Главная страница
Навигация по странице:

Билет № 19 Средства обучения. Билет 19 Средства обучения ия данная категория методики отвечает на вопрос С пом чего обучать ия



Скачать 0.97 Mb.
Название Билет 19 Средства обучения ия данная категория методики отвечает на вопрос С пом чего обучать ия
Анкор Билет № 19 Средства обучения.doc
Дата 27.04.2017
Размер 0.97 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Билет № 19 Средства обучения.doc
Тип Анализ
#4216

Билет № 19

Средства обучения ИЯ
Данная категория методики отвечает на вопрос «С пом. чего обучать ИЯ?» Под средствами понимают то, что оказывает помощь в пр-се изучен./обучен.ИЯ в классе и дома.

Средства призваны:


-Оказ. помощь Рs при изуч., запомин., тренир., примен. нов. мат-ла

-Облегчить деят-ть Т при объясн., активиз., систем. нов. мат-ла и его к-ля

-Осуществить связь пр-сса об-я с учебной программой

-Соответствовать требованиям программы и стандарта

-Способствовать достижению максимально выс.методической эффект-ти
Анализ методической литературы, учебников, учебных пособий позволяет классифициро­вать средства обучения, по крайней мере, по четырем аспектам: во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на ос­новные и вспомогательные; во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся; в-третьих, по каналу связи: на слуховые (звуко­вые), зрительные, зрительно-слуховые; в-четвертых, по использова­нию техники: технические и нетехнические.

Сегодня перед Ts стоит проблема – как выбрать из огромного кол-ва предлагаемых ср-в обучения те, кот. помогут оптимизировать пр-сс обучения, принесут пользу, а не вред.



Стандарт

Стандарт — документ, отражающий основную концепцию образования применительно к конкретному предмету (иностранный язык). Стандарт определяет конечные требования к уровню владения иностранным языком в том или ином виде речевой деятельности (attainment targets), а также промежуточные требования к уровню обученности учащихся на различных этапах.

В настоящее время в России термин используется в основном применительно к средней общеобразовательной школе. Выделяются государственные и региональные стандарты, многие из которых разработаны недавно и являются экспериментальными. Стандарты отражают основные направления обучения и включают в себя следующие компоненты:

• цели и задачи обучения, конечные требования к уровню владения языком;

• общая характеристика содержания обучения (более подробно разрабатывается в учебных программах по каждому предмету учебного плана);

• характеристика используемого материала;

• характеристика упражнений, заданий и приемов, рекомендуемых для использования в процессе обучения;

• контроль результатов обучения и их оценка учащимися.
Государственный образовательный стандарт — утвержденный государством нормативный документ, определяющий обязательный минимум требований к образованию и содержанию обучения; описывает цели и задачи обучения, включает в себя перечень умений и навыков, на достижение которых направлено образование, устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Наличие такого документа означает, что школа и государство в целом берут на себя обязательство по обеспечению учащихся соответствующей подготовкой.

«Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования» (Стандарты 1995, с. 10). Применительно к иностранному языку Госстандарт отражает конечные требования к уровню владения иностранным языком (attainment targets) в различных типах учебных заведений.

На основании Госстандарта разрабатываются региональные стандарты и образовательные программы для разных типов школ, высших и средних специальных учебных заведений, которые в дальнейшем конкретизируются в учебных планах, программах и тематических планах. Государственный образовательный стандарт служит также ориентиром при написании учебников, разработке экзаменационных материалов, контрольных заданий и тестов.

В настоящее время в нашей стране придается большое значение разработке образовательных стандартов, что способствует обеспечению более высокого уровня образования и выработке отечественных документов, аналогичных общепринятым в странах Европейского Сообщества. Например, Государствен­ный стандарт для общеобразовательных школ Великобритании содержит разделы, которые соответствуют изучаемым предметам. В нем имеется раздел по иностранным языкам, представляющий собой типовой учебный план, на который опираются при разработке учебных программ.

Учебная программа

Учебная программа — рабочий документ, которым пользуется учебное заведение; является неотъемлемой частью учебного плана или образовательной программы (см. Curriculum, с. 65). Учебная программа может изменяться или корректироваться в зависимости от нужд и типа конкретного учебного заведения, изменения условий обучения. Учебная программа отражает работу того или иного подразделения в учебном заведении: в колледже, техникуме, университете и т.д.

