Главная страница
Навигация по странице:

диплом Ганага В.Н. Социальное обслуживание. Дипломный проект



Скачать 0.92 Mb.
Название Дипломный проект
Анкор диплом Ганага В.Н. Социальное обслуживание.docx
Дата 12.04.2017
Размер 0.92 Mb.
Формат файла docx
Имя файла диплом Ганага В.Н. Социальное обслуживание.docx
Тип Диплом
#699
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

”Петрозаводский государственный университет”

Кольский филиал


Факультет Экономический

Кафедра Менеджмента

Специальность Государственное и муниципальное управление

Отделение заочное Группа ____2/10_____

Дипломный проект
Организационно-экономический механизм социального обслуживания населения (на примере Апатитского комплексного центра социального обслуживания населения)

Студент-дипломник ___________________ Ганага Валентина Николаевна

(подпись)

Научный руководитель __________________ Корчак Елена Анатольевна

(подпись)


«Допустить к защите»

Дипломный проект защищен

Зав. кафедрой

«____» __________________2014 г.

_______________ А.Д. Корчак

Оценка __________________________

«____»__________ 2014 г.

Председатель ГАК

____________________ В.С. Селин








Апатиты

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

1. Сущность организационно-экономического механизма социального обслуживания населения в РФ…………………………………………………...

1.1. Система социального обслуживания населения в РФ…………...

1.2. Организационные основы социального обслуживания населения в РФ….

1.3. Экономические основы социального облуживания населения в РФ…….

2. Анализ организационно-экономического механизма социального обслуживания населения на примере г. Апатиты ……………………….

2.1. Характеристика ГОАУСОН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения"……………………………………

2.2. Анализ деятельности ГОАУСОН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения"…………………………………

2.3. Недостатки организационно-экономического механизма, ГОА УСОН “АКЦСОН”………………………………………………………………………..

3.Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма, социального обслуживания населения “АКЦСОН”………………

3.1.

3.2.

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ



    1. Система социального обслуживания населения в РФ


Социальным обслуживанием в РФ ежегодно охвачено около 14 млн. человек – пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов.

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [1]. Оно основывается на следующих принципах [1]:

- адресность. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государство на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в них. В силу указанных обстоятельств

- доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких- либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения.

- добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 -летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;

- гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания;

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить прежде всего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;

- конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

- профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.).

Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб, состоящей из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ [1].

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [1].

Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ [1].

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права на социальное обслуживание [1].

Законодательство устанавливает следующие формы социального обслуживания [1]:

- материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ,

- социальное обслуживание на дому, осуществляемое посредством предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи,

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга,

- временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляемый детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта,

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, осуществляемая посредством предоставления социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации,

- консультативная помощь в виде консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты,

- реабилитационные услуги в виде помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется [1]:

- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, который также устанавливается органами государственной власти субъектов РФ [1].

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания населения относятся [1]: а) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; б) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением; в) установление методического обеспечения социальных служб; г) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания; д) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания; е) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

На основе федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения в субъектах РФ сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся [1]: 1) обеспечение реализации ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; 2) разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; 3)определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; 4) установление порядка координации деятельности социальных служб; 5) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ устанавливает ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", определяющий общие положения, права граждан, организацию, полномочия органов государственной власти и ресурсное обеспечение системы социального обслуживания [1].

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулирует ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", определяющий права, формы, организацию и профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов [2].

Основные приоритеты и направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения определяет подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" [3].

Реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом предусматривает государственная программа РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы [4].

Социальное обслуживание в РФ осуществляется в учреждениях следующих типов [1]:

· комплексные центры социального обслуживания населения;

· территориальные центры социальной помощи семье и детям;

· центры социального обслуживания;

· социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· центры экстренной психологической помощи по телефону;

· центры социальной помощи на дому;

· дома ночного пребывания;

· специальные дома для одиноких престарелых;

· стационарные учреждения социального обслуживания;

· геронтологические центры;

· иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

По данным федерального статистического наблюдения на 1 января 2012 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов включает 4165 государственных учреждений [3, 4]:

- 1417 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 865 домов-интернатов общего типа, 488 психоневрологических домов-интернатов, 10 реабилитационных центров для инвалидов, 23 дома милосердия, 31 геронтологический центр;

- 129 стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов;

- 38 социально-оздоровительных центров;

- 4 центра социального обслуживания на дому с 12 отделениями;

- 2197 центров социального обслуживания, в том числе 1441 комплексный центр социального обслуживания населения (в состав которых входят 510 отделений временного проживания, 834 отделения дневного пребывания, 1234 прочих отделений). При центрах социального обслуживания как самостоятельные учреждения функционируют 11312 отделений социального обслуживания на дому, 1542 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому, 1992 отделения срочного социального обслуживания на дому, 687 социально-реабилитационных отделений;

- 150 учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий;

- 230 специальных домов для одиноких престарелых на 1393 социальных квартир.

1.2. Организационные основы социального обслуживания в РФ
Главный субъект системы управления социальным обслуживанием в РФ – Министерство труда и социальной защиты РФ. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности [5].

Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ [5].

Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Вопросы социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, в том числе семьям с детьми, гражданам пожилого возраста и инвалидам, непосредственно относятся к Департаменту демографической политики и социальной защиты населения и к Департаменту по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ [6].

Среди основных задач Департамента демографической политики и социальной защиты населения [6]: обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг; обеспечение взаимодействия с негосударственными организациями, работающими в сфере социального обслуживания населения. Основными функциями Департамента в сфере социального обслуживания населения являются следующие [6]:

- методическое и информационное обеспечение уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ по вопросам развития социального обслуживания, стандартизации, нормирования социальных услуг, формирования рынка социальных услуг с участием государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги; а также внедрения новых технологий, повышения доступности и качества социальных услуг;

- разработка рекомендаций по улучшению условий труда работников учреждений социального обслуживания, обеспечению мероприятий по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;

- проведение мониторинга количественных и качественных изменений в области социального обслуживания населения, включая развитие системы предоставления социальных услуг, в том числе, развития системы социального обслуживания семьи и детей.

К ведению Департамента по делам инвалидов относятся вопросы совершенствования законодательства и выработки единой стратегии в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов; разработки и реализации государственной программы по созданию и устойчивому развитию доступной для инвалидов среды и равных возможностей; организации деятельности по социальной реабилитации инвалидов [7]. В пределах своей компетенции Департамент осуществляет подготовку и обеспечивает координацию мер по реализации государственной и региональных программ формирования и устойчивого развития доступной для инвалидов среды; участвует в разработке соглашений с субъектами РФ о софинансировании расходов по реализации мероприятий, включенных в программы субъектов РФ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; участвует в реализации мероприятий, возложенных на Министерство государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы [7].

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями [1].

Исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, включая вопросы организации деятельности по социальному обслуживанию населения, является Министерство труда и социального развития Мурманской области (рисунок 1) [8].


Рисунок 1 – Организационная структура Министерства труда и социального развития Мурманской области [8].
Среди основных задач Министерства в сфере социального обслуживания населения – организация предоставления социального обслуживания населению в соответствии с действующим законодательством. Министерство выполняет следующие функции [8]:

- организует предоставление временного приюта, дневного пребывания и обеспечение социальной реабилитации безнадзорных несовершеннолетних, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в специализированных учреждениях (отделениях) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,

- организует предоставление социального и социально-медицинского обслуживания на дому, стационарного и полустационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам),

- формирует списки граждан, нуждающихся в помещении в стационарные учреждения социального обслуживания и поселении в специальный дом для одиноких престарелых,

- организует предоставление срочного социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации,

- организует предоставление социального обслуживания лицам без определенного места жительства и гражданам, освободившимся из мест лишения свободы,

- обеспечивает сбор и обобщение государственной статистической отчетности по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, других категорий граждан,

- разрабатывает и реализует мероприятия по созданию и развитию сети учреждений социального обслуживания населения и социальной поддержки населения, организует их работу,

- участвует в разработке и установлении норм и нормативов для государственной системы социальных служб.

Подведомственными учреждениями Министерства являются (рисунок 2) [9]:

Рисунок 2 – Структура государственных областных учреждений социального обслуживания населения в Мурманской области [9].
- 3 психоневрологических интерната и 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов (социально-медицинские учреждения, предназначенные для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе),

- дом-интернат для умственно отсталых детей (цель деятельности учреждения – предоставление в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым воспитанникам, в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе),

- специальный дом для одиноких престарелых (видами деятельности которого являются предоставление жилых помещений пожизненно или временно (до 1 года), предоставление временного проживания, предоставление социального обслуживания на дому),

- 14 комплексных центров социального обслуживания населения (рисунок 3), осуществляющих социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации,



Рисунок 3 – Комплексные центры социального обслуживания населения в Мурманской области [9].
- центр социальной помощи семье и детям, социальный приют для детей и подростков,

- 8 центров социальной поддержки населения, целью деятельности которых является предоставление населению на обслуживаемой территории государственной социальной помощи, мер социальной поддержки, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных выплат социального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области.

1.3. Экономические основы социального облуживания населения в РФ
Социальное обслуживание призвано способствовать клиентам в решении возникших у них социальных проблем, в восстановлении или усилении их способности к самообеспечению и самообслуживанию, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями. Основными субъектами системы социального обслуживания населения являются социальные службы – предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения [10].

Экономическая деятельность социальных служб включает:

1) Финансовое планирование – составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг. Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, обеспечиваются земельными участками, имуществом [11];

2) Кадровая политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения. То есть все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с целями и задачами учреждения [12]. В системе социального обслуживания населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей).

3) Оплата труда работников [13]. Системы оплаты труда работников учреждений социального обслуживания включают в себя размеры должностных окладов (окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, доплат до размера минимальной заработной платы. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Системы оплаты труда работников устанавливаются в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия их учредителя с учетом:

а) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

б) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

в) перечня видов выплат компенсационного характера;

г) перечня видов выплат стимулирующего характера;

д) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

е) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании учреждения, в повышении качества оказываемых услуг;

ж) достигнутого уровня оплаты труда;

з) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;

и) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;

к) порядка аттестации работников учреждений.

Размеры окладов по должностям служащих и окладов по профессиям рабочих устанавливаются руководителем учреждения на основе минимальных должностных окладов, установленных для работников подведомственных учреждений исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Основным критерием экономической деятельности социальных служб является ее эффективность – соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Эффективность может быть предполагаемой, т.е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой). Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень социального обслуживания. Под предметом оценки эффективности деятельности социальных служб понимают то конкретное, что может оцениваться. Например, используемые формы и методы управления, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты социального обслуживания и другие. С предметом связаны и конкретные методики. Например, контурами оценки эффективности является качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан. Здесь предметами оценки будут виды обслуживания, формы и методы и технологии социального обслуживания и результаты социального обслуживания [14].

Применяемые методики оценки эффективности – это методики оценки эффективности видов, форм, методов и технологий, результатов социального обслуживания. Основные из них – это 1. метод «задачи – результаты»; 2. метод «задачи – результаты – затраты».

Метод «задачи-результаты» [15]. Суть метода: деятельность каждого учреждения социального обслуживания основывается на положении или уставе. Положение, в частности, содержит перечень задач, которые необходимо выполнить для достижения цели. Задача – это желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение добилось результатов. Значит, деятельность данного учреждения можно считать эффективной. Достоинства метода: 1. демонстрирует связь между целевым назначением учреждения и достигнутыми результатами за определенный период времени; 2. требует нормативной базы для выполнения задач; 3. необходим контроль выполнения задач; 4. требует ведения статистики. Недостатки: 1. не учитывает затраты, связанные с достижением результата; 2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам; 3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов.

Метод «задачи – результаты – затраты» [16]. Этот метод, в отличие от предыдущего, учитывает и затраты. Затраты – это себестоимость услуг, оказываемых учреждением социального обслуживания. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т.е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты. Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг. К достоинствам данного метода следует отнести: 1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы; 2. определяет необходимость контроля; 3. ведется статистический учет. Метод «задачи – результаты – затраты» не лишен недостатков: 1. не учитывает качественные характеристики задач, результатов и затрат; 2. не оценивает эффективность деятельности с точки зрения клиентов.

Наибольшее распространение получили такие методы оценки экономической деятельности социальных служб, как параметрический, факторы эффективности/неэффективности, выявление степени удовлетворения потребности клиентов, социологические методы [17].

Параметрический метод предполагает сравнение двух параметров: 1) прежнее состояние клиента; 2) нынешнее состояние клиента. В данном случае описывается состояние клиента при поступлении в учреждение, и после получения определенных услуг. Разница между этими параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, подтверждающий эффективность используемых методик, организации и квалификацию персонала. Необходимо контролировать процесс оказания услуги и при необходимости вносить изменения.

Метод факторов эффективности/неэффективности. Обычно факторы, влияющие на эффективность, представлены наглядно (в виде таблиц). При использовании данного метода факторы неэффективности разделяют на три группы: факторы, решение которых не зависит от учреждения; факторы, решение которых зависит от учреждения; факторы, решение которых находится на границе (своих и чужих). Данный метод применяется один раз в год или два. Он может способствовать снижению или увеличению факторов эффективности/неэффективности. Этот метод позволяет определить и решить проблемы, входящие в перечень факторов неэффективности.

Метод выявления удовлетворения потребностей клиентов. Это метод комбинированный, так как отражает инструментарий социального маркетинга и социологии: а) прямой оценочный метод – периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов; б) параметрический метод – сравнивается нормы, нормативы, стандарты оказания услуги с фактически оказанной услугой; в) сочетание этих методов. Оценки клиентов всегда субъективны, поскольку отражают личное отношение клиента к оказанным социальным услугам. Для получения более достоверных оценок эффективности деятельности учреждений социального обслуживания следует увеличить количество опрашиваемых клиентов и использовать различные оценочные методы.

Социологические методы – это использование анкет, бесед, интервью. Рассмотрим метод – анкетный опрос. В данном случае вопросы касаются оценки эффективности/неэффективности:

1. Как Вы оцениваете эффективность своей работы? Варианты предлагаемых ответов: высокая, хорошая, удовлетворительная, низкая, очень низкая. Первый вопрос является закрытым, т. е. он дает уровни оценки,

2. Каковы Ваши предложения по улучшению Вашей работы по обслуживанию инвалидов? Второй вопрос – открытый, рассчитанный на свободное высказывание мнений. Эти вопросы позволяют определить первоначальную оценку эффективности. При необходимости могут производиться более глубокие оценки.

Анкеты могут содержать отдельные вопросы, позволяющие определить эффективность деятельности учреждения. На практике требуются квалифицированная разработка анкеты, учет затрат на подготовку и обработку данных, необходимая подготовка специалистов для адаптирования оценочных методов к специфике деятельности социальных служб.

Существенным показателем понятия эффективности деятельности социальных служб является общепринятая норма или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному и т.д.) служат критерием нравственного здоровья общества. Стремление к идеалу – показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и деятельности социальных служб. Главным критерием здесь правомерно признать полноту удовлетворения потребностей человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Методы практического определения эффективности деятельности социальных служб в данном случае включают: 1. статистический анализ; 2. сравнительный анализ; 3. социально-демографический анализ; 4. целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы.

В качестве обобщенного критерия оценки экономической эффективности системы социального обслуживания населения выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.


  1   2   3   4
написать администратору сайта