистские силы.
Таким образом, жесткое проведение «курса Неру» вызвало негативные процессы в экономике и в обществе. Именно на основе борьбы против официальной доктрины стала формироваться оппозиция политике ИНК. При этом отчетливо наблюдалось усиление тенденций к доминированию крупной буржуазии, как в экономическом, так и в политическом плане. Следуя логике одного из ведущих отечественных индологов – А.Г. Володина, в истории независимой Индии произошло несколько глобальных перегруппировок политических сил. Их основная причина – борьба буржуазии за либерализацию экономической системы, основанной на доминировании государства.
Следует отметить, что все процессы в партийно-политической системе Индии в период первых трех пятилеток протекали в весьма специфической обстановке. У власти находилось правительство, сформированное одной партией - ИНК. По сути, Конгресс представлял собой общенациональную антиколониальную коалицию. Не удивительно, что в независимый период от ИНК отделялись различные политические течения, образовывались новые партии, лидеры которых имели отличную от руководства ИНК позицию по вопросу о дальнейшем пути социально-экономического развития Индии. Так, в рамках ИНК выделилось правое крыло во главе с С.В. Пателем и П. Тандоном, которые противостояли левоцентристской группировке под руководством Дж. Неру. Именно правое крыло ИНК сформировало основу буржуазной оппозиции «курсу Неру» сначала внутри, а затем и вне партии. Существенно ослабляла ее и деятельность леворадикальных партий, значительная часть которых также выделилась из ИНК. Это Крестьянско-рабочая народная партия, Социалистическая партия, Народный конгресс. Часть их уже во второй половине 1950-х гг. сблизилась с Коммунистической партией Индии (КПИ). Правоконсервативные (религиозно-общинные) силы также консолидировались уже накануне первых всеобщих выборов 1951 г. и создали партию Джан сангх (Народный союз), которая выступала за изменение секуляристского характера индийского государства. Можно назвать около 80 партий, принявших участие в первых выборах в 1951 г. Особенность ситуации заключалась в том, что консолидированной оппозиции ИНК не было. Правобуржуазная фракция находилась в рамках партии и, в целом, не могла открыто противодействовать «курсу Неру», одобренному левоцентристским большинством. Кроме того, авторитет Дж. Неру, лидера партии, был непререкаем. В то же время, существование оппозиции внутри правящей партии свидетельствовало о незавершенности политической структуры Индии и стимулировало процесс перегруппировок. Подготовка первой такой перегруппировки проходила в течение 1950-64 гг. и была связана с борьбой за проведение «курса Неру» в экономике. Однако оформилась и стала очевидным явлением перегруппировка после смерти Дж. Неру в 1964г.
2. С момента образования Республики Индия в ее политическом механизме происходят перегруппировки политических сил. Вся перестройка политического механизма в Индии протекала в форме постепенного перехода от мультисоциального объединения, каким был ИНК в начале, к партиям с более узкой социальной основой и с более четко выраженными политическими ориентациями. Таких перегруппировок, или этапов перегруппировочного процесса, было несколько. Первый продолжался с 1950 по 1964 гг., второй – с 1965 по 1975 гг., третий – с 1975 по 1977 гг., четвертый – с 1977 по 1979 гг. В 1980-90-е гг. процесс политических перегруппировок продолжился уже на уровне отдельных штатов и был обусловлен не столько государственной политикой в социально-экономической сфере, сколько интересами и амбициями региональных партий, ставших значительными и активными участниками общеиндийских правящих коалиций.
Первый этап перегруппировочного процесса развивался на базе различий в оценке роли государства в экономике, политике и социальной сфере. Прагматическое крыло буржуазии, которое ориентировалось на ИНК, в целом придерживалось принципов этатизма (политики государственного капитализма), лежащих в основе «курса Неру», и одобряло расширение государственного воздействия на экономические процессы и социальную политику. Политическая стратегия «этатистов» предусматривала подчинение интересов отдельных групп буржуазии их общеклассовой задаче – модернизации индийского капитализма в рамках политики консенсуса, получившего название «система Конгресс». Альтернативную концепцию развития представляла созданная в 1959 г. партия Сватантра. Ее лидеры считали, что экономический, политический и социальный потенциал государства необходим лишь как стимулятор для функционирования рыночного механизма. Первая перегруппировка, выразившаяся в борьбе за курс Неру (1950-64 гг.), носила незавершенный характер. Идеологическое размежевание внутри класса буржуазии не привело на этот раз к политической поляризации. В первой половине 1960-х гг. основные потенциальные оппозиционные силы действовали внутри правящего ИНК, составляя основной компонент механизма торможения проводившихся реформ. В 1963 г. правое крыло ИНК потребовало в парламенте отставки правительства Дж. Неру и образовало внутри партии группу «синдикат», выступавшую за либерализацию экономики.
