|
История ПСИ!!!. 1. Предмет, методологические принципы изучения, методы истории психологии. Этапы развития психологии. Основные факторы и принципы определяющие развитие психологии
1.Предмет, методологические принципы изучения, методы истории психологии. Этапы развития психологии. Основные факторы и принципы определяющие развитие психологии.
История психологии изучает закономерности формирования взглядов на психику, на основе анализаразных подходов, к пониманию ее природы, функций и генезиса.
Методы заимствует из смежнык дисциплин-науковедения, истории, социологии. Используются историко-генетический метод(изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития в определенный исторический период), историко функциональный метод( позволяет выявить отдельные причины и условия формирования различных взглядов), метод систематизации психологических высказываний, метод категориального анализа( учет социальных условий, определяющих появление и развитие данной научной школы)
Этапы развития психологии:1)донаучная психологиябеерт начало с возникновения человека и изучается по сей день, это житейская психология.
2) философский этап 7(6)в до н. э.-1879.*античность 6 в до нэ- 2(3)нэ *средневековье 3-14 * возрождение 15-16 в * новое время 17-начало 19 в
3) Психология как самостоятельная наука 1879-до сегодня.
Основные факторы, определяющие развитие психологии.1)Логика развития психологического знания. 2) социальная ситуация развития науки. 3) особенности личности конкретного ученого.
Принципы:1) п. детерменизма 2)П. ситстемности 3) п. развития
2.Общая характеристика психологии в период античости. Зарождение психологических идей в древней Греции. Милетская школа, Гераклит эфесккий. Пифогорийски союз школа элеатов.
Появление психологии в Др. Греции было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривающей душу не на основе сказок, а с использованием тех знаний которые возникли в тот период. Психология входила в науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека( натурфилософия. Большинство философов обладали высоким уровнем научного абстрагирования, интуитивное познание, . все ученые пытались установить единицу всего сущего.
Милетская школа(6в до нэ). 1)фалес. душа это субстанция движущаяся, объективная реальность определяет наше восприятие. В основе всего лежит ВОДА, в том числе и в основе души. 2)Анаксимандр. Единица всего сущего апейрон, такое физическое начало из которого все возникает и в которое все превращается. Раскрывает происхождение человека, почти как у дарвина от животных и длее. Душа это часть материи.3) анаксимен. Основа всего – воздух. Душа это воздух, который сдерживает тело.
Гераклит.520-460гг до нэ. Основатель диалектики; душа это единство противоположностей (огонь и влага); все в мире действует по определенному закону по логосу, который является главной управляющей силой, логос объясняет связь межлу разными событиями, в том числе и между разными собвтиями в жизни людей( по сути закон деторменизма); один из первых начинает разделять познавательный процесс на чувственный и рациональный, Связывает два этапа познания отдает приоритет, какому то из них; признает равенство людей от природы но не равенство интересов, что пораждает конфликты.
Пифагорийский союз.5 в до нэ. Впервые применили принцип профотбора, требования доя принятия в союз были очень профессиональны. Считал себя уроденцев богов, имелись странные правила – не есть бобов , на прикасаться к белому петуху. Чтобы вройти в союз люди должны были решить трудную логическую задачу, проверялась воля и ораторм=ские исскуства. Знания это часть исскуства. Главная идея- это гормония. Душа понималась как некое число, душа бессмертна, переселение. Первые занимались психотерапией, хотели регулировать психичсекие состояния.
Школа Элеатов. 1)Ксенфан 580 г до нэ.Душа состоит из земли и воды, выделяет уровни сознания: чувственноре и рациональное Для того чтобы понять сущность нужно пользоваться рациональным. 2) Парменид 515г до нэ. Душа это свойство телесной субстанции , использует психологические категории как: ощушение, чувства, познания , потребности. Говорит о разных уронях сознания, рациональный наиболее значим.3) Зенон- ученик Парменида. Предлагает метод анализа явления- метод от противного, чувственное восприятие иллюзорно, главное разумный этап познания.
3.Развитие психологических идей в период рассвета античной Греции 5-4 в до нэ. Психологические воззрения Эмпедокла, анаксагора Демокрита и Левкипа, софистов. Значение идей стоиков для формирования психических воззрений зенона, сенеки Марка аврелия.
Эмпедокл480-430г до нэ.» о природе» , «очищение» сторонник итальянской медицинской школы, разработал учение об эволюции органического мира на основе естественного отбора. Периоды эволюции: *неяснык формы, *растительные, * животные, * люди. Родственность детей и их родителей , передача по наследству характеристик. Анализ ощущений подобное остается подобным. В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познается подобно человеческой любви.
Анаксагор 500- 428г донэ первый профессиональный ученый. Мир состоит из качественно различной частицы, упорядоченные с помощью нуса( нус- принцип всего)Душа производна от нуса, она воздушна, не телесна. Закономерность познавательных процессов: восприятие зависит от внешних условий восприятия, ощущения не достаточно для познания личности. принцип организации – зависимость частей от целого.
Левкипп один из основоположников атомистики, учитель Демокрита. выдвинул идею множественности элементов сущего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, Левкипп для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi).
Демокрит 500-428г до нэ Написал 70 сочинений, касаются всех областей. Душа состоит из атома Они являются причиной движения тела.. душу составляют крупные, подвижные атомы, подвижные атомы. Зазумная часть души в грудной клетке, но способность к познанию в мозге. Сердце- орган благородных страстей, печень – чувственных. Восприятие – это точное двиджение атомов. Есть 2 вида познания_ темное( восприятии)и истинное( разумное). Разум познает истину. Делит чувства на полезные и вредные, чувства удовольствия и не удовольствия они и определяют личность
Софисты вторая половина 5 в до нэ Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно. Сыграли большую роль в становлении систем знаний и их передаче, были жнциклопедически образованными, изучали субъективные особенности людей и отношения между людьми, позновательные особенности.изучали риторику, исследовали проблему чувственного и логичсекого все стоики делятся на старших(Протагор 481-411 человек это мера всех вещей, познание материально и процесспознания материален, рассуждает нравственных аспектах, добродетель воспитывается обществом и личностью. Горгий – большое внимание уделяет речи ничто не существует еслибы ничто не было не постигаемо) и младших( люди равны от природы
Стоики 4в до нэ- 4 в нэ основатель стоицизма Зенон. Стоики говорили:жизнь состоит из повторяющихся циклов эти циклы бесконечны. Два начала действуют над жизнью:закон возникновения и уничтожения, рок или судьба.Душа для них это часть мировой души, она пронизывает тело, со смертью она отделяется от тела.Описывают процеес познания оворят о представление ощушении и мышлении. Уделяют внимание проблеме аффектов( черезмерное стремление, играют негативную роль в жизни человека., аффекты противопоставляются разуму Нужно достигнуть внутреннего покоя, освободится от аффектов в классификации аффектов 26 вдов.1)Зенон. Основатель школы « о человеческой природе» Провозгласил. Что жить в согласии с природой тоже самое что жить в согласии с добродеьелем и это основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику, выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни.2) сенека4г донэ_65 нэ_ автор многих произведений посвещенных этическим проблемам « нравственные письма к луцилию , о гневе» нематериалистическое основание, страсть – душевные болезни. 3) Марк Аврелий римский император В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.
4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона.
Сократ (1в д.н.э.) Использовал метод беседы. Майевтика - помощь в преодолении противоречий. Смысл жизни - познание. Главное в чел. - знан. и разум. Большая часть познания - рефлексия. Занимался проблемами речи, диалога и т.д.
(От софистов и Сократа пошла гуманистическая традиция в психологии)
Платон - ученик Сократа. Диалоги: «Федон», «Пир» и др. Сущ-ет Космос - живое сущ-во, наделен. разумом, состоит из душ. Функции мировой души: движение и познание. Душа бессмертна -- переселение душ. Занимался проблемой соотношения души и тела. Части души: разумная (в голове), аффиктивная (в груди), вожделеющая (в брюшной полости).
Сравнивал познание с припоминанием. Занимался проблемой памяти. Знание: интеллектуальное (мышление, рассудок) и чувственное (вера, образ).
5. Система психологических знаний Аристотеля.
Аристотель - ученик Платона. «Трактат о душе» - 1 псих. соч., «Метафизика». Изучал понятие души (разумная, животн., растительн.). Занимался соотношением тела и души. Учение о процессах познания. Учение о чувствах.
4 причины начала бытия: 1)форма, 2)материя, 3)движение, 4)цель. Бог - первопричина. Главное значение ума - волевая регуляция. Можно сказать, что Аристотель занимался семейной, социал. и возр. псих-ей.
Орган души - сердце. Душа активна. Мы любим душой.
6. Общая характеристика психологии эпохи Возрождения. Природа души в учениях Филона, Плотина, Аврелия.
Осн. хар-ки: теоцентризм (Бог - центр мироздания); идея покаяния, истина открыта в Библии.
Филон, Плотин - неоплотонисты. Они впервые стали обращ-ся к проблеме самосознания личности (интроспекция). Филон говорил, что человек активен в познании. Свобода - желание блага.
