45. Формы злоупотребления субъектом предпринимательства своим
доминирующим положением на рынке
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке аналогичных товаров, если доля его товаров превышает 50%.
1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ
46. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Признаки недобросовестной конкуренции:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К их числу, в частности, относятся:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не является исчерпывающим.
47. Правовые средства антимонопольного регулирования предпринимательской
деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства.
ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (вступил в силу с 26.10.2006)
ПП РФ «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 №331 (в редакции от 28.22.1006)
Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на норма КРФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных НПА.
В КРФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка:
1) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;
2) вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
3) определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ;
4) не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.
Международные договоры РФ (РФ как правопреемница СССР является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и др.).
Антимонопольное законодательство основывается на КРФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных ФЗ, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг.
ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.
Цели ФЗ «О защите конкуренции» — обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (Глава 8 ФЗ «О защите конкуренции»)
1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.
ФАС(Фед Антимоноп служба) осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои террит. органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.
Функции ФАС:
1) обеспечение гос. контроля за соблюдением антимоноп. законодательства органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами и организациями, гос. внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, ф/л; 2) выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению его нарушения и привлечению к ответственности за такие нарушения; 3) предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства указанными субъектами; 4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных ФЗ.
При нарушении порядка получения предварительного разрешения (организация, созданная без предварительного согласия ФАС ликвидируется или реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску ФАС; сделки, осуществленные без предварительного согласия ФАС, признаются недействительными в судебном порядке по иску ФАС).
48. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
Естественная монополия– это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
(Ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)
Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.
Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.
Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № «О газоснабжении в РФ» и др23.
Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные в ст. 4 сферы :
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии.
Как уже указывалось, надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на ФАС.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи и др. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий определены статьями 10, 11 Закона о естественных монополиях, специальными Положениями
Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъекта естественных монополий:
1) ценовой метод
, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами27. Утверждение и регистрация цен возложены на Федеральную службу по тарифом.
2) неценовой метод
, который предусматривает:
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта.
49. Понятие и виды инвестиций. Этапы инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
(Ст. 1 Федеральногозакона «Обинвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»)
Инвестиционная деятельности может носить различный характер. Она может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами. Примером служит деятельность инвестиционных фондов. Инвестиционная деятельность может носить и разовый, не предпринимательский характер. В качестве примера приведем приобретение физическим лицом акций - вложение средств в ценные бумаги («портфельные» инвестиции).
Инвестиционная деятельность может рассматриваться как источник привлечения дополнительных сумм в существующее или организующееся производство. В этой ситуации характер инвестиционной деятельности следует оценивать с разных позиций: как средство получения прибыли - для вкладчиков (инвесторов) и как средство привлечения материальных и нематериальных благ - для пользователя или иного субъекта инвестиционной деятельности.
Виды инвестиций
Существуют различные виды инвестиций, которые различают:
1. По объектам инвестирования
• Реальные инвестиции (инвестирование средств в физические активы);
• Финансовые инвестиции (портфельные);
• Инвестиции в нематериальные активы.
Реальные инвестиции – это вклады в материальные активы. Например, это может быть движимое и недвижимое имущество (сооружения и здания, оборудование и машины, а также транспортные средства и т.п.), а также создание и воспроизведение других основных средств.
Финансовые инвестиции (портфельные) – это в основном денежные вклады в долговые (облигации) и долевые (акции), а также другие виды ценных бумаг.
Инвестиции в нематериальные активы. К ним относятся вложения связанные с повышением квалификации рабочего персонала, разработкой товарных знаков, приобретением имущественных прав, патентов, лицензий, прав на использование программных продуктов, а также использования иных объектов интеллектуальной собственности. Инвестициями в нематериальные активы являются также приобретение прав на использование земли, недрами и прочими природными ресурсами.
2. По форме собственности капитала
• Частные инвестиции – вложение денежных средств, которые делают рядовые граждане, в основном это вклады в акции, облигации и прочие ценные бумаги, а также организации и предприятия, которые имеют частную форму собственности.
• Государственные инвестиции – вклады федеральных, региональных, и местных органов власти, осуществляемые за счет бюджетных и заемных средств, а также средств из внебюджетных фондов.
• Иностранные инвестиции – осуществляются иностранными государствами, юридическими и частными лицами.
Совместные инвестиции – вложения, которые делают иностранные субъекты и субъект данной страны.
Исходя из понятия инвестиционной деятельности, специалисты условно выделяют три этапа ее осуществления. Эти этапы явно прослеживаются, когда речь идет о реальных инвестициях или прямой инвестиционной деятельности.
1. Подготовительный этап. На этом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций.
Обязательным мероприятием на этом этапе является составление инвестиционного проекта, в который входят обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций
Срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Первый этап заканчивается, как правило, подписанием инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков и порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и др.
2. Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации бизнес-плана, т. е. по исполнению инвестиционного проекта. Это могут быть строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, пусконаладочные работы, приобретение машин и оборудования, осуществление работ, связанных с их установкой, и др
3. Эксплуатационный этап. В течение этого этапа осуществляется организация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, создается система сбыта нового товара и т. п. В это время компенсируются инвестиции и затраты на осуществление инвестиционного проекта, формируется доход от его реализации. Именно с этим периодом связана окупаемость проекта. Зачастую на практике данные об оценке выполнения инвестиционного проекта сводятся в таблицы, составляемые по следующей схеме: наименование объекта инвестиций, срок выполнения (по плану и фактически), инвестиции (по смете и фактически), срок окупаемости затрат (расчетный по программе и ожидаемый), причины отклонения от сроков.
50. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.
А) Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
Статьей 9 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено, что инвесторы могут финансировать капитальные вложения за счет собственных и (или) привлеченных средств.
Законом определены права инвесторов; при этом Закон особо указывает на равенство этих прав. Приведем основные из них.
Право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законодательством инвестирования - неотъемлемое, охраняемое Законом право субъектов.
Самостоятельность инвестиционного выбора, т.е. право инвестора самостоятельно определять объемы, направления и размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности, заключать с другими субъектами инвестиционной деятельности договоры, регулирующие их отношения.
Право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций и иными результатами инвестиционной деятельности
Право контролировать целевое использование средств, направляемых на инвестирование.
Право передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам.
Право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора и в соответствии с законодательством РФ.
Б) Заказчики — это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. При этом заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов, если иное не предусмотрено договором между ними.
Для достижения указанной цели заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором и в соответствии с законодательством.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.
В) Исполнители - лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта. Исходя из специфики осуществления инвестиций в форме капитальных вложений, исполнители в складывающихся при осуществлении такого вида инвестиционной деятельности отношениях именуются подрядчиками. В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками.
Функции исполнителя в инвестиционном процессе схожи с функциями заказчика, однако правовое положение этих субъектов различается:
полномочия заказчика шире полномочий исполнителя, так как целью заказчика является реализация инвестиционного проекта в целом, а исполнитель выполняет конкретную, поставленную перед ним задачу, определенную каким-либо договором (например, договором подряда);
исполнитель не приобретает полномочий по владению, пользованию и распоряжению инвестициями; заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы;
деятельность исполнителя оплачивается в соответствии с договором; он не приобретает, как заказчик, право на часть прибыли.
Пользователи - это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические и юридические лица, государство, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. Пользователями также могут быть инвесторы.
Понятие объекта инвестиционной деятельности заключено законодателем в перечне материальных и нематериальных благ, в которые может быть осуществлено инвестирование.
Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и пр.
Законодательством запрещено инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и иных норм, а также утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам) или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
51. Правовой режим иностранных инвестиций.
Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях).
Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).
Основная идея Сеульской конвенции предоставление иностранным инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организацией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страховании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране - члене Агентства из других стран - членов Агентства.
Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, распространяются:
на риск, связанный с переводом валюты;
риск экспроприации или аналогичных мер;
риск нарушения договора, включая отказ принимающего правительства от договора с держателем гарантии или нарушение такого договора, в определенных Конвенцией случаях;
риск войны и гражданских беспорядков.
Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения в качестве субъекта международного права. В частности, можно назвать соглашения с Великобританией, ФРГ, США, Швейцарией, Испанией, Францией и др. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»1 одобрено Типовое соглашение между Правительствами РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. На основании этого типового акта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.
Иностранными инвесторами в РФ признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами., международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.
Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ.
Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным. Вместе с тем, Закон об иностранных инвестициям содержит специальное определение прямой инвестиции.
В соответствии с Законом, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:
иностранные инвесторы;
российские коммерческие организации с иностранными инвестициями;
филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;
дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законом определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Назовем некоторые из них:
гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;
гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с
Для привлечения иностранных инвесторов для таких субъектов установлены специальные льготы. В некоторых случаях предоставление льгот ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале.
52. Договорные формы осуществления инвестиционной деятельности.
Концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции. Лизинг.
Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции
Одним из видов инвестиционной деятельности является осуществление инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашений о разделе продукции. Правовые основы, отношений возникающих в процессе осуществления данного вида инвестиционной деятельности, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»3 (далее - Закон о СРП).
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.
Закон о СРП предусматривает основания для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Таким основанием является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Подтверждением отсутствия такой возможности служат проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников. Особые правила проведения аукциона предусмотрены для тех случаев, когда желание заключить соглашение о разделе продукции изъявит недропользователь, которому такой участок ранее был предоставлен на иных условиях, чем раздел продукции.
Сторонами соглашения являются: 1) РФ, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные ими органы; 2) инвесторы - юридические лица, не являющиеся юридическими лицами объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:
определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция).
раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, т.е. произведенной продукции за вычетом части этой продукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
В отличие от концессий соглашения о разделе продукции, широко распространенные в нефтедобывающей промышленности ряда развивающихся (и, заметим, весьма успешно развивающихся в сфере нефтедобычи) стран, являются договорами между инвестором и государством, при которых инвестору предоставляется право на пользование определенным участком недр на условиях, при которых, с одной стороны, часть добытого им минерального сырья, определяемая в порядке, установленном самим соглашением, должна быть безвозмездно передана в собственность государства, а с другой - инвестор освобождается от обязанности уплачивать большинство налогов в течение всего срока действия такого соглашения.