Со смертью Дж. Неру в 1964 г. завершился период относительной внутриполитической стабильности, и страна вновь вступила в полосу все обострявшихся социальных и экономических конфликтов. В правящей партии усилилась фракционная борьба, до этого времени сдерживаемая в какой-то степени авторитетом Дж. Неру. Новым премьером стал Л.Б. Шастри, но ему приходилось лавировать между различными группировками как внутри высшего эшелона конгрессистов, так и среди местных, штатовских «боссов», которые, действуя в регионах, создавали альтернативные местным министерствам центры власти. В ходе внутрипартийной борьбы укреплялись позиции правого крыла, которое, пользуясь поддержкой крупной буржуазии, стало оказывать давление на правительство. Таким образом, внутри ИНК развивались центробежные тенденции. Процесс размежевания политических сил принял необратимый характер и в 1969 г. закончился выделением «синдиката». Это способствовало ослаблению партии и вызвало активизацию и усиление оппозиции, как справа, так и слева.
Левая оппозиция в середине 1960-х гг.была представлена двумя социалистическими партиями – Социалистической и Народно-социалистической, а двумя компартиями - КПИ и КПИ(марксистская).
Таким образом, первый этап перегруппировочного процесса завершился размежеванием внутри правящего ИНК, с одной стороны, а с другой – активизацией оппозиции вне Конгресса.
Вторая перегруппировка партийно-политических сил (1965-1975 гг.) заключалась, с одной стороны, в стремлении правящей партии улучшить социально-экономическое положение отдельных социальных групп, проявляющих растущее нетерпение, с другой стороны, в попытках оппозиции интегрировать их в существующий политический механизм. Фактически, эта перегруппировка служила альтернативой классовой борьбе в Индии.
В сентябре 1965г. умер Л.Б. Шастри. На пост премьер-министра впервые в истории ИНК было выдвинуто два кандидата: Индира Ганди, дочь Дж. Неру, лидер левоцентристской группировки ИНК, составлявшей большинство, и М. Десаи – от правой фракции. Большинством голосов была избрана И. Ганди. М. Десаи, возглавлявший «синдикат», продолжил политику противодействия проведению «курса Неру». На выборах 1967г. оказалось, что ИНК потерял 5% голосов избирателей и 19% мест в парламенте, но, тем не менее, составлял еще самую большую фракцию – 54% депутатских мест в Лок Сабхе. Благодаря мажоритарной системе выборов ИНК вновь стал правящей партией.
В конце 1960-х гг. в стране разразился социально-экономический и, как следствие, политический кризис. Усилилась инфляция, в связи с засухой возникла нехватка продовольствия. Замедление темпов развития привело к массовой безработице. Правительство ИНК попыталось разрешить все проблемы в духе требований левой оппозиции. Летом 1969 г. И. Ганди провела национализацию 14 крупнейших частных банков, за которой последовала отставка М. Десаи, обвиненного в сопротивлении «курсу Неру». В ответ М. Десаи и возглавляемый им «синдикат» вышли из состава ИНК и образовали оппозиционную политическую партию, получившую название Организация Конгресс, или ИНК (О). Правящая партия, возглавляемая И. Ганди, получила название ИНК (И).