В отличие от учебного плана, который отражает работу всего учебного заведения, программа посвящена вопросам преподавания одного предмета: подробно описывает содержание курса, приемы обучения и контроля, предусматривает определенные организационные формы обучения и дает характеристику используемых материалов. Программа представляет собой детализацию какой-либо части учебного плана и зависит от требований государственного стандарта.

Учебная программа, как правило, имеет определенные временные рамки, отражает последовательность процесса обучения и ориентирована на достижение конечных целей. Программа описывает содержание и объем работы с учетом специфики преподавания языка в определенных условиях, а также те методы и приемы, которые используются учителями и учащимися.

В зарубежной методике выделяется несколько типов программ (см. Туре of syllabus, с. 82), каждый из которых разрабатывается в соответствии с определенным методом или подходом к обучению языку, демонстрирует их основные положения и является практической реализацией этого метода или подхода.

Любая учебная программа реализует теоретические положения, которые лежат в ее основе, отражает содержание обучения и призвана быть практическим руководством, средством организации учебного процесса. В связи с этим принято говорить о трех уровнях программы:

• basic level — базисный, или теоретический, уровень,

• policy level — стратегический уровень, или уровень разработки,

• practical action level — уровень практического применения (Stern 1992 pp. 23-39).

Типовая учебная программа состоит из нескольких разделов, которые строятся в произвольной форме. Программа сопровождается объяснительной запиской, в которой описываются условия обучения, методические принципы, подход или метод, лежащий в основе программы, дается теоретическое обоснование и определяются принципы отбора содержания обучения и организации процесса обучения.

В настоящее время нет единого мнения по вопросу о том, какие компоненты должны включаться в учебную программу. Существуют крайние точки зрения, в соответствии с которыми учебные программы либо повторяют «Книгу для учителя» и диктуют, что он должен делать на каждом уроке, либо вообще не разрабатываются заранее, а составляются в процессе обучения (см. Negotiated syllabus, с. 83).

Многие зарубежные методисты (Johnson 1982; Yalden 1987, 1995; Nunan 1994) сходятся во мнении, что программа должна включать в себя следующие разделы:

• цели и задачи обучения (см. Aims, с. 73; Objectives, с. 74);

• содержание, языковой и речевой материал, который может быть представлен по-разному в зависимости от подхода и принципов обучения (см. Content, с. 77);

• упражнения, задания и приемы обучения и учения, которые используются учителем и учащимися (см. гл. 4);

• требования к уровню владения видами речевой деятельности на разных этапах обучения (см. Objectives, с. 74; Graded objectives, с. 76);

• различные виды и формы контроля и оценки уровня обученности, включая самооценку и самоконтроль (см. гл. 6);

• используемые материалы.

Примером типовой программы по английскому языку может служить «Пороговый уровень» (см. Threshold level, с. 70), который в настоящее время используется в качестве ориентира и справочного материала при разработке программ.

Книга для учителя

Остановимся на некоторых из средств обучения и прежде всего на книге для учителя, в которой раскрывается: где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебно-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Что касается рас­пределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал, В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и долх-сен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на которой построен УМК. Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из:

— индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений; — состава и особенностей группы, инициативности каждого и коллектива в целом, наличия сильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по этому предмету; — мотивации изучения иностранного языка: высокой, средней низкой; — того, что группа в делом больше любит: слушать иноязычную речь, говорить, читать, писать на иностранном языке; __ того, что труднее дается: понимание речи на слух, связное высказывание, беседа, чтение, письмо; — уровня общего развития учащихся группы, круга их интересов и увлечений и т. д.; — материально-технической базы, которая есть в школе, и того, что имеет учитель в своем распоряжении.

В истории советской методики книга для учителя впервые появи­лась в шестидесятые годы в общеобразовательной школе (в школе с углубленным изучением иностранного языка позже), и с тех пор ее структура мало менялась. Если и вносились изменения, то главным образом по конкретизации, уточнению некоторых положений. Было затрачено много усилий на внедрение этого пособия в работу учителя, на то, чтобы через эту книгу реализовать концепцию авторов в учебно-воспитательном процессе. Книга для учителя призвана помогать учителю полнее раскрывать возможности УМК и способствовать повышению его профессионального мастерства и, в первую очередь, методической грамотности.
Помимо основных назовем вспомогательные: для учителя — методическая, дидактическая, педагогическая литерату­ра, включая журнал «Иностранные языки в школе», а также лите­ратура по языку и на преподаваемом языке.
Основными для учащихся являютя учебник, книга для чтения, граммати­ческий справочник, словари; по этапам обучения — комплекты картинок, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинокольцовки, грамзаписи, лингафонный практикум (начальный и средний этапы); звукозаписи, кинофильмы, таблицы и другие (старший этап).

