Главная страница
Навигация по странице:

дизартрия. 33. определение и классификация дизартрии дизартия от лат. расстройство членораздельной речи



Скачать 26.02 Kb.
Название 33. определение и классификация дизартрии дизартия от лат. расстройство членораздельной речи
Анкор дизартрия.docx
Дата 22.04.2017
Размер 26.02 Kb.
Формат файла docx
Имя файла дизартрия.docx
Тип Документы
#1422

33. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ

Дизартия – (от лат. «расстройство членораздельной речи») это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Нарушение звукопроизношения при дизартрии наблюдается в различной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, в тяжелых – замены, пропуски, искажения, страдает темп, модуляция, выразительность, произношение мало понятно. При очень тяжелых поражениях ЦНС – речь становится невозможна из-за полного паралича речедвигательных мышц – анартрия.

Наблюдается при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых больных носят более выраженный очаговых характер. У детей связана прежде всего с частотой перинатальной патологии. Наиболее часто отмечается при ДЦП (65-85 %).

Дизартиря начинает изучаться невропатолагами в рамках очаговых поражений головного мозга у взрослых больных. Большое влияние на современное понимание термина «дизартрия» оказали работы М. С. Маргулиса, который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и церебральную формы. Большой вклад внесли работы Л. Б. Литвака, Елены Николаевны Винарской, которая впервые провела комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных. У детей дизартрия наиболее интенсивно изучена при ДЦП (Е.Н. Винарская, Е. М. Мастюкова и др.)

Патогенез: дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных экзогенных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Отмечают следующие причины:

  • Асфиксия и родовая травма

  • Поражение нервной системы при гемолитической болезни

  • Инфекционные заболевания нервной системы

  • Черепно-мозговые травмы

Реже отмечаются: нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Классификация

В зависимости от принципа, положенного в основу, выделяют различные классификации.

1. По принципу локализации с учетом неврологического подхода на основной уровень локализации поражения двигательного речевого аппарата:

  • Бульбарная

  • Псиевдобульбарная

  • Экстрапирамидная / подкорковая

  • Корковая

  • Мозжечковая

2. По синдромологическому подходу (И. И. Панченко) применительно к детям с церебральным параличом выделяют:

  • Спастико-паретическую (ведущий синдром – спастический парез)

  • Спастико-ригидную (ведущий синдром – спастический парез и тонические нарушения типа ригидности)

  • Гиперкинетическую (гиперкинезы)

  • Атактическую (атаксия)

  • Спастико-атактическую (спастический парез и атаксия)

  • Спастико-гиперкинетическую (спастический парез, гиперкинезы)

  • Атактико-гиперкинетическую (атакия, гиперкинезы)

3. Классификация по степени понятности речи для окружающих была предложена Тардье в 1968 году применительно к детям с ЦП:

- 1 степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка;

- 2 степень – нарушение звукопроизношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих;

- 3 степень – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих;

- 4 степень – отсутствие речи Ии полная ее непонятность.

Формы дизартрии

Корковая дизартрия представляет собой группу расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговыми поражениями КГМ.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Выделяют 2 формы

Спастическая форма – отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами арикуляционных мышц. Страдают движения языка вверх. Нарушается произношение переднеязычных звуков, для которых необходим этот подъем: [л, р, ш, ж, щ, д, т].

Паретическая форма – отмечается выраженный парез речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений. Отмечает слабость лицевой, артикуляционной и жевательной мускулатуры. Язык широкий, вялый, распластанный, занимает всю ротовую полость. Его подвижность резко ограничена. Отмечается повышенная истощаемость речевой мускулатуры. Жевание ослаблено, выражена саливация. Язык пожжет отклоняться в сторону более паретичной половины. Речь с носовым оттенком, медленная, афоничная, затухающая, плохо моделируемая. Гипомимия и амимия лица.

Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга.

Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.
34. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ


35. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИМПТОМАТИКИ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Критерии сравнения

дислалия

дизартрия

1. Наличие отягощенности анамнеза

-

Отмечается отягощенный анамнез (патологии внутриутробного развития, затяжные роды, асфиксия)

2. Особенности раннего психомоторного и речевого развития

N

Возможно задержка сложных локомоторных функций (ходьба к 1г.2мес). Характерна моторная неловкость: неумение бегать, прыгать, держать ложку и т. д. Возможна PHH (первые слова к 1,5-2г; фраза к 2,5-3г)

3. Наличие неврологической симптоматики

-

Возможно заключение невролога о наличии ПЭП, синдрома двигательных нарушений, церебро-астенического синдрома…

4. Состояние речевого дыхания

N

Речевое дыхание поверхностное. Отмечается короткий речевой выдох и речь на вдохе.

5. Особенности просодической стороны речи

N

Возможны нарушения темпа речи (чаще замедленный), голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, с назальным оттенком и т.п.)

6. Состояние артикуляционного аппарата:

  • Строение

  • Подвижность

  • Функционарование

Возможны отклонения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, перавильный прикус и т. д.)

Нарушения носят неврологический характер: вялость, ограничение движений органов артикуляции, быстрое утомление, потеря точности движений, тремор, отклонение в сторону или вглубь языка, гиперкинезы, синкинезии, артикуляционные диспраксии

7. Характеристика нарушений звукопроизношения:

  • Механизм нарушения




  • Полиморфность нарушения

  • Преобладающий вид нарушения



В первую очередь нарушаются сложные по артикуляции согласные звуки
Преобладают смешения и искажения звуков


Нарушаются как простые по артикуляции звуки, так и сложные

Большее число звуков, включая гласные

Преобладают искажения и пропуски (м/з и боковое произношение, озвончение и смягчении согласных

8. Структура дефекта

ФД, ФН, ФФН

ФД, ФН, ФФН, ОНР

9. Варианта логопедических заключений

ФФН

ОНР (III ур.р.р) у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами

10. Динамика преодоления дефекта

3-6 месяцев для коррекции ФД; 1 год - ФФН

Не менее 1 года коррекционной работы. Трудности постановки и автоматизации звуков, вероятность утраты навыков после прекращения занятий. Требуются комплексные мероприятия: логопедические занятия, медикаментозное лечение, ЛФК, логоритмика, занятия с психологом.



36. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Обследование детей с дизартрией строится на основе следующих принципов:

1. Принцип системного подхода подразумевает построение обследования с учетоv неврологичческой симптоматики и структуры речевого дефекта, выделения ведущего расстройста, соотнеснения речевой и неречевой симтоматики в структуре дефекта,определение сохранных механизмов речи.

2. Принцип комплексности требует согласования действий логопеда, невролога, психоневролога, врача ЛФК.

3. Принцип соотнесения расстройств речевой моторики с общими двигательными нарушениями. Невролог помогает логопеду определить ведущий двигательный синдром и степень его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике. Отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Необходимо обратить внимание на общие моторные возможности и особенности функционирования рук.

4. Обследование проводится в рамках ведущей деятельности

5. Важность оценки общей психической реакции ребенка, его интеллектуального и эмоционального проявления.

6. Принцип динамичности наблюдения и изучения ребенка

Методы обследования:

  • Изучение медицинской и биографической документации (анамнез)

  • Наблюдение (в обычной жизни и в специально организованной ситуации)

  • Экспериментальный (естественный и психолого-педагогический)

  • Беседа с родителями и ребенком

  • Контроль (визуальный и тактильный)

Чем меньше ребенок, тем ниже уровень его речевого развития и тем большее значение имеет в диагностике анализ неречевых нарушений. Наиболее частыми первыми проявлениями дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденных. Слабость крика или его отсутствие, нарушение сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных рефлексов.

По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение приобретают речевые симптомы:

  • Стойкие дефекты произношения,

  • Недостатки произвольных артикуляционных движений

  • Нарушение голосообразования и речевого дыхания

  • ЗРР

Особые сложности представляет диагностика стертых минимальных проявлений дизартрии. Среди основных критериев здесь можно назвать:

наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений

наличие синкенезий (движение нижней челюсти при движении языком вверх, движение пальцев рук при движении языка)

замедленный темп движений

трудности удержания позы

трудности переключения артикуляционных движений

стойкие нарушения звукопроизношения, трудности автоматизации поставленных звуков.

наличие просодических нарушений.

Обследуется моторика: общая, мелкая, артикуляционная. Отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объем, плавность, темп, переключение, истощаемость…), но и точность, соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие гиперкинезов, состояние речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи.
37. СИМПТОМАТИКА ДИЗАРТРИИ

Основными симптомами дизартрии являются:

Дефекты звукопроизношения

Нарушение артикуляционной моторики

Нарушения речевого дыхания

Мелодико-интонационный расстройства (нарушение голоса)

1. Нарушение звукопроизношения затрагивает не только согласные, но и гласные звуки.

2. Нарушение артикуляционной моторики.

Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре:

- спастичность артикуляционных мышц может быть локальной и распространятся на отдельные мышцы языка (оттянут кзади, спинка изогнута, кончик невыразителен). Повышенный мышечный тонус круговой мышцы рта приводит к спастичному напряжению губ, к плотному смыканию рта. Артикуляционные движения ограничены.

- гипотония – язык тонкий, распластанный, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, поэтому рот всегда открыт. Выраженная гиперсаливация (характерна мозжечковой дизартрии). Особенность артикуляции – назализация. Нарушается произношение звуков, для которых необходима активная работа губ.

- дистония – меняющийся тонус артикуляционных мышц. В покое низкий тонус, при попытке речи – тонус резко нарастает.

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц. Нарушение артикуляционной моторки при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое нарушает мышечный тонус, наличием гиперкинезов, тремора. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков, ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, улыбнуться. Особенно ограничена подвижность языка. Отмечается недостаточный подъем кончика языка вверх (нарушаются шипящие [р, л] + мягкие варианты) Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры, ограничение движений нижней челюсти. В результате нарушается модуляция голоса, его темпа.

Дискоординационные расстройства проявляются в нарушении точности и соразмерности движений. Особенно нарушается выполнение тонких дифференцировок.

Диспраксия – недостаточность артикуляционного праксиса – кинетическая и кинестетическая.

Наличие насильственных (гиперкинезов) и сопутствующих (синкенезий) движений в артикуляции. Отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, тремор языка. Синкенезии могут наблюдаться и в скелетной мускулатуре. При движении языка могут возникать движения пальцев рук.

3. Нарушение речевого дыхания. При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется содержанием речи. В момент речи дыхание учащенное, после произнесения отдельных слов или слогов ребенок делает поверхностный судорожный вдох. Активный выдох укорачивается и происходит обычно через нос. У детей появляется тенденция говорить на вдохе, что нарушает координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

4. Мелодико-интонационные расстройства и нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушения их мышечного тонуса и ограничения их подвижности. Спастичность может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок. Она нарушается также при паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса недостаточна.

Нарушения голоса крайне разнообразны и специфичны для разных ее форм. Голос слабый, тихий, иссякающийся в процессе речи. Нарушен тембр (глухой, назализованный, монотонный).

У детей с дизартрией может иметь место задержка темпов речевого развития, речевая инктивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи. При дизартрии наряду с речевыми выделяют неречевые симптомы. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдрома в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенностей тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе речевых и неречевых нарушений.
написать администратору сайта