Навигация по странице:
|
Риторический анализ текста. Блок Публицистика. Речевая ситуация
Блок 1. Публицистика.
Речевая ситуация.
Участники речевой ситуации – патриарх Никон и новая – советская – власть в лице Совета Народных Комиссаров. Цель проповедника – убедить власть исправить допущенные за год ошибки, увещевать – наставлять, уговаривать к добру. Обстоятельства : сложившаяся ситуация, когда в стране царит не сила закона, а закон силы, террор и запугивание, заставила патриарха взяться за перо. Жанр – публицистическая проповедь, затрагивающая главные, больные места современности, относящаяся к духовному красноречию.
«Общие места» текста – топы.
Топ «определение» : 1) вы – вершители судеб отечества – народные комиссары (во вступлении); 2) великое благо – свобода (в доказательстве).
Топ «причина-следствие»: большевики целый год у власти – 1) никто не чувствует себя в безопасности; 2) нарушения свободы: слова, печати, веры.
Топ «сопоставление»: свобода – 1) свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие (Тихон); 2) во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей (советская власть).
Топ «пример»: Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископа рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы.
Топ «свидетельство»: «взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая» (Лук., 11, 51), «и от меча погибнете сами вы, взявшие меч» (Мф., 26, 52).
Автор использует естественное начало, т.к. указывает на причину своего выступления: «Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды».
Концовка текста – призыв к действию (используются глаголы в повелительном наклонении): «…отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры, обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани».
Тезис: власть не исполнила данных народу обещаний.
Вид аргументации – восходящая: власть покусилась на личную свободу и на свободу внутреннюю («Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно».).
Аргументы.
Рациональные аргументы: 1) к данным («все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощённого вами введённого суда. <�…> По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду… Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не происходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и её служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископа рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. «); 2) регресса («Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода.»); 3) аналогия («Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода.»)
Нерациональные аргументы: к совести («Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто своё мнение без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди?») ЗДЕСЬ Я НЕ УВЕРЕН.
5.Использование тропов и фигур патриархом помогает представить яркую картину несправедливой власти, воздействовать на читающих, «глаголом жечь сердца людей».
Тропы
Реками пролитая кровь – гипербола+инверсия
Кровь вопиет – метафора
Горькое слово – эпитет
Низменным страстям – эпитет
Печать задушена – метафора
Чудовищные клеветы, злобные богохульства – эпитет
Наложили руку - фразеологизм
Фигуры
Собираетесь праздновать – кровь вопиет - антитеза
Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы – антитеза и параллелизм
Хватают…гноят…казнят – градация
Обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела - градация
Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто своё мнение без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? - риторический вопрос
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешним вершителям судеб нашего отечества – риторическое обращение
Вы обещали свободу… умолчание
Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископа рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их последнюю волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа. - анафора
|
|
|