В декабре 1969 г. был принят и утвержден Закон о монополиях и ограничительной торговой практике. В феврале 1970 г. были пересмотрены ассигнования по 4 пятилетке, доля вложений в госсектор возросла с 55 до 60%. Была создана Комиссия для расследования обвинений против ряда крупнейших монополистических групп. Правительство ввело контроль над импортом 38 видов товаров, провело национализацию импорта хлопка, снизило цены на 17 важнейших видов медикаментов. Частично была повышена заработная плата рабочим, а в январе 1971 г. принята широкая программа по увеличению занятости в сельскохозяйственных регионах. Благодаря проведенным мероприятиям популярность ИНК (И) резко повысилась, и на выборах 1971-72 гг. он вновь завоевал абсолютное большинство мест в парламенте.
К середине 1970-х гг. положение в стране вновь стало ухудшаться. Наблюдалось снижение прироста национального дохода, росла социальная напряженность. Накопился ряд проблем структурного характера, которые было невозможно разрешить в рамках «курса Неру». Массовые слои населения, в том числе мелкое и среднее предпринимательство, высказывали ряд претензий к существовавшей политической системе в целом. Перегруппировочный процесс продолжался, и его основным признаком явилась дестабилизация политической системы. Так, поддерживаемое государством развитие аграрного сектора ускорило классообразовательные процессы в деревне, что способствовало укреплению кулачества. Новый крепнущий класс аграрной буржуазии в августе 1974 г создал собственную партию – Бхаратия Лок Дал (БЛД). А в целом к середине 1970-х в Индии сложилась уникальная система реагирования на изменения в общественной ситуации. Это была гибкая система альтернативных партий и блоков. Буржуазная оппозиция, возглавляемая ИНК (О), поставила своей целью объединить все несоциалистические и некоммунистические партии различного социально-классового и идеологического характера в единую политическую организацию, которая в перспективе должна была оказаться способной заменить ИНК (И) во власти. Первым шагом на пути создания такой партии стало формирование ее основы на базе антиправительственного движения 1974-75гг. в штатах Гуджарат и Бихар.
В Гуджарате проходили демонстрации с требованиями сместить лишившееся доверие правительство, распустить законодательное собрание, провести досрочные выборы, установить контроль общественности над деятельностью государственного аппарата. Политическое руководство этими акциями осуществляли Джан Сангх и ИНК (О). Кроме Бихара и Гуджарата движение охватило Уттар-Прадеш, Мадхья-прадеш и Махараштру. В июле 1975 г оно привело к объединению некоммунистической оппозиции в альтернативную буржуазную партию, получившую название Джаната фронт (Народный фронт). В нее входили Организация Конгресс, Джан сангх, Бхаратия Лок дал, социалисты и ряд региональных партий. Таким образом, итогом второй перегруппировки стало образование оппозиционной буржуазной партии на уровне нескольких штатов.
Во время третьего этапа перегруппировочного процесса политических сил была создана альтернатива ИНК (И) на общеиндийском уровне. Под руководством оппозиции по всей стране проходили демонстрации с требованием сместить правительство, проводились кампании гражданского неповиновения, осуществлялось пикетирование государственных органов. В этих условиях И. Ганди исчерпала возможности политического маневрирования и. 26 июня 1975 г. ввела в стране чрезвычайное положение. Эту меру можно охарактеризовать как попытку предотвратить раскол внутри правящей партии и внутри буржуазии в целом, восстановить политическую консолидацию под эгидой ИНК (И) и вернуть политический процесс в русло консенсуса. Правительство также реагировало на рост недовольства населением условиями жизни.
1 июля, вскоре после введения чрезвычайного положения, была опубликована программа ближайших и стратегических действий правительства, которая называлась «20 пунктов» и представляла собой комплекс социально-экономических мероприятий, направленных на улучшение положения масс населения. Одновременно, действуя в направлении консенсуса, правительство стремилось рассеять тревогу предпринимателей и заявляло, что политически необходимые эгалитаристские лозунги в целом не скажутся на экономической политике, и частный сектор продолжит развитие в рамках госкапитализма. Все меры носили краткосрочный, конкретный характер и не устраняли противоречий структурного происхождения. Опять проявился так называемый «технологический подход» к социальным целям развития (точка зрения о том, что экономический рост автоматически устраняет и социально-экономические проблемы).