Августин Аврелий «Исповедь», «Монологи». Воля в основе хар-ра, она творит воспомин-ния. Внутр. опыт истинный, он дается Богом. Душа человека - проекция души Всевышнего. Гл. метод псих-ии - интроспекция. Использовал метод реконструкции событий жизни. Изучал детей, описывал овладение речью, мотивац-ую сферу, объяснял нежелание учиться. Осн-ль псих-ии девиантного поведения (воровство, клептомания). Анализировал психологию группы.
7. Значение идей Фомы Аквинского. Подход Роджера Бекона.
Фома Аквинский (13 век) - основатель томизма. «Комментарий к священному писанию», «Сумма теологий». Душа - субстанц., не завис. от чел., первичн. начало жизни. Единст. способ-ть души - сознавание; она источник движения; психич. жизнь - продукт души. Автор иерархич. подхода в псих-ии. Познание: 1. естеств-ое (внешние органы чувств; внутр. органы познания; интеллектуальное созерцание), 2. сверхъестественное (откровение).
Внутри души располагаются способности. Разумом облад. только чел-к.
Роджер Бекон - основатель современ. науч. методологии «Большой труд», «Средний труд». Душа - единство формы и материи. Психика - естеств. природ. явл., поддается опыту, экпер-ту, математике. Объязнил зрение оптико-механикой.
4 предрассудка разумного познания: 1)преклонение перед недостойными; 2)влияние привычки; 3)суждение невежественной толпы; 4)прикрытие невежества маской мудрости.
8. Материалистические тенденции Скотт и Оккам. Роль ученых средневекового востока Авиценна, Аверроэс, Альгазен.
Дунс Скотт «Оксфордское сочинение». Душа - форма человеч. тела, созданная Богом (активна, едина, бессмертна). Занимался проблемой интеллекта и творч. разума. Психическое - св-во материи. Познание -- чувственный опыт.
Оккам. Методологич. принцип - лезвие Оккама (не надо искать сложное в простом, принцип экономич. и оптимальн-ти мышления: бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего).
Интуитивное понятие включает чувственность, самонаблюдение (первично) и абстрактное познание (вторично). Рассматривал проблему знаков и речи. Ощущение - знак, произведенный внешним предметом.
Авиценна -ученые востока (18 век). «Поэма о душе», «Очерк о человеке».
Последователь Аристотеля. Делил психологию на естест.-науч. и метофизич. Материальн. основа души - вершина органического тела. В познании главное - разум, он активн. и творч. Ему предшевств. чувств. познание - отображение.
Ступени познания: ощущен., представлен. (различается образ и материя), воображ., высшая форма абстракции (категории и понятия).
Источник психики - мозг. Занимался возрастной псих-ией. Говорил о важн. роли воспитания (психич. возд. на организм).Большой вклад в медиц. и психиатрии.
Впервые проводит психодиагностику (ассоциативный экспер-т).
Первым исп-л экспер-ты по псих-ии эмоций; изуч. эмоц. сост. при противополож. установках, заним-ся психотерапией.
Аверроэс изучал органы чувств, доказал зависимость восприятия от св-в НС, объяснил значение сетчатки. Религия - верование, содержащ. философскую истину.
При умирании тела умирает душа. Возможности человека в постижении истины не ограничены. Способность к мышлению врождена. Всеобщий разум воздействия на наши потенциальные способности вызывает у нас мысли.
Альгазен. Орган зрения - оптический прибор. Зрительный акт - запечатление внешнего воздействия + работа ума.
9. Вклад ученых периода Возрождения Лео Да Винчи, Вивеса, Уарте, Дж. Бруно и др.
Леонардо Да Винчи. Истина - есть наука + опыт. «Трактат о живописи» - описание зрительного восприятия, изучал его с помощью опытов (расстояние, освещение). Выделил состояние человека: радость, плач, распри, физическое усилие. Стоял у истоков рефлектор. концепции.
Хуан Вивес (пионер эмпирической психологии). Нужно изучать не структуру, а функции души -- функциональный подход. Гл. механиз формир. личн-ти - ассоциация. Заним-ся пробл. памяти, эмоциями и мыслит. процессами.
Хуан Уарте. Изучал индивид-ые различ. (диффер. псих-ия). Заним-ся опр-м профпригод-ти (ПВК ПАД). поиск признаков одаренности.
Джордано Бруно. Одушевлял природу. Вселенная - огромное животное. Надо отличать тело от души. Чувственное познание не достоверно. Разница м\д чел. и живот. - умение использ. орудия; память. Самое гл. орудие чел. - руки, а не ум.