Вспомогательные: др. УМК, кот. используются лишь частично, книжки для чтения, не входящие в УМК, пособия в помощь изучаю­щим ИЯ, газеты на соответствующем языке; транспаранты (кодоматериалы), средства, изготовляемые силами учащихся и учителем, различные видео и аудио материалы, сборники языковых и речевых игр для различных этапов об-я, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки, картинки, музыка и песни, рифмовки и стихи, т.е. все, что доп.базовый УМК.

УМК относится к основным средствам.

Состав УМК м. варьироваться, но у него есть инвариантная часть. Существует большой выбор УМК, ориентирован.на различные модели об-я ИЯ. Чем руководствуется Т при их выборе:

-Является ли этот курс полным УМК или к нему необходимо подбирать недостающий компонент;

-Соответствует ли данный курс требованиям отечественной федеральной/региональной программам по ИЯ;

-Соотв. ли он возрасту Ps, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям;

-Развивает ли курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокульт.умения в разл.видах речевой деятельности;

-Обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования ест. языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

-Доступен ли данный курс Т и Рs.

Если Т не частный репетитор, то выбор УМК и др.базовых ср-в об-я явл. прерогативой школы. Уровень подготовки Рs должен соотв.гос.программным требованиям (ситуация с переездом в др.город).

Идеального курса нет, но существует огромное кол-во уч.пособий, среди кот. Т-профессионал может найти нужные ему материалы или составить свои.

Еще в 1961г. отмечалось, что ср-ва об-я должны компенсировать отсутствие иноязычной среды, усилить мотивацию об-я и поднять интерес к предмету. Возникла идея о создании целой системы ср-в об-я, т.е. УМКомплекса. В состав УМК входило более 10 элементов: учебник, книга для Т, книга для чтения, набор грампластинок (позже аудиокассет), грамматические таблицы, набор картинок, аппликации для фланелеграфа, диафильмы, киноырагменты, лингафонный практикум, кот.состоит из книги для Т, иллюстраций и пластинки. Часть из этих ср-в находится в руках Т, часть у Р. Все компоненты взаимосвязаны между собой, в особенно книга для Т и учебник.

Современный УМК – это сложный комплекс, компоненты кот.находятся в тесном многостороннем взаимодействии. Соврем. УМК значительно редуцирован по сравнению с УМК прошлого. Сейчас в состав входят: учебник, книга для Т, книга для чтения, рабочая тетрадь (на печатной основе), набор аудиокассет.

Современный УМК западного образца или иностранного пр-ва: учебник (Course book, Students book), книга для Т (Teachers book), комплект кассет, комплект CD, рабочая тетрадь (Work book), книги для углубленной подготовки к экзамену (Exam maximizer), видеокурс (кн.для Т+раб.тетр.+видеокассеты), комплект контрольных заданий или тестов (Test book), комплект ответов к учебнику и раб.тетр.

Ср-ва об-я, входящие в состав УМК можно считать основными. Все остальные – вспомогательными. Вспом.призваны конкретизировать и дополнять сод-ие учебника (таблицы, схемы, словари, грам.справочники и книги для дом.чтения).

Учебник – это основное ср-во об-я, кот. содержит языковой материал (лексич., грам., фонет.), образцы устной и письменной речи для форм-ия ЗУН, обеспечивающих возм-ть пользоваться языком в различных сферах деятельности. Пр-пы составления учебника:

-достат.сод-ие учебника для достижения целей об-я

-доступн.представление мат-ла для усвоения Рs в определенное время.

Содержательные компоненты учебника: Фонет мат-л (звуки, ритмика и интонация), лексич.мат-л (лекс min, подлежащ. рецептивному/продуктивному усвоению), грам.мат-л (модели предложений, реч.образцы и правила употребления), социокультурн.мат-л (сведения о стране изучаемого языка), тексты (для аудир., чтения), комментарии к текстам (сноски), упр-я (яз., реч.,условно-речевые), словарь, наглядность.

Книга для Т сод. метод.комментарий к учебнику. В ней даются рекомендации по исп-ию приемов и форм об-я, сп-бов организации пед.пр-сса. Это способствует не т. облегч. пр-сса подготовки к уроку, но и повыш. общего ур-ня преподавания и метод.граммотности Т. Необходим творческий подход Т к рекомендациям авторов учебника, кот.не расходятся с общей метод. установкой УМК.

Характеристики (параметры) современного учебника ИЯ




Адаптивно-адаптирующая система (приспосабливается к реальной системе обучения и преобразует ее), модель процесса обучения




Учебные задачи, подготавливающие к общению


Материализует цели обучения через конкретные задачи





Собственно коммуникативные задачи, реализующие основные функци общения



Задачи, нацеливающие на контроль/самоконтроль






Ориентирует на планируемые результаты

Подведение промежуточных итогов (например, в конце урока)







Предметы речи/темы/

проблемы/ситуации

общения









Языковой и речевой материал (от звуков, букв до связного текста, включая обобщения на разных языка: фонетическом, лексическом, грамматическом, коммуникативном)

Охватывает все компоненты содержания обучения

Интеграция страноведческого/культуроведческого аспектов во все компоненты содержания обучения








Процессуальный аспект содержания обучения.

Организация деятельности общения:

  • ориентировка/подготовка к деятельности

  • исполнение деятельности на репродуктивном уровне (тренировка)

рецептивном уровне

  • исполнение деятельности на (чтение, аудирование)

продуктивном уровне

  • контроль/самоконтроль (говорение, письмо)

Форма и/или средства организации – упражнения/задания








Что может предложить данный учебник?
С точки зрения учителя

А. Совпадают ли принципы обучения, предложенные учебником, с вашими собственными? (Например, если вы обучаете детей языку посредством коммуникации, ставит ли учебник задачу установить реальное взаимодействие, реальное использование языка?)

Б. Соответствуют ли притязания учебника действительности? (Например, если учебник направлен на реальное использование языка, предусматривает ли он работу в парах, которая действительно вовлекает детей в процесс общения, а не заставляет просто заучивать диалоги.)

В. Четко ли организованы и согласованы все разделы учебника?

Г. Предусматривает ли данное учебное пособие обобщенное повторение ключевых пунктов?

Д. Имеются ли приложения к учебнику? (Например, аутентичные тексты, кассеты с записью речи носителей языка, и т. д.)

Е. Предлагает ли учебник достаточное количество практических идей?

Ж. Помогает ли это учебное пособие развивать в равной мере все языковые навыки: чтение, письмо, аудирование, разговор?

З. Предлагает ли учебник достаточное количество разнообразных практических заданий для отработки лексического и грамматического материала?

И. Помогает ли данное учебное пособие в подготовке и проведении тестов и контрольных работ?

К. Содержит ли богатый страноведческий материал?

С точки зрения учеников

Л. Является ли книга красочной, интересной, забавной?

М. Четко ли сформулированы задания?

Н. Предусматривает ли учебник самостоятельную работу детей?

О. Содержит ли учебник достаточное количество интересных и развивающих заданий, которые не являются обычными языковыми упражнениями, а предусматривают творчество?

П. Включены ли в учебник задания для тех, кто еще не может бегло читать и писать?

Р. Ваши собственные вопросы:
Схема анализа современного учебника иностранного языка,

использованная О.Ю. Зверловой при оценке УМК
Требования к современному учебнику иностранного языка:

  1. «…основываться на открытой гибкой современной методической компетенции, …обеспечивающей формирование коммуникативной компетенции школьников…»

  2. «…быть ориентированным на личность ученика, учитывать его интересы и склонности…»

  3. «…включать учащихся в диалог культур…»

  4. «…включать как можно больше аутентичных текстов…»

  5. «…нацеливать на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности…»

  6. «…обеспечивать концентричность подачи материалов, ситуативную обусловленность упражнений…»

  7. «…иметь социокультурную направленность…»

  8. «…сочетать различные формы работы…», «…обеспечивать создание иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке…»

  9. «…способствовать повышению результативности обучения…», «…создавать условия для самостоятельной работы школьников, для автономии учащихся…».



Учитель должен не только знать и иметь средства обучения, но и содержать их в рабочем состоянии, чтобы регулярно можно было ими пользоваться на уроке и во внеурочное время, при подготовке и проведении внеклассной работы, факультатива. Они должны органически входить в учебно-воспитательный процесс.

К ответу прилагается папка про ТАВСО
написать администратору сайта