Навигация по странице:
|
enter1_сокр. 1. Восточные славяне в VIIX вв
1. Восточные славяне в VI-IX вв.
Происхождение и ранняя история славян.
О происхождении и первоначальном расселении славян – много споров в литературе. Автор “Повести временных лет” приводит предание о том, как славяне были вытеснены волохами (римлянами) со своей дунайской прародины – римской провинции Норик, в верховьях Дуная и Дравы. Эта, “дунайская”, версия происхождения славян была особенно популярна в XIX в. Однако большинство современных авторов ищут прародину славян чуть севернее – в междуречье Вислы и Одера - или в Среднем Поднепровье и Поприпятье.
Несомненно одно: славяне – древнейшее население Европы. Скорее всего, их прародина – широкая полоса Центральной и Восточной Европы протяженностью с севера на юг 400 км, с запада на восток 1500 км.
Славяне принадлежали к индоевропейской языковой семье. Исходной точкой славянской истории можно, вероятно, считать начало и середину II тысячелетия до н.э., когда славянская языковая семья отпочковалась от общего индоевропейского массива. К этому времени славяне перешли к оседлому образу жизни, земледелие стало их основным занятием.
…
Восточнославянские племена накануне образования государства: территория расселения, основные занятия, общественный строй, культура и религия.
К VI-VII вв. относят обособление восточных славян из общеславянского массива. Одним из важнейших критериев был язык. Продвигаясь на восток, славяне достигли озера Ильмень и верховьев Оки. Летопись повествует о примерно 15 областях расселения восточных славян.
В районе Киева – поляне,
к северу от полян – дреговичи,
к северо-востоку от полян – северяне (по р.Десна, Сейм, Сула и Северский Донец),
к востоку от полян – радимичи (по р.Сож),
к югу от полян – уличи (вниз по Днепру),
к западу от полян – древляне,
западнее древлян – волыняне, бужане, дулебы,
на Днестре и Дунае – тиверцы,
в Закарпатье – белые хорваты,
на Оке и Москве-реке- вятичи,
в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи,
вокруг озера Ильмень – полочане и словене.
Основное занятие – земледелие. На юге – перелог. Земля расчищалась (от кустарника, травы), распахивалась, засевалась. Несколько лет – неплохой урожай. Потом переходили на другой участок. В лесных районах – подсечно-огневое земледелие: деревья основательно подрубались, год они засыхали на корню, остатки выжигались, несгоревшие пни выкорчевывались, землю разравнивали и взрыхляли, сеяли прямо в золу, 2-3 года – хороший урожай.
…
VIII-IX вв. – период вождества в восточнославянской истории. Главную роль играл институт вождя. Видимо, славяне жили соседскими общинами, состоявшими из семей. Во главе общин находились общинные старосты. Возможно, собирались общинные собрания (мирские сходки), возможно, существовал совет старейшин общины (из глав семей). Несколько общин (около 10) объединялись в племя (племенное княжение). Несколько (около 10) племен составляли союз племен (союз племенных княжений). В племенных княжениях и союзах племенных княжений были вождь (князь), народное собрание (вече), совет старейшин.
…
Славяне были язычниками, поклонялись различным богам. Главное божество – Род, бог вселенной; также Ярило – бог солнца, Велес – покровитель земли, скота; Сварог – бог огня; Перун – бог грозы, войны (постепенно, к IX в., стал главным). Существовало множество мелких божеств. У каждого племени было свое святилище. В деревнях стояли идолы (изображенния богов), которым приносились жертвы. Богов угощали специально откормленными баранами и быками. Священным считался домашний очаг или печь – символ семьи. Священными также почитались рощи, реки, озера.
Культ предков. Практиковалось сожжение покойников. Над погребальными кострами нагребали курганы. На могилах устраивались ежегодные поминки.
Для защиты от злых сил носили амулеты из волчьих и медвежьих зубов, были словесные заговоры. Известны годовые циклы земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Просили о хорошем урожае, здоровье.
Образование государства. Первые киевские князья.
К 80-м гг. IX в. на территории расселения восточных славян сложилось два главных центра государственности: Новгород и Киев. Согласно летописи в 882 г. новгородский князь Олег захватил власть в Киеве. Киевские князья Аскольд и Дир были убиты. Объединение Новгорода и Киева стало решающим шагом на пути образования Древнерусского государства. По мнению современного исследователя А.П. Новосельцева, главная причина объединения восточных славян – необходимость охраны торгового пути “из варяг в греки”.
Долгие годы научную и политическую актуальность имела так называемая норманнская теория, возникшая еще в XVIII в. Она основывается на летописном рассказе о призвании варягов. Незадолго до смерти правившего в Новгороде старца Гостомысла новгородцы пригласили на службу варяга – норманнского князя Рюрика с дружиной. После смерти Гостомысла (862 г., по другим данным – 874 г.) Рюрик захватил власть в Новгороде. Его дружинники осели в других городах. Так, упомянутые выше Аскольд и Дир также были варягами. Рюрик умер в 879 г. Власть в Новгороде перешла к Олегу – предводителю одного из варяжских отрядов. То обстоятельство, что Олег, объединивший Новгород и Киев, Аскольд, Дир были варягами, дало основание немецким историкам XVIII в. Байеру и Миллеру (находились в то время на русской службе, в Академии наук) утверждать, что государство на Руси создали варяги. Политический смысл этой теории: русские не способны к самостоятельной государственной жизни. Ими обязательно должны управлять иноземцы.
В настоящее время норманнская теория потеряла актуальность. Государственность вызрела на Руси задолго до прихода норманнов. Да и сами они сравнительно быстро слились с местным населением, растворились в нем.
Князь Олег не только объединил Новгород и Киев. В том же 882 г. он покорил кривичей, в 883 г. – древлян, в 884 г. – северян, в 886 г. – радимичей. Таким образом, союзы племенных княжений вошли в состав государства, но долгое время сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом осуществлялась через полюдье. Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, выполнения, жреческих, судебных, коммуникативных функций. В 907 г. и 911 г. Олег совершил два похода на Царьград (Константинополь). Результатом стали выгодные для русских купцов договоры. В 912 г. Олег умер при неясных обстоятельствах. Летописец сообщает, что он умер от укуса змеи, выползшей из черепа его давно издохшего коня.
Киевским князем стал Игорь. В 913-914 гг. он подавил бунт древлян, пытавшихся отложиться от Киева; покорил уличей и тиверцев. В 941 г. и 944 г. также совершил походы на Царьград. В результате был подтвержден договор князя Олега. Игорь трагически погиб в 945 г. во время полюдья в Древлянскую землю. Игорь захотел дважды взять дань с древлян и был ими убит.
Формально преемником Игоря стал его сын – малолетний Святослав. Фактически – вдова Игоря, мать Святослава – княгиня Ольга. Она жестоко отомстила за убийство мужа: расправилась с тремя древлянскими посольствами, сожгла столицу древлян Искоростень. Ольга установила уроки и уставы – твердые размеры дани и порядок ее сбора. Учредила становища - места стоянок князя с дружиной во время полюдья; погосты - форпосты великокняжеской власти в отдаленных землях, куда не доходило полюдье. Она приняла христианство. Умерла в 969 г.
Святослав вырос воином. Он почти все время княжения находился в походах. В 964 г. предпринял поход в землю вятичей и освободил их от дани хазарам. В 965 г. совершил поход на Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. В 968 г. воевал в Дунайской Болгарии, в 970 – в Византии. Потерпел поражение от греков. Возвращался на Русь и в 972 г. попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов, убит.
Киевским князем стал Ярополк. Между ним и его братьями Владимиром и Олегом началась междоусобная борьба. В 977 г. погибает Олег. В 980 г. Владимир изгоняет из Киева Ярополка, а вскоре его убивают. Таким образом, в 980 г. киевским князем становится Владимир – сын Святослава …
Рассматриваемое время стало, таким образом, периодом становления древнерусского государства. Расцвет его приходится на годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава.
|
|
|