Навигация по странице:
|
курсовик2. Введение Сфера образования
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Сфера образования……………………………………………………………..4
2.Общеее представление о конфликте………………………………………….8
3.Специфика конфликта в сфере образования
4.Дети- сироты как отдельная социальная группа
4.1 Понятие сиротства
4.2 Особенности формирования детей-сирот. Психолого-педагогическая
характеристика детей-сирот.
5.Проблемы и конфликты воспитанников детских домов
6.Консультирование и помощь детям-сиротам, в конфликтных ситуациях
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.Проблема сиротства то возрастает,то снижается,но продолжает существовать.Не смотря на небольшой спад роста количества,проблема остается злободневной и на данный момент (См.приложение 1). В сиротские учреждения попадают не только дети, действительно лишившиеся родителей, но и дети-инвалиды, от которых родители отказались; дети, которых забирают у наркоманов, алкоголиков, заключенных. В специальных закрытых учреждениях с младенчества содержатся дети с врожденными пороками,такие как ДЦП,ЗПР и т.д. Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, носит актуальный характер. Содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны.Дети- это будущее и основа нашего общества.От того в каких условиях воспитывается и растет ребенок,зависит его психическое и физическое здоровье. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию у таких детей. Зачастую у детей – сирот происходит разрушение или вовсе отсутствие целостных ориентиров, что пораждает многие социальные проблемы:кризис нравственности, социальная нестабильность,деморализация населения и многое другое.Все это,создает некую угрозу для общества,и является препядствием на пути развития нашего социума.
Но нельзя забывать о том,что это всего лишь дети,и их будущее зависит от взрослых. Работа педагогов и специалистов,является значимым фактором в воспитании таких детей. Очень важно помочь адаптироваться к тяжелым и порой жестоким условиям жизни. Важно направить такого ребенка в нужное русло,дать запас знаний,сформировать определенные навыки и заложить жизненный опыт.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
Цель данного исследования:рассмотреть варианты социального консультирования детей сирот и формирования нывыков поведения в различного рода ситуациях.
Задачи работы:
1.Рассмотреть детей сирот,как отдельную социальную группу
2.Выявить проблемы,с которыми сталкиваются дети данной социальной группы
3.Определить основные направления консультирования и помощи детям-сиротам.
Объект исследования:воспитанники детских домов и интернатов
Предмет исследования:содержание проблем детей сирот и пути их решения
Гипотеза исследовании: педагогическое консультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особые задачи и является важной составной частью работы социального педагога.
Методы:анализ литературы
1.Сфера образования.
«Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.
1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:
1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования».[1,Гл 2,ст.15]
В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
«Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:
1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;
2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;
3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) запрещение дискриминации в сфере образования;
6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;
7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;
9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;
10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;
11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;
12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.»[1.Гл 1.ст 3]
«В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:
1) дошкольное образование; 2) общее образование: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; 3) среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена; 4) высшее образование: бакалавриат; магистратура, подготовка специалиста; подготовка научно-педагогических кадров.» [1,Гл 2,ст.15]
Функции образования:
1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).
2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:
4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.[6]
2.Общее представление о конфликте
Существует множество формулировок понятия «конфликт».Приведем примеры некоторых из них:
«Н.В. Гришина предлагает определять социально – психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения,установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей».[3,c.96]
«Конфликт- это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов,целей,тенденций развития социальных объектов,прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку,особая форма исторического движения к новому социальному единству»[4,с.60]
«Конфликт- нормальное проявление социальной связи и отношения между людьми, так же, это способ взаимодействия не совместимых взглядов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели две и более стороны»
«Конфликт – это осознанное противоречие, между общающимися личностями, при наличии попыток его разрешения на фоне эмоционального состояния»
Классификация конфликтов:
1.По содержанию
Конфликт ценностных различий
Конфликт интересов
Конфликт норм
Конфликт стереотипов
2.По формально- динамическим характеристикам
По времени (быстротечные, вялотекущие)
По направлению (вертикальные, горизонтальные, смешанные)
По характеру причин источнику возникновения (объективные,субъективные)
По характеру и сфере жизнедеятельности (деловые, эмоциональные)
По функциям (позитивные, негативные)
По форме протекания (открытые, скрытые)
Публичные конфликты (для привлечения внимания)
Конфликты смещенной агрессии
3.По масштабу и составу участников
Внутриличностные конфликты (между структурными элементами личности)
Межличностный конфликт (между личностями)
Внутригрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт
Конфликты в организации
Конфликты между разными социальными группами
4.По сфере деятельности
Социальные конфликты
Политические конфликты
Экономические конфликты
Межэтнические конфликты
Религиозные конфликты
Межкультурные конфликты
Религиозные конфликты
Организационные конфликты
Педагогические конфликты
Семейные конфликты
Конфликты в духовной сфере
Юридические конфликты
Факторы возникновения конфликтов:
Существуют 4 основные группы причин и факторов возникновения и развития конфликтов: объективные,организационно – управленческие,, социально – пихологические и личностные. Первые 2 группы являются объективными,а вторые 2 – субъективными.
Под объективными причинами понимаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые и повлекли за собой столкновения интересов, мотивов, целей, мнений, и т.п.
Субъективные факторы и причины конфликта основаны на индивидуальных особенностях личности участников. Именно эти индивидуальные особенности и являются причиной выбора ими конфликтного поведения и стратегии поведения, а не какой – либо иной,в возникшей ситуации объективного противоречия.
Обективные факторы:
К наиболее часто встречающимся собственно объективным факторам конфликтов относятся:
естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.
Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешении социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
Образ жизни многих россиян
Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России,СССР,Российской Федерации,способствующие возникновению конфликтов
Организационно - управленческие причины конфликтов:
-вторая группа объективных причин возникновения конфликтов. Организационно- управленческие факторы конфликта можно подразделить на 4 подгруппы:
Структурно – организационные причины. Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований деятельности , которой данная организация занимается.
Функционально – организационные причины. Эти причины основаны на неоптимальных внешних и внутренних организационных связях: связи организации и среды,между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работниками.
Личностно – функциональные причины. Эти причины основаны на неполном профессиональном , нравственном и ином соответствии работника занимаемой должности и тем задачам,которые она полагает.
-
Ситуативно – управленческие причины. Данная группа причин основана на ошибках, которые допускают в процессе решения различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные . так и руководители.
Социально – психологические причины конфликтов:
К подобным причинам относятся:
Возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодейстивя.
Несбалансированное ролевое взаимодействие людей.
Непонимания партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема огли возникнуть не из- за принципиальных разногласий между ними,а из – за подхода к данной проблеме с различных сторон.
Различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга.
Психологическая несовместимость.
Напряженные межличностные отношения партнеров по общению
Личностные причины конфликтов:
Оценка поведения партнера по взаимодействию как недопустимого.
Низкий уровень социально – психологической компетентности
Недостаточная психологическая устойчивость (толлерантность) к отрицательносу воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия
Плохо развитая способность к эмпатии
Неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними
Тип темперамента
Акцентуация характера [5,с.192]
Структура конфликта:
Структура конфликта включает в себя совокупность всех устойчивость связей и всех частей, элементов и складывающихся между ними отношений, которые выступают факторами его целостности. Структура конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет , объект, участников, социальную макро- и микросреду, выступающую в качестве условия конфликта, субъективное восприятие конфликта, его личностные элементы, а также психологические компоненты.
Предмет конфликта – это противоречие, которое является его основой. На разрешение противоречия направлена борьба, присутствующая в конфликте и являющаяся его важной характеристикой.
Объект конфликта- это то, что возникает из- за необходимости удовлетворения потребности и может удовлетворить ее. К объектам могут быть отнесены материальные, духовные, социальные потребности.
Участники конфликта – неотъемлемая и важнейшая часть его структуры, они присутствуют в любом социальном конфликте. Участниками могут быть различные субъекты социального поля: отдельные индивиды, малые и большие соц.группы, организации, государства.
Макро- и микросреда- это те внешние социальные условия, в которых находятся и действуют все участники конфликта и в которых возник данный конфликт.
Также в структуру конфликта входят и психологические компоненты:
Потребности- основной побудитель активности участника конфликта.
Мотивы-определенные побуждения к вступлению участника в конфликт,которые направлены на удовлетворение его потребностей.
Интерес- осознанная потребность,которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию им конфликтного поведения.
Цель- выступает как конкретизация мотивов оппонентов.
Позиция- это определенным образом выстроенная система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении.[5,с.75]
Динамика конфликта:
Первая стадия: Предконфликтная стадия
Предконфликтная ситуация
Инцидент
Предконфликтная ситуация- положение дел на кануне конфликта. Под воздействием какого- либо фактора может возникнуть внезапный конфликт, но чаще всего уже имеются предпосылки к конликту. На этой стадии, конфликт находится в эмбриональной стадию Если напряженное положение дел сохраняется долгое время, то это латентный конфликт. На этом этапе существует сильная напряженность, которая еще в не вылилось в открытое столкновение.
Инцидент- первая ситуация открытого столкновения строн.
Вторая стадия:Конфликтная ситуация
Эскалация- стадия развития конфликта,реализуется в виде отдельных актов,действий,противодействий конфликтующих сторон.
Кульминация- верхняя точка эскалации.Это есть наивысший уровень напряженности.Конфликт достигает такого напряжения,что одна из сторон,либо обе,понимают,что дальше продолжать так не может,соответственно стороны приходят к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта другими путями.
Третья стадия:Постконфликтная стадия
Завершение конфликта
Постконфликтная ситуация
Завершение конфликта- конкретные действия для разрешения и завершения конфликта.
Постконфликтная ситуация- положение дел поле завершения конфликта.[5,с.89]
3.Специфика конфликтов в сфере образования.
Педагогическое общение – сложная для изучения проблема. Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается исследователь, в свете гуманизации системы обучения в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях анализ аспектов педагогического общения становится все более актуальным.
Наибольшую остроту приобретает тема конфликтов между преподавателями и подростками, а также изучение правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения.
Несмотря на то, что межличностные конфликты не устранимы из общения, особенно педагогического, к сожалению, на данном этапе развития системы обучения и воспитания подростков, подготовки профессиональных педагогов в специализированных учреждениях не достаточно внимания уделяется тренингам стратегий анализа и выхода из конфликта, а также правил поведения в таких ситуациях для преподавателей.
Конфликты в педагогическом общении, которые ведут к накоплению негативного опыта взаимодействия с преподавателями, сверстниками в рамках образовательного учреждения, препятствуют полноценному развитию личности, что противоречит основной цели обучения и воспитания в Российской Федерации.
Особенности педагогических конфликтов
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
стараться не выгонять ученика из класса;
по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,
давать оценку только его конкретным действиям;
дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов.
Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.
Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.
Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный – когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.
Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)
При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор
Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.
Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.
Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная. [8]
4.Дети- сироты, как отдельная социальная группа.
|
|
|