Навигация по странице:
|
10 КЛАСС по МХК Солодовникова. 10 класс 35 часов (учебных недель) художественная культура нового времени
10 КЛАСС
35 часов (учебных недель)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XVII—XIX вв.)
Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Западной Европы и России от эпохи Возрождения до конца XVIII в.; формирование представлений о закономерностях развития художественной деятельности человека в эпоху Возрождения, XVII—XVIII вв., о переходе от религиозного мировоззрения к светскому в художественной культуре эпохи Возрождения и месте научных знаний в мировоззрении человека Нового времени, выявление места и роли рационально-эстетической формы мышления в воссоздании целостной картины мира.
Задачи:
• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и музыки, созданными народами Западной Европы и России в эпоху Возрождения, XVII—XVIII вв.;
• дать представление об общих закономерностях развития художественной культуры в странах Западной Европы и России, их сходстве и различиях, начиная с эпохи Возрождения и до конца XVIII в., а также о характерных особенностях типов культур, возникших в этот период;
• дать представление о том, что ответ на главный вопрос эпохи Нового времени: «Каков мир, окружающий меня?» — в художественной культуре был дан в рационально-эстетической форме, а искусство этого времени приобрело ярко выраженную социальную направленность;
• показать, что искусство стран Западной Европы и России эпохи Возрождения, XVII—XVIII вв., продолжало обращаться к сюжетам, образам и символике христианства, хотя их значимость перестала играть ведущую роль;
• показать на примере памятников художественной культуры народов Западной Европы и России особенности становления светского искусства;
• раскрыть на их примере особенности возникновения и становления национальных школ в художественной культуре стран Западной Европы и России;
• выявить на примере памятников архитектуры, литературы, живописи и музыки эпохи Возрождения, XVII—XVIII вв. общие закономерности возникновения стилей (барокко, классицизм) и направлений данного исторического периода и их основные признаки;
• показать на примере памятников художественной культуры возможности обмена идеями между художественными культурами разных народов стран Западной Европы и России, а также сложность мировой художественной культуры, в которой сосуществуют разные стили и направления;
• показать, что для художников этого времени характерно осознание значимости своего труда и роли в жизни общества, а также то, что произведение искусства стало товаром;
• дать представление об особенностях становления русской национальной школы искусства и ее месте в художественной культуре Нового времени.
Учебно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Раздел
|
Тема
|
Раздел 1
Художественная культура эпохи Возрождения. Западная Европа.
|
10
|
|
1
|
Тема 1. Прорыв в действительность…
|
|
2
|
2
|
Тема 2. Борьба за разум…
|
|
2
|
3
|
Тема 3. Титаны Возрождения
|
|
2
|
4
|
Тема 4. Sacra conversatione...
|
|
2
|
5
|
Тема 5. Величайший переворот...
|
|
2
|
|
Итоговое занятие по разделу 1.
|
1
|
|
6
|
Тема 6. Отступление религии под натиском жизни
|
|
1
|
|
Раздел 2.
Художественная культура XVII в. западная Европа.
|
12
|
|
7
|
Тема 7. Право на познание…
|
|
2
|
8
|
Тема 8. Бракованная жемчужина…
|
|
2
|
9
|
Тема 9. Бессмертие старого мифа…
|
|
2
|
10
|
Тема 10. Живописцы реального мира…
|
|
2
|
11
|
Тема 11. Художник и его модель…
|
|
2
|
12
|
Тема 12. Рождение оперы…
|
|
2
|
|
Итоговое занятие по разделу 2.
|
1
|
|
13
|
Тема 13. Навстречу просвещению
|
|
1
|
|
Раздел 3.