Концессионные соглашения
Чтобы привлечь частные инвестиции в создание или реконструкцию объектов, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, необходимо заключить концессионные соглашения.
Концессионные соглашения призваны решить задачи по всевозможной реализации государственной политики в области привлечения новых вливаний (инвестиций) в экономику страны, а также обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности. Для эффективного управления всем имуществом государству зачастую не хватает собственных ресурсов, и тогда на помощь приходит использование концессионных соглашений.
Следовательно, объектами концессионных соглашений являются созданные в результате человеческой трудовой деятельности или только подлежащие созданию объекты недвижимости социально-экономической инфраструктуры, которые имеют важное значение для обеспечения жизнедеятельности нашего общества.
Неоспоримым преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений. А несомненным плюсом при заключении концессионных соглашений является ощутимое снижение бюджетных средств государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.
Следуя Закону о концессионных соглашениях, на конкурсной основе выбираются инвесторы, причем допускается что этот конкурс может быть и открытым, и закрытым.
В качестве концессионеров могут выступать любые российские или зарубежные юридические лица, так же индивидуальные предприниматели или же действующие по договору о совместной деятельности (без образования юридического лица) два или более указанных юридических лица.
Прекращается концессионное соглашение, если истек срок его действия, либо в случае его расторжения. Расторгнуть концессионный договор можно на основании решения суда или по соглашению сторон.
Лизинг
Лизинговая деятельность представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Правовые основы лизинга установлены Гражданским кодексом
РФ (§ 6 гл. 34) и Федеральным Законом о лизинге.
Законом определяется правовое положение субъектов лизинга, формы лизинга, правовые и экономические основы лизинга, меры государственной поддержки лизинговой деятельности. Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) — услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяется соглашением сторон.
Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Субъекты лизинга - это лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик).
Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое засчет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли- продажи.
Основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинг1. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами РФ. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ.
53. Предпринимательский договор: понятие и виды
Предпринимательский договор представляет собой разновидность гражданско-правового договора - так называемую «торговую сделку».
Договор – это соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, в том числе в области хозяйственных отношений.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда условия предписано законом или иными правовыми актами. Если условие договора не определено сторонами, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применяемыми к отношениям сторон.
Предпринимательский договор – заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны или одна из сторон которого выступают в качестве субъекта предпринимательства.
Публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования и т.п)
Особенности предпринимательского договора:
1) заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности;
2) стороны (или хотя бы одна из сторон) должны быть субъектом предпринимательской деятельности;
3) возмездный характер договора;
4) в законодательстве установлены более «жесткие» правила по отношению к предпринимателям, включая повышенную ответственность за нарушение договорных обязательств и ограничение в ряде случаев воли субъектов, в результате чего стороны, заключившие договор, могут быть лишены основных гражданско-правовых признаков - юридического равенства, диспозитивности поведения;
5) письменная форма договора;
6) четкость предмета договора;
7) безналичные расчеты в договорных отношениях организаций
8) длительный срок договора;
9) бухгалтерские и налоговые последствия договора;
10) порядок актирования недостачи (порчи) товаров;
11) претензионный и арбитражный порядок рассмотрения споров из предпринимательского договора.
Классификация и виды договоров:
по продаже товаров
В основе договора лежит договор купли-продажи. Разновидности договора:
- договор поставки товаров
- договор поставки товаров для гос. нужд
- договор электроснабжения
- договор розничной купли-продажи
по передаче имущества пользования (аренды)
- договор аренды
- договор финансовой аренды
3) договоры по выполнению работ и оказанию услуг
- договор подряда
- договор строительного подряда
- гос. контракт на выполнение подрядных работ
- договор возмездного оказания услуг
- договор коммерческого представительства
- договор комиссии
54. Особенности порядка заключения, изменения и расторжения
предпринимательского договора.
Заключение договора
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Изменение договора — это акт (юридический факт), который влечет за собой изменение тех обстоятельств, которые ранее возникли на основании изменяемого договора.
Поэтому способы и формы изменения договора должны соотноситься с соответствующими нормами об изменении обязательств, включая специальные правила об изменении предпринимательского договора.
В свою очередь, расторжение договора есть акт, направленный на прекращение действия частично или полностью несполненного договора, в том числе возникших из него обязательств на будущее время.
Главное отличие изменения договора от его расторжения выражается в правовых последствиях. Расторжение договора всегда влечет полное и безусловное прекращение обязательств
сторон.
При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
В соответствии со ст. 450 ГК изменение или расторжение договора возможны:
1) по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором;
2) по решению суда при наличии следующих условий:
а) по требованию одной из сторон;
б) при существенном нарушении договора другой стороной; в) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, иными законами либо договором;
3) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон.
55. Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы.
|