Асинхронные машины
2.1. Устройство и принцип действия
Устройство асинхронной машины (АМ) рассмотрено выше (см. пункт 1.1). Как уже отмечалось, асинхронные машины используются, как правило, в качестве двигателей трехфазного переменного тока.
2.1.1. Принцип действия асинхронной машины
В основе принципа работы АМ лежит взаимодействия вращающегося магнитного поля с протекающими в обмотке ротора токами. Как было установлено выше, вращающееся поле создается, в случае трехфазной машины, трехфазной обмоткой статора, первая гармоника поля вращается с синхронной частотой вращения
,
где – частота сети; p – число пар полюсов.
Угловая синхронная скорость , где – угловая частота сети.
Для пояснения принципа действия АМ удобно заменить вращающееся поле вращающимися магнитами или электромагнитами (рис. 2.1).

Вращающееся магнитное поле будет наводить в проводниках обмотки неподвижного ротора ЭДС, которая определяется по правилу правой руки. Если обмотку ротора замкнуть, то в проводниках обмотки ротора возникнут токи, активная составляющая которых практически совпадает по направлению с ЭДС. На любой из проводников будет действовать электромагнитная сила, направление которой определяется по правилу левой руки. Эти силы обусловливают электромагнитный момент, под действием которого ротор вращается с частотой вращения, которая зависит от нагрузочного момента на валу. Таким образом, АМ в данном случае будет работать в режиме двигателя, преобразуя электрическую энергию из сети в механическую (рис. 2.1,а). Ротор вращается в ту же сторону, что и вращающееся поле.
Если допустить, что частота вращения ротора равна частоте вращения поля , то пресечения полем проводников ротора не будет. ЭДС и ток в обмотке ротора исчезнут, следовательно, будет отсутствовать электромагнитный момент. Таким образом, необходимым условием работы АМ является 1. Разность этих частот называют частотой скольжения, а отношение
– скольжением.
Здесь – синхронная угловая скорость ротора; – угловая скорость ротора. Нередко скольжение выражают в процентах .
В двигательном режиме частота вращения может изменяться в пределах , а скольжение – в пределах .
Если привести ротор во вращение в противоположную сторону, то направление ЭДС и тока в обмотке ротора останутся прежними. Сохранится и действие электромагнитного момента, но по отношению к внешнему вращающему моменту электромагнитный момент становится тормозным. Этот режим называют режимом электромагнитного тормоза. Частота вращения в этом режиме может изменяться теоретически в пределах , а скольжение – в пределах .
Если ротор АМ привести во вращение посторонним двигателем с частотой вращения n>n1, то изменится относительное перемещение поля и ротора, что вызовет изменение направления ЭДС и активной составляющей тока в проводниках ротора (рис. 2.1,б). Это сопровождается изменением направления действия электромагнитных сил и электромагнитного момента. АМ будет работать в режиме генератора, преобразуя механическую энергию, получаемую с вала, в электрическую, отдавая ее в сеть. Частота вращения в генераторном режиме может теоретически изменяться в пределах , а скольжение – в диапазоне . Таким образом, АМ может работать в трёх режимах: двигательном, генераторном, тормозном.
2.2. Рабочий процесс трехфазной асинхронной машины
АМ можно рассматривать, как трансформатор, принимая в качестве первичной обмотки обмотку статора, а вторичной – обмотку ротора. Вторичная обмотка в общем случае вращается, следовательно, АМ можно рассматривать как трансформатор обобщенного типа, в котором преобразуется не только напряжение, тока и число фаз, но осуществляется и преобразование рода энергии. При анализе АМ все величины будем считать синусоидальными функциями времени или пространства, т.е. будем рассматривать первую гармонику.
Уравнения напряжений обмоток статора и ротора
При подключении трехфазной обмотки АМ к сети с напряжением , в обмотках статора и ротора возникают токи и . При этом обмотка статора создает МДС с амплитудой F1 и вращающейся с частотой . Токи обмотки ротора создают МДС, первая гармоника которой имеет амплитуду . Как будет показано далее, МДС ротора вращается с той же частотой вращения и в ту же сторону что и , следовательно, эти МДС неподвижны относительно друг друга. Совместным действиям этих МДС создается результирующее поле, которое соответствует основной поток . Он наводит в обмотках статора и ротора ЭДС

Здесь – обмоточный коэффициент; – число витков фазной обмотки статора, – обмоточный коэффициент и число витков фазной обмотки ротора, Ф – основной поток; – частота питающей сети; – частота ЭДС в роторе.
При определении следует иметь ввиду, что ротор и поле перемещаются относительно друг друга с частотой скольжения и . Тогда ЭДС вращающегося ротора можно записать в виде
,
где – ЭДС неподвижного ротора.
Кроме основного потока, обмотки статора и ротора сцепляются с потоками рассеяния, и (рис. 2.2). Они наводят в обмотках статора и ротора ЭДС рассеяния и . При этом индуктивные сопротивления рассеяния статора и вращающегося ротора
;
, где – индуктивное сопротивление неподвижного ротора, .
Если далее учесть наличие активных сопротивлений обмоток статора и ротора, то уравнения напряжения для этих обмоток по аналогии с трансформатором запишутся таким образом:
,
.
При неподвижном роторе уравнение напряжения обмотки ротора будет
,
где – полное сопротивление неподвижного ротора.
Это уравнение аналогично уравнению вторичной обмотки трансформатора при коротком замыкании. Следовательно, режим работы АМ при неподвижном роторе аналогичен режиму работы трансформатора при коротком замыкании. С целью ограничения в этом случае токов АМ номинальными значениями к обмотке статора следует подводить понижение напряжение .
Если разомкнуть обмотку ротора, что практически осуществимо в АМ с фазным ротором, то получим режим АМ аналогичный режиму холостого хода трансформатора. Уравнение напряженной обмотки статора в этом случае приобретает вид , где – ток холостого хода.
Ток холостого хода АМ больше тока холостого хода трансформатора и составляет . У трансформатора . Увеличение тока холостого хода АМ связано с наличием воздушного зазора.
2.2.2. Частота вращения МДС ротора
При подключении в общем случае многофазной обмотки статора к сети она создает МДС обмотки статора, первая гармоника которой имеет амплитуду F1 . Приэтом МДС обмотки ротора с амплитудой первой гармоники F2 вращается относительно ротора с частотой, определяемой частотой тока в роторе. Так как частота ЭДС и тока в роторе согласно предыдущему , то скорость вращения МДС ротора F2 относительно самого ротора будет
.
Далее учтем, что при скольжении частота вращения ротора . Тогда частота вращения МДС ротора в пространстве (относительно неподвижного статора)
.
Таким образом, первая гармоника МДС ротора вращается в пространстве с той же частотой вращения, что и МДС статора, т.е. они неподвижны относительно друг друга и образуют результирующее вращающееся поле. Результирующая МДС будет . Здесь пространственные векторы заменены временными векторами, так как пространственный сдвиг между векторами соответствует временному сдвигу токов, создающих эти МДС.
2.2.3. Приведение рабочего процесса асинхронной машины
при вращающемся роторе к рабочему режиму трансформатора
В АМ с вращающимся ротором происходит преобразование электрической энергии в механическую или наоборот. При этом частота ЭДС и токов статора и ротора неодинаковы. Это вызывает затруднения при анализе работы АМ. Например, оказывается невозможным изображать электрические величины статора и ротора в виде векторов на совмещенной временной векторной диаграмме. Для устранения этого удобно АМ с вращающимся ротором привести к АМ с неподвижным ротором, работающей как трансформатор.
Уравнение напряжения вращающегося ротора
(2.1)
Схема замещения и векторная диаграмма цепи ротора будет иметь вид (рис. 2.3).
При этом
; .
Угол между током и ЭДС 
Если уравнение (2.1) разделить на s, то получим
(2.2)
Или ,
где .
Схема замещения и векторная диаграмма роторной цепи соответствующая последнему уравнению примут вид (рис. 2.4).

Здесь ; ; – сдвиг по фазе тока ротора относительно ЭДС, т. е. остался прежним.
В результате деления уравнения (2.1) на s, оно изменяет не только свой вид, но и приобретает другой физический смысл. Теперь в цепи ротора вместо ЭДС с частотой действует ЭДС Е2 с частотой f1. Вместо индукторного сопротивления , в цепи действует индуктивное сопротивление неподвижного ротора . Что касается тока ротора , то он не изменяется по величине и фазе, изменяется лишь его частота с на . Не изменяется так же величина и фаза первичного тока. Остаются прежними электрические потери в роторе и статоре, следовательно, не изменяется потребляемая машиной электрическая энергия или отдаваемая машиной в сеть электрическая энергия. Механическая мощность, развиваемая на валу вращающегося ротора равна электрической мощности, выделяемой на добавочном сопротивлении в цепи неподвижного ротора.
Это позволяет анализировать вращающуюся машину, заменив ее неподвижной, с указанным выше воображаемым сопротивлением в цепи ротора. В этом случае АМ становится аналогичной трансформатору, работающему на чисто активную нагрузку.
Этот вывод справедлив для любого режима машины. В двигательном режиме сопротивление положительно и электрическая энергия, выделяемая на этом сопротивлении, будет также положительна. В режиме двигателя АМ потребляет электрическую энергию и преобразует ее в механическую.
В режимах генератора и тормоза сопротивление – отрицательно. Направление преобразования энергии изменяется на обратное. Машина преобразует механическую мощность в электрическую.
2.2.4. Приведение обмотки ротора к обмотке статора
Для удобства анализа работы АМ целесообразно обмотку ротора привести к обмотке статора. Операция приведения сводится к замене реальной обмотки ротора приведенной обмоткой, имеющей такое же число фаз, число витков, пазов на полюс и фазу, что и обмотка статора.
ЭДС приведенной обмотки ротора определяется из соотношения
,,,,,,,,