Художественная культура XVIII в. Западная Европа. Россия.
|
10
|
|
14
|
Тема14. Россия на пути к Европе…
|
|
2
|
15
|
Тема 15. «Парадиз, не хуже Версальского»...
|
|
2
|
16
|
Тема 16. Исправление просвещением...
|
|
2
|
17
|
Тема 17. «Быть самим собой»...
|
|
2
|
18
|
Тема 18. «Служить имени своему»...
|
|
2
|
|
Итоговое занятие по разделу 3.
|
1
|
|
19
|
Тема 19. Человек и мир в искусстве Просвещения
|
|
1
|
|
Всего учебных недель (учебных часов)
|
35
|
35
|
Раздел 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Западная Европа
Тема 1. Прорыв в действительность, или О том, как человек по-новому взглянул на окружающий мир (2 ч)
Проблемы. Средневековая Италия накануне перемен. Выделение культурных центров — Рим, Падуя, Флоренция, Верона. «Облагороженный» облик этих городов — просторные площади, благоустроенные улицы, появление роскошных дворцов. Гуманистические тенденции в художественной культуре Италии конца XIII — начала XIV в. Сохранение религиозности, но усиление интереса к реальной жизни и реальному человеку. Проторенессанс в истории итальянского Возрождения. Расцвет живописи как равноправного искусства по отношению к литературе. Данте и Джотто.
«Божественная комедия» Данте, «последнего поэта Средневековья и в то же время первого поэта Нового времени» (Ф. Энгельс). Смысл названия («комедия» — произведение с трагическим началом и счастливым концом, эпитет «божественная», по преданию, прибавленный Боккаччо, чтобы отметить совершенство поэтического творения Данте). Особенности «Божественной комедии» («жанр видений», сумма всех знаний того времени, значение числа «3» в структуре поэмы, разработка образа поэта как пророка, призванного Богом показать исторический путь человечества в прошлом, настоящем и будущем). Личный, интимный характер повествования. Три части поэмы — три мира, окружающие Данте (ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы, рай веры, не покидающей поэта). Образ Вергилия, проводника Данте, ощущение преемственности с великим прошлым. Главный вывод «Божественной комедии» — познание истины невозможно, но необходимо в течение всей жизни приближаться к ней, совершенствуя самого себя.
Традиции и новаторство в религиозной живописи Джотто и братьев Губерта и Яна ван Эйк. Сочетание двух систем художественного мышления, средневековой и ренессансной, в их произведениях.
Капелла дель Арена в Падуе. Романские черты в ее внешнем облике. Посвящение капеллы религиозным праздникам — Благовещению и Рождеству Богоматери. Художественная реформа Джотто. Трактовка Евангелия как реального события. Замена религиозного циклического времени на земное, линейное, однонаправленное. «Историческая» последовательность сюжетов, начало их чтения с левого верхнего угла вдоль ярусов (история Иосифа и Анны, родителей Марии, Рождество Богоматери, Рождество Иисуса Христа, деяния Христа, Страстная неделя, смерть и Воскресение). Новый, гуманистический подход в трактовке евангельских образов — преобладание общечеловеческих ценностей над религиозными. Пространственно-живописные искания Джотто: трехмерность и глубина плоскости картины, реальное освещение, значение пейзажа. Отсутствие элемента предстояния и «вечности» события, их «замкнутый», скрытый в самом себе, текущий независимо от зрителя, характер. Вневременность и вечность темы Благовещения и Страшного суда как отражение религиозных традиций в цикле фресок Джотто.
Распространение идей гуманизма в странах Западной Европы. Гентский алтарь братьев Губерта и Яна ван Эйк как новая художественная модель мироздания. Тема алтаря — «Поклонение агнцу» и его посвящение Празднику Всех Святых. «Бытовой» характер Гентского алтаря в закрытом виде. Сложность композиционного построения Гентского алтаря в открытом виде и взаимосвязь его отдельных частей. Утверждение высокой значимости человека, живущего в гармонии с природой, — главная идея Гентского алтаря.
Художественные памятники. Фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе («Благовещение», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Страшный суд» и др.). Фрагменты Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйк в закрытом виде («Сцена Благовещения», изображенная в интерьере бюргерского дома; вид улицы города Гента из окна и портреты заказчиков Йодокуса Вейда и его жены Елизаветы де Бурлют). Композиционное построение Гентского алтаря в открытом виде (изображение Бога Отца, Иоанна Крестителя, Адама и Евы, поющих ангелов, славящих агнца, шествие пророков, святых мужей и святых жен и изображение среди них Вергилия и Данте). Новое в понимании пейзажа, внимание к анатомическому строению обнаженного тела, любовная передача материальности предметов.
