Главная страница
Навигация по странице:

Шпоры по ИСУ. 1, Виды и этапы исследований виды исследований су



Скачать 209 Kb.
Название 1, Виды и этапы исследований виды исследований су
Анкор Шпоры по ИСУ.doc
Дата 30.04.2017
Размер 209 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Шпоры по ИСУ.doc
Тип Документы
#5244
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

1, Виды и этапы исследований.виды исследований СУ: По целям исследования можно выделить:фундаментальные или теоретические исследования, направленные на объяснение существующей действительности, установление общих и специфических закономерностей развития и функционирования объектов и явлений и форм их проявления; (используются методы формализации, аксиоматизации, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному и т. д.); эмпирические или прикладные, ориентированные на исследование уже известных закономерностей для решения конкретных проблем; (используются методы наблюдения, измерения, сравнения, эксперимента и т. п.);- теоретико-эмпирические исследования, сочетающие цели обоих типов и использующие методы абстрагирования, анализа и синтеза, индукции (частное —• общее) и дедукции (общее —» частное), моделирование и т. п.По использованию ресурсов и времени их проведения различают исследования: незначительные по ресурсоемкости; ресурсоемкие; продолжительные (непрерывные); непродолжительные (разовые). По информационному обеспечению различают исследования: основанные на внутренней информации; с привлечением обширной внешней информации По степени организованности различают исследования: - специально организованные; - спонтанные. По степени участия персонала различают исследования: индивидуальные; коллективные. Этапы проведения исследований: - проектирования измерений и сбора данных, - сбора и регистрации данных, -обработки данных, - представления, прогнозирования и планирования параметров деятельности, - принятия решения, -передачи решения (в том числе с возможностью кодирования и раскодирования), - восприятия и исполнения решения.На каждом из этих этапов исследования имеют свою специфику.

2. Статус исследования. Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм,инновационность, мотивация и пр.). Формула современного управления—"Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу. Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

3. Классификация исследовательских организаций.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. По организационно-правовому статусу выделяют три типа научных организаций: 1. самостоятельные научно-технические единицы - организации, обладающие правом юридического лица, не входящие в состав других более крупных научных, производственных и иных образований; 2. объединения научно-технических организаций, основывающиеся в своей деятельности на консолидации в различных формах научно-производственного потенциала нескольких предприятий и организаций; 3. научно-технические организации в составе других более крупных структур, представляющие собой структурные подразделения фирм, предприятий, вузов. По характеру формирования и распределения доходов различают коммерческие (прибыльные) и некоммерческие (бесприбыльные) организации. По источникам финансирования различают бюджетные и внебюджетные организации. Базовое финансирование бюджетных организаций осуществляется из средств государственного бюджета. По форме собственности выделяют государственные, частные и смешанные организации. По виду специализации - организации, базирующиеся на продукционной, ресурсной, технологической, адресной специализации. По виду научной и производственной продукции - организации, специализированные на фундаментальных НИР, прикладных НИР, опытно-конструкторских работах, создании опытных образцов, производстве опытных партий. По видам совершенствуемых объектов - организации, специализированные на НИОКР, направленных на совершенствование изделий, материалов, технологий, форм организации и управления. По виду деятельности - организации, выполняющие НИОКР, и организации, выполняющие функции обслуживания науки. По характеру отрасли знаний - организации в сфере естественных наук, технических наук, общественных и гуманитарных наук. По степени охвата стадий цикла исследование-внедрение - организации, охватывающие фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки, внедрение, фундаментальные и прикладные исследования, прикладные исследования и разработки фундаментально-прикладные исследования и разработки, все стадии. По длительности существования - постоянные и временные организации.

11. Понятие объектной области исследования. Научное исследование, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.



4. Диалектический подход к ИСУ.

Методология - совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Виды методологий: материалистическая - основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира; теологическая - понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях; агностицизма - реальная действительность не может быть познана; дуалистическая - в явлении предполагается наличие двух сущностей; позитивизма - осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы; экзистенциализма - изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов. На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Подходы к исследованию: механистический - объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей; метафизический - изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному; биологический - изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах; диалектический - объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов. Диалектический подход - подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания: единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта.

Понятие "единство противоположностей" объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, теряет свое прежнее качество и становится новым объектом; отрицания: развитие - непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления. Принципы: движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к изменяющимся условиям; преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений; противоречивости: борьба противоположных сторон объекта - важнейшая составляющая процесса развития; научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного. Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования; объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены; взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности; относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования; исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

5. Методология исследования. Методология-логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Разные цели,-мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления, класс этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. Основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях. Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность

относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования. Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении. Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические. Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.





6. Понятие исследования. Типология исследования. Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества". В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности". Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику. Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

7. Основные характеристики и схемы исследования. Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. 3. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

8. Разновидности результатов исследования.

Две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую. Квалификационная работа служит для того, чтобы соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами. Результаты научно-исследовательской работы - это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели,. Вербальная форма - наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение - это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное - логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - «трансдукция»; 4) толкование или комментарий - «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика. Также используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики. Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).

9. Модель менеджера исследовательского типа. Современный менеджер. Современное условие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений. Основные черты. Черты менеджера исследовательского типа . А. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно. Б. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются. В. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта. Г. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. Д. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Е. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке. Ж. Способность к имитации функций различных членов коллектива. 3. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика. И. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. К. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. Л. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. М. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера. Н. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью. Эти свойства существуют в системе взаимодействия.
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта