Главная страница
Навигация по странице:

Учебник по ПРАВУ. Учебное пособие по дисциплине Правоведение подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для студентов технических специальностей



Скачать 3.85 Mb.
Название Учебное пособие по дисциплине Правоведение подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для студентов технических специальностей
Анкор Учебник по ПРАВУ.doc
Дата 23.04.2017
Размер 3.85 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Учебник по ПРАВУ.doc
Тип Учебное пособие
#1903
страница 1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
Т.Ю. ГОДНЕВА, К.А. КОТОВА, С.Ю. ЛИСОВА


правоведение




Учебное пособие

Иваново 2008

Годнева Т.Ю., Котова К.А., Лисова С.Ю. Правоведение: учебное пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с.

Учебное пособие по дисциплине «Правоведение» подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для студентов технических специальностей.

Пособие содержит основной теоретический материал по вопросам правового регулирования широкого круга общественных отношений. Материал излагается на основе новейшего российского законодательства с привлечением материалов судебной практики.

Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей очной и заочной форм обучения.

Ил. 5.
Научный редактор:

к. юр. н. А.Б. Елизаров
Рецензент:

д.юр.н., проф. Р.Б. Головкин ФГОУ ВПО «Владимирский

юридический институт Федеральной службы

исполнения наказаний»

ВВЕДЕНИЕ
Изучение основ права является насущной необходимостью для любого выпускника высшего учебного заведения. Учебное пособие по дисциплине «Правоведение» содержит основную информацию о правовом регулировании отношений, складывающихся в области конституционных прав граждан, государственного устройства Российской Федерации, брака и семьи, имущественных, предпринимательских отношений и т.д.

Материал пособия излагается на основе новейшего российского законодательства, однако не следует полагать, что основное его содержание – это пересказ нормативных актов. В ходе создания учебного пособия авторы старались решить двоякую задачу, во-первых, показать каким образом решаются конкретные вопросы правового характера, во-вторых, рассмотреть принципы (основы) правового регулирования общественных отношений, которые не подвержены постоянным изменениям.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для студентов технических специальностей.

Пособие в целом и его отельные части структурированы таким образом, чтобы довести до студента сложный юридический материал в строгой логической последовательности: от общих наиболее важных вопросов до решения конкретных ситуаций и казусов. Каждая глава сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля знаний студентов.

Учебное пособие предназначено для студентов технического вуза, однако его материалы могут быть использованы и практическими работниками.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки права. Система Российского права и её структурные элементы.

1.2. Источники и формы права. Нормативно-правовой акт.

1.3. Правоотношение. Правонарушение и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и основные правовые системы современности. Международное право.

1.5. Понятие и признаки государства.

1.1. Понятие и признаки права. Система Российского права и её структурные элементы
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных, санкционированных и защищенных государством. Общественные отношения регулируются различными правилами – правовыми, этическими, эстетическими, традициями, обычаями, обрядами. Право обладает следующими признаками, отличающими его от неправовых регуляторов:

1. Нормативность. Право представляет собой систему норм, то есть не конкретных указаний – кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Правовые нормы рассчитаны на многократное безадресное применение. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию.

2. Общеобязательность. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени. В необходимых случаях нормы права охраняются принудительной силой государства. К нарушителям государственные органы могут применять меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной, гражданской).

3. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

4. Определенность проявляется в четкости, выраженности и однозначности норм права.

5. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

6. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообуславливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности государства.

Право всегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, т.е. как система. В отечественной юриспруденции традиционно под системой права понимают совокупность существующих в стране юридических норм и их подразделение на относительно самостоятельные части. Система права состоит из следующих элементов:

  • отрасль права

  • подотрасль права

  • институт права

  • норма права

Отрасль права– это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующее общественные отношения в определенной сфере жизни общества. В системе российского права можно выделить следующие основные отрасли права:

  1. Конституционное право – является базовой для всех других отраслей права. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой.

  2. Административное право. Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

  3. Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этих лиц.

  4. Уголовное право – регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления, определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления, а так же содержат исчерпывающий перечень уголовно наказуемых деяний и видов наказаний.

Подотрасль права специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в конституционном праве в качестве подотрасли выделяют избирательное право, в гражданском праве – наследственное право, авторское право, жилищное право и др.

Правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, право собственности, подряд, купля-продажа, обязательства - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры медицинского характера - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д.

Норма права– правило поведения постоянного или временного характера, регулирующее общественные отношения, принимаемое соответствующими органами власти, выполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Структура нормы права – это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если ... – то ... – иначе ... » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права.

Диспозиция – это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе. Диспозиция – это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция указывает участников правоотношения, а также их права и обязанности.

Санкция – это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.
1.2. Источники и формы права. Нормативно-правовой акт
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. «Форма права» показывает, как содержание права выражено вовне, т.е. внешнее выражение правовых норм, а «источник права» – истоки формирования права. Под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую её нормативное содержание получает формальную определенность и обязательность.

Выделяют четыре основных формы права:

1) Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон представляет собой нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый в особом порядке. Закон содержит правовые нормы, которые регулируют наиболее важные стороны общественной государственной жизни. Подзаконный акт обладает меньшей юридической силой по сравнению с законом, должен быть основан на законе и не противоречить ему.

2) Правовой обычай – это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.

Наиболее широко правовые обычаи применяются в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле. Иногда отсылка к правовому обычаю прямо дается в законе или ином нормативном акте. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.

3) Нормативный договор – это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие. Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых может составлять коммерческую тайну, нормативный договор характеризуют публичность, общедоступность договорных условий, иногда – официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

4) Правовой прецедент – это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел.

В странах англо-саксонского права судебный прецедент является ведущим источником права. В российской правовой системе, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право также имеет место. Например, решения Конституционного Суда РФ содержат целый ряд правил-прецедентов.
1.3. Правоотношение. Правонарушение и юридическая

ответственность
Правоотношение – это общественные отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными правами и обязанностями, охраняемые государством.

Структура правоотношения включает в себя следующие элементы:

  • субъекты правоотношения;

  • объекты правоотношения;

  • содержание правоотношения.

Субъекты правоотношения. Субъект или участник правоотношения – это лицо и (или) организация, у которых в рамках правоотношения возникают субъективные права и юридические обязанности.

Субъектами правоотношения могут быть:

– физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);

– территориальные образования (государства, регионы, города, муниципальные образования);

– юридические лица (организации, которые имеют обособленное имущество, и от своего имени осуществляют юридические права и обязанности, могут выступать в суде в качестве истца и ответчика).

Чтобы быть субъектом правоотношения необходимо обладать правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности. Правоспособным лицо становится с момента рождения, прекращается правоспособность со смертью гражданина. Ей обладают все лица независимо от возраста и состояния здоровья.

Дееспособность – это способность лица самостоятельно, по своему усмотрению, осуществлять свои права и обязанности.

Дееспособность определяется двумя условиями:

  • возраст;

  • психические свойства человека.

По общему правилу полная дееспособность наступает с 18 лет. Однако российское законодательство предусматривает два исключения из этого правила: во-первых, лицо становится полностью дееспособным, если вступает в брак до достижения 18-летнего возраста; во-вторых, гражданское законодательство предусматривает возможность признания лица полностью дееспособным (эмансипированным) с 16 лет, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей (родителей, опекунов). Эмансипация производится по решению органов опеки и попечительства при согласии обоих родителей, при отсутствии согласия – по решению суда.

Деликтоспособность – это способность лица нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения .

Правосубъектность позволяет лицу на законных основаниях участвовать в правоотношении. При этом понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» по своему юридическому содержанию различны. И это различие необходимо чётко уяснить. Субъект права – это потенциальный участник правоотношения, лицо имеющее юридическую возможность стать участником правоотношения, но фактически данное лицо может так никогда и не стать участником правоотношения ввиду отсутствия у него в этом необходимости. Например, все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, могут заключить договор купли-продажи недвижимого имущества, но не все реализуют эти юридические возможности.

Объект правоотношения – это материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение.

Объектами правоотношения могут быть:

  • вещи, т.е. материальные блага – имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира, а также права на них;

  • результаты творческой деятельности – произведения науки, искусства, литературы, кино, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю, телерадиопередачи, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы и базы данных для ЭВМ, товарные знаки и знаки обслуживания и т.д.;

  • личные неимущественные блага, такие как жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни и т. п.;

  • действия лица или результаты таких действий, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг, выполнение работ, получение необходимой информации и т.д.

Содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности участников правоотношения. Субъективное право – это принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право может выражаться:

  • в праве требовать от другого участника исполнить свои обязанности, например, требование исполнения обязательства;

  • в праве на собственные активные действия, например, право голоса, право вступления в трудовые отношения и т.д.;

  • в праве обладать, пользоваться, распоряжаться определенным благом материальным либо нематериальным;

  • в возможности защиты и восстановления нарушенных субъективных прав путем самозащиты и/или обращения к государственным органам.

Юридическая обязанность – это предусмотренная законом мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственного принуждения.

У обязанного участника правоотношения отсутствует свобода выбора, поскольку от исполнения обязанности нельзя отказаться. В случае отказа или недобросовестного выполнения государство по собственной инициативе или по требованию другого участника правоотношения принудительно обеспечивает выполнение юридических обязанностей. В этом главное отличие обязанности от субъективного права, которое всегда реализуется добровольно, по свободному усмотрению субъекта.

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений необходимы фактические жизненные обстоятельства, которые именуются юридическими фактами.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменения и прекращение правовых отношений.

По характеру последствий юридические факты делятся на:

  • правообразующие (регистрация брака в органах ЗАГСа);

  • правопрекращающие (регистрация расторжения брака в органах ЗАГСа);

  • правоизменяющие (преобразование юридического лица).

В зависимостиот воли участников юридические факты делятся на:

  • события;

  • действия;

  • состояния.

Событие это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение человека и естественная смерть человека, стихийные бедствия, достижение совершеннолетия). События могут быть следующих видов: (1) случай; (2) неопределимая сила (стихийные бедствия).

Действия – это юридические факты наступление, которых зависит от воли и сознания людей. Действия могут быть правомерными (т.е. не нарушают предписания правовых норм) и неправомерными (т.е. противоречат или не соответствуют требованиям правовых норм).

К правомерным действиям относятся юридические акты – это правомерное поведение, которое совершается с намерением вызвать юридические последствия (сделки, договоры); а также юридические поступки – это правомерное поведение, которое не связано с намерением вызвать юридические последствия (написание стихов, создание художественных картины, находка). Здесь юридические последствия возникают в силу закона.

Состояния представляют собой длящиеся отношения или действия, которые имеют юридическое значение. К таковым можно отнести нахождение в состоянии войны, нахождение в бегах, уклонение от уплаты алиментов, родство, супружество и т.д.

Неправомерные действия именуются правонарушениями.

Правонарушение– это виновно совершенное, противоправное деяние (действие или бездействие) лица, достигшего определенного законом возраста и способного руководить своими поступками, ответственность за которое предусмотрено законом.

Признаки правонарушений

1. Правонарушение – это такое поведение, которое выражается в действии или в бездействии. Мысли и чувства людей, не наказываются;

2. Правонарушение – это такое поведение, которое противоречит предписанным нормам права, потому правонарушение называется противоправное поведением.

3. Правонарушением признается только виновное поведение субъекта, т.е. он должен действовать сознательно, у него должна быть свобода выбора: соблюдать или нарушать нормы права.

К элементамсостава правонарушенияотносятся: объект (общественные отношения, которым всегда наносится ущерб); субъект (лицо, совершившее правонарушение); объективная сторона (деяние, а также последствия деяния и прямая причинно-следственная связь между действиями и последствиями); субъективная сторона (психическое отношение лица к совершенному деянию).

Вина это определенное психическое отношение лица к совершаемым им действиям (бездействиям)

Различают две формы вины:

  • умысел;

  • неосторожность.

Таким образом, противоправное поведение является правонарушением в том случае, если оно было совершено лицом, отдающим себе отчет в своих действиях и если в совершенном поступке не проявилась его воля.В этой связи субъект правонарушения не является малолетним и душевнобольным люди, хотя они и могут совершать действия, противоречащие нормам права;

  1. Правонарушение должно быть общественно опасным, т.е. оно должно наносить ущерб общественным, государственным или личным интересам, вызывать вредные последствия;

  2. Противоправное деяние должно быть, совершенно дееспособным лицом, т.е. способным нести юридическую ответственность за свое деяние;

  3. Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителям мер государственного воздействия, привлечение к юридической ответственности. В этом выражается признак наказуемости правонарушения.

Все правонарушения по степени их общественной опасности подразделяются на следующие виды:

1) преступления (уголовные правонарушения)

2) проступки (гражданско-правовые, дисциплинарные, административные правонарушения).

Проступки – это правонарушения, характеризующиеся меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением и посягающие на отдельные стороны правопорядка существующего в обществе.

Различение проступков осуществляется, в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения:

  • дисциплинарные – правонарушения, которые совершаются в сфере служебных отношений и нарушают трудовую, служебную или учебную дисциплину (прогул);

  • административные – это правонарушение, посягающие на установленный законом общественный порядок (безбилетные проезд в общественном транспорте);

  • гражданские – это правонарушение, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношениях, которые представляют для человека духовную ценность. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным группам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащие честь граждан, в заключение противоправных сделок; в нарушении авторских прав;

  • в последнее время некоторые юристы стали выделять еще один вид проступков – процессуальные. Это такие правонарушения, которые нарушают установленным законом процедуру рассмотрения гражданских дел, а также расследования и рассмотрения уголовных дел (дача заведомо ложного заключения экспертом, неявка свидетеля в суд без уважительной причины)

Преступление – самые опасные правонарушения. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку посягают на наиболее важные объекты и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. За их совершение к ответственности может привлечь только суд, путем вынесения приговора (убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой и т.д.).

Юридическую ответственность можно определить как особое правовое состояние, в силу которого лицо обязано претерпевать определенные лишения государственно-принудительного характера за совершенное правонарушение.

Государственное принуждение не всегда является юридической ответственностью. Юридическая ответственность может наступать только на основании решения (приговора) суда или же решениям компетентного полномочного органа государственной власти или должностного лица. Факт заключения под стражу или задержания гражданина не служит основанием юридической ответственности, не является наказанием. Не являются также наказанием и меры принудительного лечения.

Теория права рассматривает следующие основные принципы юридической ответственности:

  • юридическая ответственность наступает лишь за конкретное правонарушение, совершенное деликтоспособным субъектом правовых отношений. Не может быть ответственности за мысли, если они не выражены в действиях;

  • юридическая ответственность наступает только за виновное деяние;

  • юридическая ответственность может наступить только за то деяние, которое прямо запрещено правовой нормой, и только в пределах санкций соответствующей нормы;

  • принцип справедливости юридической ответственности предполагает, что наказание, назначаемое правонарушителю, должно соответствовать характеру содеянного поступка; что более суровый закон не имеет обратной силы; что юридическая ответственность наступает только один раз за одно и то же правонарушение.

  • принцип неотвратимости юридической ответственности, который означает, что ни одно лицо, совершившее правонарушение, не должно оставаться без наказания.

  • юридическая ответственность должна достичь цели, которые законодатель устанавливает, назначая меры наказания.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают следующие виды юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую. Так, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной – административное правонарушение, гражданско-правовой – гражданское правонарушение или деликт, уголовной – уголовное правонарушение или преступление.

Уголовная ответственностьнаступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Уголовное законодательство Российской Федерации в ст. 8 Уголовного кодекса РФ основанием уголовной ответственности считает «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления».

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений – с 14 лет (кража, грабеж, убийство).

Административно-правовая ответственность– это принудительные меры государственно-правового характера, применяемые органами государственной власти, должностными лицами в установленном порядке к лицам, совершившим административные правонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Дисциплинарная ответственностьработников, служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника, служащего возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Так, например, трудовое законодательство устанавливает следующие меры дисциплинарного характера: предупреждение, выговор, увольнение с работы и т. д. За дисциплинарные правонарушения предусмотрены такие наказания, как замечание, выговор, увольнение с работы, отчисление из учебного заведения; в воинских подразделениях – назначение вне очереди в наряд по службе, содержание на гауптвахте, понижение в должности и т. д. Применение мер дисциплинарных взысканий, не предусмотренных действующим законодательством, недопустимо.

Гражданско-правовая ответственность принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти. Необходимыми условиями наступления гражданско-правовой ответственности являются, по общему правилу, противоправное поведение и вина правонарушителя гражданских правоотношений. А для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков (утрата или повреждение имущества в результате совершенного гражданского правонарушения) необходимо наличие самих убытков и причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.

Ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда потерпевшее лицо понесло убытки от совершенного гражданского правонарушения. Возмещение убытков направлено на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя.

Вина является субъективным условием юридической ответственности. Она может выступать в форме умысла или неосторожности. Конституция России закрепляет презумпцию невиновности, согласно которой человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не установлена судом.
1.4. Российское право и основные правовые системы современности. Международное право

Правовая система – это группа систем права ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры, правосознания и других правовых институтов.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: Германия, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни романо-германской правовой системы восходят к древнеримскому праву. В период раннего средневековья (XII-XIII вв.) и далее – в эпоху Ренессанса университетская наука континентальной Европы осуществила рецепцию – восприятие и адаптацию римского права времен императора Юстиниана. Причина такой правовой революции – в изменении социально-экономических условий жизни западноевропейских сообществ. Речь идет, прежде всего, о зарождении капиталистического способа производства, замене натурального хозяйства товарно-денежным, всплеске экономической активности, стремительном росте городов, ремесел, торговли. Феодальное право дискриминационного, кастового, вассально-крепостного типа устарело и уже не отвечало новым реалиям. Рыночная конкурентная экономика требовала право, основанное на формально-юридическом равенстве и личной свободе субъектов. Все это западные правоведы нашли в римском частном праве. Однако речь идет о той части древнеримского права, которая распространялась лишь на так называемых свободных граждан, но не рабов. Поэтому именно римское частное право было приспособлено к новым условиям.

Ведущий источник романо-германского права – нормативно-правовой акт, а точнее – закон. Закон имеет безусловный приоритет перед иными источниками. Система нормативных актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой системы характерны писаные конституции, обладающие высшей юридической силой.

Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное, причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.

Правовые нормы как общие модели правомерного поведения формулируются законодательными и исполнительными органами государственной власти. При этом удельный вес ведомственного, подзаконного нормотворчества достаточно велик. Суд не создает права, он его только толкует и применяет. При отправлении правосудия судья осуществляет не правотворчество, а правовую квалификацию, устанавливая соответствие фактических обстоятельств действующей нормативной модели. Роль обычая ограничена, он не считается самостоятельным источником права, является лишь дополнением к закону.

К достоинствам романо-германской правовой системы следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в. королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – так называемое общее право. Общее право – это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров – казусов.

Одновременно существует и статутное право – система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права – судебный прецедент. Судья здесь – сам субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон – это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента – право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов – дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений.

Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке

Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право – шариат – это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права – Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя – открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

  • Коран – речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

  • Сунна – биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

  • Иджма – общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями – муфтиями, судьями – кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

  • Кийас – суждение по аналогии.

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный – консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

Международное право в российской правовой системе

Конституция Российской Федерации предусматривает положение, согласно которому международные нормы являются составной частью российской правовой системы. Применение международных норм возможно лишь после их ратификации Государственной Думой России. Однако действовать они могут только после проверки их соответствия Основному Закону государства Конституционным Судом РФ.

Международные нормы – положения, принимаемые несколькими государствами или международными организациями, являющимися субъектами международного права. Международные нормы закрепляются в международно-правовых актах, основным их которых является международный договор нормативного содержания.

Субъекты международного права. В международном праве сложилась концепция особого субъекта международных отношений. Основным свойством этого субъекта является юридическая способность к самостоятельным международным действиям. Причем каждый субъект занимает независимое от других положение и не находится под чьей-либо юрисдикцией. Такой статус признается, прежде всего, за государствами, а также за международными организациями, государство подобными образованиями, нациями, народами. Поскольку юридические и физические лица находятся под властью конкретного государства, они долгое время не признавались самостоятельными субъектами. В конце ХХ века появился новый подход к решению вопроса о международном субъекте. Он выражается в том, что субъект международного права отождествляется с субъектом права в целом, имеющим права и несущим обязанности. К этой категории могут относиться хозяйственные организации и люди в пределах, допускаемых внутригосударственным законодательством.

Международное право в деятельности российских органов власти. В случае положительного разрешения вопроса о соответствии ратифицированной международной нормы Конституции России, она может быть реализована в деятельности судов, прокуратуры, министерств внутренних дел и юстиции. Применение международных норм в правоприменительной практике осуществляется несколькими способами:
написать администратору сайта