10. Вклад врачей древности Гиппократ, Гален и др.
Алкмеон - первый врач. Мозг - источник познавательной деятельности. Мозг имеет связи с орган. чувств.
Герафил; Разистрат - открыли нервы, описали мозговые желудочки и полушария, дифференцировали двигательные и чувствительные нервы
Гиппократ «Прогностика», «Афоризмы».
Факторы, вл. на чел.: окруж. среда, общ-во. Создал типологию людей: сангвиники, холер. и т.д.
На развит. ч-ка вл. соц. факторы: 1)политич. строй, 2)обр. жизни, 3)обычаи.
Основа психич. болезн. - забол. мозга.
Гален - придворный врач Марка Аврелия. Душа в крови. Разум в зад. желудочке. Выделил ф-ции души: двигательн., согреват., мыслит. и др. Душа сущ. в виде пневмы. Пневма движ-ся по нервам. Нервн. сист.: перефирич., центральн.
Создал типологию на основе жидкостей и тканей (13 темпераментов).
Нервн. сист. - ствол с ветвями. Описание нормы и отклонения.
11. Значение идей врачей Авиценна, Везалий.
Авиценна -ученые востока (18 век). «Поэма о душе», «Очерк о человеке».
Последователь Аристотеля. Делил психологию на естест.-науч. и метофизич. Материальн. основа души - вершина органического тела. В познании главное - разум, он активн. и творч. Ему предшевств. чувств. познание - отображение.
Ступени познания: ощущен., представлен. (различается образ и материя), воображ., высшая форма абстракции (категории и понятия).
Источник психики - мозг. Занимался возрастной псих-ией. Говорил о важн. роли воспитания (психич. возд. на организм).Большой вклад в медиц. и психиатрии.
Впервые проводит психодиагностику (ассоциативный экспер-т).
Первым исп-л экспер-ты по псих-ии эмоций; изуч. эмоц. сост. при противополож. установках, заним-ся психотерапией.
Андреас Везалий. «О строении человеч. тела» (16 век). Описал строение мозга и нервов.
Выделил виды души: похотливая (в желудке), раздражительная, жизненная (в сердце), естественная (в печени). Мозг - разум, чувствительность и движение. Изучал процессы воображ-ия, рассужд. и памяти.
12. Борьба врачей средневековья и периода Возрождения за прогрессивный подход в понимании психического: Платер, Кардано.
Феликс Платер - профессор анатомии и медицины. Он предпринял первую попытку определить критерии душевных заболеваний. Он пытался классифицир-ть все болезни. Психич. болезни - поврежден. мозга.
Джераламо Кардано «Собственная жизнь». Боролся за гуманный подход к психич. больным. Пытался сопоставить черты лица и черты хар-ра. Занимался проблемой обучения глухих и слепых, заним-ся психотерапией: самое главное в человеке - сост-ие его ума. Изучал комплекс вины. Изучал взаимоотношение пациента и врача. Суггестивная терапия - внушение.
Парацельс - сторонник уважительного отнош. к пациентам. Занимался проблемой проф. заболеваний. Осн. принцип лечения психич. заболеваний: психодрамма, метод переноса. Так же подчеркивал важность доверит. отнош. м\д врачем и пац.
13. Осн. хар-ки «Нового времени». Эмпиризм в философии.
Эмпиризм развивается в Англ. и Фр. Учение рассматр. процесс познания. Эмпиристы работают в чувственной сфере познания.
I Основатель Френсис Бэкон
II Акцент на чувственное познание
III Исследование от частного к общему -- наблюдение, самонаблюдение -- эксперимент.
IV Проблематика: индивидуальность
V Представители: Гоббс, Локк, Гартли, Юм, Милль, Милль, Бен, Ламетри, Кондильяк, Дидро, Гельвеций.
14. Осн. хар-ки «Нового времени». Рационализм в философии.
Рационализм развивается в Германии и Голландии. Учение рассматр. процесс познания. Эмпиристы работают в разумной сфере познания.
I Основатель Рене Декарт
II Истинное знание только с помощью знания
III Дедуктивный метод от общего к частному
IV Проблематика - личность
V Представители: Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фейербах, Шеллинг, Гербарт.
15. Психологические идеи Бэкона, Гоббса, Локка.
Френсис Бэкон (Эмпирист): «Новый органон»; методолог науки.
Предложил классификацию наук на основе человеч. способностей: история (память); поэзия (воображение), философия (рассудок). Философия: естественная и первая.
Философия человека: учение о теле и учение о душе.
Основной метод исследования - индукция.
3 пути познания: 1) путь паука (рационализм), 2) путь муравья (эмпиризм), 3) путь пчелы (объединение).
Основы любого метода - опыт.
Ощущение - результат воздействия внешних предметов на органы чувств. Память сохраняет эти следы.
На этапе разумного познания возникают заблуждения разума -- очищение от стереотипов: призраки рода, призраки пещеры, призраки театра, призраки рынка.
Томас Гоббс закончил Оксфорд.
«О гражданине», «О человеке», «Левиафан».
Главное в познании - опыт. Познание начинается с чувственности, продуктом являются фантомы.
Классификация обозначений: сигналы, метки, естественные знаки и т.д. Он основатель семиотики - науки о знаках. С помощью знаков мы классифицируем вещи и даем определения.
Осн. операции мышления: анализ и синтез.
Психика сущ-ет и у животных, она подчинена природным законам.
Выдвинул социально-псих-ую теорию: человек - промежуточное звено между природой и обществом; люди от природы равны, разница обуславливается воспитательными методами. Человек пытается удовлетворить свои внутренние потребности за счет других -- жадность, зависть и т.д.
Создал теорию государства, основанную на 18 законах.
Джон Локк выдвинул идею о первичных и вторичных качествах. Занимался метеорологией, химией, медициной. «Опыт о человеческом разуме», «О пользовании разумом», «Мысли о воспитании».
От опыта происходит все наше знание. душа новорожденного - «чистая доска». Развитие органов чувств ведет к усложнению психики.
Детская психолония: нужно учитывать индивидуальные особенности детей, принцип наглядности в обучении.
Процесс познания начинается с ощущения, получения идей. Они первоначально явл. простыми. Знания - восприятие соответствие двух идей друг с другом. Условием знаний явл. язык, речь. Источники знания: ощущения и рефлексия. Опыт: внешний и внутренний. Рефлексия - знание души о самой себе. В идеях отражаются адекватные (первичные качества) и неадекватные качества вещей.
Первичные качества - качества существующие объективно, независящие от человека (положение, размер). Вторичные качества - неподобны свойствам самого объекта (цвет, вкус), существуют в уме субъекта.
Самое высшее знание - интуитивное.
16. Психологические идеи Гартли, Беркли, Юма.
Дэвид Гартли - англ. мыслитель и врач. «Размышления о человеке, его строении, доме и уповании».
Психика имеет естественное начало.
3 осн. элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений); аффекция (удовольствие, неудовольствие).
Физиологический процесс - механизм вибрации (в веществе нервов и мозга).
Классификация вибраций: по амплитуде, по силе, по частоте, по месту, по направлению.
Ассоциации есть совпадение двух вибраций.
Память - свойство нервной организации, в основе ассоциативный процесс.
Беркли - доктор теологии. «Опыт новой теории знания», «О началах человеческого знания».
Пространство - продукт взаимодействия ощущений. Создал теорию познания: существует тождество между существующим и воспринимаемым. Мы не знаем ничего кроме наших ощущений, которые объединяются друг с другом. Существовать - значит быть воспринятым. Существуем только мы и наши ощущения. Вещи - бестелесная субстанция. То, что есть общее у людей, - отражение божественного сознания.
Беркли в своих теориях отрицал любое сознание, кроме собственного.
Дэвид Юм. «О человеческой природе», «Естественная история религии».
Задача науки - руководство для практической жизни. Опыт складывается из восприятия. Идеи объединяются у человека с помощью ассоциаций. Виды ассоциаций: по сходству; по смежности во времени и пространстве; по причинно-следственной зависимости. Причинная связь - отражение чувственных психологических связей, а не истинных.
Создал учение об аффектах: они руководят нашей волей; аффект преодолевается не разумом, а другим аффектом. Виды аффектов: спокойные (чувство прекрасного), бурные (любовь, ненависть), аффекты симпатии.
17. Психологические идеи Дж. Милля и Дж. С. Милля, Бена.
Джеймс Милль «Анализ феноменов человеческого духа». Он считал, что в основе всего ощущения - опыт, ощущения с помощью ассоциаций комбинируются в сложные идеи. Есть всего 1 закон - закон ассоциаций. Говорил о существовании ощ. мышц и пищевого канала, ощ. расстройства к-л части тела.
Память, воображение, мышление описываются через ассоциации. Теория чувствований: ощущения м. б. приятными, безразличными и неприятными -- главное чувства, удовольствие и страдание.
Концепция любви: анализирует причину любви детей и родителей. Род. любят детей т.к.: 1)они наблюдают радости детей и начинают радоваться сами; 2)ребенок наход. в завис-ти от взрослого; 3)склонность любить того, кому часто делали добро.
Джон Стюарт Милль «Логика».
Дал классификацию наук, предложил создать особую науку «Ментальную химию». Существуют законы психич. жизни, кот. подчиняются природ. законам. Их можно исследовать эмпирич. методами -- психология отделится от философии.
«Утилитаризм» - проблема соц-псих вопросов. Он считал, что невозможно достичь личного счастья без суммы общего счастья.
Александр Бен - магистр искусств, изучал математику, философию. Основал журнал «Ум». «Воспитание как наука», «Эмоции и воля» и др. Составил классификацию наук с психологий в центре. Изучал поведение студента на экзамене -- можно использовать тестирование для определения характера человека.
Основа психол. жизни - физиологические процессы в НС. Классифицировал ощущения, занимался проблемой инстинктов (движущая сила поведения).
Теория эмоций: 10 групп: 1)удовольствия и боли; 2)новизны, удивления; 3)ужас, страх; 4)нежные эмоции; 5)личные эмоции (к себе); 6)от упражнения ума и др.
Воспитание должно быть выделено в самостоятельную науку, основанную на педагогике и психологии.
Факторы, обуславливающие характер: 1)физиол. св-ва организма; 2)уход за организмом; 3)усл. физич. среды; 4)общество и др.
18. Вклад французских ученых Ламетри, Кондильяка, Дидро, Гельвеция.
Жульен Ламетри «Трактат о душе», «Человек - машина». Сторонник эволюционного подхода. Говорил, что живую от неживой материи отличает способность к самоорганизации. Высшие организмы обладают способностью испыт. переживания.
Главное - это ощущен., они лежат в основе всех психич. процессов. Память - частный случай ощущения + мышление. Мышление человека отличается наличием речи и языка. Человек - это чувствующий, мыслящий автомат, стремящийся к наслаждению.
Душу можно понять на основе опытов и наблюдений.
Теория мотивационно-потребностной сферы. Потребности: чувственные (в пище, наслаждении, предметах) и высшие (нет у животных).
Изучал факты асоциального воспитания (случаи детей - Маугли».
Этьен Кондельяк «Опыт о происхожд. челов. знаний», «Трактат о системе».
Направление сенсуализма (крайняя форма эмпиризма).
Эмпиризм: англ. (ассоцианизм) и франц. (сенсуализм).
Использовал образ статуи: у нее есть способность ощущать -- начинают действовать все психич. механизмы -- сравнение одного ощущ. с другим -- статуя оживает.
Из сравнения ощущ. возникает потребность, на основе потребности возник. воображение, затем осязание -- мышление и т.д.
Он игнорировал соц. природу ощущ.
Дени Дидро
1747 - создал первую в мире энциклопедию (Вольтер, Гильвеций, Руссо, Гольбах и др.). «Философия мысли», «Письма слепых в назидание зрячим» и др.
Описал процесс онтогенеза зрительного восприятия (от отсутствия к более четкому видению). Это изменение происходит под влиянием осознавания. Анализирует осязание. Наз. его самым глубоким и филосов. чувством.
Проблемы вопитания: важно выявить природные задатки и дать им полное развитие.
Клод Гильвеций организовал бесплатное мед. обслуживание и обучение крестьян. «Об уме», «О счастье».
Все люди рождаются с равными способностями.
Его учения можно разделить на 2 части: I Теория познавательных процессов. У людей от природы есть способности получать впечатления, чувства; способность сохранять впечатления, способность различать сходства и различия - ум. Разнообразие поведения следствие многообразия потребностей.
II Теория воспитания. Все люди рожд. с равн. способностями в отношении ума, но усл. жизни разные -- главная роль у воспитания. Самые главн. воспитатели детства - окружающие предметы.
19. Психологические аспекты Декарта.
Рене Декарт (рационализм). «Страсти души», «Человек», создал направление картозианство. Считал, что осн. методами познания явл. матем. метод, метод дедукции, метод интеллектуальной интуиции.
Душа - нечто сознательное, имеет достоверное знание. Все в душе осознаваемо. Душа имеет точку соприкосновения с телом (гипофиз, шишковидная железа). Душа движется по трубкам с животными духами. Страсть - столкновение животных духов (взаимодействие телесной и духовной субстанции) Страсть: любовь, ненависть и др. Разум - оценка жизни. Тело человека - автомат. Счастье - ясное самосознание и покой (равновесие мыслящей души). Способ душевного довольства - подчинение страстей разуму + познание.
20. Влияние учения Спинозы. Значение монадологии Лейбница.
«Основы философии Декарта», «Этика», «Мир - математическая система» (геометрическое познание).
Процесс труда: определение -- понятия -- аксиомы -- теоремы -- доказательства.
3 ступени познания: 1)истинно-независимое (интуитивное познание); 2)рассуждение разума; 3)чувственное познание.
Аффект - то, что происходит внутри нас, но при этом изменяет жизн. активность.
3 осн. аффекта: 1)желание; 2)удовольствие; 3)неудовольствие.
Аффекты вводят человека в возбуждение и ставят в зависимость от вещей.
Рабство - доминирование страстей.
Блаженство, интеллектуальная любовь к Богу -- обуздание страстей. Феномен амбивалентности чувств (двойственности).
Лейбниц: «Рассуждение о метафизике», «Монадология».
Впервые заговорил о бессознательном. Мир состоит из монад (сущность монад - деятельность, выражается в смене внутр. состояний, они одушевлены, наделены психикой). Люди разные, т.к. разные монады. Монады: голые, духи - н, души - м.
Автор психофизиологического параллелизма (психическое и телесное протекает параллельно). Сущ-ют врожденные идеи. В развитии личности главное образование, воспитание. Сущ-ет сознание и бессознательное. Когда нет сознательной деятельности, деятельность психики продолжается.
21. Психология и учение Канта.
Рационалист. Работы Канта: диссертация «Об огне», «Критика чистого разума», «Критика способности суждения».
Он считал, что процесс познания начинается с восприятия. В процессе восприятия все впечатления систематизируются благодаря особым орудиям – априорным формам. Они врожденны. Далее следует рациональный этап познания.
Он выделил 3 части души: познавательная часть; способность души чувствовать удовольствие и страдание; желательная часть. Выделил продуктивное и репродуктивное воображение.
Занимался проблемой аффектов (чувства) – 2 главных аффекта: удовольствие и неудовольствие. Вся жизнь – антагонизм этих аффектов.
Говорил о страстях, инстинктах (мотивы), -- виды страстей: естественные (половое влечение, жажда свободы), социальные (честолюбие, властолюбие, корыстолюбие).
Проблема личности (гумманист. подход) : человек – главный предмет в мире. О животного отличается самосознанием. Когда ребенок осознает свое Я, он становится личностью.
Выделил виды эгоизма: логический, эстетический и моральный.
Учение о темпераменте (на основе учения Гиппократа): темперамент чувства (сангвиники, меланхолики), темперамент деятельности (холерики, флегматики).
Кант занимался медико-психологическими проблемами, предложил классификацию душевных болезней. Работал на проблемой судебно-психологической экспертизы.
22. Психологические идеи в трудах Гегеля. Антропология Фейербаха и других.
Гегель. Особое влияние оказали Кант и Юнг. Был профессором Берлинского университета.
Осн. работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др.
Он считал, что в основе всех явлений лежит абсолютное духовное разумное начало. Оно существует в 3 формах: абсолютная идея, мировой разум, мировой дух. Он выделил 4 вида псих-ии: житейская, рациональная, эмпирическая, истинно-философская.
Главная задача псих-ии – рассмотреть все в развитии. Псих-ия не точна, т.к. явления сознания нельзя зафиксировать.
Он описал процессы познания: примитивное состояние предметного сознания -- собственно восприятие -- активный этап - разум.
Занимался проблемой личности.
Личность - то, что человек делает сам с собой во взаимодействии с обществом.
Индивидуальность - проявление социальной необходимости.
Факторы, обусл. развитие личности: биологич., социал., активность.
Работал в обл. психиатрии -- источники психич. болезн.: телесные, духовные, расстройства (потрясения), подозрительность.
Людвиг Фейербах. «Мысли о смерти и бессмертии», «Критика идеализма», «О начале философии». Он явл. основателем антропософии. Центральная проблема - сущность человека. 3 сферы: тело (рассуждение об индивиде); общение людей; духовная деятельность. Занимался проблемой мышления. Человек - субъект мышления. Занимался описанием процесса общения.
Работал обл. псих-ии и религии. Говорил, что эмоциональная сфера порождает религиозные иллюзии. Человек нуждается в Боге, но это порождение его фантазии. Религия - бессознательное самосознание.
23. Значение естественно-научных эволюционистских концепций: Дарвин, Морган, Тейлор, Фрейзер, Спенсер.
Дарвин: «Происхождение видов путем ЕО», «Инстинкт».