Тема 2. Борьба за разум, или О том, как гуманисты Возрождения казнили несовершенства мира (2 ч)
Проблемы. Средние века и господство религиозной модели мира. Две «модели поведения» средневекового человека (благочестивая, повседневная и праздничная, карнавальная, «смеховая»). Рождественские праздники «наоборот» (шутовские обряды «передача посоха» и «праздник ослов», карнавальные шествия). Ваганты, трубадуры и миннезингеры — характерное явление художественной культуры Средних веков. Вольнолюбивые, антиклерикальные, сатирические мотивы в поэзии бродячих певцов, внешняя вульгарность, обилие простонародных и непристойных выражений в их поэзии, скрывающих внутреннюю чистоту их духовного мира. Прославление радостей полноценной мирской жизни в творчестве вагантов как предпосылки для развития гуманизма эпохи Возрождения.
Обращение к традиционным средневековым жанрам «смеховой культуры», освобождение их от религиозной окрашенности в литературе Германии и Нидерландов. Себастьян Брант — родоначальник немецкой бюргерской литературы. Эразм Роттердамский — ученый-гуманист нидерландского Возрождения. Краткие биографические сведения об этих писателях (знание античных авторов, владение латинским языком, занятия многими областями науки). Общие черты в их мировоззренческой позиции. Творческое наследие Себастьяна Бранта и Эразма Роттердамского, имевшее значительный общественный резонанс.
«Корабль дураков» Себастьяна Бранта и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского как начало литературы о глупцах. «Похвала» и «прославление» пороков современного общества — сатирический прием новой, гуманистической литературы. Композиционные особенности произведений этих писателей. Широта охвата критики проблем человеческого общества с позиций гуманизма (ученые-педанты, астрологи, шарлатаны-врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, хвастуны, богохульники, жажда славы и богатства, честолюбие и корыстолюбие). Отсутствие ясного представления о положительном социальном идеале в этих критических произведениях. Судьба книг Себастьяна Бранта и Эразма Роттердамского. Иллюстрации Альбрехта Дюрера («Корабль дураков») и Ганса Гольбейна Младшего («Похвала глупости»).
Критика людских пороков — новая тема искусства живописи, ее развитие в искусстве Нидерландов. Сохранение общей религиозной направленности, но тщательное воспроизведение реалий предметного мира. Все большее внимание к проблемам человека, размышления о его греховности. Назидательный характер изобразительного искусства. Иероним Босх и Питер Брейгель Старший.
Художественные памятники. Литературные произведения: «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (избранные отрывки по выбору). Живопись: «Сад наслаждений», «Рай», «Ад», «Семь смертных грехов», «Воз сена» Иеронима Босха. Евангельская проблематика и гуманистическая основа сюжетов. Сложность живописного языка (безудержная фантазия и реалистическая точность в изображении предметов, связь с народными пословицами и поговорками, архаические черты и декоративный характер произведений Иеронима Босха. Питер Брейгель Старший — продолжатель и преемник Иеронима Босха. Национальные корни творчества Питера Брейгеля Старшего. Критика пороков и недостатков общества в его циклах «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей». Народные пословицы и фольклор в произведениях «Битва Масленицы и Поста», «Пословицы», «Детские игры» Питера Брейгеля Старшего. Мир природы в жанровых сценах «Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Сенокос», «Возвращение стада» в цикле «Времена года» Питера Брейгеля Старшего. Тема крестьянской жизни в многофигурных композициях художника «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец». «Слепые» — итог всей жизни и размышлений Питера Брейгеля Старшего.
Тема 3. Титаны Возрождения, или О том, каких людей породила новая эпоха (2 ч)
Проблемы. Высокое Возрождение в художественной культуре Италии. Новое, возрожденческое понимание человека, его отличие от человека античного и человека средневекового. Непревзойденность таланта Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Оценка современниками масштаба их личности и творчества как титанов эпохи. Признаки «титанизма» (дарование во всех областях человеческой деятельности, грандиозность созданного, впечатление необычайной легкости творческого процесса, его «импровизационный» характер, творческое долголетие). Джорджо Вазари о титанах Возрождения.
Краткие биографические сведения о Леонардо да Винчи, Рафаэле, Микеланджело. Мощь их дарования, интерес к наукам, живописи, архитектуре. Изобретения Леонардо да Винчи. Основные темы творчества титанов Возрождения. Тема Богоматери, новая гуманистическая трактовка религиозного сюжета и образа Богоматери как общечеловеческой темы материнства. Христианская и античная мифология. Понимание человека как идеально прекрасного, гуманистически возвышенного, обладателя мощного интеллекта и неограниченных возможностей. Сходство образа человека, созданного в искусстве Возрождения, с новым пониманием реального человека эпохи Возрождения. Насыщенность искусства Высокого Возрождения библейскими образами и сюжетами, их новое понимание и интерпретация. «Личностно-материальная» (А. Ф. Лосев) основа искусства Высокого Возрождения.
Художественные памятники. Живопись. «Мадонна Бенуа», «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле», «Мадонна со щегленком» Рафаэля. Светская, почти портретная трактовка образа Богоматери в этих произведениях, их жанровый земной характер; значение светотени и пейзажных фонов. «Сикстинская мадонна» Рафаэля — «вещь поистине единственная в своем роде» (Джорджо Вазари). История создания и композиционные особенности. Сочетание средневековых традиций с живописной системой Возрождения (алтарный образ и «жанровая картина», воздушная «невесомость» и объемная материальность изображения; элемент предстояния и внутренней сосредоточенности; идеальная красота, душевная чистота образа Богоматери и трагическое предчувствие будущей судьбы в образе Младенца; «взрослость» взгляда Младенца и его «детскость»). «Ошибка» Рафаэля.
Монументальные произведения. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Особенности композиционного построения изображения, задача продолжения реального пространства в пространстве фрески. Трапеза «евангельская» и трапеза монастырская — взаимосвязь вечного с повседневным. Особенности трактовки сюжета как темы взаимоотношения человеческих характеров. Введение образа Иуды в группы апостолов, относительная изолированность образа Иисуса Христа. Тема диалога, нарастание психологической напряженности, вопрос и ответ как философская концепция в фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Научные изыскания Леонардо да Винчи и судьба его произведения. Социальный заказ папы римского Юлия II, его стремление увязать религиозные традиции с веяниями времени в цикле фресок Станцы делла Сеньятура (теология, философия, поэзия, право — движущие силы христианского просвещения). Фреска «Афинская школа» Рафаэля — программа ренессансного гуманизма. Мировоззренческая и философская основа этого произведения Рафаэля. Трактовка Античности как эпохи выдающихся достижений науки (Архимед, Пифагор, Эвклид) и философии (Диоген, Эпикур, Сократ). Образы Платона и Аристотеля, их единство и противопоставление. Линейная перспектива как научная основа композиции. Автопортрет Рафаэля в фреске «Афинская школа».
Скульптура в творческом наследии Микеланджело. Выдающееся мастерство, знание материала, владение секретами его обработки, зависимость скульптурного замысла от блока камня — «отсечь все лишнее». Библейские образы, особенности их трактовки. «Пьета» — первое значительное произведение мастера. Сюжет и особенности композиции. Глубокое психологическое обоснование драматизма сцены. Нравственная чистота образа Марии. Контраст между юным обликом Богоматери и взрослым обликом сына. Борьба флорентийцев за освобождение и творчество Микеланджело. «Давид» — символ мужественной доблести человека. Новизна решения темы у Микеланджело. Раскрытие образа героя через пластику, моделировку и композицию. Общественное признание скульптуры Микеланджело, установка ее на центральной площади Флоренции. Надгробные циклы Микеланджело. Гробница Джулиано и Лоренцо Медичи. Отсутствие портретного сходства, внимание к передаче характера. Аллегорические изображения состояний времени: День, Ночь, Утро, Вечер, ощущение тревожной неустойчивости в этих фигурах. Неосуществленный замысел Микеланджело — надгробие для папы римского Юлия II. «Моисей» — центральная фигура композиции. Многоплановость пластического решения и разнообразие точек зрения как приемы, передающие несокрушимую мощь характера Моисея. Образы рабов — пессимистическое восприятие образа человека, не имеющего сил разорвать сковавшие его путы.
|
|
|