Следовательно, приведенный вторичный ток можно получить, из уравнения МДС
,
,
или ,
где , ki – коэффициент приведения по току.
Приведенное активное сопротивление вторичной обмотки получим из равенства электрических потерь , откуда
.
Приведенное индуктивное сопротивление обмотки ротора определяется из соотношения , откуда .
Приведенное полное сопротивление обмотки ротора будет
.
2.2.5. Векторная диаграмма асинхронного двигателя
Основные уравнения асинхронной машины, приведенного к работе трансформатором, с учетом приведения обмотки ротора к обмотке статора можно записать следующим образом:
, (2.3)
, (2.4)
. (2.5)
В соответствие с этими уравнениями построим векторную диаграмму асинхронного двигателя (рис. 2.5).
Схема замещения асинхронной машины
При анализе АМ, как и в случае трансформаторов используется схема замещения. В схеме замещения электромагнитная связь между первичной (статорной) и вторичной (роторной) обмотками заменяется электрической связью. Приэтом АМ приведена к работе трансформатором с учетом приведения обмотки ротора к обмотке статора. Согласно основным уравнениям можно представить электрические схемы АМ, изображенными на рис. 2.6. Здесь учтено, что изменяется с изменением скольжения. Т.к. , то точки 1,2 и 3,4 имеют соответственно одинаковые потенциалы и их можно попарно совместить (рис. 2.6,а). В результате получим объединенный контур, который, как и в случае трансформатора будем называть намагничивающим контуром. Схема получает вид (рис. 2.6,б). Данную схему называют Т-образной схемой замещения.
Здесь – ток намагничивающего контура;
– полное сопротивление намагничивающего контура, причем соответствует основному потоку машину.
Схема имеет недостаток: при изменении нагрузки (т.е. изменением скольжения ) изменяется вторичный ток, следовательно, будет изменяться и первичный ток. Это вызывает изменение падения напряжения и напряжения на зажимах намагничивающего контура ( ). При этом будет изменяться ток .
Это затрудняет анализ. Для устранения этого недостатка Т-образную схему замещения преобразуют в Г-образную. В основу преобразования следует положить основные уравнения асинхронной машины (2.3…2.5). Перепишем уравнение (2.3)
. (2.6)
После подстановки значения (2.6) в уравнение (2.3), с учетом
, получим или
, откуда
. (2.7)
Где – комплексный коэффициент.
Из уравнения (2.4) получим
. (2.8)
Уравнение (2.6) с учетом (2.8) примет вид
.
Теперь значение подставим в (2.3)
, (2.9)
откуда при .
Таким образом, коэффициент выражает отношение напряжения на зажимах машины к напряжению намагничивающего контура при .
Из (2.9) будем иметь
,
тогда ток ( ) согласно (2.8) будет
.
В результате согласно выражению (2.7) получим
. (2.10)
Здесь , .
Уравнению (2.10) соответствует точная Г-образная схема замещения асинхронной машины (рис. 2.7).

Полученная точная Г-образная схема есть совокупность двух контуров намагничивающего с сопротивления и рабочего с сопротивлением . В намагничивающем контуре при протекает ток не зависящий от нагрузки ( ), так как этот контур в данном случае вынесен непосредственно на зажимы машины. При ток ( ) и, следовательно . Такой режим называют синхронным холостым ходом АМ, а ток – током синхронного холостого хода. На практике, часто используют не точную, а уточненную Г-образную схему замещения, предполагая в первом приближении, что комплекс , т. е. равен его модулю
.
Здесь предполагается, что и . Вид схемы при этом остается прежним. При этом .
Нередко пользуются упрощенной схемой замещения (рис.2.8), принимая , т.е. . В этом случае намагничивающий контур выносят на зажимы машины без каких либо поправок.
|