В течение почти двух лет чрезвычайного положения была создана общеиндийская предвыборная коалиция основных оппозиционных партий на основе Джаната фронт. Коалиция одержала победу на выборах в марте 1977 г., а 1 мая было объявлено о создании на ее базе Джаната партии (Народной партии). Новое правительство возглавил М. Десаи. Так завершилась третья перегруппировка, историческое значение которой заключается в том, что впервые была утрачена монополия ИНК (И) на власть на федеральном уровне. В целом перегруппировка, однако, не разрешила социальных проблем страны. Кроме того, коалиция различных политических сил, которую представляла собой ДП, оказалась крайне неустойчивой. Поэтому перегруппировочный процесс продолжался, и его результатом явился роспуск правительства уже через 2,5 года. Причин тому было несколько. Во-первых, в правящий блок доминировал в основном в «поясе хинди», на севере страны. На юге у ДП не было массовой поддержки. Во-вторых, внутри блока имели место противоречия по вопросам организационной структуры: часть лидеров ориентировалась на модель Конгресса, другие выступали за более жесткую структуру на манер коммуналистской Джан Сангх. В-третьих, вследствие противоречий и противоборства внутри этого блока правительство вскоре оказалось расколотым и неспособным проводить четкую экономическую политику. Блок ДП распался, и накануне досрочных выборов, проведенных в январе 1980 г., бывшие участники коалиции действовали самостоятельно. Джан сангх была переименована в Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия, или БДП), из состава ДП также выделилась партия, получившая впоследствии название Лок дал. Сама Джаната парти действовала как отдельная организация. Так завершилась четвертая перегруппировка. Она показала, что буржуазная оппозиция не смогла создать реальную альтернативу влиянию ИНК. Основной причиной этого является отсутствие принципиальных отличий в программах социально-экономического развития страны, представленных ИНК (И) и его оппонентами.
С 1980-х гг. направление прегруппировочного процесса в партийно-политическом механизме Индии изменилось. Перегруппировки не смогли снять социальные противоречия в обществе, в то же время в стране росло количество межэтнических, межконфессиональных и межкастовых столкновений на уровне отдельных штатов. Их урегулирование стало первоочередной задачей правящего ИНК (И) и других партий, стремившихся к власти. Развитие политической ситуации проходило и проходит сейчас под влиянием локального национализма, воплощенного в политике региональных партий. Усиление их позиций на общеиндийском уровне формирует магистральную линию политического процесса в современной Индии – регионализм.
Особенно остро проблема регионализма встала в середине 1980-х гг. в штатах Пенджаб, Ассам, Трипура, Манипур, Джамму и Кашмир. В результате вспышек локального национализма пострадали не только тысячи простых людей – мусульман, индусов, сикхов (сикхизм - религия большинства жителей штата Пенджаб), но и премьер-министр Индии, Индира Ганди. Она была убита своими телохранителями-сикхами во дворе своего дома 31 октября 1984 г. Лидером партии стал ее сын Раджив Ганди. На период его деятельности на посту премьер-министра (1984-89 гг.), приходится основной этап урегулирования этно-конфессиональных проблем. Проблемы эти, тем не менее, не были ликвидированы, несмотря на ряд жестких мер, применяемых государством по отношению к экстремистским и террористическим силам, питавшим регионализм. Сам Р. Ганди в 1991 г. был убит сепаратистами-тамилами, выступавшими за создание независимого государства Тамил илам на юге Индии. Кроме того, в период правления Р. Ганди крайне нестабильной была экономическая ситуация в стране. Политика модернизации, фактически отменившая «курс Неру», с середины 1980-х гг.стимулировала негативные процессы и в социально-политической сфере. Население, 35% которого находилось ниже черты бедности, было недовольно ростом цен на продукты первой необходимости. Кроме того, ИНК (И) обвиняли в коррупции, престиж руководства партии упал. В 1988 г., знак несогласия с политикой правительства 106 депутатов Лок Сабхи, вышли в отставку и создали коалицию Джаната дал. Эта коалиция возглавила широкое антиконгрессистское движение под названием Национальный фронт (НФ) и победила на девятых парламентских выборах в 1989 г.
