Главная страница
Навигация по странице:

шпоры самойленко. 1. Специальная психология



Скачать 152.98 Kb.
Название 1. Специальная психология
Анкор шпоры самойленко.docx
Дата 12.04.2017
Размер 152.98 Kb.
Формат файла docx
Имя файла шпоры самойленко.docx
Тип Документы
#680
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


1.Специальная психология-область психофизиологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Разделы специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психология лиц со сложными дефектами.

Вопрос о названии объекта специальной психологии также неоднозначен. В начале 20 века дети с недостатками в развитии считалось «ненормальными» или «дефективными». Эти определения не удовлетворили психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорблены.

Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет, которым является закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями.

Наличие собственного предмета и объекта исследования определяет и конкретные задачи.

Большинство задач специальной психологии ориентировано на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, со знаком «плюс»), детей с выраженными в различной степени отклонениями и нарушениями развития и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, со знаком «минус»).

Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.

Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В.И.Лубовским. он сгруппировал эти задачи по содержанию и практической направленности.

Первая группа задач специальной психологии – общенаучные теоритические задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка. Среди них можно выделить такие направления изучения:

  • Раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей

  • Раскрытие общих закономерностей развития, присущих всех аномальным детям

  • Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей

  • Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов, и степени выраженности аномалии

Вторая группа задач – изучение формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

Третья группа задач специальной психологии – выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

Четвертая группа задач – разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии

Кроме того, на современном этапе перед специальной психологией стоит ряд новых задач:

  • Разработка средств психологической коррекции недостатков развития

  • Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений

  • Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях

  • Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками, психологическая коррекция дезадаптации.


2.История становления специальной психологии

Первые сведения о психологических особенностях людей с психическими и физическими недостатками обнаруживаются в произведениях художественной и философской литературы, а также в медицинских трактатах древности и средневековья. Эти сведения имеют в основном описательный характер и, отражая данные эмпирические наблюдений, в значительной мере субъективны. Определением причин слабоумия и путей его профилактики занимались еще Платон и Гиппократ. Аристотель обнаружил патологические явления, связанные с нарушением зрения, слуха и речи. В качестве основных особенностей лиц с психическими и физическими недостатками отмечается зависимость от окружающих людей и возможность проявления высокого уровня каких-то специальных способностей (например, музыкальных или художественных).

Физиологическое объяснение глухоты и немоты и обоснование необходимости дифференцированного подхода к глухим, доказательства возможности их умственного развития на основе использования сохранных органов чувств были предложены врачом и философом ДжераламоКардано уже в веке. Первые попытки дать материалистическое толкование в психической деятельности слепых осуществил французский энциклопедист Дени Дидро веке.

Лишь в середине 19 столетия появляются результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской помощи умственно отсталым. Французский психиатр Ж.Эксироль в 1839 году опубликовал двухтомный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, гигиенических и медико-социальных проблем, связанных с умственной отсталостью, значительное место занимали чисто психологические вопросы.

В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели-Ж.Итар, Э.Сеген, работавшие во второй половине 19 века – значительное внимание уделяли изучению психологических особенностей умственно отсталых. Сеген, в частности, обратил внимание на проявление недостаточности волевой сферы и выделил их в качестве ведущего психологического дефекта при умственной отсталости.

Врачами и педагогами описывались также отдельные психологические особенности слепых и глухих. Появились отдельные исследования нарушений речи, возникающих вследствии повреждений мозга. Однако до начала развертывания широкой сети школ для детей с недостатками зрения, слуха, умственного развития собственно психологические исследования в этой области не проводились.

Как самостоятельная отрасль специальная психология выделилась в начале 20 века. До этого времени она как бы включалась в коррекционно-педагогический процесс: полученные практическим путем знания использовались в педагогической деятельности. Интенсивное развитие системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обусловило повешенное внимание к проблеме аномального детства.

Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, связанные с названием особенностей таких детей. Нужно было отделять их от нормально развивающихся.

Министерство народного просвещения Франции, где было введено общее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора умственно отсталых детей с целью направления их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся французский психолог Бине и психиатр Симон. Выполняя поручения министерства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий особенности умственно отсталых детей. Этот материал вместе с изложением принципов диагностики вошел в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 году. Следует отметить, что с началом 20 века связан целый поток публикаций в основном по методикам диагностики умственной отсталости, которые содержали описание психологических особенностей детей и подростков этой категории.

В работах педагогов и врачей появляются также психологические данные о слепых и глухих. Отдельные сведения о психологических особенностях детей и взрослых с недостатками зрения и слуха содержались в работах крупнейшего сурдо и тифлопедагогов прошлого, в частности в трудах французского тифлопедагога В.Гаюи, вышедших еще в конце 18 века и посвященных методике обучения слепых, в трудах французского сурдопедагога Ш.М.Делепе, работавшего в тоже время, и в более поздних педагогических публикациях.

Специальные психологические исследования отсутствуют вплоть до начала 20 века, это остро ощущается тфлопедагогами. Так, на 1 Российском съезде по педагогической психологии тифлопедагог Р.Ф.Лейко указывал на необходимость заниматься тифлопсихологией: «Тифлопедагогика бродит в потемках. Тифлопсихология – это факел, которой помог бы нам осветить путь обучения и воспитания слепых.

В 1930-1940-х годах появляются отдельные исследования нарушений речевого развития детей. Исключительно важное теоретическое и практическое значение имеет психологическое изучение слепоглухих, начатое в эти же годы И.А.Соколянским и А.В.Ярмоленко.

Заслуга окончательного оформления специальной психологии в самостоятельную научную область с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов принадлежит Л.С.Выготскому. Именно он построил ее методологическую базу, в качестве которой выступила созданная им теория культурно-исторического развития. Опираясь на эту теорию, многочисленные ученики и последователи Л.С.Выготского продолжают исследования феномена нарушенного развития.

Тенденция внутриотраслевой дифференциации специальной психологии проявлялась в появлении все новых направлений. Так, тифлопсихология и сурдопсихология, занимавшиеся изначально лишь изучением слепых и глухих детей, постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабослышания на психическое развитие ребенка. В 30-40-е годы возникают такие отрасли специальной психологии , как психология слепоглухих детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 60-е годы широко развертывается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые трудности в обучении. В результате исследований, проводившихся в тесном взаимодействии с медицинским, психоневрологическим изучением этой группы детей, выделяются дети с ЗПР.

В 70-е годы закладываются основы психологии детей с речевыми нарушениями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Позже актуализируется интерес к психологии детей, страдающих синдромом раннего аутизма, а также характерологическими и поведенческими нарушениями.

Помимо тенденций внутренней дифференциации, начиная с 70-х годов, в специальной психологии все более отчетливо стали проявляться тенденции к интеграции, т.е. сближению отдаленных отраслей. Так, отражением указанной тенденции явилось формирование таких областей специальной психологии, как психология семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, социальная специальная психология, психологическая реабилитология. В теоретическом плане эта тенденция проявилась в повышении интереса к закономерностям психического развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в развитии.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специальная психология до последнего времени остается в основном психологией школьников с психическими и физическими недостатками: объем психологических знаний о взрослых людях этих категорий, как и о детях дошкольного возраста, весьма невелик. Одно из перспективных направлений развития специальной психологии в ближайшем будущем –изучение ранних периодов развития. Мало пока исследованы и особенности психики при тяжелых глубоких степенях нарушений развития. Тем не менее, современный уровень психологических знаний о людях с нарушениями зрения, недостатками слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы позволяет говорить о наличии особой области психологических знаний-специальной психологии.

3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками

Специальная психология обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них-связи с коррекционной педагогикой. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создание эффектиных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями немыслемо без знаний закорномерности их развития. Глубокие и всесторонние знания об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей являются важным фактором эффективной учебно-воспитательной работы с ними.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей отношения к нему, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности.

В связи с этим активно разрабатываются вопросы консультативной и психотерапевтической практики, включения родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс. Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи в форме консультирования. Психотерапия - оказание

помощи людям при различных психологических затруднениях, т.е. комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями. Специальная психология опирается на общие законы функционирования и онтогенетического развития психики и сознания. Их изучает возрастная психология (закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости) и генетическая психология (внутриутробный период жизни и психическое развитие человека с первых часов жизни до- смерти). Знание законов "нормального развития" является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие "отклоняющееся развитие" - понятие относительное. Вместе с тем, изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.

Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Как уже отмечалось, возникновение специальной психологии тесно связано со становлением и совершенствованием практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Сегодня специальное образование ,в нашей стране предполагает вариативные формы обучения и воспитани

«особого» ребенка - от дифференцированного до интегрированного. Сравнительные исследования в этой области позволяют расширить представления как о самих феноменах отклоняюшегося развития, так и о возможностях повышения эффективности образовательного процесса в массовой школе.

В сфере специальной психологии все чаще оказываются дети так называемой «группы риска», не подпадающие под категорию «аномальности», но занимающие пограничные положения между нормой и отклонением в развитии, болезнью и здоровьем. Это так называемые «дети с трудностями в обучении», которые не нуждаются в специальных стандартах и программах обучения, но имеют особые потребности в организации образовательного и воспитательного процесса.

Тесные связи существуют между специальной и медицинской, или клинической, психологией. В начале ХХ века они составляли единую научную дисциплину, которую обозначали термином "патологическая психология".основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль

психики в процессе лечения заболеваний.

Специальная психология также связана с рядом клинико-биологических наук Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Поэтому клинические сведения офтальмологии, отоларингологии и других наук важны для построения теории специальной психологии. Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеванием мозга и психическими заболеваниями. В силу этого специальной психологии традиционно существуют тесные связи с

медицинской генетикой, с детской невропатологией и психиатрией.

Психиатрия изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения; психопатология - причины, закономерности и механизмы появления, протекания и развития психозов и психических расстройств, а также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения и др. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, изучающая психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом: соотнощение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в психической деятельности. Исследуются также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, их связь с различными аспектами активности: регуляцией эмоций, сном и сновидениями, стрессом и

т.д. Возрастная психофизиология изучает процессы созревания в онтогенезе

мозговых механизмов психической деятельности.

Круг межпредметных связей специальной психологии можно расширить за счет инженерных дисциплин, занимающихся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; отметить связь с философией, социологией, общей педагогикой и целым рядом других дисциплин. Все это говорит о сложности и многоаспектности предмета

4. Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей.

Оно начинается с момента появления ребенка в поле зрения исследователя и продолжается на протяжении всего времени обследования. Особенно актуален этот метод для изучения Игровой деятельности, общения и работоспособности ребенка.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я Пока с мамой поговорю»), исследователь фиксирует характер эмоциональных реакций при виде игрушек (выраженная или сдержанная радость, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций исследователь наблюдает и за его координацией движений, состоянием моторики.

Главные ориентиры при наблюдении - особенности базовых проявлений активности ребенка: его двигательная активность, ритмичность различных психофизиологических актов; характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы (еду, игрушки, людей); интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношений; способность к сосредоточению в эмоциональном контакте или деятельности, способность к преодолению препятствий.

При квалификации (качественной оценке) наблюдаемых особенностей

поведения можно руководствоваться такими критериями:

- изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;

- несоответствие поведения половозрастным нормам развития;

- длительность отмечаемого своеобразия в поведении;

- тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения;

- «синдромологичность», Т.е. множественность своеобразных черт;

- пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям при отсутствии привязанности к близким взрослым.

В специальной психологии наиболее продуктивным является активное наблюдение, представляющее собой модификацию психолого­педагогического эксперимента, разработанного А. Ф. Лазурским (1918). Этот вид наблюдения предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые непосредственно связаны с развитием и обучением.

Ценность данного метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого.

Результаты подобного наблюдения позволяют обосновать целенаправленную программу обучения ребенка, определить зону ближайшего развития и его темп.

Главной проблемой в применении метода наблюдения в специальной психологии является выделение его объектов (что и как наблюдать) и обеспечение такой фиксации результатов наблюдения, чтобы при «прочтении» протокол наблюдения был понятен всем профессионалам - участникам процесса взаимодействия с проблемным ребенком.

Метод самонаблюдения в специальной психологии не занимает ведущего места, поскольку возможности использования данных самонаблюдения в специальной психологии весьма ограничены. Его эффективность напрямую зависит от уровня развития самосознания, являющегося достаточно поздним новообразованием в психическом развитии. Данные самонаблюдения чаще всего фиксируют лишь уровень развития самосознания и не могут рассматриваться в качестве объективного достоверного факта. Исключение составляют лишь случаи зрелого возраста в сочетании с полной интеллектуальной хотя и зависят от конкретных задач обследования. Одними из самых выразительных примеров такого глубокого и тонкого психологического самоанализа можно считать книги Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.

Научный метод – это способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. Методы специальной психологии во многом совпадают с аналогичными методами возрастной психологии, изучающей нормальное развитие. Но имеют и свою специфику.

Большое значение имеет метод изучения документов, так как в них содержаться анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают таким путем информацию об истоках нарушения развития и его динамике. Анализируются медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционировании органов и систем, которые могут

быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка позволяет нацелить на выявление тех качеств, свойств психической деятельности, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения. Кроме того, материальные характеристики педагога важны для составления мнения о том, насколько ребенок может пользоваться помощью взрослых, и о темпах его развития при

обучении.

Метод наблюдения позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления. Научное наблюдение отличается тем, что сбор сведений определяется задачей исследования и направлен на установление закономерности в изучаемых явлениях.

Результативное наблюдение возможно только при четком его планировании в сочетании с гибкостью исследовательского подхода, диктуемого самим ходом событий. В процессе наблюдения важно уметь разграничивая сами факты, отношение к ним, осмысление фактов и их последствий.

Важнейшая задача наблюдения - регистрация фактов и объективное их описание: чем полнее и точнее регистрируются поведенческие акты, тем объективнее наблюдение. Однако психологическое толкование этих фактов субъективно. Когда наблюдатель фиксирует какое-либо явление, он почти бессознательно сразу же его интерпретирует. Поэтому на результатах наблюдения существенно сказываются квалификация и Опыт наблюдателя причинно-следственную связь между поведением и внутренним Состоянием проблемных детей, поскольку оно зачастую осложняется имеющимися у них дефектами. Так, дети с нарушениями зрения проявляют определенную сдержанность, подчеркнутую дисциплинированность; их мимика часто неадекватно отражает душевное состояние. У глухих и слабослышащих наблюдаются преувеличенная мимика и жестикуляция при эмоционально невыразительной речи, не позволяющей судить об их чувствах и переживаниях. Замкнутость, неуклюжесть движений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственная им переоценка или недооценка собственной личности часто скрывают их настоящее «Я». Дети с дефектами речи реагируют на наблюдение очень чувствительно, при этом их недостатки, как правило, более заметны. Наиболее объективно наблюдение за умственно отсталыми детьми. Если они даже и пытаются по казать себя иными, чем в действительности. Это легко обнаружить, так как они открыто проявляют свои чувства.
  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта