Главная страница
Навигация по странице:

Самостоятельная работа студентов. Введение. Россия и мир в новейшее время



Скачать 158.46 Kb.
Название Введение. Россия и мир в новейшее время
Анкор Самостоятельная работа студентов.docx
Дата 11.01.2018
Размер 158.46 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Самостоятельная работа студентов.docx
Тип Самостоятельная работа
#14913
Категория История
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Самостоятельная работа студентов

дисциплина: история
специальности: 31.02.01 "Лечебное дело" 31.02.02 " Сестринское дело
преподаватель:

Тема: Введение. Россия и мир в новейшее время

Цели:

1.Объяснить понятие " Новейшая история"

2.Охарактеризовать основные этапы становления современного мира

3.Раскрыть факторы, повлиявшие на развитие ведущих стран в новейшее время

4.Назвать общие и специфические черты послевоенного развития западных государств после Первой Мировой войны

5.Раскрыть характерные черты мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

6.Какие видоизменения претерпела система власти Советского государства в 30-е годы?

7.Знать основные черты социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства

8.Каким образом национал-социалистической партии во главе с А.Гитлером удалось прийти к власти в Германии?

Создание сталинской системы управления и конституция 1936 г.

Задание обучающимся: записать в тетрадь черты политической системы СССР в 30-е гг.:

  • Господство однопартийной системы, Реальным источником власти в СССР оставались ВКП(6)

  • Существовало физическое уничтожение политических оппонентов.

  • Партийный аппарат выполнял функции государственного аппарата.

  • Существовала система массовых общественных организаций.

  • Создался культ личности И. В. Сталина.

  • Оформился сильный репрессивный аппарат.

  • Идеологическая обработка массового создания населения СССР.


«Высшие органы государственной власти и управления СССР в 1936-1977гг.»

Верховный совет СССР
Совет союза Совет Национальностей
Президиум Верховного Совета СССР

Совнарком Верховный суд Генеральный прокурор

Фрагмент выступления И. В. Сталина в ноябре 1936г. На XVII съезде советов:

«В СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением наравне с Верховным Советом и могущего противопоставить себя Верховному Совету.

Президент в СССР коллегиальный- это Президиум Верховного Совета, включая и представителя Верховного Совета, избираемого не всеми населением, а Верховным Советом, и подотчетный Верховному Совету…»

Объяснить опираясь на текст §19 (c.167-168), значение термина « Централизованная система власти и управления».

2 вариант
Рассмотрения данного вопроса
Учитель предоставляет информацию о Конституции СССР 1936г.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
(Хрестоматия по истории СССР, 1900-конец 1930-х гг.: пособие для учителя/сост. С. М. Матруненков; под ред. Ю. И. Кораблева.-М.: Просвещение, 1988. – С.271.)


Задание:

-Какие права по Конституции СССР 1936г. имели граждане СССР?
-Объясните, можно ли провести знак равенства между правами, данными гражданам СССР Конституцией 1936г., и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 30-е гг.?
-Определите, какой статус закрепила статься 126 Конституции СССР за Коммунистической партией в политической системе?
Закрепление изученного материала.

Тест.


  • В 1934г. произошло:

А)возвращение из ссылки членов партии меньшевиков;

Б)назначение В. М. Молотова на пост наркома иностранных дел;

В)убийство С. М. Кирова;

Г)изгнание А. Д, Троцкого


  • Репрессированные начальники РККА:

А)М. Н. Тухачевский

Б)В. К. Блюхер

В)И. Э. Якир

Г)К. Е. Ворошилов


  • Открытые судебные процессы над оппозицией проходили в Москве:

А)в 1923-1924гг.;

Б)в 1926-1928гг.;

В)в 1932-1938гг.;

Г)в 1936-1938гг.;


  • Событие относящиеся к 1936г.:

А)убийство Л. Д. Троцкого

Б)вступление СССР в Лигу Наций

В)назначение секретаря ЦК ВКП(Б)

