ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ БЕЛОРУССИИ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НО ВСЕМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение в дисциплину «История Белоруссии».
Методов изучения истории существует множество. Часть из них общие для истории и других наук, такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение и т.п. Существуют специальные исторические методы, такие, как историко-генетический, историко-сравнительный, историческая ретроспекция и другие. Следует учитывать, что история изучает прошлое, т.е. свершившиеся события, на которые исследователь повлиять не может. С другой стороны, цель изучения истории в том числе и прогнозирование будущего. Несомненно, это придает определенную специфику процессу исторического познания.
Периодизация истории проводится по разным параметрам. Периодизация по общественно-экономическим формациям:
Первобытнообщинный строй
Рабовладельческая эпоха
Эпоха феодализма (средневековье)
Буржуазная (капиталистическая) эпоха
Эпоха социализма-коммунизма.
В настоящее время данная периодизация пересматривается в пользу ее усложнения и более корректного отображения происходивших и происходящих событий. Одним из вариантов такой модернизации является цивилизационный подход к изучению истории, который рассматривает историю не всего человечества в целом, а отдельных его более или менее изолированных и уникальных частей, названных цивилизациями. Исследователи выделяют в прошлом и настоящем множество цивилизаций, наиболее значительные из которых:
Древнеегипетская
Античная
Китайская
Индоарийская
Цивилизации индейцев Америки
Западноевропейская (католическо-протестанская)
Восточноевропейская (православно-христианская)
Арабо-мусульманская
Согласно геополитическому положению и основным параметрам исторического развития, Белоруссия и белорусский народ относятся к восточноевропейской (православно-христианской) цивилизации. Важнейшей особенностью исторической судьбы белорусского народа следует считать также расположение его этнической территории на стыке двух цивилизаций западной и восточной, что также привело к формированию специфических отличительных черт его характера и истории.
С учетом всего сказанного периодизация истории Белоруссии выглядит так:
Первобытная (догосударственная) эпоха до IX в.
Раннефеодальная эпоха (период Киевской Руси) IX-XIII вв.
Период ВКЛ с. XIII в. 1569 г.
Период Речи Посполитой 1569-1772(1795) гг.
Белорусские земли в составе Российской империи 1772(1795)-1917 гг.
Белорусская государственность в составе СССР 1917-1991 гг.
Период независимости (современный период) 1991 г. до наших дней.
2. Предмет изучения истории Белоруссии в контексте цивилизационного развития восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Белоруссии.
Предметом изучения истории Белоруссии является историческое прошлое Белоруссии. Здесь возникает несколько проблем.
Что такое Белоруссия, историю которой мы будем изучать. С советских времен история Белоруссии понималась как история территории, на которой она расположена. В постсоветское время это понятие было уточнено как «белорусские земли», подчеркивая тем самым, что изучается не государство, а именно территория, на которой оно ныне расположено. Здесь следует уточнить еще одно принципиальное понятие «история народа», «история страны» и «история государства» - это вовсе не одно и то же. Если говорить о государстве это менее ста лет (прошу различать понятия «одно и то же государство» и «государство-правопреемник» - пример из истории Египта, Китая, Россия СССР Россия, Персия Иран (идея последнего шаха о преемственности), с другой стороны Англия саксов и Англия норманнов правопреемственность есть, но династии считаются по-разному, что недопустимо в одном государстве, и т.п.). Кто правопреемник государств, распространявших власть на нынешнюю территорию Белоруссии вопрос весьма сложный и актуальный.
История народа как к этому относиться. Народ занимает территорию, как правило, не соответствующую территории его национального государства, может также и не иметь национальной государственности. Некоторые историки Белоруссии распространяют это понятие на сопредельные РБ территории, как Смоленская область, Белосток, Вильнюс (Вильно) и т.п., где действительно живут этнические белорусы, но насколько это правомерно в историческом контексте, также остается спорным вопросом.
Начало истории Белоруссии земля была всегда, географически обрисовать по координатной сетке границы нынешней Белоруссии можно хоть в архейской эпохе, но даже материки двигались, и те пески и камни, которые ныне у нас под ногами и составляют, так сказать, материальную составляющую понятия «белорусские земли», могли быть в разные эпохи где угодно. История народа понятие более определенное, но и здесь нет единого мнения относительно того, когда начал развиваться собственно белорусский народ. Есть популярное в известных кругах мнение, что белорусский народ выделился и формировался как отдельная нация уже в родоплеменном обществе, на этапе становления первых княжеств. Есть мнение более традиционное, которое гласит, что народ начал формироваться не ранее становления средневековых государств Восточной Европы, в первую очередь ВКЛ и даже РП. Есть и такое мнение, которое относит формирование белорусского народа к периоду XVIII-XIX вв., и окончательно он сформировался к началу XX века. Каждая из этих теорий имеет своих сторонников и противников, свои доводы и контрдоводы, на которых мы остановимся позже. К этому же разделу относится и проблема периодизации истории Белоруссии (варианты из разных учебников).
Итак, с учетом всего сказанного, а также существующей программы мы будем рассматривать в качестве предмета нашего изучения историю прежде всего территории, во-вторых народа, в-третьих государства, поскольку «история страны понятие синтетическое». Именно поэтому первый вопрос, непосредственно относящийся к исторической тематике, будет касаться первобытного общества на территории нынешней Белоруссии.
Источники изучения истории Белоруссии: археологические, топо- и гидронимические, лингвистические, письменные (летописи и т.п.).
|