Навигация по странице:
|
Социометрия. Цель выявление межличностных отношений в классе
Социометрия
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3—5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии, выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.
Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.
Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1—Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом» Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.
Матрица выбора
№
п/п
|
Кто выбирает
|
Кого выбирают
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
1
|
Антонова
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/
|
2
|
|
2
|
Буланова
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
3
|
|
3
|
Васильев
|
|
|
|
|
2
|
|
3
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
4
|
Дятлова
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/
|
2
|
|
5
|
Иглов
|
|
|
1
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
6
|
Климов
|
|
|
1
|
|
3
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Леонов
|
|
|
1
|
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Никитина .
|
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
9
|
Орехов
|
|
|
2
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
10
|
Орфеев
|
|
|
1
|
|
3
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Павлов
|
|
|
2
|
|
1
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Родных
|
|
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
13
|
Семенчук
|
3
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
14
|
Тимофеева
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
15
|
Устюгова
|
|
|
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
Количество полученных выборов
|
3
|
0
|
7
|
6
|
6
|
1
|
8
|
0
|
0
|
0
|
1
|
3
|
6
|
4
|
0
|
Количество взаимных выборов
|
3
|
0
|
3
|
3
|
1
|
1
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
3
|
0
|
Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.) заштриховывают.
СОЦИОМЕТРИЯ
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.
Необходимо для проведения следующее.
Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Ход опроса
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных
На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).
Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:
С = М / (n – 1),
где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7 : 9 = 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Матрица социометрических положительных выборов
№
п/п
|
Фамилия,
имя
|
Критерии
выбора
|
Кого выбирают
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Александров П.
Иванов А.
Беглиев А.
Ильченко И.
Кислова М.
Китаева А.
Малахова С.
Новикова Е.
Павлова Е.
Покровская Д.
|
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
|
1 2 3
2 1 3
1 2 3
1 2 3
2 3 1
2 3 1
2 1 3
1 2 3
1 3 2
1 2 3
3 2 1
2 3 1
1 2 3
1 3 2
1 3 2
2 1 3
2 1 3
2 1 3
1 2 3
|
Получено выборов
Получено взаимных выборов
|
0 7 6 5 6 12 10 5 8 1
0 5 4 4 6 6 6 3 6 0
|
Классификация испытуемых
по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа
|
Количество полученных выборов
|
«Звезды»
«Предпочитаемые»
«Принимаемые»
|
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
|
«Непринимаемые»
«Отвергнутые»
|
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
|
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
К = (Общее число сделанных положительных выборов)/(Общее количество испытуемых)
Для нашего примера К= 60 : 10 = 6.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» – Китаева А.;
«Предпочитаемые» – Малахова С.;
«Принимаемые» – Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.;
«Непринимаемые» – нет;
«Отвергнутые» – Александров П., Покровская Д.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
КВ = (Количество взаимных выборов)/(Общее число выборов)
В нашем случае KB = (40 : 60) 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.
3. Условия и требования проведения опроса:
проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
оптимальное количество членов группы 10-15 человек;
все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;
содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
Процедура опроса.
а) Подготовительный этап:
б) Основной этап:
установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
проведение социометрического опроса;
построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;
в) Завершающий этап:
анализ результатов опроса;
формулировка выводов;
разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Вариант опросного листа
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.
ФИО (№ по списку группы):_______________________________________
-
Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:
_________________________________________________________________
а кого бы не включили:
__________________________________________________________________
2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:
__________________________________________________________________
а с кем бы не хотели:
__________________________________________________________________
6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.
|
|
|