Г)принятие новой Конституции СССР

-Конституция СССР 1936г. По замыслу ее создателей должна была стать «великим демократическим социалистическим документом», закрепляющим победу социализма в СССР. Конституция «победившего социализма» представляла собой противоречивый документ.
С одной сторон6ы, она содержала прогрессивные положения(право на труд, право на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости, по случаю потери трудоспособности).
С другой стороны, названные пункты быль только политической декларацией.
С одной стороны, права и свободы граждан на проведение демонстраций и шествий не были регламентированы соответствующим законам.
С другой стороны-могли быть реализованы лишь 1 мая и 7 ноября при проведении официальных празденств.
Статьи о неприкосновенности личности, жилища и тайна переписки в условиях начавшегося массового террора вообще не соблюдались.
Результатом всеобщей занятости населения стала минимизированная зарплата для большинства трудящихся. Пенсии и социальные выплаты были минимальными. 126-статья Конституции закрепила особый статус Коммунистической партии в политической системе.

Обучающиеся знакомятся с фрагментом из Конституции СССР 1936 г.:

«Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

А)свобода слова

Б)свобода печати

В)свобода собраний и митингов

Г)свобода уличных шествий и демонстраций.
«……»

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов общего класса, трудящихся крестьян трудовой интеллигенции добровольно объединяются В Коммунистическую партию Советского Союза, являющиеся передовым отрядом трудящихся в их борьбе на построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Заполните таблицу «Внешняя политика в 1933-1939гг.»

годы

Изменение внешнеполитических целей государства

Формы эскалации войны

Попытки предотвратить войну

результаты

1933













1934













1935













1937













1938













1939














Решите исторические задачи с уклоном на учебник.

Задача 1.

Обеспечить экономический рывок было возможно только с помощью ощутимых инвестиций в тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт, но найти их внутри России было нереально: банковая система была еще слабой, в отечественные предприниматели (буржуазия) еще не имели свободных средств в достаточном количестве.

Подумайте, каким образом в этих условиях можно было решить задачи индустриализации страны.

Задача 2.

Ускоренная индустриализация привела к тому, что доля крупных заводов в российской промышленности была выше, чем в Европе: к 1913г. 24,5% рабочих было задействовано на предприятиях с численностью более 1000 человек и 9,5% - на предприятиях с численностью от 500 до 1000 человек.
Выявите возможные последствия данной ситуации.

Изучите и проанализируйте данный материал
Запад 20 век.

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась Великая Октябрьская социалистическая революция. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием XX в., изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во все мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчете времени новой исторической эпохи. Рассмотрению вопросов подготовки к первой мировой войне, е ходу и исходу будет посвящена специальная тема. В данной теме мы хотели бы сконцентрировать внимание на обобщенной оценке места XX в. Во всемирно-историческом процессе.
Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение монополистического капитализма. Уже во второй половине войны XX в. Развитие производительных сил общества, изменение их характера привело к переходу капитализма на качественно новый уровень развития-стадию монополистического капитализма.
Политическая экспансия, борьба за предел сфер влияния и обретение новых территорий лежат в основе первой и второй мировых войн.
Первая мировая война(1911918) была наиболее крупным историческим событием начала XX в. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части свой территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония.
В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный кризис. Рухнули многие абсолютные ценности XVIII-XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия, в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т. д. Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверия в будущее, страх перед ним.


Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выраженно в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Европы», первая часть которой вышла в мае 1918г. В этой книге О. Шпенглер грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма. Он показал, что угроза цивилизации исходит не извне, а изнутри самой культуры, того общества, в котором жил европейский человек. «Закат Европы» О. Шпенглера за короткое время стал самой читаемой книгой в Европе и Америке, символом своего времени.
Кризис западной цивилизации-это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 г. сразу после подписания примирения в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной политический и экономический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношения Запада с побежденной Германией).
С 1923 по 1929 г. начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами осуществляются обновления основных фондов, капиталистическая модернизация производства в форме его индустриализации, растет производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного уровня , либо даже превосходит его. Ускорителем развития и стабилизации в этот период выступают США. Используя свое преимущество от позднего вступления в первую мировую войну и исключения территории из зоны военных действий, США обгоняли по уровню производства ведущие страны Европы и всех их поставили от себя в экономическую зависимость. Совокупный долг европейских стран США превышал 10 млрд. долларов.
Развитие Германии и Италии определялось «Планом Дауэса». Этот план позволял укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дуэса:

1)США брала на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии.

