Главная страница
Навигация по странице:

Археология. Зачет на 21.05.12. Археология. Зачет на 21.05. 1 вопрос. Эпоха железа хронология, общая характеристика, технология получения железа и железообработки



Скачать 55.77 Kb.
Название 1 вопрос. Эпоха железа хронология, общая характеристика, технология получения железа и железообработки
Анкор Археология. Зачет на 21.05.12.docx
Дата 26.04.2017
Размер 55.77 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Археология. Зачет на 21.05.12.docx
Тип Документы
#3650

1 вопрос. Эпоха железа: хронология, общая характеристика, технология получения железа и железообработки.

Эпоха железа - третья из технологических макроэпох в истории человечества. Хронологические рамки Ж.В. варьируют в зависимости от конкретного региона, при этом определяющим фактором является переход к массовому произв. орудий из железа. Так, древнейшее оружие из железа в Малой Азии датируется концом III тыс. до н.э., первые следы металлургии железа относятся к нач. II тыс. до н.э., в Европе железо было изв. с конца II тыс. до н.э.

Для ур. региона и прилегающих к нему тер. начало Ж.В., в значительной степени условное, определяется VIII-VII в. до н.э. К этому времени жел. изделия появляются только у кочевых племен савроматской культуры. У охотников, рыболовов и скотоводов лесостепной и южнотаежной зон собственное произв. железа зарождается не ранее V-IV вв. до н.э. и связано с развитием двух мощн. очагов цветной металлургии и металлообработки: иткульского - в Зауралье и ананьинского - в Волго-Камье. Ж.В. У. делится на две стадии: ранний Ж.В и поздний Ж.В. Рубеж между ними - IV в. н.э. определен началом массового появления местных изделий из железа.

Совершенств.земледелие, развив.оросит.система.Улучшение обработки дерева, камня.развивается строит.дело,добыча медной руды. Совершенств.наступат. и оборонит. оружия., конского снабжения,колесного транспорта. расширен.торговых связей.это повлияло на монетное дело.усилив. соц.неравенство. -возникн. новых очагов государственности.

Технология получения железа сложна и трудоемка. Для его получения использовались, сыродутные печи, или горны, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух. Первые горны имели цилиндрическую форму и были заужены вверху. В нижнюю часть горна вставлялись воздуходувные сопла, с помощью которых в печь поступал воздух, необходимый для горения угля. Горение угля внутри горна создавало достаточно высокую температуру и восстановительную атмосферу в результате образования окиси углерода. Под воздействием этих условий загруженная в печь руда претерпевала химические превращения. При этом одна часть окислов, восстановившись до закиси железа, соединялась с пустой породой и образовывала легкоплавкий шлак, другая -восстанавливалась в железо. Восстановившийся металл в виде отдельных зерен сваривался в рыхлую массу (крицу), в пустотах которой всегда находились различные примеси. Для извлечения крицы переднюю стенку горна выламывали, после чего крицу в горячем состоянии подвергали уплотнению и обжатию, т. е. проковывали. При этом металл становился однородным. Прокованные крицы являлись исходным материалом для изготовления различных предметов. Сложившийся в Древности процесс плавки широко известен как сыродутный способ получения железа. Свое название он получил, правда, позже, в XIX в., когда в доменные печи стали вдувать не сырой, а горячий воздух и с его помощью достигали более высоких температур. Начало изготовления орудий труда из железа привело к настоящей технической революции в материальном производстве и принципиально расширило производительные возможности людей. С началом железного века связана новая революция в материальном производстве. Более производительные железный лемех плуга, большой серп, коса, железный топор позволили в широких масштабах развивать земледелие, в том числе и в лесной зоне.

2 вопрос. Государство Урарту: характеристика культуры, памятники.

История Урарту известна по ассирийским клиновидным надписям. Сер. 8 века – время наибольшего подъема Урарту, борьба с децентрализацией, сажание наместников на окраинах государства и строительство ограждений. В кон. 8 века – упадок, связанный с борьбой с Ассирией. Урарту погибло ок. 585 г. до н.э. от рук мидийцев (повлияли также киммерийцы и скифы).

В 782 г. царем Аргиштой был построен город Эребуни. Город раскопали на холме Арин-берд в Ереване. Город расположен на высоком холме. Открыта цитадель, укрепленная мощными стенами из сырцового кирпича, вход в цитадель с юга. Найдено 22 клиновидных надписи. Во дворце и двух храмах найдены росписи в ассирийском стиле. Найдены черепки, печати, лощеные чаши и кувшины, сосуды (изгот. на гончарном круге), более 100 стрел скифского типа, есть и железные стрелы разных типов.

