Навигация по странице:
|
УСР - 1 этап 2015. четвертая власть Приведите пример эффективного участия четвертой власти в политических процессах конкретного государства
Вариант I.
1. Дайте характеристику теории «разделения власти» в государстве. Что в современном обществе получило название «четвертая власть»? Приведите пример эффективного участия «четвертой власти» в политических процессах конкретного государства.
2. Каковы сущностные характеристики и содержание современной социал-демократии (на примере одной из Скандинавских стран)?
3. Проанализируйте роль спорта в идеологических процессах в Республике Беларусь. Аргументируйте или опровергните необходимость государственного внимания к спорту в современном обществе.
4. Напишите рецензию на фильм «Бойцовский клуб». Дайте характеристику идеологии «Бойцовского клуба». В чем ее привлекательность для современного общества.
Вариант II.
1. Глобализация: понятие, основные концепции; перспективы развития этого процесса (отметьте проявления негативного воздействия глобализации на государство).
2. Почему социализация является ключевым звеном в процессах превращения человека как биологического существа в личность человека-гражданина?
3. Каковы суть и содержание такой характеристики демократии, как «конституционализм»?
4. Эссе по произведению на выбор:
а) Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
б) Джордж Оруэлл «1984»
в) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Вариант III.
1. Общепризнано, что демократия – далеко не идеальная форма правления, но ничего лучшего за всю свою многовековую историю человечество пока не придумало. Напишите, на чем может быть основана эта критика демократии, и что в демократическом обустройстве общества позволяет говорить о ней как о несовершенной форме правления.
2. Каково функциональное предназначение административного аппарата государства и как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?
3. Что в содержательном плане стоит за понятиями «западничество» и «славянофильство»? Определите слабые места в этих концепциях.
4. Напишите рецензию на фильм «Эксперимент» (нем. Das Experiment – 2001 год, режиссёр Оливер Хиршбигель) – примерно 2 страницы. Дайте характеристику эксперимента, объясните причины поведения людей в описанной ситуации. Охарактеризуйте возможные варианты преодоления сложившейся ситуации. Приведите примеры (2-3) схожего развития событий в истории ХХ века.
Вариант IV.
1. Дайте определение понятия «национализм», укажите причины его появления. Приведите от одного до трех примеров политических деятелей и политических организаций, провозглашающих национализм своей идеологией.
а. ___________/_____________
б. ___________/_____________
в. ___________/_____________
Кратко обоснуйте Ваш выбор.
Проанализируйте, почему национализм как общественно-политическое явление нехарактерен для Республики Беларусь.
2. Нетрадиционные идеологии (фундаментализм, антиглобализм, идеология «зеленых», феминизм): укажите общие черты, социальную базу и причины популярности в обществе.
3. Объясните, чем вызвана острая критика и неприятие демократии античными мыслителями.
4. Эссе по произведению на выбор:
а) Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
б) Джордж Оруэлл «1984»
в) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Вариант V.
1. «Каждый конкретный человек, как биосоциальное существо, исходно не является источником добродетелей и по своей природе агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален. Совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится получать удовольствие, в том числе удовлетворять свои сексуальные потребности в их естественных или… сублимированных формах, к каковым принадлежат практически все виды стремления к достижению, карьере, власти, побуждение к художественному или научному творчеству».
В связи с этой фрейдистской характеристикой человека как биосоциального существа ответьте на вопросы:
а) Можно ли жить в обществе и при этом быть совершенно свободным от него?
б) Что препятствует стремлению человека к реализации своих неуемных желаний?
в) Какую роль в упорядочении поведения человека играет олицетворяемый государством закон?
г) Является ли культура тем общественным институтом, который накладывает запреты и табу? Приведите несколько примеров.
2. Раскройте исторический и современный смысл термина «анархизм», укажите причины его популярности в XIX-XXI вв.
3. Как формируется правительство Федеративной Республики Германия, и кто в этом процессе играет ключевую роль? Сравните с аналогичным процессом в Республике Беларусь.
4. Эссе по произведению на выбор:
а) Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
б) Джордж Оруэлл «1984»
в) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Вариант VI.
1. Дайте краткую характеристику партийной системы Республики Беларусь (количественный и качественный состав, лидеры, укажите цели и идеологическую направленность партий). В чем причина низкой популярности политических партий в Республике Беларусь на современном этапе (не менее пяти причин)?
2. Раскройте связь между экономической моделью государства и политическим режимом (на примере Великобритании и еще одного государства на Ваш выбор).
3. Дайте понятие политического конфликта, укажите его типы и основные причины. Рассмотрите способы преодоления этнополитического конфликта (на примере конкретного государства).
4. Эссе по произведению на выбор:
а) Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
б) Джордж Оруэлл «1984»
в) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Вариант VII.
1. Раскройте смысл концепции «золотой миллиард», укажите причины ее появления и перспективы существования в XXI в.
2. Как соотносятся между собой такие понятия, как легитимность и эффективность власти?
3. Геополитика: понятие и основные концепции. Оцените место и роль Беларуси на геополитической карте Европе и мира.
4. Эссе по произведению на выбор:
а) Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
б) Джордж Оруэлл «1984»
в) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Вариант VIII.
1. Лоббизм как специализированный вид профессиональной деятельности и его разновидности (общая характеристика). Причины политической коррупции.
2. Фашизм как идеология и правоэкстремистское политическое движение. Причины его возникновения. Разновидности фашизма как политической практики. Социальная база современного фашизма.
3. Какие сущностные черты и механизмы воспроизводства отличают политические элиты открытого и закрытого типов?
4. Охарактеризуйте современную европейскую субкультуру и контркультуру: основные подходы к понятию и пониманию; причины возникновения, тенденции развития, формализованные критерии выделения и политизированные виды.
|
|
|