Навигация по странице:
|
Философия устная часть. Билет1. Философская мысль возникла 25003000 тысяч лет
Билет№1.Философская мысль возникла 2500-3000 тысяч лет назад в Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Риме. Немецкий философ 20 века Карл Ясперс назвал этот период осевым временем. Именно в этот период в разных местах планеты начала формироваться человеческая цивилизация и возникли ее конкретные проявления: государственность, развитая религия, философия. Термин «философия» ввел Платон, а закрепил в европейской традиции Платон. Философия означает любовь к мудрости. Предмет философии однозначно определить нельзя, в целом философия рассматривает предельное отношение Мир и Человек (макро и микро космос). Предмет философии определяется чаще через блоки философских проблем. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Роль философии в современном обществе.
О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что современные ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное отношение к философии у небольшой части ученых - техников, то это объясняется не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.
Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства
Во-первых, поскольку во всяком акте мышления в той либо иной мере используется подвижная система философских категорий, постольку уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых решений каждого человека, но особенно человека, стоящего во главе общества, течения, направления. И это имеет большое практическое значение.
Во-вторых, только на основе философии формируется целостное представление научной картины мира, знания вообще, правильного образа мира. Философия способствует формированию абсолютно необходимого обществу культурно-нравственного климата, духовного мира человека. (Отнюдь не случайно XX Всемирный Философский конгресс 1998 года был посвящен теме " Философия в воспитании человечества"). Она - своеобразная социально-духовная терапия.
В-третьих, являясь своеобразной базой развития всех наук, философия создает условия для их оптимального развития, преодоления у них тупикового и кризисного состояния.
В-четвертых, только философия содержательно и конструктивно обогащает теорию познания, формулируя общую методологию и закономерности духовного освоения действительности.
Билет№2. Миф – универсальная форма сознания древних народов. Мифы – специфические описания богов или сверхчеловеческих существ, вовлеченных в необычайные события или обстоятельства во времена неопределенных, но понимаемые как далеко отстоящие от обыденного человеческого опыта. Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ:
- происхождение Вселенной, Земли и Человека
- объяснение природных явлений
- жизнь, судьба, смерть человека и т.д.
Черты мифа:
- очеловечивание природы
- наличие фантастич. Богов
- отсутствие абстрактных размышлений и т.д.
Религия- это наиболее древняя форма мировоззрения, в основании которого лежит вера в существование сверхъестественных сил, управляющих человеком и окружающим его миром. Суть религии в постулировании сверхъестественного источника: Бога, абсолюта, мирового духа и т.д.
Наука- особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Философия- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Религия
|
Мифология
|
Философия
|
Наука
|
Общее
|
Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их роль в мироздании и жизни человека
|
Миф, ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии
|
Система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека
|
|
Различие
|
Опирается на веру как способ существования религиозного сознания , особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Религия и мифология терпимы по отношениям к противоречиям, даже более того, противоречия в объяснении мира с их точки зрения не явл. Особым препятствием, заставляющим усомниться в ее правильности.
|
Философия рефлексивна. Это означает, что она опирается на абстрактную мысль и очень внимательна к тому, как используется мышление. Философия опирается на ум, разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, предлагает оперирование четко определенными категориями.
|
Билет№3. Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:
ведический период (1500—500 гг. до н. э.),
классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Веды(дословно знания) – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 века до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя:
- священное писание, религиозные гимны(самхиты)
- описание ритуалов
- философские комментарии к Ведам.
Билет№4. Кита́йская филосо́фия -является частью восточной философии. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности. Существую 6 основных школ, это:
- Даосизм- Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Дао – естественный закон самих вещей, путь по которому в своем развитии должны следовать люди, природа и космос. Представитель: Лао-Цзы -древнекитайский философ. Его трактат Лао-Цзы, в нем излагается, что природа ,жизнь людей и общество подчиняются естественному закону Дао всех вещей, и вместе с субстанцией Ли, обозн. Воздух, эфир, образуют основу мира.
Конфуцианство- это прежде всего морально- этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Конфуций - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Его изречения собраны в книге Лунь-Юй (Суждение и беседы). Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Легизм- социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян и Хань-Фэй. Основной вопрос легизма:как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные постулаты легизма:
- человек изначально обладает злой природой
- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам
-государство-главный регулирующий механизм общества
- движущей силой чел. Поступков явл. личные, эгоистические интересы и т.д.
Билет№5.Античная философия-это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 века до н.э. до 6 века н.э. Основные черты антич. философии: космоцентризм, стихийная диалектика мышления, онтологизм.
Этапы:
-ранняя классика(натуралисты, досократики –Зенон, Фалес) – главные проблемы Космос и его строение
-средняя классика(Сократ и его школа)- сущность человека
-эллинизм(Эпикур, Сенека)-проблемы познания, отношения Бога и человека.
Мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм . Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.
Зарождение диалектики связано с периодом античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику.
Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет; Объективность диалектического познания — учёт двух принципов познания(нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя).
Билет№6. Софисты и их основные идеи. Сократ. Софисты, обучавшие искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Для представителей школы софистов ( Протагор, Горгий, Критий и др.) характерно:
- критическое отношение к окружающей действительности
- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли
- неприятие старых традиций, правил, основанных на недоказанном знании
- действительность сущ. только в мыслях человека. Сократ в центр своей философии ставит проблему человека как морального существа. Мыслитель, чье имя стало символом философии, занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра и зла, справедливости любви, то есть того, что составляет суть души человека. Этическая доктрина Сократа:
-познание – главная цель и способность человека
-любое знание есть добро
-любое зло совершается от незнания
Сократ впервые применяет слово диалектика, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Философ был занят поисками рационального, логического, понятийного обоснования моральной политики и права. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал государством.
Билет№7.Философское учение Аристотеля. Учение об идеях Платона. Аристотель-выд. греч. Философ, автор произведений Физика, Механика, Органон, О душе и др. Философ применял теоретический, эмпирический и нормативный подходы к предмету исследования, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать философская мысль. 3 вида философии Аристотеля:
- Теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего
- Практическая – изучающая деятельность человека, устройство государства
- Поэтическая
Основные положения философии Аристотеля:
- мир один, это духовно- материальный, реально существующий мир
- вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. следует саму действительность, а не мир идей
- в центре познания должны быть сами вещи и процессы
-человек-часть государства, его личные интересы должны быть строго подчинены общественному благу.
Платон-основоположник идеалистической европейской философии, основатель Академии, автор произведений – апология Сократа, Парменид, Государство,Законы и др. Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.
Основные положения идеализма Платона:
-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование
- окружающий мир временен и изменчив и не существует как самостоятельная субстанция
- учение о триаде- все сущее состоит из 3 субстанций :единого, ума, души .Озабоченный проблемой лучшей жизни людей, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства- добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление.
Билет№8. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики».
Античная философия (конец IV-II вв. до н. э) обозначается как эллинистический этап. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видимыми философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. Эпикур (341-270 до н. э) греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела Мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девих Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа.
|
|
|