МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”
Кафедра социальных технологий
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой,
д.ф.-м.н., профессор
________ И.Ф.Албегова
«__» ________ 20 __ г.
Дипломная работа
Информирование молодых семей в области социальной поддержки как условие их социального благополучия
Научный руководитель
к.ф.-м.н, доцент
________ А.В.Кошелева
«__» _________ 20__ г.
Студент группы СР-51СО
________ Ю.Н.Плешанова
«__» _________ 20 __ г.
Ярославль 2015г.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения молодой семьи 6
1.1. Концептуальные подходы к определению понятий «семья» и «молодая семья» 6
Басов, Н.Ф. Социальная работа. Учебное пособие для бакалавров Дашков и К,2015. С. 45 7
1.2. Характеристики современной молодой семьи и её проблемы 10
Глава 2. Роль социального информирования в контексте социальной защищённости молодой семьи 20
2.1. Сущность информирования в области социальной поддержки населения 20
2.2. Социальное благополучие молодой семьи: проблемы и тенденции
23
Глава 3. Исследование уровня социальной информированности молодых семей г.Ярославль 30
1.1Программа и анализ результатов исследования «Уровень информированности молодых семей в области социальной поддержки г.Ярославля» 30
Введение
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для эффективной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
С точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Молодые семьи – это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей1. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.
Молодая семья нуждается в различных мерах государственной поддержки и, прежде всего, в еѐ современной форме – социальном обслуживании. Обеспечение молодых семей не только социальными пособиями, льготами, но и социальными услугами в рамках социальной помощи, и своевременное предоставлении информации о них, позволит решить многие проблемы семейной социализации молодых граждан. Со стороны органов социальной поддержки и исполнительных учреждений, очень важно не только разрабатывать направления и формы помощи молодым семьям, но и уделять внимание тому, как решить проблему информирования семей в области социальной поддержки. Причина в том, что на социальное благополучие молодой семьи оказывает влияние не только условия и стиль жизни семьи, её социальная стабильность и отсутствие факторов риска, но и уровень информированности молодой семье в сфере социальной поддержки. Благополучной можно называть семью, которая сама в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции, обладает способностью к самореализации и саморазвитию на основе равноправного, взаимного сотрудничества с государством и обществом и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным; на что в определённой мере будет влиять степень социальной осведомлённости, которая оказывает влияние на социально-экономическое положение семьи.
На сегодняшний день основной причиной, того, что молодые люди не обращаются за помощью в органы и социальные учреждения по работе с молодыми семьями, является отсутствие легкодоступной информации о социальных услугах и мерах социальной поддержки. Всё это определяет актуальность дипломной работы, её теоретическую и практическую значимость.
Объект дипломной работы – молодые семьи г. Ярославль.
Предмет исследования – уровень информированности молодых семей в области социальной поддержки.
Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, цель настоящей работы состоит в следующем – на основе изучения уровня информированности молодых семей в области социальной поддержки разработать программу по повышению их социальной информированности.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования в работе были разработаны следующие задачи:
определить основные характеристики современной молодой семьи и её проблемы;
рассмотреть сущность информационно-пропагандистской функции органов социальной поддержки;
выявить проблемы и тенденции социального неблагополучия молодых семей;
исследовать мнение молодых людей, состоящих в семейно-брачных отношениях, о состоянии информированности в сфере социальной поддержки;
разработать возможные пути повышения уровня социальной информированности молодых семей.
Гипотеза дипломной работы состоит в том, что низкий уровень социальной грамотности и осведомлённости молодых семей порождает факторы, обеспечивающие свойства социального неблагополучия современных молодых семей.
Степень научной изученности проблемы. При подготовке работы были рассмотрены нормативно-правовые документы, обеспечивающие основы социальной поддержки семей, популярные статистические источники, а так же предметная научная литература и статьи различных авторов.
Работы, находящиеся в рамках данного исследования, могут быть разделены на три направления:
1. Работы, посвященные вопросам разработки социологической теории и практики исследования семьи вообще.
2. Труды отечественных и зарубежных социологов, раскрывающие теоретико-методологические основы социологического исследования образа и качества жизни молодой семьи.
3. Современные исследования в области теории и практики качества жизни молодой семьи в современном российском социуме в условиях системного кризиса.
Семья как социальный институт, концепции, отражающие её специфику и анализирующие социокультурные функции семейных отношений, лежат в основе научных исследований Э.Берджесса, Э.Вестермарка, Э.Дюркгейма, Дж.Мёрдока, У.Огборна.
У.Джемс, Ф.Знанецкий, Ч.Кули, Ж.Пиаже, У.Томас, З.Фрейд начали трактовать семью как социально-психологическую группу, через которую осуществляется взаимосвязь между личностью и социумом на первичном уровне межличностной коммуникации.
Российский опыт исследования проблематики семейных отношений реализовывался в рамках трех основных этапов.
На первом этапе с середины XIX до XX века семья, не имея самостоятельного социологического статуса, рассматривалась в контексте многообразия проблем общественного развития, в основном с точки зрения исторических, философских, психологических, педагогических, этнографических и культурологических научных представлений. К этому периоду относятся работы Д.Дубакина, М.М.Ковалевского, П.Сорокина, М.О.Косвен и др.
Второй этап внимания к роли семьи в обществе пришелся на двадцатые годы XX века. Он связан с интересом представителей российской науки к пролетарской семье как «ячейке общества». Активная дискуссия по этому поводу нашла свое отражение в трудах К.Н.Ковалева, А.М.Коллонтай, А.В.Луначарский, Е.А.Преображенский, Л.Троцкий и др.
В шестидесятых годах XX века фактически одновременно со становлением российской социологической школы семья и брак впервые начинают рассматриваться как самостоятельные отрасли социологического знания. Основы теоретических подходов к исследованию семейных отношений были заложены в работах А.И.Антонова, М.С.Мацковского, А.Г.Харчева.
Трансформация функционирования семьи, снижение уровня рождаемости, одновременно с увеличением числа разводов, стали предметом исследования С.И.Голода, который считал, что эти явления напрямую связаны со сменой исторического значения семьи. На основании этой идеи им были обоснованы патриархальная, детоцентрическая и супружеская формы моногамии, которые легли в основу концепции о трех идеальных исторических типах семьи. Критерии и факторы стабильности брачных отношений, основанные на психологической совместимости супругов, нашли отражение в исследованиях Е.Г.Гукова, В.А.Сысенко и других авторов.
В совместной работе М.С.Мацковского и Т.А.Гурко впервые было предложено определение понятия «молодая семья», а также проанализированы причины её дестабилизации, что стало отправной точкой для дальнейших исследований данной проблематики. Среди научных специалистов, которые в той или иной мере занимались изучением понятия, функционированием, ролью молодых семей в обществе и сущностью социальной поддержки, можно выделить таких как: Ю.А. Алешина, В.М. Медков, Б.И.Антонов, Е.М. Черняк, В.Ф. Басова, Н.Ф. Басов, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, Т.А.Гурко, О.А. Добрынина, В.Т. Лисовский, Л.В. Карцева и многие другие.
Проблеме подготовки молодых людей к брачным отношениям уделял особое внимание в своих работах В.Т.Лисовский. Изучению репродуктивной и воспитательной функции молодой семьи посвящены работы А.И.Антонова, И.П. Катковой, В.М.Медкова и др. Тендерный анализ молодой семьи, изучение её социально-духовных ценностей, внутрисемейной иерархии и социального статуса - как основные аспекты функционирования молодой семьи представлены в трудах Н.Н.Азисовой, Д.В.Барановой, А.К.Дзакгоева, С.Ковальски, М.Н.Красновой, И.Г.Неудачиной. Определением задач и направлений социальной работы с молодой семьей занимаются Е.И. Холостова, Н.Ф. Басов и др.
Кроме того существует множество молодых исследователей изучающих социальные и психологические проблемы молодой семьи в современной России, тенденции развития социального обеспечения и вопросы государственно жилищной политики в отношении молодых семей, это такие специалисты, как Бычков Ю.Ю, Полотников А.Д., Преснякова-Осипова И.В., Болдина М.А, Дорофеева М.С и др.
Однако работы этих и других авторов не охватывают всей полноты социально-экономических и психологических проблем, возникающих в молодых семьях и определяющих их социальное неблагополучие, и мер эффективной социально поддержки и информированности молодёжи в данной исследуемой области. В конечном итоге это определило необходимость их дальнейшего изучения и поиск путей повышения уровня осведомлённости и грамотности молодых людей в области социальной поддержки и эффективности мер социальной поддержки молодой семьи в целом.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
|