Наиболее исследован г. Тейшебаини, находящийся также в черте Еревана. Из сырцового кирпича имелся лишь один дом (150 комнат до 7 м. высотой). Многие помещения второго этажа выстроены из базальта. Кладовые, вмещали до 750 тонн зерна. Урарту было земледельческим гос-вом; сеяли пшеницу, ячмень, кунжут. Найдены остатки муки и обгорелого хлеба в виде крупных лепешек. Сохранились длинные сосуды для пива. В садах выращивали алычу, яблоки, айву, гранаты, вишню, орехи, персики, арбузы, виноград. Открыто несколько металлообрабат. мастерских, где были бронзовые и железные предметы. Скотоводство достигло большого развития. Есть скифские, египетские, ассирийские изделия. Город был разбит скифами.

3 вопрос. Древнегреческая культура в Северном Причерноморье: общая характеристика.

В 1ом тыс. до н.э. Северное Причерноморье колонизировалось греками. Колонии были рабовладельческими. Мотивы: безземелье, политика, торговля и др. Колонизация началась в 8 в. до н.э. Районы колонизации: днепровско-бугский лиман, Крым, Тамань. Наиболее важные города-колонии: Ольвия, Пантикопей, Тиритака, Мирмекий, Херсонес. + см. тетрадь.

4 вопрос. Древнегреческая культура в Северном Причерноморье: Ольвия и Херсонес.

Ольвия (греч. «счастливая») была основана на рубеже 7 и 6 вв. до н.э. ионийскими племенами. Период развития хлебной торговли. Днепровско-бугский лиман – это развитый в земледельческом плане район. Вблизи города лежали поля. Число рабов было огромно (согласно античным авторам, Геродоту). Торговые связи простирались далеко на север. Треугольная форма города. Территория делилась на нагорную и приречную части. Нагорную занимали общественные здания и дома богачей, здесь же была рыночная площадь – агора, храмы, гимназии, театр. Там было найдено около 700 монет, они изготовлены не чеканкой, а литьем. Характерны изображения орла, напавшего на дельфина. К агоре с севера примыкал священный участок с большим алтарем, храмы Зевсу и Аполлону, и священная роща. Было развито ремесло, ткачество. Дома были каменными с внутренним двориком.

Херсонес Таврический основан в 422-421 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской,. Форма гос. устр-ва – полис. Населен. – 5-7 тыс. Гипподамова система. Выращ. хлеб, вино (на продажу). Керамическое произ-во. Театр(800-1000 зрит., при римлянах 2-2,5 тыс), Некрополь, архитектура, развиты науки, иск-во, науки, медицина. В первой половине IV важный - центр ремесленного производства и торговли. Во вт. Пол. IV – нач. III в. до н. э. расширил свои владения. подчинил окрестных тавров, + земли вдоль западного берега Крыма от Сакского озера до Бакальской косы. Х. превратился в крупное государство (полис), с обширными землями. Подчиненные полису земли стали его хорой - земледельческой округой. Это время наивысшего экон-го расцвета города. В первые десятилетия III в. до н. э. положение изменилось т.к усилилось Скифское царство. Скифы стремились захватить земли северо-западного Крыма. скифско-херсонесские войны - примерно 150 лет. К концу III-началу II в. до н. э. Херсопес потерял значительную часть своих владений в северо-западном Крыму. Со 2 пол II в. до н. э. Скифское царство усиливает нажим на Херсонес, за военной помощью к Понтийскому царству, где правил Митридат VI Евпатор. около 110 г. до н. э. направил войско предводит. полководца Диофанта. Он разбил скифское. Херс. составная часть Понтийского царства.В I в. до н. э. оказался под Римом. Требовал прав свободного города. в 46 г. до н. э., Юлий Цезарь даровал свободу и привилегии. после смерти Цезаря Херсонес опять оказался в подчинении Боспора , в 24 г. до н. э. добился автономии. Но впоследствии город вновь оказался под протекторатом Боспора. Затем под римом, старадал от скифов и др. степняков. Существ. До 14 в.

5 вопрос. Древнегреческая культура в СП: Боспорское царство.

Боспор — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). Памятники: Царский курган, Склеп Деметры (античный памятник боспорской живописи первой половины I века).

Царский курган: уникальный курган, расположенный в долине реки Сентелек, недалеко от ее впадения в Чарыш, в 4 км от села Сентелек. Это захоронение вождя племени, возведенное примерно 2500 тыс. лет назад группой сентелекских родов. Необычность сентелекского «царского» кургана заключается в том, что от него на восток тянется вереница из 19 каменных стел, высота которых увеличивается по мере удаления от кургана. Крайняя стела высотой около 4.55 м — самая высокая в Центральной Азии. Археологи предполагают, что комплекс кургана со стелами являлся еще и культовым сооружением и служил для наблюдения за движением солнца и луны. К сожалению, курган был разграблен еще в древности. Исследователи обнаружили только остатки деревянного саркофага.

Склеп Деметры: Склеп состоит из погребальной камеры с размером основания 2,2х2,75 метра. Стены у основания квадратные, но ближе к своду сужаются и образовывают полуцилиндрический свод. В камеру ведет низкий, но достаточно широкий вход. Внутри камеры на стенах нанесены рисунки древнегреческих богов и богинь: Гермеса, Калипсо, Плутона и Персефоны. На потолке невероятно красивый портрет самой Деметры. Также на фресках изображены виноградные листья и гроздья, яблони и гранаты. В каждой из стен - ниши, с изображенным на заднем плане звездным небом – эти ниши предназначались для преподношений. В центре камеры стоял деревянный саркофаг с останками, который, к сожалению, после того, как его вынесли на воздух, рассыпался в прах.

6 вопрос. Ранний железный век степной полосы (периодизация, общие черты развития степных культур); киммерийцы.

С началом раннего железного века в степях Евразии образовываются крупные племенные объединения. Столкновение их интересов, специфические взаимоотношения с окружающими оседло-земледельческими народами порождающие определенную военизацию их обществ. На исторической арене появляются народы, которых греки и персы назовут «скифами», «саками», «савроматами» Благодаря этническому родству, одинаковому уровню развития и образу жизни, тесным связям, создаются близкие культуры. В скифо-сакскую эпоху в материальной культуре племен появляются особые типы вооружения, конского снаряжения, получает широкое распространение своеобразное искусство, получившее название «скифо-сакский звериный стиль». Иногда эти три стороны материальной культуры степного населения раннего железного века называют «скифской триадой».

Киммерийцы – это собирательное название предскифского кочевого населения степной зоны Восточной Европы. Их образование произошло в результате завоевания местного позднесрубного населения группой кочевников из Ирана. Киммерийцы оставили заметный след в истории Передней Азии, в первую очередь своими походами на Ассирию и другие страны Закавказья в IX-VII вв. до н.э. С киммерийцами сегодня связывают подкурганные захоронения в грунтовых прямоугольных ямах со следами срубов и накатника на них. Костяк лежит на дне в скорченном положении на боку. Рядом с ним находится глиняная посуда, напоминающая посуду бронзового века, кости жертвенных животных, оружие, украшения, конское снаряжение. Среди оружия первое место занимает составной лук и стрелы с наконечниками из бронзы и железа. Короткие мечи-кинжалы также сделаны из железа и бронзы. Бронзовыми являются удила, псалии, а также различные украшения, имеющие прототипы в древностях Сибири. На могилах встречаются каменные антропоморфные стелы с изображением шейной гривны, портупеи с мечом, горита с луком, точильного бруска. Анализ имен киммерийцев, показывает, что это иранский народ, родственный скифам.

7 вопрос. Скифы: происхождение, археологические признаки.

Скифы появляются в степях Восточной Европы в VII в. до н.э., подчиняя местное население. С III в. до н.э. территория Скифии сокращается до границ Крымского полуострова, а к I в. до н.э. они окончательно завоевываются племенными группами сармат. Как и их предшественники киммерийцы скифы прославились разрушительными походами в страны Передней Азии. Ими оказано огромное влияние на племена лесостепной и лесной зоны Восточной Европы.

Территория Скифии занимает степные пространства Северного Причерноморья от Дуная до Дона. По сообщениям Геродота среди скифов известны племена земледельцев, но господствующее положение принадлежит царским скифам, занимающихся номадизмом в степях Северного Причерноморья и Крыма. Для наиболее ранних скифских памятников характерен еще не устоявшийся погребальный обряд в обширных грунтовых ямах под невысокими насыпями. Над курганами установлены антропоморфные стелы с изображением усов, меча, секиры, гривны, ритона, горита и др. В ямах отмечены следы деревянных конструкций. По краям ям находят десятки захороненных лошадей. Покойников сопровождает богатейший инвентарь: мечи и кинжалы с перекрестием в виде сердечка или бабочки, бронзовые наконечники стрел, копья, пластинчатые доспехи, шлемы, зеркала, ритоны, боевые железные секиры, конское снаряжение, предметы скифского искусства. Начиная с VI в. до н.э. складывается устойчивый облик скифской культуры. Царские погребения совершаются в катакомбе на глубине 4-5 м и перекрыты высокой земляной насыпью (до 28 м.) с каменной или глиняной облицовкой. Их сопровождают останки многочисленных коней и богатые поминальные дары, включающие оружие, украшения, конскую упряжь. Золото, серебро и бронза в украшениях никогда не смешиваются и являются показателем социального ранга. Одежда мужчин и женщин расшита сотнями бляшек из металла. Часто встречаются бронзовые литые котлы с ручками на поддоне, детали повозок, колеса. Рядовые скифы хоронились значительно скромнее в небольших ямах на подстилке из войлока или циновке под низкими насыпями. Их сопровождал лук и колчан со стрелами, копье, меч, украшения, бронзовые удила и украшения, горшок с пищей. Оружие встречается и в женских могилах.

8 вопрос. Памятники Скифов: курганы и городища.

Столицей поздней Скифии является окруженный каменными стенами город Неаполь в Крыму. Но основная масса населения сосредоточена на лесостепной окраине Скифии в многочисленных оседлых поселениях и городищах, самые крупные из которых достигают фантастических размеров 6 х 10 км (Бельское городище). На городищах найдены наземные и углубленные в землю дома круглой и квадратной формы из бревен с двускатной крышей и глинобитным очагом. Вокруг жилищ располагаются хозяйственные постройки, ямы для хранения зерна, остатки производств. На поселениях встречается много хозяйственных изделий из железа: топоры, пилы, клещи, молотки, серпы. Скифы продают хлеб и рабов в Древнюю Грецию. Довольно часто на городищах находят греческие амфоры и украшения. Скифы предпринимают попытки создания собственного флота и чеканки монет. Они известны как умелые ювелиры и создатели звериного стиля в искусстве.

9 вопрос. Общая характеристика сарматской культуры.

Сарматы являются родственниками скифов и с VII по IV вв. до н.э. они проживали в степях Заволжья и Приуралья под именем савромат. В III в до н.э. сарматы вторгаются на территорию Скифии и в I
в. до н.э. окончательно ее завоевывают. Господство в степях Восточной Европы поздних групп сармат под именем алан продолжается до IV в. н.э., пока они не вытесняются гуннами.

В культуре сармат много общего со скифами, но они ведут исключительно кочевой образ жизни и не знают оседлых поселений и городищ. Основным источником по изучению сармат являются погребения, совершаемые в ямах под курганами. Стены могильных ям укреплены деревом, а дно застелено циновкой. В могилах много оружия: трехлопастные наконечники стрел из бронзы и железа, луки, длинные мечи, копья, бронзовые шлемы, пластинчатые панцири и кольчуги. Оружие имеется и в женских погребениях. Древнейшая сарматская керамика похожа на посуду эпохи бронзы. Но под влиянием греческих городов Северного Причерноморья у сармат появляются высокогорлые кувшины с ручками и носиками-сливами. Наряду с глиняной посудой для варки мяса используются бронзовые котлы с ручками

Родственные скифам и сарматам кочевые сообщества в раннем железном веке населяют степи Казахстана, Средней Азии и южной Сибири. Вокруг Аральского моря и Балхаша обитают кочевые саки и массагеты, оставившие пазырыкские курганы Алтая. В Хакасии и Красноярском крае распространена Тагарская культура. В Забайкалье современниками скифов и сармат являются гунны, создавшие огромную империю по северным границам Китая. Под влиянием гуннов в Южной Сибири складывается Таштыкская культура.

10 вопрос. Ранний железный век лесной полосы (дьяковская, городецкая и ананьинская культуры)

В лесной зоне Восточной Европы технология получения железа и производства из него железных орудий распространяется значительно медленнее, чем в степной. Поэтому наряду с изделиями из железа местное население использует орудия из бронзы, кости и даже камня. Значительное место в хозяйственной деятельности продолжает играть охота и рыболовство, наряду с которыми появляется подсечное земледелие и скотоводство. В этническом плане население лесной зоны было неоднородно.

Дьяковская культура развивается в западной части Волго-Окского междуречья с VII в. до н.э. по VI в н. э. Основным типом поселений является небольшое городище, расположенное на труднодоступных местах. Ранние укрепления состоят из частокола или составленных вместе домов, поздние – из мощных валы, усиленных по верху деревянными стенами. Проход в валах устроен так, чтобы входящий долго время шел под обстрелом со стен. Наиболее ранними жилищами являются землянки и полуземлянки округлой и прямоугольной формы. Позже получает развитие наземный сруб. На городищах найдены типичные для лесной полосы орудия из железа, бронзы и кости. Металлические изделия представлены топорами, серпами, конской упряжью, ножами с горбатой спинкой, разнообразными и металлическими пряжками и застежками, фибулами, браслетами, подвесками, в том числе шумящими. Из кости изготовлены мотыги, гарпуны, наконечники стрел, иглы и т.д. Изготовление железных орудий приобретает широкий размах только в начале нашей эры. Наиболее яркой чертой Дьяковской культуры является лепная посуда, сохраняющая оттиски грубых тканей, используемой при ее изготовлении – т.н. сетчатая керамика. Постепенно сетчатую керамику вытесняет гладкая посуда. Из глины делались скульптурные женские изображения и колесики с дырочками, назначение которых до сих пор не известно. Погребальный обряд заключался в сожжение умершего на специальных площадках, после чего собранные остатки помещались в специальные сооружения на столбах – домики мертвых. Из всех финно-угорских культур испытала наиболее сильное влияние балтского мира.

Городецкая культура развивается одновременно с Дьяковской на Оке и Суре и на раннем этапе практически ей идентична. На позднем этапе под усилившимся давлением балтов и славян городецкие племена смещаются восточнее, достигая Самарской Луки и Волги. Для них характерны как неукрепленные, так и укрепленные поселения. Городища расположены на мысах и возвышенных участках берега. С напольной стороны они укреплены 1-3 рядами валов. Иногда валы сооружены из обоженной глины и двух рядов плетня. Между плетнем насыпалась земля. Среди жилищ известны прямоугольные землянки, углубленные до 1 м и округлые наземные до 4 м диаметром. Одним из отличительных признаков Городецкой культуры является рогожная керамика с отпечатками прямоугольного штампа. На рубеже нашей эры происходит смена рогожной керамики на гладкостенную. На ранних этапах сохраняется много орудий из кости, позже увеличивается доля железных орудий. Другие находки не столь специфичны и встречаются на памятниках соседних культур. В погребальном обряде используется как ингумация в ямах на спине, так и кремация на жертвенных площадках. Одна из таких площадок в виде круга из камней и обоженной глины обнаружена в урочище Шолом на территории Ульяновской области. Доля кремированных захоронений в могильниках возрастает к западу и югу, что связано с влиянием балтов и славян.

Ананьинская культура распространена на Средней Волге и в Прикамье в VIII-VI вв. до н. э. Формирование этой культуры происходило на основе местного населения позднего бронзового века при участии более северных племен среднего и северного Прикамья. Ведущей отраслью хозяйства является рыболовство и охота. Разведение домашних животных практиковали только самые южные группы ананьинского населения, да и то в ограниченном количестве. Следов земледелия не обнаружено. Ананьинским населением оставлены многочисленные укрепленные родовые поселки – городища. Они расположены на мысах рек и оврагов и имеют небольшие размеры, пригодные для размещения всего лишь нескольких десятков человек. Наземные жилища прямоугольной формы сооружены из бревен и оборудованы несколькими выходами и очагами. Погребения совершаются в овальных ямах головами к реке, либо в домиках мертвых - наземных сооружениях из бревен с многочисленными внутренними перегородками-клетушками. На многих могильниках почти нет детских погребений. Объяснение этому факту дает этнография. У самоедов умерших детей не зарывали в землю, а подвешивали на деревья как чистые создания. В могилах находят символические дары: наконечники стрел и копий, кельты, украшения. Рядом с могилами расположены ритуальные кострища. На Каме могильников не обнаружено, что дает основание считать существование здесь наземного способа погребения.

Вещевые комплексы из могильников и поселений включают орудия труда, оружие, конскую сбрую, украшения, круглодонную глиняную посуду с раковинной примесью. Одним из наиболее выразительных предметов Ананьинской культуры является бронзовый кельт линзовидного и шестигранного сечения. В могилах часто встречаются бронзовые и железные наконечники копий с длинной и короткой втулкой, наконечники стрел из бронзы, железа, камня и кости, топоры-секиры, кинжалы, удила и псалии. Особое внимание привлекают многочисленные женские украшения из металла: височные подвески в виде спиральки и кольца, шейные гривны из квадратного или округлого дрота и проволоки, разнообразные бляхи (налобные, нагрудные, поясные). Многие металлические изделия имеют скифский облик. Отмечаются присутствие металлических украшений и оружия с Кавказа.
11 вопрос. Происхождение и этапы развития славян.

  1. Предславянский период ( вторая половина II тыс. - середина I в. до н.э.)

  2. Протославянский период (IVв до н.э - V в н.э.)

  3. Славянский период (V - VII вв до н.э.)

  4. Феодальный период (IX - X вв н.э)


Вопрос о происхождении славян - решен плохо. Попытка проследить развитие ранних культур затрудняется их смешанностью. Удается проследить до рубежа нашей эры. Южную Белоруссию и Украину в 2 в. н.э. занимала зарубинецкая культура (праславяне или балты). Со славянами связывают черняховскую культуру (3-4 вв.), но она оказалась тупиковой (из-за гуннов). Со славянами связана пражская (корчакская) культура, названная в связи с устройством керамики, найденной в Чехии. Ареал этой культуры (6 в.) совпадает с ареалом распространения древних славян, называемых склавинами (Днестр и Дунай, и на север до Вислы). Памятники пеньковского типа связаны с антами, которые, согласно Иордану, имели со склавинами одинаковый быт, обычаи и верования. Экономика антов была выше. Позднее славяне разделяются на восточных, западных и южных. В начале этого этапа лежит восточнославянская лука-райковецкая культура (8-9 вв.), генетически связанная с пражской культурой. Традиции домостроительства продолжаются. Племена (поляне, древляне, тиверцы, уличи, согласно ПВЛ) жили в квадратных жилищах полуземляночного типа, с печью-каменкой. Покойников сжигали над специальной ямой, а пепел высыпали в яму. Погребения безынвентарны. Начиная с 8 в. население быстро растет в связи с подъемом земледелия. Основным источником являются городища периода 8-13 вв., которых обнаружено ок. 1500. Городища делятся на две основные группы: военные и хозяйственно-административные центры. На левобережье Днепра выделяют роменскую и боршевскую культуры. Их появление связано с переселениями славян. В 9 в. эти культуры были оставлены (под гнетом печенегов) и начались миграции на север, но значительная часть славян все еще оставалась на местах.

12 вопрос. Славянские культуры и их археологические признаки.

  1. Поморская культура (VI-II вв. до н.э.) Польша, запад Украины и Белоруссии.

  2. Чернолесская (VIII-VI вв. до н.э.) Поднепровье.

  3. Пшеворская (II в. до н.э. – II в. н.э.) Запад Польши.

  4. Зарубинекая (II в. до н.э.– II в. н.э.) Среднее течение Днепра.

  5. Черняховская (II-IV вв. н.э.) Западная Украина, Молдавия, восток Румынии

  6. Пражская (VI-VII вв. н.э.) Восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния.

Большинство исследователей считают славянской поморскую археологическую культуру, распространенную в 6-2 вв. до н. э. на территории Польши и смежных с ней области Белоруссии и Украины. Поселения этой культуры неукрепленные, в качестве жилищ используются наземные столбовые постройки и полуземлянки. Бескурганные захоронения содержат остатки трупосожжений, главным образом в глиняных сосудах-урнах. Часто на урнах имеются изображения человеческого лица, а сами они стоят в каменных ящиках. В южных районах урны прикрыты сверху большим глиняным сосудом - "клёшем". Поморцы занимались земледелием и скотоводством. Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время в разных местах распространения лужицкой культуры (Центральная Польша, частично Белоруссия и Украина) складывается культура клёшевых погребений. Эту культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд – клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.

Чернолесская культура - археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX-VII вв. до н.э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. К данной культуре относится группа укрепленных городищ (Чернолесское, ТясМное, Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных О. Треножкиным в Кировоградской области. Важное городище возле Суботова (черкасская область) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12 х 1 м, у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соедненных частоколом. Снаружи был ров шириной 9 м и глубиной до 4 м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены еще одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м. Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250-300 м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.
Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры, земледельческие орудия из бронзы, реже - железа, посуда, бронзовые украшения. Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии. В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Черного моря. Основное занятие населения - хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.

Пшеворская культура - археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты.

Зарубинецкая культура - археологическая культура железного века (III в. до н.э. - III век н.э.), распространенная на территории западной и центральной Украины и южной Беларуси. Открыта в 1899 археологом Хвойкой и названа в честь одноименного села в киевской области. На формирование зарубинецкой культуры сильное влияние оказали кельты латенской культуры. Генетически связанна с пшеворской культурой, подавляет автохтонную милоградскую культуру. Сменяется черняховской культурой, и родственной киевской. Тем не менее сохраняется локальный вариант на северо-востоке ареала в лице колочинской культуры. Один из ведущих российских археологов Г. Лебедев предположил: "Именно с появлением зарубинецкой культуры… начинаются все те преобразования в лесной зоне, которые в дальнейшем привели к появлению культуры пражского типа (т.е. Славянской, В.Е.)". На территории Белоруссии выделяют две разновидности данной культуры - полесскую и верхнедвинскую группы.
В.В. Хвойко, Б.А.Рыбаков считают эту культуру раннеславянской. Некоторые исследователи считают племена зарубинецкой культуры (особенно на востоке и на поздних этапах) балтами (Седов). Часть исследователей (П. Рейнеке, К. Такенберг, М. Бабеш) связывает происхождение культуры с миграцией на восток германских племен (скиры, бастарны). Ю. В. Кухаренко также отмечает пришлый, не связанный с местными балто-скифскими культурами, характер культуры. Керамика лепная - без использования гончарного круга. В захоронениях имеются бронзовые фибулы. Население занималось земледелием, скотоводством и охотой. Развито было кузнечное дело.

Черняховская культура - раннесредневековая археологическая культура существовавшая на территориях Украины (включая Крым[1]), Молдавии и Румынии в II-IV веках. Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров. Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер - древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.
Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений. В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений - керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни. Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах - "зерновиках". Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.
Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже - краснолаковые сосуды) - целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации. Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум, основанном готами в начале III в.н.э. и уничтоженныМГУннами в конце IV века. Однако большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Помимо германцев, здесь жили фракийцы-даки, ираноязычные сарматы, анты.

Пражская культура - археологическая культура древних славян (V-VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии, и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской[источник не указан 232 дня]. В некоторых работах эта культура объединяется с корчакиевской и называется пражско-корчакиевской (Prague-Korchak Culture).

13 вопрос. Материальная культура Древней Руси ( история сложения, основные категории и памятники).

Основу материальной культуры Киевской Руси составляло земледелие. Повсеместное распространение пашенного земледелия, широкое использование переложной (залежной) системы, появление плуга с железным лемехом позволяли получать довольно высокие урожаи. Высокого уровня развития достигли охота, рыболовство, бортничество. Слабее было развито скотоводство. Сельским хозяйством занималось подавляющее большинство населения. Это положение сохранялось до XX столетия.

Основу городского образа жизни составляли ремесло и торговля. Древнейшие русские города - Киев, Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Суздаль. В XI в. число городов увеличивается до 90. Городское ремесло было более разнообразным, сложным и искусным, чем сельское, связанное с натуральным хозяйством. Изделия городского ремесла Руси во многих случаях получали высокую оценку и в зарубежных странах.

Важнейшие ремесла: кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное, кожевенное. Сырьем для производства железа служили болотная, озерная и дерновая руды, не требовавшие при обработке сложной техники. Железо выплавляли в сыродутной домнице. Русские кузнецы изготовляли самые разнообразные предметы из металла. Было налажено производство склепанных металлических изделий, висячих замков с ключами сложного рисунка. Эти затейливые замки получили в зарубежных странах название «русских замков» и находили там большой сбыт.

Русские оружейники производили мечи, боевые топоры, кольчуги, щиты и копья самого высокого качества. В оружейном деле рано возникла специализация, так как тщательная обработка металла требовала умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. Кольчуги - «брони» - состояли из множества переплетенных железных колечек. Разновидностью кольчуги были «бармицы», надежно предохранявшие шею и плечи воина от ударов сабли и стрел врага. Лом, молот (кувалда), наковальня и горн - вот орудия древнерусских кузнецов.

Высокого уровня развития достигло на Руси мастерство ювелиров. Сырье для ювелирного дела - цветные металлы получали из соседних стран, но в обработке бронзы, серебра, меди, в создании из них высокохудожественных произведений русские мастера достигли выдающихся успехов. Основным приемом - «серебряников» - русских ювелиров было литье. Использование формы для литья позволяло отливать весьма сложные изделия (колокола, височные кольца, подсвечники, перстни, браслеты и т.п.). Применялось литье по восковой модели. В Новгороде и Суздале большое развитие получает рельефная чеканка. Славилась Русь сканью - изделиями из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки. В сканном деле применялась пайка. Еще более сложной была техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывались по рисунку на пластины (до 300 шариков на квадратный сантиметр) и припаивались, создавая сложный орнамент. Русские ювелиры были знакомы с эмалью (ее на Руси называли «финифть»), а с X в. развивается перегородчатая эмаль. Эмалью обильно украшались колты, ожерелья, перстни и т.п.

Значительны были достижения ремесленников гончаров, занимавшихся выделкой не только посуды, но и кирпичей - «плинфы» и различных глиняных плиток, черепицы, изразцов. Развивалось на Руси и стеклянное производство.

14 вопрос. Древнерусские города: Новгород Великий и Старая Рязань.

15 вопрос. Средневековые города Средней и Нижней Волги: Болгар и Сарай Бату.

Бо́лгар - город в России, административный центр Спасского района Татарстана.

Город расположен на левом берегу Волги, в 200 км от Казани. Около современного города расположено городище Булгар — Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, который планируется к присвоению статуса федерального, а также к включению в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 1781 г. — уездный город Спасск Казанского наместничества (с 1796 г. — Казанская губерния). В XIX веке Спасск служил перевалочным пунктом сельскохозяйственных грузов для соседних городов. В 1856 г. в городе была 1 церковь, 246 домов, 5 лавок.

В городе расположен хлебокомбинат, хлебоприемное предприятие.

Достопримечательности


  • Городище Булгар, в том числе:

  • Остатки вала и рва (конец XIV-XV веков)

  • Северный мавзолей

  • Восточный мавзолей

  • Черная палата

  • Белая палата

  • Ханская усыпальница

  • Соборная мечеть

  • Большой минарет (современная постройка)

  • Малый минарет

  • Успенская церковь бывшего Успенского монастыря (1732), в настоящее время — временно историко-археологический музей

  • Строящийся Храм Пресвятой Троицы в с. Ржавец (8 км от города Болгар)

  • Свято-Авраамиевская церковь

  • Мечеть (строится)

  • Музей хлеба (строится)

  • Музей ремёсел (строится)

Сарай-Бату (Старый Сарай, Сарай I, Сарай ал-Махруса — «Дворец Богохранимый»;) — средневековый город, столица Золотой Орды. Располагался примерно в 80 км севернее современного города Астрахань в районе села Селитренное Харабалинского района Астраханской области. Город основан чингизидом Бату в начале 1250-х. Первое упоминание в источниках относится к 1254 году — в книге францисканца Рубрука «Путешествие в восточные страны» («новый город, построенный Бату на Этилии» [1]). В начале это была ставка кочевья, со временем переросшая в город. Сарай-Бату был главным политическим центром Золотой Орды, но экономическим центром, вероятно, стал не сразу. Первые монеты были выпущены здесь примерно через 30 лет после основания, около 1282 года, при хане Туда-Менгу.

Сарай-Бату протянулся вдоль левого берега реки Ахтубы на 10-15 километров. Площадь его, по оценке Ф. В. Баллода, составляла около 36 км², что может быть достоверным, только если учитывать окружавшие собственно город поместья и усадьбы; городские кварталы, по современным археологическим данным, занимали площадь примерно равную 10 км².

В Сарай-Бату проживало около 75 тысяч человек. Население было многонациональным: здесь жили монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, русские, булгары, византийцы. Каждая этническая группа селилась в своём квартале, где было всё необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище. В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, мастеров по выплавке и обработке металлов. Дворцы и общественные здания возводились из обожженного кирпича на известковом растворе, дома рядовых жителей — из сырцового кирпича и дерева. Город имел канализацию и водоснабжение.

В 1261 году Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епархии Русской церкви, а в 1315 году — католического епископства[2].

Сильно пострадал во время ханских междуусобиц периода «Великой замятни» (1359—1380) и похода эмира Тимура (1395). Окончательно запустел к концу XV века.

Сарай-Бату располагался в районе современного села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.

На Селитренном городище в ходе многолетних раскопок были обнаружены слои XIVXV веков. Слои XIII века отсутствуют. Существует версия, по которой город Сарай первоначально располагался в районе современного города Красный Яр (А. В. Пачкалов). На месте Красного Яра предполагается наличие городских слоёв XIII века, кроме того, рядом с городищем располагается некрополь Маячный бугор, захоронения которого датируются второй половиной-концом XIII века. Возможно, что столица была перенесена в район Селитренного только в 1330-е гг. (с этим переносом может быть связано появление сведений о Новом Сарае в это время.
написать администратору сайта