2)Германии предоставлялся кредит на льготных условиях в размере 8—млн. марок.

3)Французские войска по требованию США должны были покинуть территорию Германии в районе Рура.

4)США брали на себя обязательство предоставить кредиты также другим странам Европы. Локкарнская конференция (1925 г.) закрепляет «План Дауэса». Соглашение между Францией, Германией, Бельгией и Англией фиксируют западные границы. В этот же период начинается полоса признания западными державами Советской России.
Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться положительно и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что, в свою очередь, способствовала сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряженности.

Однако уже в 1929-1933 гг. экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44%, разорились тысячи банков, более 100 тыс. предприятий, началась массовая безработица. Наивысшего уровня безработицы достигла Германия- около50% активной рабочей силы. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. безработных. В охваченным экономическим кризисом странах капитала наблюдались высокие темпы инфляции , развитие «черного рынка», захлестнул вал преступности. В этот период резко растет социальна напряженность, активизируются крайне левые и крайне правые политические организации, усиливается давление на демократические институты.
В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий-картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство.

Фашизм зародился в Италии. Идейным отцом фашизма является большой лидер итальянских социалистов Б. Муссолини, создавший первую фашистскую организацию «фашиди комбиваленти» в 1919 г.
Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919-1925 гг. под руководством А. Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была принята попытка путча, которая с позором провалилась. Партия временно перешла на нелегальное положение.

В 1923-1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии того времени отчетливо выкристаллизировались три идеи:

  1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок.

  2. Идея справедливой социальной политики.

  3. Идея национального самоутверждения.


Эти идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. 30 января 1933 г. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. Германия вступила в период.
На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаристский политический режим правого толка. Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.
В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью: акционерной, кооперативной и т.д. При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.
Широкое акционерное предприятие за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности. Укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации. На базе этих программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., базирующихся на социал-демократической идеологии.


Тест.

Выберите правильный ответ.


  1. Промышленные предприятия в России в начале XX в. Отличались:

А) интенсивной эксплуатацией машин и оборудования

Б) малым использованием ручного труда

В) слабой технической оснащенностью

Г) использованием лишь отечественных технологий


  1. Первичная форма объединений предпринимателей, которые достигают соглашения об объектах производства, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы, называется:

А) трест

Б) картель

В) синдикат

Г) концерн


  1. В России в начале XX в. Иностранный капитал вкладывался преимущественно:

А) в банковскую систему

Б) легкую промышленность

В) тяжелую промышленность

Г) сельское хозяйство


  1. Форма монополистического объединения, при которой согласуются цены на производственную продукцию и закупаемое сырье, но сохраняется хозяйственная самостоятельность участников, называется:

А) картель

Б) синдикат

В) трест

Б) концерн


  1. По какому принципу образованны ряды?

А) «Продуголь», «Гвоздь», «Продвагон»;

Б) Привлечение иностранных капиталов в российскую экономику, введение системы единого обеспечения рубля золотом, повышение косвенных налогов.


Международные отношения в 1920-1930-е годы.
Цели:

-Осветить расстановки сил в Европе в 1920-1930-е годы.

-Характеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930-е годы.

-Определить причину кризиса системы международных отношений.

Новые термины: «эра пацифизма», «Антикоминтерновский пакт», «политика умиротворения».
I.Самостоятельная работа с текстом исторического источника.

<<..Китай развивается в политическом и экономическом отношении неравномерно: в нем бок о бок со слабой капиталистической экономикой существует глубоко укоренившаяся полуфеодальная экономика; бок о бок небольшим числом современных промышленных и торговых центров существует огромное количество застывших в своем развитии деревень; бок о бок существуют несколько миллионов промышленных рабочих и несколько сот миллионов рабочих крестьян и ремесленников, живущих под гнетом старых порядков; бок о бок с крупными милитаристами, держащими в руках центральное правительство, существуют мелкие милитаристы, держащие в руках различные провинции; бок о бок существуют две категории реакционных войск- так называемая армия центрального правительства, подчиненная Чан Кай-ши, и множество так называемых «разношерстных» армий, подчиненных милитаристам отдельных провинций; бок о бок с небольшим числом железных и автомобильных дорог и водных путей повсеместно существуют тачечные дороги, тропинка, по которым может пройти только пешеход, и тропинки, по которым даже пешеходу пройти трудно.
Китай- страна полуколониальная. Отсутствие единства между империалистами приводит и к отсутствию единства между господствующими группировками в Китае. Полуколониальная страна, в которой хозяйничает несколько государств,- это не то же самое, что колония, где хозяйничает одно государство.
Китай- обширная страна. «Темно на востоке, так светло на западе, стемнело на юге, но есть еще север»,- печалиться о том, что негде развернуться, не приходится.
Вот почему мы говорим, что Китай- это обширная полуколониальная страна, пережившая революцию и развивающаяся в политическом и экономическом отношении неравномерно. В этом- первая особенность революционной войны в Китае. Эта особенность в основном определяет собой не только нашу политическую стратегию и тактику, но и нашу военную стратегию и тактику.
Вторая особенность революционной войны в Китае состоит в том, что наш враг силен.
В каком положении находится противник Красной армии, то есть гоминдан? Гоминдан- это партия , которая захватила политическую власть и в известной степени упрочила ее. Она пользуется помощью всех основных государств лагеря контрреволюции. Она перестроила свою армию таким образом, сто эта армия отличается от всех армий, существовавших когда-либо в истории Китая, и в общих чертах схожа с армиями современных государств мира. По своему вооружению и прочему материальному обеспечению эта армия значительно превосходит китайскую Красную армию, а по численности превышает китайскую армию любой исторической эпохи и постоянную армию любого государства в мире; она совершенно несоизмерима с Красной армией Китая. Гоминдан прибрал к рукам все ключевые позиции и командные высоты в политике, экономике, в области сообщений и связи и в культуре Китая, и его власть носит общегосударственный характер.

Беседа по вопросам .

Ответьте на следующие вопросы:

-В чем природа исторического оптимизма Мао Цзедуна?

-Как вы думаете, в чем Мао Цзедун видел слабость своего врага?
II.Беседа с обучающимися по теме: Система международные отношения.

1.Каками договорами определялись параметры этой системы?

(Договорами подписанными после Первой Мировой войны. Неслучайно система международных отношений получила название Версальско-Вашингтонской.).

2.Как вы думаете, почему 1920-е годы получили название «эра пацифизма»?

(Серьезнейшие международные конфликты удалось разрешить мирным путем.)

3.В чем была слабость Версальско-Вашингтонской системы?

(Она не удовлетворяла проигравших. Но она, при этом, не устраивала и некоторые победившие страны (например, Италия и Японию). Советская Россия оказалась в принципе вне Версальской системы.)

4.Какой крупнейший международный кризис 1920-х годов вы знаете?

(Рурский 1923 г., связанный с занятием Рурской области французскими и бельгийскими войсками.)

5.Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?

(На это был нацелен план Дауэса, предполагавший выдачу кредитов Германии для облегчения ей выплаты репараций союзникам.)

6.в 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят план Юнга. Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репараций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство выплачивать репараций союзникам было снято с Германией. Как вы думаете, почему?(В связи с мировой депрессией.)

Комментарий преподавателя: Особый знак «эры пацифизма» -пакт Бриана-Келлога. В 1928 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт, в котором бы говорилось о неприемлемости войны как средства решения конфликтов. США вместо с более сем десяти государствами присоединились к этой декларации.
III.Беседа с обучающимися по теме «Проблема Советской России»

1.Как вы думаете, сто мешала западным странам признать Советскую Россию?

(Советская Россия представляла собой иную социально-политическую систему. К тому же, большевики отказывались быть правопреемниками царского правительства. Следовательно, они не признавали и долги царской России.)

2.Как вы думаете, какие страны в первую очередь признали Советскую Россию?

(Соседи-страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Турция, Персия, Афганистан, Монголия.)

3.Как вы думаете, какая страна Западной Европы первой признала Советскую Россию?

(Германия, как наименее уверенная в своих силах и наиболее ущемленная в результате реализации Версальско-Вашингтонской системы.)
Комментарий преподавателя: Действительно, в 1922 г. в ходе международной Генуэзской конференции в Рапалло был подписан договор между Германией и Советской Россией о взаимном отказе от претензий друг к другу. В 1924г. СССР признали уже Великобритания, Италия, Франция, Норвегия, Швеция, Австрия, Дания, Греция, Мексика, Китай, Япония. В 1933 г. СССР признали США.

