Главная страница
Навигация по странице:

Проектирование информационных систем


Скачать 1.47 Mb.
Название Проектирование информационных систем
Анкор Lek3.doc
Дата 26.04.2017
Размер 1.47 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Lek3.doc
Тип Документы
#3889
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Проектирование информационных систем


Процесс проектирования ИС и ИТ делится на три этапа:

  • концептуальное проектирование

  • логическое проектирование

  • физическое проектирование

Концептуальное проектирование – разработка модели предметной области:

изучение описания предметной области, представленного в соответствующих документах

анализ информационных потребностей пользователей разрабатываемой системы.

Результат – концептуальная модель предметной области.

(«инфологическое проектирование», «инфологическая модель»)

Задачей следующей стадии проектирования системы является выбор подходящих программных средств (СУБД, пакетов моделирования и т.д.) и отображение в их среду спецификаций модели предметной области.

На этой стадии осуществляется отображение концептуальной (инфологической) модели предметной области в логическую (даталогическую) модель.

В частности, модель предметной области разрабатываемой системы должна быть представлена в терминах логической модели данных выбранной СУБД.

Эту стадию называют логическим проектированием, а её результатом является концептуальная схема базы данных.

Стадия физического проектирования системы заключается в

  • выборе способа организации базы данных в среде хранения выбранной СУБД и разработке спецификации внутренней схемы,

  • построении процедур обмена с внешней памятью и другими узлами распределенной системы,

  • реализации алгоритмов поиска и обработки данных,

  • и другие

Проектирование информационной системы – это трудоёмкий и слабо формализованный процесс, поэтому важно с точки зрения его эффективности применение определённой методологии, позволяющей за счёт использования целостной системы моделей, методов и средств решать возникающие проблемы.

Общие требования к методологии
и технологии проектирования


Методология проектирования составляет основу проекта любой ИС.

Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение всех процессов проектирования.

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:

  • пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;

  • критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;

  • нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.

Технология проектирования, разработки и сопровождения ИС   общие требования:

  • поддержка полного жизненного цикла;

  • достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в установленное время;

  • возможность выполнения крупных проектов в виде подсистем (т.е. возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами исполнителей ограниченной численности с последующей интеграцией составных);

  • минимальное время получения работоспособной ИС. Речь идет не о сроках готовности всей ИС, а о сроках реализации отдельных подсистем;

  • возможность управления конфигурацией проекта, ведения версий проекта и его составляющих, возможность автоматического выпуска проектной документации и синхронизацию ее версий с версиями проекта;

Применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта. К таким стандартам относятся:

  • стандарт проектирования;

  • стандарт оформления проектной документации;

  • стандарт пользовательского интерфейса.

Стандарт проектирования должен устанавливать:

  • набор необходимых моделей на каждой стадии проектирования и степень их детализации;

  • правила фиксации проектных решений в документации, в том числе: правила именования объектов, набор атрибутов для всех объектов и правила их заполнения на каждой стадии;

  • требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки операционной системы, настройки CASE-средств и т. д.;

  • механизм обеспечения совместной работы над проектом, в том числе: правила интеграции подсистем проекта, правила поддержания проекта в одинаковом для всех разработчиков состоянии (регламент обмена проектной информацией, механизм фиксации общих объектов и т.д.)

  • правила проверки проектных решений на непротиворечивостьи т. д.

Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:

  • комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования;

  • требования к ее оформлению (включая требования к содержанию разделов, подразделов, пунктов, таблиц и т.д.),

  • правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации с указанием предельных сроков для каждой стадии;

  • требования к настройке средств для подготовки документации в соответствии с установленными требованиями.

Стандарт интерфейса пользователя должен устанавливать:

  • правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра), состав и расположение окон и элементов управления;

  • правила использования клавиатуры и мыши;

  • правила оформления текстов помощи;

  • перечень стандартных сообщений;

  • правила обработки реакции пользователя.


  1   2   3   4   5   6