Главная страница
Навигация по странице:

ответы КПР. 1 вопрос Понятие и предмет конституционного права как отрасли права



Скачать 1.01 Mb.
Название 1 вопрос Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
Анкор ответы КПР.doc
Дата 13.04.2017
Размер 1.01 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы КПР.doc
Тип Документы
#877
страница 1 из 17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

1 вопрос: Понятие и предмет
 конституционного права как отрасли права

Конституционное право РФ – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, в которых закреплены: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, основы организации системы государственной власти и местного самоуправления.
С конституционного права России начинается формирование всей системы национального права и именно оно занимает ведущее место в общей правовой системе РФ.
Такая роль конституционного права обуславливается следующими факторами:
1. Общественными отношениями, которые оно регулирует. Это наиболее важные общественные отношения, основополагающие во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Другие отрасли, как правило, воздействуют на общественные отношения в какой-то одной сфере.
2. Конституционное право занимает ведущее место в системе права и в силу характера и содержания его основного источника – Конституции РФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права.
3. В нормах конституционного права закреплены основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими и для других отраслей права, и в этом его системообразующая роль.
4. Конституционное право фиксирует основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права.
5. Устанавливает государственно-территориальное устройство и разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в федеративных государствах.
6. Учреждает систему органов государственной власти и местного самоуправления, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности.
7. Конституционное право играет роль в формировании и функционировании международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1) основ конституционного строя РФ (т.е. принципы, на которых основано устройство государства и общества).
2) основ правового статуса человека и гражданина.
3) федеративного устройства России; состава РФ и компетенции ее субъектов; исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов; верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов;
4)  организации и функционирования системы органов государственной власти РФ: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, также местного самоуправления.

Под методом правового регулирования следует понимать совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.
Одной из основных классификаций методов правового регулирования является подразделение их на:

  • Дозволение

  • Предписание (обязывание)

  • Запрещение

1) метод запрещения – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении на своих адресатов обязанность воздержаться от совершения определенных, юридически значимых действий в условиях, которые предусмотрены соответствующей номой. Например, согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.  
2) метод предписания (обязывания) – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении на участника правоотношения обязанности совершить определенные действия в условиях, предусмотренные данной нормой.  Например, согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
3) метод дозволения – это такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в юридическом разрешении совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных соответствующей нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.  Например, согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

2 вопрос: Конституционно-правовые нормы,

их особенности и виды

Среди особенностей конституционно-правовых норм выделяют следующие характерные признаки:
1. Нормы конституционного права являются основополагающими, они устанавливают основные права, свободы и обязанности, правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления. Особое содержание – нормы конституционного права регулируют наиболее важные, фундаментальные общественные отношения.
2. Конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами, органами государства.
3. Конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выражаются в письменной форме. Значительная их часть содержится, прежде всего, в Конституции РФ, а также в федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах – источниках конституционного права.
4. Своеобразие вида норм – в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи.
5. Конституционно-правовым нормам присуща их неперсонифицированность, т.е. они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям субъектов.
6. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру.
Для большинства конституционно-правовых норм не характерна трехзвенная структура. Нормы конституционного права имеют усеченную структуру, т.е. отсутствует санкция (она, как правило, содержится в других законодательных актах), а иногда и гипотеза.
7. Системность конституционно-правовых норм.
Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой.
Таким образом, конституционно-правовые нормы – общеобязательные предписания (правила поведения), регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, установленные государством либо принятые непосредственно народом и охраняемые от нарушений государственными мерами принудительного воздействия.
Классификация конституционно-правовых норм:
1. По содержанию (т.е. по кругу регулируемых общественных отношений) нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:
а) нормы, закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ);
б) нормы, устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);
в) нормы, закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ; нормы Федеративного договора);
г)  нормы, регулирующие организацию законодательной, исполнительной, судебной власти;
д) нормы, регулирующие организацию местного самоуправления.
2. По юридической силе – в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права:
а) нормы Конституции РФ – обладающие высшей юридической силой;
б) нормы федеральных конституционных законов;
в) нормы федеральных законов; и нормы др. н.п.а.
3. По территории действия. Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционные правовые нормы подразделяются на нормы:
а) действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы президента и т.д.);
б) на территории субъектов РФ (Конституция республики, устав субъекта, законы субъекта и др.);
в) нормы, действующие в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования).
4. По способу воздействия на субъекты права различаются:
а) управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов.
Такие нормы закрепляют компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71 – 73, 83 – 90, 102, 103 Конституции).
б) обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.
в) запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы. Например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и права на его изменение, ст. 13 Конституции РФ).
5. По степени определенности предписаний:
а) императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, ст. 50 Конституции РФ – никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление.
б) диспозитивные нормы – предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 1 ст. 109; ч. 3 ст. 117; ч. 3 ст. 66 Конституции РФ.
6. По назначению в механизме правового регулирования:
а) материальные нормы – закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права.
Примерами норм этой разновидности являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц государственной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов.
б) процессуальные (процедурные) нормы определяют порядок реализации норм материального права.
В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе (ч. 1 ст. 100 Конституции РФ; ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
7. По времени действия нормы конституционного права подразделяются:
а) постоянные, большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них не определен срок действия.
б) временные, действующие в определенные периоды времени, например нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного или чрезвычайного положения.
в) нормы конституционного права, утратившие свое действие. Например, целый ряд таких норм зафиксирован в разделе втором «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».