Запись в тетради: 1922г.- признание Советской России со стороны Германии (договор Рапалло).
IV.Кризис системы международных отношений

1.Беседа по вопросам.

-Как вы думаете, что ускорило распад Версальско-Вашингтонской системы?

(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.)

2.Слово преподавателя.

В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность. В том же году в результате плебисцита Саарская область была присоединена к Германии. В 1936 г. немецкие войска заняли Рейнскую демилитаризированную зону. В 193501936 гг. фашистская Италия оккупировала Эфиопию. В 1936 г. в Испании вспыхнул мятеж генерала Франко, близкого по взглядам к идеям фашизма. Италия и Германия поддержали его.

Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». В итоге к 1939 г. в Испании установился режим личной власти генерала Франко.

-Альянс каких государств образовался у 1937?

(Германии, Италии, Японии)

В октябре 1936 г. подписан протокол о сотрудничестве Италии и Германии. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт» (направленный против Коминтерна). В 1937 г. к нему присоединилась Италия.

-В том же году началась агрессия…

(Японии против Китая)

В марте 1938 г. был проведен аншлюс (присоединение) Австрии к Германии: на территорию Австрии вошли немецкие войска.
V.Попытки выхода из кризиса
1.Беседа по вопросам

-Как вы думаете, о чем свидетельствовали события 30-х годов на международной арене?

(Они свидетельствовали о крахе прежней системы коллективной безопасности. Лига Наций оказалась малоэффективным инструментом решения международных споров.)

-Япония и Германия вышли из Лиги Наций. Какая страна была принята в Лигу Наций в 1934 г.?

(СССР.)

2.Слово преподавателя.

В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Восточного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность странам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не привело. Однако, в 1953 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Чехословакией, Чехословакией и Францией. Тем не менее, это не спало Чехословакию от нацистской агрессии.

Гитлер претендовал на захват части Чехословакии, где проживали Судетские немцы. Англия и Франция не желали идти на конфликт с Германией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки. 29 сентября 1938 г. глава английского правительства Чемберлен, премьер-министр Франции Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенские соглашения, согласно которым территория, занимаемая Судетскими немцами должна была отойти Германии.

Таким образом, Англия и Франция решили проводить политику «умиротворения» агрессора. Однако, остановить Гитлера уже невозможно. 15 марта 1393 г. Гитлер оккупировал всю Чехословакию, он также занял Клайпедскую область в Литве и потребовал Гданьск у Польши. В это же время Италия оккупировала Албанию. В поисках нового мира порядка шли интенсивные переговоры между великими державами (между Англией. Францией и СССР, между Англией и Германией, между СССР и Германией.)
-Как вы думаете, почему переговоры между Англией. Францией и СССР окончились неудачей?

(Стороны не доверяли друг другу; союзники Англии и Франции, Польша и Румыния, больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину больше, чем западные демократии.)
В итоге 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский пакт о ненападении, который сопровождался секретными протоколом (пакт Молотова-Риббентропа), распределявшим сферы влияния держав в Восточной Европе.

Запись в тетради: 23 августа 1939г. – подписание советско-германского пакта о ненападении.
Дополнительные материалы

Германия, Великобритания, Франция и Италия, учитывая соглашение, которое было уже в принципе достигнуто об уступке Германии Судетской Немецкой территории, соглашаются о следующих сроках и условиях, выполнения данной уступки и мерами следующими из нее, и в соответствии с этим соглашение они предпринимают самостоятельный разумные шаги, необходимо гарантировать его выполнение:

  1. Эвакуация начнется 1-го октября.

  2. Великобритания, Франция и Италия соглашаются, что эвакуация территории должна быть закончена к 10-му октября, без проведения каких-либо разрушений, и что Чехословацкое Правительство будет считаться ответственным за выполнение эвакуации без разрушений.

  3. Условия проведения эвакуации будут установлены подробно международной комиссией, составленной из представителей Германии, Франции, Италии и Чехословакии.

  4. Оккупационная стадия преобладающее-немецкой территории Немецкими войсками начнется 1-го октября. Четыре территории, отмеченные на приложенной карте, будут заняты Немецкими войсками в следующем порядке: Территория отмеченная Номером I 1-го и 2-го октября; территория отмеченная Номером II2-го и 3-го октября; территория отмеченная Номером III 3-го, 4-го и 5-го октября; территория отмеченная Номером IV6-го и 7-го октября. Остающаяся территория преобладающе-немецкого характера будет установлена вышеупомянутой международной комиссией немедленно и будет занята войсками Германии к 10-му октября.

  5. Международная комиссия, упомянутая в параграфе 3 определит территории, в которых должен быть проведен плебисцит. Эти территории будут заняты международными частями, пока плебисцит не будет закончен. Эта же самая комиссия установит условия, в которых плебисцит должен быть проведен, беря как базовый условия плебисцита в Сааре. Комиссия также установит дату проведения плебисцита, на дату не позже конца ноября.

  6. Заключительное определение границ будет выполнено международной комиссией. Комиссия будет также иметь право рекомендовать четырем Великим Державам: Германия, Великобритания, Франция и Италия. В некоторых исключительных случаях, незначительные изменения в строго этнографических определениях зон, которые должны быть переданы без плебисцита.

  7. Будет иметься право выбора и вне переданных территорий. Выбор, который будет осуществлен в пределах шести месяцев от даты этого соглашения. Немецко-Чехословацкая комиссия должна определить подробности выбора, рассмотреть пути облегчения перемещения населения и уладить принципиальные вопросы, проистекающего из сказанного перемещения.

  8. Чехословацкое Правительство будет в пределах периода четырех недель от даты выпуска этого соглашения освободить из своих военных и полицейских сил любых Судетских Немцев, которые могут пожелать быть освобожденными, и Чехословацкое Правительство должно в пределах того же самого периода выпустить заключенных Судетских Немцев, которые заключены за политические нарушения.


Мюнхенское соглашение 29 сентября1938г.
Оставался один болезненный момент- по крайней мере, для жертв- сообщить чехам, с чем они должны расстаться и в какие сроки. Гитлера и Муссолини эта процедура не интересовала, они ушли, перепоручив сделать это союзникам Чехословакии- представителям Франции и Англии. Эта сцена живо описана Масариком в его отчете министерству иностранный дел Чехословакии.
<<�В половине второго утра нас проводили в зал заседаний, где находились господин Чемберлен, месье Даладье, сэр Гораций Вильсон, месье Леже (генеральный секретарь французского министерства иностранный дел), господин Эштон-Гуэткин… Атмосфера была гнетущей, вот-вот должны были зачитать приговор. Французы нервничали, заботясь о сохранении собственного престижа. Господин Чемберлен в длинной вступительной речи ссылался на соглашение, а затем вручил его текст доктору Мастны…>>

Чехи начали задавать вопросы.
<<�…Господин Чемберлен все время зевал, даже не пытаясь прикрывать рот. Я спросил Даладье и Леже, ожидают ли они какого-либо ответа от нашего правительства или заявления по поводу соглашения. Даладье- очевидно, от растерянности молчал. Леже объяснил, что главы четырех правительств не располагают временем, и поспешно добавил с нарочитой небрежностью, что ответа не требуется, что план принят и что нашему правительству необходимо в этот же день, самое позднее в три часа дня, прислать своего представителя в Берлин на заседание комиссии и что человек, которого правительство пришлет , должен быть в Берлине и в субботу, чтобы уточнить детали, связанные с эвакуацией из первой зоны. Он заметил, что атмосфера во всем мире все более накаляется.
Он говорил с нами довольно резко, и это француз… Господин Чемберлен не скрывал скуки. Нам передали вторую карту с небольшими поправками. После этого с нами было окончено и мы могли удалиться>>

Я помню этот роковой вечер- победный блеск в глазах Гитлера, спускавшегося после встречи по широким ступенькам Фюрерхауса, напыщенность Муссолини, одетого в сшитую по специальному заказу форму, позевывание Чемберлена и его состояние блаженной сонливости по возвращении в отель «Регина Палас». В этот вечер я записал в своем дневнике:

«Даладье казался сломленным и подавленным. Он заехал в «Регину», чтобы попрощаться с Чемберленом… Кто-то спросил, вернее начал спрашивать% «Месье президент, вы удовлетворены соглашением?» Он обернулся, словно хотел что-то ответить, но был слишком утомлен и подавлен, чтобы говорить, и предпочел уйти молча»
Ширер У. Из книги «Взлет и падение третьего рейха»

-Как вы думаете, какова была мотивация представителей Франции и Великобритании?
Ответьте на вопросы письменно.

  1. В чем заключается спецификация типа цивилизации, сложившегося в ведущих государствах Запада к началу XX века

  2. Почему к началу XX века утратила свое лидерство в социально-экономическом развитии Великобритания?

  3. Каким образом мир к 1914 году оказался на грани мировой войны? Какие события этому предшествовали?

  4. В чем состояли предпосылки, характер, движущие силы, особенности и значение первой русской революции?

  5. Какая расстановка политических сил сложились в результате первой русской революции и как долго она существовала?

  6. Какие цели преследовала и какие результаты получила Столыпинская аграрная реформа?

  7. Укажите особенности первой мировой войны. Чем она отличалась от предшествующих конфликтов (по характеру военных действий)?

  8. Чем можно объяснить поражение Германии и ее союзников в 1918?

  9. Как повлияла первая мировая война на ситуацию внутри России?

  10. Что представляла собой Россия после февраля 1917 года, и какие главные вопросы стояли перед ней?

  11. Какие события ускорили рост популярности большевиков после падения двоевластия?

  12. Как осуществлялась подготовка вооруженного восстания большевиками?

  13. Почему большевики победили в Росси, и сто означала их победа?

  14. Каковы были позиции стран-участниц Парижской мировой конференции?

  15. В чем заключается противоречивость Версальско-Вашингтонской системы?

  16. Охарактеризуйте основные положения Веймарской конституции?

  17. Назовите общие и специфические черты послевоенного развития западных государств?

  18. В чем заключается сущность экономической и политической стабилизации?

  19. Назовите характерные черты мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

  20. По каким показателям можно судить о кризисе Веймарской республики?

  21. Каким образом Национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером удалось прийти к власти в Германии?

  22. Какие мероприятия были проведены американской администрацией в рамках политики «нового курса»?

  23. Когда произошел переход к тотальной гражданской войне России, что ему способствовало, и кто вышел победителем из этой войны?

  24. Как называлась, какой характер носила экономическая политика Советской власти в годы гражданской войны?

  25. Что такое НЭП и почему он был введен?

  26. Сколько длился НЭП и какова его историческая судьба?

  27. Укажите основные черты социалистической индустриализации.

  28. Как развертывалась в стране коллективизация сельского хозяйства?

  29. Какие видоизменения перетерпела система власти Советского государства в 30-е годы?

  30. Какую позицию занял Советский Союз в условиях нарастания международной напряженности в 30-е годы?

  31. Каковы причины «пробуждения Азии» в начале XX в.?

  32. Какие меры способствовали экономическому подъему Турции в годы кемалистской революции?

  33. Что стало главным содержанием политики гоминдановского правительства в Китае в 20-30-е годы?

  34. В чем заключается сущность идеологии и методов политической борьбы индийского народа против колонизаторов, предложенных М. Ганди?

  35. Какие страны могут считаться виноватыми в развязывании второй мировой войны и почему?

  36. Назовите основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  37. В чем заключается значение, цена и уроки победы СССР в Великой Отечественной войне?



Решите задачу с опорой на текст

Обеспечить экономический рывок было возможно только с помощью ощутимых инвестиций в тяжёлую промышленность и железнодорожный транспорт, но найти их внутри России было нереально: банковская система было ещё слабой, а отечественные предприниматели (буржуазия) ещё не имели свободных средств в достаточном количестве.

Подумайте, каким образом в этих условиях можно было решить задачи индустриализации страны.

Задача 2.

Ускоренная индустриализация привела к тому, что доля крупных заводов в российской промышленности была выше, чем в Европе: к 1913 г. 24,5% рабочих было задействовано на предприятиях с численностью более 1000 человек и 9,5% - на предприятиях с численностью от 500 до 1000 человек.

Выявите возможные последствия данной ситуации.

  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта