Навигация по странице:
|
ДИССЕРТАЦИЯ- ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ. 1 Теоретические основы формирования профессионального потенциала будущего инженера
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
3
|
1 Теоретические основы формирования профессионального
потенциала будущего инженера
|
11
|
1.1 Педагогическое проектирование как оптимальный подход в организации профессиональной подготовки в вузе
|
11
|
1.2 Психолого-педагогические основы профессионального потенциала будущего инженера и стадии его формирования
|
27
|
1.3 Формирование профессионального потенциала посредством проектирования модели специалиста
|
50
|
2 Разработка модели будущего инженера-механика и экспериментальная проверка формирования профессионального потенциала в вузе
|
71
|
2.1 Разработка модели будущего инженера-механика на основе педагогического проектирования
|
72
|
2.2 Педагогические условия формирования профессионального потенциала будущего инженера
|
101
|
2.3 Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования профессионального потенциала будущего инженера
|
118
|
Заключение
|
141
|
Список использованных источников
|
143
|
Приложение А Протокол самофотографирования профессиональной деятельности специалиста
|
155
|
Приложение Б Анкета для работодателя
|
157
|
Приложение В Свидетельство о государственной регистрации объекта интуллектуальной собственности
|
164
|
Приложение Г Акты внедрения результатов диссертационной работы
|
166
|
Введение
Актуальность исследования. Современный период развития высшего профессионального образования в Республике Казахстан можно охарактеризовать следующим образом: период перехода к рыночным отношениям закончен; началась целенаправленная работа над созданием качественной, конкурентоспособной системы образования, интегрированной в мировое образовательное пространство. Такое утверждение является обоснованным с учётом появления следующих основополагающих программных и нормативных документов:
Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» [1];
Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 22 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» [2];
Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года, утверждённого Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года, №735 [3];
Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года, №1459 [4].
В соответствии с Государственной программой развития образования разработаны основополагающие стандарты, регламентирующие содержание и уровень подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием ГОСО РК 5.03.001-2004 [5], ГОСО РК 5.03.002-2004 [6], ГОСО РК 5.03.003-2004 [7].
Стратегией развития высшего и послевузовского образования предусматривается:
- трансформация высшего и послевузовского профессионального образования в трёхступенчатую модель: бакалавриат – магистратура – докторантура;
- дальнейшее совершенствование классификатора специальностей высшего образования для устранения сегментации, узкопрофильности, диспропорции и излишнего дублирования в подготовке кадров;
- разработка и внедрение прогрессивных систем и технологий обучения, в том числе кредитной и дистанционной;
- разработка образовательных программ бакалавриата, гармонизированных с международными по структуре и содержанию;
- создание условий для преимущественной подготовки кадров высшей квалификации по техническим специальностям, обеспечивающих реализацию стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
- формирование нового принципа управления вузами, основанного на стратегическом планировании, системе менеджмента качества и повышении автономности;
- создание условий для подготовки к аккредитации профессиональных образовательных программ вузов в соответствии с требованиями ведущих зарубежных аккредитационных агентств;
- укрепление и обновление материально-технической и учебно-лабораторной базы высших учебных заведений.
Первой ступенью профессиональной подготовки в вузе является бакалавриат. Подготовка специалистов в магистратуре призвана проводиться по двум направлениям: углубленному профильному и научно-педагогическому. Завершающим образовательным уровнем является докторантура, где осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Профессиональное образование на современном этапе развития государства должно строиться с учётом двух основных объективно действующих факторов: научно-технического прогресса и развивающихся рыночных отношений. Внедрение информационных технологий, электронизации, кибернетизации во все сферы человеческой деятельности диктует особую необходимость модернизации профессионального образования, подготовку кадров для машиностроения как по содержанию, так и методике преподавания, с целью приведения их в соответствие с научно-техническим прогрессом.
В условиях, когда потребителю кадров не навязываются выпускники вуза в соответствии с безусловным государственным распределением, когда сегодняшний выпускник не наделяется какими-либо льготами молодого специалиста, заказчик вправе ужесточить требования к выпускнику по критерию качества его подготовки. И здесь под ужесточением требований следует понимать не только какое-то количественное увеличение знаний и умений выпускника вуза, но вполне возможную со стороны заказчика свою трактовку и своё понимание качества подготовки специалиста, специализацию, профилизацию и тому подобное. Если в эпоху государственного распределения за каждым выпускником было заранее закреплено место его будущей работы, где он мог длительное время доучиваться, получая недостающие знания и умения непосредственно на производстве, то сегодняшний выпускник вуза должен практически сразу включаться в работу предприятия с соответствующим уровнем полезности – отдачи.
Вопросы теории и методики профессионального образования всесторонне изучаются отечественными учёными, их иследованию посвящены работы Арынгазина К.М.[8], Джадриной М.Ж.[9], Каргина С.Т.[10], Абдраман Ш.А.[11], Минжанова Н.А.[12], Мусалимова Т.К.[13].
К общим проблемам педагогического проектирования обращались в своих работах Батышев С.Я.[14], Беспалько В.П.[15], Гершунский Б.С.[16].
Проблемы профессионально-трудового обучения исследованы в работах Атутова П.Р.[17], Наурызбая Ж.Ж.[18], Шкутиной Л.А.[19], Хайруллина Г.Т.[20].
Содержание и методы различных аспектов изучения техники и технологии исследованы Андриановым П.Н.[21], Амосовым В.А.[22], Васильевым Ю.К.[23], Скаткиным М.Н.[24].
Вопросы профессиональной подготовки специалистов занимают существенное место в психологии и педагогике высшей школы. Теоретические разработки в области содержания образования инженерных кадров отражены в трудах Абдыкаримова Б.А.[25], Егорова В.В.[26], Зеера Э.Ф.[27], Леднёва В.С.[28], Маленко А.Т.[29], Момынбаева Б.К.[30], Сейтешева А.П.[31] проблемы формирования и развития профессионально важных качеств рассматриваются в работах Безруковой В.С.[32], Исаевой З.А.[33], Симонова В.П.[34], Сарсенбаевой Б.Г.[35], Скибицкого Э.Г.[36].
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием необходимо нацелить, в первую очередь, на удовлетворение требований потребителя, а не на формирование благоприятных количественных показателей в статистической отчётности всей заинтересованной в этом структуры управления подготовкой кадров.
Всё изложенное выше говорит о необходимости разработки и внедрения эффективной системы управления качеством подготовки специалистов. Важным этапом в разработке и внедрении системы управления качеством подготовки специалиста является документированное определение содержания образования. Необходим документ, который бы регламентировал качество подготовки специалиста, на основе которого должен строиться весь педагогический процесс в вузе. Эта задача может быть успешно решена посредством формирования профессионального потенциала на основе проектирования модели специалиста, вариант которой, разработан автором и представлен в данном исследовании.
В настоящее время категория «потенциал» находит применение в многочисленных научных областях и поэтому имеет разную трактовку.
Исследования направляются на рассмотрение различных видов потенциала: экономический, производственный, аграрный, резервный, народно-хозяйственный, трудовой.
В науковедении разработаны содержание и структура научного и научно-технического потенциала. Наряду с этим особое внимание уделяется развитию потенциала в производственной сфере.
Довольно основательно рассматриваются методологические проблемы исследования личностного потенциала работника философами и социологами. Учёные подходят к исследованию данной проблемы с позиции повышения роли человеческого фактора. Вводят в научный оборот философское по содержанию социальное понятие «личностный потенциал работника», раскрывают сущность, структуру и функции; особенно выделен социологический подход к становлению труда как духовной ценности в структуре самосознания работника общественного производства (Аскин Я.Ф.[37], Батурин Н.А.[38], Байлук В.В.[39], Бернштейн Н.А.[40], Бычко И.В.[41], Горбунов Э.П.[42], Грехнев В.С.[43], Гронскас В.К.[44], Донченко Е.А.[45], Тихонович В.А.[45], Иванов В.П.[46], Келенджеридзе М.В.[47], Ковалёв А.Г.[48], Кузьмин В.П.[49], Лифшиц М.А[50], Ломов Б.Ф.[51], Лосик А.В.[52], Моисеев Н.Н.[53], Назимова А.К.[54], Огородников В.П.[55], Сетров М.И.[56], Сохань Л.В.[57], Титаренко А.И.[58], Воронцов Б.Н.[59]).
Из этого следует многосторонний характер востребованности понятия потенциала, что обнаруживает связь между видами, так как их объединяет его общее свойство или особенность. Особенность потенциала заключается в ценности той или иной его разновидности и рассматривается в прямом или опосредованном воздействии на развитие и формирование личности.
|
|
|