3 вопрос: Конституционно-правовые отношения, их субъекты


Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
2) обладают особым субъектным составом – народ, нация, государство (субъектами конституционно-правовых отношений в РФ являются непосредственно указанные в Конституции стороны);
3) характеризуются своеобразием объектов. В качестве таковых выступают жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть, суверенитет и др.;
3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием.
Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:
1. Народ РФ, нации, этнические общности, народности
2. Индивиды – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы
4. Российская Федерация
5. Субъекты РФ
6. Органы государственной власти
7. Органы местного самоуправления
8. Общественные объединения граждан
9. Юридические лица
Объектами конституционно-правовых отношений являются предметы и явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.
Объектами конституционно-правовых отношений являются:

  • государственная территория;

  • государственная власть;

  • местное самоуправление;

  • имущественные и неимущественные блага;

  • поведение людей, действия органов государства, органов местного самоуправления и общественных объединений.

4 вопрос: Источники конституционного права


В систему источников конституционного права входят следующие:
1. Конституция РФ – она является основным источником конституционного права.
Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. Эта роль обусловлена следующим:
а)  Конституция РФ 1993 г. принята народом путем всенародного голосования и установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа;
б) Конституция РФ обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют приоритет над нормами всех других нормативных актов, законы и иные правовые акты не должны ей противоречить;
в) Конституция РФ характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества;
2. Международно-правовые нормы, которые содержаться в международных договорах.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
3. Федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - один из видов законов, они принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом, более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ.
Федеральные конституционные законы характеризуются рядом при­знаков, а именно:

  • обладают более высокой юридической силой по сравнению с феде­ральными законами и иными нормативно-правовыми актами;

  • принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Российской Конституци­ей (ст.108 Конституции РФ);

  • принимаются в более сложном порядке, нежели обычные феде­ральные законы;

  • Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их.

         ФКЗ принимаются квалифицированным большинством го­лосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами РФ и тем более - подзаконными актами. Для принятия ФКЗ требуется его одобрение не менее чем  3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Принятый таким образом ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (право вето Президента в отличие от по­рядка принятия простых федеральных законов не предусмотрено).
4. Федеральные законы.
Федеральных законов большинство, однако, далеко не все они выступают источниками конституционного права, а лишь те, в которых содержаться конституционно-правовые нормы. Федеральные законы регулируют самые различные виды общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральным законом, определен самой Конституцией РФ в более чем сорока статьях. Порядок принятия федеральных законов определен в ст. 105 – 107 Конституции РФ.
Особым видом законом РФ являются законы о поправках к Конституции РФ к гл. 3 – 8, имеющие доминирующее значение по сравнению с федеральными конституционными законами. Они вносятся в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ.
5. Акты палат Федерального Собрания – парламента РФ, представительного и законодательного органа. Конституция РФ предусматривает (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ) право каждой из палат Федерального Собрания РФ принимать свой Регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
6. Указы и распоряжения Президента РФ.
Акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории страны для всех органов, должностных лиц и граждан. Они не должны противоречить Конституции и законам РФ (ст. 90 Конституции РФ). Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента РФ относятся к числу подзаконных актов, т.е. могу быть отменены законом.
По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные (ненормативные).
К нормативным относятся указы и распоряжения Президента, содержащие правовые нормы, ? общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
К индивидуальным – указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц (акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности).
Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.
7. Постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. В случае противоречия Конституции, законам и указам постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).
Постановления Правительства РФ – это акты, имеющие нормативный характер.
Распоряжения Правительства РФ – это акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.
8. Декларации. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Пример: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
9. Решения Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а также разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.
Все решения Конституционного Суда подразделяются на итоговые и иные.
Итоговое решение Суда по существу вопросов о проверке конституционности правовых актов, по разрешению споров о компетенции, по жалобам граждан, по толкованию Конституции РФ принимаются виде постановления
Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуются заключением
Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определением
10. Договоры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (внутригосударственные договоры).
Таким, например, важным источником конституционного права является Федеративный договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены основы взаимоотношений РФ и ее субъектов.
11. Конституции республик РФ, уставы других субъектов РФ.
12. Законы субъектов РФ.
13. Акты органов местного самоуправления.
Актами местного самоуправления признаются акты представительных и исполнительных и иных, предусмотренных законодательством органов местного самоуправления, прежде всего уставы муниципальных образований, решения, принимаемые на местных референдумах, собраниях (конференциях), сходах граждан. Если названные акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), они признаются его источниками.
14. Нормы конституционного права могут содержаться в решениях, принятых на общенациональных референдумах, что делает их одним из важных, хотя пока и немногочисленных, источников отрасли.
Значение решений референдума связано с тем, что они являются результатом непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.
Решения, принятые на референдуме РФ, становятся общеобязательными актами и не нуждаются в дополнительном утверждении каким-либо органом государственной власти.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
написать администратору сайта