Навигация по странице:
|
Реферат на тему минимализм. Минимализм в архитектуре и дизайне интерьера
Реферат на тему:
«Минимализм в архитектуре и дизайне интерьера»
Выполнила: студентка
Качалова Наталья
Кострома 2014
Содержание
История развития минимализма……………………………………...3
Минимализм в архитектуре…………………………………………..5
Минимализм в дизайне интерьера…………………………………...6
Японский минимализм в дизайне интерьера………………………….6
История возникновения минимализма
Минимализм в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Начало ХХ века характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни — вальяжный, медлительный ХIХ век уступает место стремительному и напористому веку новому. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере упрощается и избавляется от условностей.
При использовании стиля минимализм упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. После Первой мировой войны Европа окончательно отбрасывает идеи модерна с его декоративностью, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и привели мир к войне. В противовес этому стиль минимализм с его простыми формами и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего.
В России в 1920-х годах рождаются конструктивизм и функционализм, во главу угла ставящие целесообразность и утилитарность. В то время стиль минимализм был скорее знаком отрицания, отказа от пережитков прошлого — «красивости», роскоши, богемности. Отказ от излишеств — в быту, одежде, жилище — был продиктован не столько модой, сколько социальной необходимостью.
Европа пришла к стилю минимализм позднее, в 1960-е годы. Пресытившись помпезностью и аляповатой роскошью традиционных интерьеров, общество обратилось к простоте форм и цвета. Оригинальным, новым становится минималистский интерьер, где каждая вещь занимает строго отведенное ей место, где пространство наполнено светом. Минимализм в его различных проявлениях входит в моду периодически. Вообще мода — понятие циклическое, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в определенный момент общество устает от вычурных, тяжеловесных форм и начинает стремиться к простоте и ясности, которых так много в стиле минимализм.
Минималистский интерьер это символ свободы. Свободы от лишних вещей, от темных закутков, в которых так любит собираться ненужный хлам. Вспомним уроки фэн-шуй: загромождая свое жилище, мы перекрываем течения светлой позитивной энергии. Недаром минимализм в чистом виде это традиционный японский интерьер с минимумом мебели, графичностью и обилием свободного пространства.
Минимализм это образ жизни, мировоззрение. Не зря в этом стиле оформляют свои жилища люди творческие, неординарные, самодостаточные. Но хочется также отметить – зачастую одинокие. В самом деле, интерьер минималистского жилья скорее напоминает студию — отсутствие перегородок, плавное перетекание одного помещения в другое, четкое зонирование жилой и «служебной» частей квартиры, отсутствие мелких деталей в интерьере. Трудно представить себе в такой квартире большую семью, особенно с маленькими детьми — стиль минимализм не подразумевает множества вещей, которые неизбежно появляются там, где есть дети. Человек, живущий в минималистском интерьере это скорее поэт, архитектор, возможно, редактор глянцевого журнала, который посвящает львиную долю своего времени работе, а дом для него — место успокоения, релаксации, возможность укрыться от суеты и пестроты мира.
При создании интерьера в стиле минимализм основная задача — грамотно спланировать пространство. Зонирование производится с помощью цвета пола или разных напольных покрытий, раздвижных перегородок из полупрозрачной ткани или стекла, а также с помощью подсветки в полу и на стенах. Кухня может быть частью студии. А может символически отделяться барной стойкой или перегородкой в половину высоты помещения. Так же и спальня это может быть своего рода альков, а может быть отделенное при помощи ширмы пространство.
Важную роль в создании такого минималистического интерьера играет окно. Конечно, хотелось бы, чтобы окно впускало в помещение как можно больше света, воздуха и было большим. Но в типовых квартирах приходится довольствоваться стандартными окнами. В таком случае не стоит отгораживаться от солнца тяжелыми вычурными занавесями. Если пейзаж за окном к тому располагает, можно попытаться обойтись вообще без них. Ну а если все же хочется спрятать окно за шторами, пусть это будут аскетичные «римские» шторы, ролл-шторы или сдвижные японские — однотонные, приглушенных пастельных тонов.
Мебель, поскольку в стиле минимализм её немного, берёт на себя несколько функций. Кровать может служить местом для хранения одежды; жесткие и широкие подлокотники диванов могут использоваться как журнальный или чайный столики; шкафы, как правило, встроенные, с зеркальными стенками позволяют дополнительно визуально расширить пространство и добавить в него света. Допустимо использование мебельных конструкций-трансформеров — стол может прятаться в шкафу, кровать — в подиуме, компьютер скрывается за раздвижными дверцами встроенного шкафа — возможности безграничны.
При отделке помещений используются природные материалы, зачастую даже нарочито грубые — кирпич, камень, рельефная штукатурка. Также приветствуются традиционное дерево и завоевывающая все большие симпатии пробка – с ее помощью можно оформить не только пол, но и стены. Правда, если вы останавливаете свой выбор на паркете, не стоит забывать, что наборный узорчатый пол не соответствует идее минимализма, и гораздо органичнее будет смотреться, например, паркетная доска. Выбирая декор стен, стоит обратить внимание на обои под покраску, различные рельефные штукатурки — они создадут «нескучную», живую поверхность и в то же время не перегрузят интерьер минимализма. Цветовая палитра светлая, приглушенная, в ней много белого, молочного, пепельного цветов. Также приветствуются в минимализме черные или серые тона, которые в сочетании с белым подчеркивают графичность, четкость интерьера. Как правило, при разработке дизайн-проекта помещения в стиле минимализм за основу берется два цвета, которые грамотно разбавляются умеренным количеством контрастного цвета акцентами.
В своей простоте и четкости минимализм имеет немало общего со стилем хай-тек. Графичность, лаконизм и геометричность присутствуют в обоих стилях. Однако в хай-теке больше используются искусственные материалы, особенно яркий пластик. Поскольку уже в названии стиля присутствует прямое указание на его «техничность», «промышленность», не возникает сомнений в том, каким материалам отдать предпочтение при оформлении интерьера в стиле хай-тек. Можно сказать, этот стиль — гимн научно-техническому прогрессу, и поэтому неудивительно, что вновь создаваемые материалы или технические новинки очень органично в него вписываются. Для стиля минимализма же больше характерно использование природных материалов, которые делятся своей живой энергией с людьми, живущими в этом доме. Неподготовленного человека хай-тек может несколько утомить, огорошить своей напористостью, яркостью, обилием стекла, металла, блестящих поверхностей и четких ломаных линий, тогда как стиль минимализм дарит возможность расслабления и единения с природой.
Несмотря на то, что стиль минимализм подразумевает отказ от мелких декоративных элементов, все же определенное количество аксессуаров может оживлять этот нордический пейзаж. Главное — не увлекаться, иначе вместо того, чтобы внести в интерьер «изюминку», дополнить его несколькими изящными штрихами, мы рискуем свести на нет все предыдущие усилия и вновь загромоздить поверхности милыми сердцу разномастными сувенирами.
Цветовые акценты в таком интерьере можно расставить с помощью текстиля. Например, несмотря на требующуюся для поддержания стиля аскетичность, несколько декоративных подушек, резко контрастирующих с цветом основной обивки мебели не нарушат общий стиль. А если в помещении присутствует ширма в японском стиле, в тон к ней можно подобрать легкие сдвижные шторы на окна.
Обивка мягкой мебели может быть как однотонной, так и сочетать в себе контрастные цвета, причем нисколько не возбраняется «поиграть» с ними — если у дивана, например, светлые сиденья и спинка сочетаются с темными боковинами, то кресла могут быть оформлены наоборот. А если ваша кипучая энергия требует выхода, можно рискнуть и привнести в минималистский интерьер элементы поп-арта.
Что же касается предметов искусства, то подходящие по стилю картины в неброских рамах, одиночные фотографии, лучше черно-белые, или геометрические скульптуры послужат прекрасным дополнением к интерьеру. Главное — не забывать о том, что стиль минимализм достаточно строг, он требует от создателя безупречного вкуса и чувства меры.
Основное достоинство минималистского интерьера — он не надоедает, а скорее расслабляет и помогает отрешиться от забот.
Минимализм в дизайне интерьера
МИНИМАЛИЗМ (лат. minimus - наименьший) — стиль в дизайне, характеризующийся лаконичностью, простотой, точностью и ясностью композиции. С помощью простых форм, а также функциональных предметов, Европа попыталась вытеснить стиль модерн, отличающийся романтичностью, витиеватостью и одухотворенностью.
На смену романтики приходит функционализм, начинают ценить свойства предмета, а не его эстетические качества. Минимализм — самый яркий и самый спорный стиль второй половины XX века. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (черный, серый) и малых объемов. Истоки минимализма лежат в конструктивизме и функционализме. Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский минимализм. Наиболее яркие представители стиля минимализма: Карим Рашид, Наото Фукасава, Петер Цумтор. Минимализм также выразился в форме художественного течения «минимал арт», возникшего в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы. К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис, а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла. Стиль минимализм – просторный интерьер с минимумом мебели и деталей. Для стиля минимализм характерна простота форм, и текстуры, однотонность, практически отсутствие элементов декора. Планировка часто не предполагает деление на комнаты, роль разделителей играет зональная отделка или мебель.
Цветовая палитра дизайна в стиле минимализм светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, часто в контрасте с черным или серым, реже бежевым или коричневым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Стиль минимализм более чем популярен, подкупая своей функциональностью и внутренней свободой, в духе современной и энергичной личности. Жанр минимализма строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. Минимализму необходим простор. В больших по площади и высоте помещениях, он смотрится лаконичнее и естественнее.
Японский минимализм в дизайне интерьера
Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский минимализм. Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары — букеты-икебаны, статуэтки, скульптура. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно или они просты по форме. Также органично будет выглядеть бамбук, абажуры из рисовой бумаги и немногословные включения камня.
Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах. Еще одни необходимый атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.
Такие интерьеры напоминают графику — жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами чёрно-белой гаммы. Точнее, чёрного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты.
Минимализм в архитектуре
В американский период своей деятельности немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ провозгласил принцип «Меньше — значит больше», и таким образом озвучил главный лозунг архитектурного минимализма. Концепция этого течения утверждала, что нужно оставлять лишь самое необходимое и лучшее, довольствоваться малым, уделяя большее внимание качеству материалов. Европейский минимализм произошел от традиционной японской архитектуры и творений нидерландской школы De Stijl.
Архитектура в стиле минимализма обращает внимание на красоту структуры, она лишена декора и украшательства. Архитектурные элементы наделены максимальной функциональностью, например, пол с подогревом может заменять радиатор.
В большинстве случаев архитектура минимализма исполнена из натуральных материалов, особое предпочтение отдается дереву, камню, мрамору, стеклу.
Из любимых металлов выделяется хромированная сталь. В минимализме оттенок важнее цвета. Архитекторы используют нейтральную цветовую гамму, которая свойственна природным материалам. В основном используются оттенки белого, серого, бежевого, коричневого. На первый план выходят простые геометрические формы и ясные объемы. Предпочтительно использовать похожие формы внутри одного объекта.
Не случайно для архитектурных объектов минимализма характерно использование окон, занимающих всю стену, или плоских крыш со стеклянными фрагментами. Ведь этот стиль архитектуры особое значение уделяет световым эффектам.
Апогей развития идеологии минимализма пришелся на 60-е годы XX века, но следует отметить, что образцы этого течения появились намного раньше – еще в 20-30-х годах. Вторую волну популярности минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков.
Представителями этого направления архитектуры были Людвиг Мис ван дер Роэ, Клаудио Сильвестрин, Джон Поусон, Тадао Андо, Ханс Холляйн, Марио Ботта.
Примером архитектурной работы в духе минимализма выступает «Храм света» по проекту Тадао Андо.
Стиль минимализм и в наши дни остается одним из наиболее востребованных направлений архитектуры.
|
|
|