Фактор развития - наследственность, изменчивость, отбор. Методологический принцип - рассмотрение поведения в целом. Он явл. основ-лем сравнит. псих-ии. Рассматривал проблему агрессивности. Проблема адаптации. Поведением руководят инстинкты. Эмоции - рудимент предков в борьбе за выживание.
Герберт Спенсер (эволюционный ассоцианизм) «Основы психологии». Адаптация - приспособление за счет ассоциаций.
Общий закон эволюции: от рассеивания к интегрир., от однород. к разнород., от неопределенности к опр. Психику нужно анализировать в развитии.
Виды опыта: индивидуальный, видовой.
Психика - механизм адаптации к среде. Психология: объективная (строение мозга), субъективная (сост. души).
Лойд Морган - биолог - анатом. «Введение в сравнительную психологию». Установил возможность животных к обучению (пробы и ошибки). Закон экономии: не стоит приписывать животным высшие психические способности, если их поведение можно объяснить механизмами низшего уровня.
Тейлор «Первобытная культура» и Фрейзер. Концепция первобытного анимизма. Мышление на всех этапах ч. развития одинаково. Дикарь стремиться к познанию мира. Душа - пар, тень, ей присущи черты носителя. Душа есть у всех.
24. Развитие психологии...: Прохазка, Белл, Мюллер, Галль, Бернар, Пфлюгер, Гельмгольц.
Прохазка «Общее чувствилище» - отдел ЦНС, действующий по принципу отражения (рефлексы). Говорил о сущ-нии законов неведомых неорганич. миру, записанных в центрах гол. мозга. Утверждал, что спинной мозг учав-ет в организ-ции поведения. Говорил о тотальн. завис-ти чел-ка от природы.
Белл «О новой анатомии мозга». Работал над рефлекторной теорией. Говорил о наличии обрат. связи как основы саморегуляции. Изучал рефлекторн. природу чувств. познания. Развивал рефлекторную теорию восприятия.
Мюллер. Теория рефлекса -- изучение нервных болезней. Говорил, что головной мозг - носитель сознания. Кажд. орган чувств имеет опр. энергию -- мы осознаем не внешн. воздейств., а эту энергию. Проблема локализац. ощущений.
Галль занимался локализац. ф-ций в ГМ -- карта ГМ. По черепу можно опр-ть индивид. особен-ти личности.
Бернар. Организм - саморег. сист. (компенсац. негатив. воздейств. извне).
Пфлюгер экспериментально доказал действия спинного мозга -- «сенсорная механика». Гл. задача психики - различение и реакция на внешн. возд.
Гельмгольц говорил о предметности внимания, создал учение «О бессознательных умозаключ.» Говорил о единстве интеллект. и сенсор. элементов в построении образа.
25. Основание психофизики и психометрики: Вебер, Фехнер, Дондерс.
Эрнест Вебер «Работа об осязании». Доказал слияние 2 близк. ощущен. Исслед. физиолог. органов чувств. Выделил виды кожных ощущений (прикосновен., температура, локализация).
Густав Фехнер. «О жизни после смерти». Создатель психофизики (объясняет многообразие форм поведения и психич. сост. различиями физич. ситуаций). Измерял пороги ощущ. строил психофизические шкалы. Исп-л метод пост. раздражит-й, метод сред. ошибок, метод едва заметных различий. Осн. психо-физич. закон: интенсив.ощущ. пропорцион. логарифму интенсивности раздражителя. Применял математ. и эксперимент. методы в псих-ии. Ввел в псих-ию систематич. эксперимент.
Франц Дондерс. Изучал скорости психич. процессов. Изучал силу реакц. на внешн. объекты. Психометрия - изучение временных хар-к психич. процессов.
26. Теоретические программы и естественнонаучные перестройки психологии. Организация первых психологических лабораторий: Вундт.
Вильгельм Вундт. «Психология народов» - 10 томов.
1879 - основал 1 психолог. лаборат. эксперимент. психологии в Лейпциге. В лаборатории обучались известные психологи, создавались новые приборы для измерения.
3 задачи в психологии: 1)создать эксперимент. психологию (физиологи; изучение процессов изучегия и восприятия); 2)создать обществ. метафизику (философы; основа на немецкой классич. философии); 3)соц. псих-ию (Вундт - основатель соц. псих-ии).
Говорил о соц.детерминации развития. Развивал психологию народов: развитие человеч. объедин-й и возник. общест. духов. ценностей. Он поставил проблему «народной души» (общественного сознания). Изучал Христианство и буддизм и их роль в жизни ч-ка. Проблема соотношения церкви и общ-ва.
27. Психология в Германии. Значение работ Вюрцбургской школы для психологии мышления.
|
|
|