3. Национальный фронт, возглавляемый В.П. Сингхом, бывшим конгрессистом и ярым противником Р. Ганди, объединял представителей Джанаты Дал и ряда крупнейших региональных партий. Коалиция обладала в парламенте лишь 144 мандатами из 525, что было недостаточно для формирования правительства. Однако, получив поддержку БДП и коммунистических партий, Национальный фронт смог сформировать «правительство меньшинства
Правительство НФ главе с В.П. Сингхом продержалось у власти всего 8 месяцев до ноября 1990 г. Затем в партии Джаната дал произошел раскол, из нее выделилась Джаната дал (социалистическая), лидер которой Чандра Шейхар стал новым премьер-министром и сформировал кабинет, просуществовавший до выборов 1991 г.
Лидер ИНК (И) Р.Ганди активно включился в предвыборную кампанию, но был убит тамильскими террористами во время митинга в Тамилнаду. Тем не менее, ИНК (И) получил 225 мест из 541 в Лок Сабхе и в июне 1991 г. сформировал очередное «правительство меньшинства» во главе с конгрессистом Нарасимхой Рао. Н. Рао продолжил политику либерализации и модернизации экономики, однако фракционная борьба внутри правящей партии и усиление оппозиции в лице БДП привели к потере власти ИНК (И) в результате выборов 1996 г. К моменту выборов обозначился еще один полюс оппозиции – это коалиция Объединенный фронт, состоявшая из 14 центристских, региональных и левых партий. Именно эта коалиция сформировала правительство по итогам выборов. Ее лидером и премьер-министром стал Х.Х. Деве Гоуда. Поскольку коалиция имела всего 176 голосов, ее руководители договорились о поддержке с ИНК (И), представители которого, тем не менее, не вошли в состав правительства. ОФ состоял из деятелей различной ориентации и разного политического веса. К союзу их вынудило стремление не допустить к власти религиозно-общинную БДП. ИНК поддерживал ОФ по тем же соображениям.
Между тем, политики не прекращали попыток изменить соотношение сил в парламенте. Правительство ОФ во главе с Деви Гоуда, известного своим антиконгрессизмом, начал очередную кампанию по борьбе с коррупцией, где главным обвиняемым стал вновь ИНК (И). Под следствием оказались десятки влиятельных деятелей этой партии, в том числе бывший премьер-министр Нарасимха Рао. Ответным шагом в марте 1997 г. стало заявление председателя ИНК(И) Ситарама Кесри о прекращении поддержки ОФ. Возник правительственный кризис, а премьер-министр Деви Гоуда и его кабинет подали в отставку. Президент Шанкал Даял Шарма поручил формирование правительства бывшему министру иностранных дел в кабинете ОФ Индер Кумар Гуджралу, который исполнял обязанности премьер-министра до конца ноября 1997 г. В феврале-марте 1998 г. состоялись двенадцатые внеочередные парламентские выборы, на которых победу одержала БДП и ее союзники. Премьер-министром стал лидер партии Атал Бихари Ваджпаи. Осенью 1999 г., после очередного парламентского кризиса, в результате досрочных выборов Бхаратия джаната парти вновь сформировала правительственный кабинет на коалиционной основе. Этот кабинет, руководимый А.Б. Ваджпаи, получил название Национальный демократический альянс (НДА) и успешно действовал на протяжении 5 лет. НДА продолжил политику либерализации, что привело к устойчивому росту экономики, а во внешней политике предложил достаточно жесткую стратегию, направленную на усиление региональных позиций Индии. Эта политика привела к обострению отношений с соседним Пакистаном и затормозила мирное урегулирование индо-пакистанских противоречий. В то же время ИНК (И) извлек серьезные уроки из своего поражения и под председательством вдовы Р. Ганди – Сони Ганди, в 1999-2004 гг. значительно укрепил свои позиции. В мае 2004 г. состоялись тринадцатые парламентские выборы, в результате которых ИНК (И) вернулся к власти. С. Ганди, по происхождению итальянка, добровольно отказалась от поста премьер-министра, назначив на эту должность Манмохана Сингха. На начальном этапе правления ИНК (И) наметились позитивные сдвиги во внешней политике, существенно продвинулся процесс урегулирования отношений с Китаем и Пакистаном.
|
|
|