Главная страница
Навигация по странице:

Семинары. Семинар 1 Философия как мировоззрение



Скачать 88.5 Kb.
Название Семинар 1 Философия как мировоззрение
Анкор Семинары.doc
Дата 27.04.2017
Размер 88.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Семинары.doc
Тип Семинар
#4165

Семинар № 1 Философия как мировоззрение.

1. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический элементы. Уровни: обыденный, необыденно-творческий, теоретический (философский). Виды мировоззрения: индивидуальное, групповое (социальное), национальное, общечеловеческое на определенном историческом этапе. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Философия как рациональное систематическое мировоззрение. Философия как самосознание культуры. Специфика философских проблем (универсальность, поиск предельных оснований, личностный характер) и причины их «вечности». Предмет философии. Его становление и изменение в ходе истории. Исторические этапы (типы) развития философии. Основные линии философского осмысления действительности: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, культуроцентризм. Место и роль философии в обществе.

3. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991 –с. 102-112.
Вопросы для анализа и обсуждения статьи к п. 3

1. Что означает, по мысли автора, «бездумность» современности как «бегство от мышления»?

2. Каковы различия «вычисляющего мышления» и «осмысляющегораздумья»?

  1. В чем Хайдеггер видит «укорененность» человека и утрату этой укорененностив современном мире?

  2. Какая связь между технизированностью мира и осмысляющим мышлением?

  3. Что означает у Хайдеггера «отрешенность от вещей» какне-бессмысленность, как постижение смысла мира техники?

  4. В чем философ видит опасность технического прогресса, каковы особенности авторского понимания этой проблемы?

В словарь: мировоззрение, философия, онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия, этика, эстетика.
Семинар 2-3 Античная философия

1. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Развитие философской мысли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и западноевропейского. Формирование восточного и западного стилей философствования.



  1. Доклады:

- Раннегреческая натурфилософия, главные представители и ключевые идеи их: Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, Демокрит.

- Классический этап античной философии: Сократ, объективный идеализм Платона, философское учение Аристотеля.

- Особенности римско-эллинистического этапа античной философии: Эпикур, стоики и скептики.

  1. Статья А. Швейцера. Этика и культура в греко-римской философии.


Вопросы для анализа и обсуждения статьи
1. Чем отличается «просто доставляющее удовольствие» от «доставляющего удовольствие с точки зрения разума»? Как вы понимаете принцип, идущий еще от Сократа, что добродетель – это подлинное знание?

2. В каком направлении развивается античная этика в эпикуреизме и стоицизме? Почему Эпикура и стоиков можно назвать как продолжателями линии Сократа, так и его критиками?

3. Почему на смену оптимизму приходит разочарованность и пессимизм? В чем Швейцер видит величие пессимизма?
В словарь: космоцентризм, натурфилософия, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, антропоцентризм, майевтика.

Семинар 4 Философия Средних веков


1. Формирование христианской философии. Предпосылки возникновения христианства. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

2. Основные философские проблемы патристики в учении Августина Аврелия. Божественное предопределение и свобода человека. Душа и тело. Происхождение зла и теодицея. Идея творения и идея откровения.

3. Основные философские проблемы схоластики: Фома Аквинский. Соотношение веры и разума. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм.

4. Августин Аврелий. Исповедь


Вопросы для анализа и обсуждения статьи
1. Что такое внутренний, мистический путь восхождения к Богу? Какие этапы проходит душа человека на этом пути?

2. В чем особенности самопонимания человека, идущего к Богу? Какую роль в его жизни играет память?
В словарь понятия: теоцентризм, креационизм, теодицея, апологетика, патристика, схоластика, номинализм, реализм.

Семинар 5 Философия Возрождения

1. Характерные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности.

2. Гуманистическое направление философии Возрождения (Данте, Ф.Петрарка, Пико делла Мирандола и др.).

3. Пантеизм в философии Возрождения. Николай Кузанский..

4. Переход от мистического пантеизма к натуралистическому. Утверждение натурфилософской ориентации в знании (Н. Коперник, Г. Галилей).

5. Философия и искусство эпохи Возрождения.

Творческое задание: проанализировать какое-либо из произведений искусства эпохи Возрождения (стихи, живопись, скульптура и т.д.) с точки зрения философских идей эпохи Возрождения.

В словарь: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм
Семинар 6. Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Подготовить сообщения:

1. Проблема метода познания. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индуктивный и дедуктивный методы познания.

2. Материалистический сенсуализм Дж. Локка: учение о первичных и вторичных качествах вещей.

3. Субъективный идеализм Дж. Беркли: вещи как комплекс ощущений, идеалистический номинализм.

4. Агностицизм Д. Юма: учение об идеях и их ассоциациях, критика понятия субстанции, проблема причинности.

5. Р. Декарт. Рассуждение о методе.
Вопросы для анализа и обсуждения статьи



  1. В чем суть рационализма как философского направления? В чем специфика онтологического и гносеологическоговидов рационализма? Каковы особенности рационализма Р.Декарта?

  2. В чем суть метода познания, предлагаемого Декартом? Что означает понятие «дедукция» в его гносеологии? Какова значимость «истинных, очевидных и абсолютно ясных предпосылок»в дедуктивном выводе?

  3. Что представляет собой метод сомнения Декарта? Какова в нем роль интеллектуальной интуиции?

  4. Каково ясное и достоверное утверждение Декарта, обнаруженное им путем методического сомнения? В чем именно, с точки зрения Декарта, выражается самоочевидностьэтого базового положения? В чем значение положения «я мыслю - следовательно существую» для дальнейшего развития философии?

  5. В чем суть концепции «врожденных идей» Декарта? Каков путь обнаружения в сознании человека «врожденных идей»? Что означает в этой связи понятие априорное знание? В чем выражается взаимосвязь «врожденных идей» и «дедуктивного метода», предлагаемого Декартом?

В словарь: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, монизм, дуализм, плюрализм.



Семинар 7. Немецкая классическая философия

1. Объективный идеализм Гегеля, учение об абсолютной идее. «Феноменология духа»: теория познания, понятие «отчуждения». «Наука логики»: соотношение чувственного и рационального в познании, учение о бытие, сущности, понятии.

2. Философия истории: история и свобода, субъект истории, закономерность общественного развития.

3. Диалектический метод Гегеля. Основные законы диалектики.

4. Антропологический принцип в философии Фейербаха. Фейербах о происхождении и сущности религии.

5. Читать И. Кант. Метафизика нравов.
Вопросы для анализа и обсуждения статьи

1. Как вы думаете, какой смысл имеет название работы? Как в этом контексте можно понять одну из любимых мыслей философа, что предназначение человека заключается в стремлении преодолеть животное начало и взрастить человеческое в себе?

2. В чем, по Канту, состоит долг человека перед самим собой? Раскройте понятия совести как «сознания внутреннего судилища в человеке». Актуально ли такое понимание совести в современном мире виртуальных реальностей и одних «кажимостей»?

3. Каковы обязанности добродетели по отношению к другим? Согласны ли вы с тем, что любовь к другим людям, благотворение, благодарность и т.п. является долгом, вытекающим из нашей природы как человеческих существ?

4. Что говорит Кант о самоубийстве? Допустимо ли лишать себя жизни с этической точки зрения?

В словарь: диалектика, метафизика.

Семинар 8. Западная философия конца 19 – 20 столетия.
1. Основные школы и направления в философии конца 19 – начала 20 столетия.

  1. Философские идеи Ф.Ницше.

  2. Психоанализ З.Фрейда

4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм
Вопросы для анализа и обсуждения статьи


  1. В чем заключается исходное понимание экзистенциализма, каковы виды экзистенциализма и обвинения, выдвигаемые в его адрес?

  2. Каков смысл базовых положений экзистенциализма:«существование предшествует сущности», «человек как проект»?

  3. Как бы вы раскрыли понятия экзистенциальноговыбора и «тревоги»: выбор себя как выбор человека вообще, «осуждение на выбор»?

  4. Что в контексте данного направления означают понятия «заброшенность» и отсутствие бога, свободаиответственность?

  5. Что, по мысли Сартра,представляет собой экзистенциальное действие«без надежды», а человек – « как сумма поступков»?

  6. Как можно раскрыть смысл положения экзистенциалистов об интерсубъективности, в которомДругойпонимается как условие «моего» существования?


В словарь: антропологизм, сциентизм, рационализм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, феноменология, экзистенциализм.

Семинар 9-10. Русская философия.

  1. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

  2. Религиозные и светские традиции в отечественной философии.

  3. Гуманистическая направленность русской философии.. Поиски смысла жизни. Проблема личности и общества.

  4. Русская религиозная философия и ее основные направления.

  5. Доклады: творчество русских философов: А.Н. Радищев, Н.Г.Чернышевский, Ф.М. Достоевсикий, Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров и другие.


К семинару 9 сдать эссе по философическому письму П.Я.Чаадаева.

Семинар 11 Учение о бытие.
1.   Эволюция понятия бытия в истории философии.
2.    Понятие субстанции. Проблема субстанциального основания бытия.
3.    Фундаментальные свойства бытия: пространство, время, движение; соотношение части и целого, единого и множественного, случайного и необходимого.

  1. А.Н.Чанышев Трактат о небытии.


Вопросы для анализа и обсуждения статьи
1. Что принципиально меняет в учении о бытие А.Н.Чанышев? Докажите это текстом.

2. Почему философия опирается на бытие: человек «творит культуру бытия»?

3. Какие доказательства небытия приводит А.Н.Чанышев? Согласны ли вы с его аргументацией?
В словарь: бытие, субстанция, нечто, ничто, картина мира, материя, движение, время, пространство.
Семинар 12 Учение о развитии.


  1. Проблема развития в истории философии: диалектика, метафизика и креационизм. Детерминизм и индетерминизм

  2. Диалектика и метафизика в Древней Греции.

  3. Диалектика в учении Гегеля.

  4. Марксистская диалектика

5. Диалектика и её альтернативы. Синергетика.

Творческое задание: подберите примеры, раскрывающие основные законы диалектики.

В словарь: синергетика, детерминизм, индетерминизм.
Семинар 13. Сознание и бессознательное

  1. Сущность сознания, его структура и функции.

  2. Сознание и бессознательноё.

  3. Общественная природа сознания, условия, предпосылки и главные факторы его формирования.

  4. Сознание и язык.

Примерные вопросы к семинару-диспуту «Сознание и бессознательное»

  1. Наш соотечественник философ М.Мамардашвили определял сознание как сферу, в которой соотнесено то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал, также существует и «отражение отражения» - подумал, что почувствовал и т.д. И всё это не истинное положение вещей, а лишь отражение внутри этой сферы. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.

  2. Другие философы пытались доказать связь сознания и космического. У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда, казалось бы, ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе Какова ваша точка зрения по этому поводу?

  3. Верно ли было бы утверждать, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике?

  4. . Самоустраненность от жизни ведет к ограниченному её пониманию, и никогда не способствует развитию общества и личности. У Ницше герой Заратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем, продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним. Так Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в жизни, прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись, обнаружил, что только опыт и размышления дают возможность правильно действовать. Без опыта сразу же наступают ошибки и неверные действия. Нельзя полагаться лишь на свое бессознательное и свою интуицию. Нужно считаться с другими людьми, а это возможно лишь через опыт и диалог. Согласны ли вы с этим? Или есть другая точка зрения?

Семинар 14. Учение о познании


  1. Субъект и объект познания. Структура и формы знания.

  2. Диалектический характер процесса познания. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.

  3. Проблема истины и заблуждения. Критерии, формы и виды истины.

  4. Особенности философского познания, понятие рефлексии.


В словарь: агностицизм, скептицизм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, заблуждение, ложь, рефлексия.
Прочтите высказывание Ф.Бэкона:

«Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и пони мает, сколько постиг в порядке природы делом и размышлением и свыше этого он не знает и не может»

Ответьте на вопросы:

  1. Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф.Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включиться в научный поиск?

  2. Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы? Поясните свой ответ.


Д.Локк в «Опыте о человеческом разуме» пишет:

«Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображения приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…»

Ответьте на вопросы:

  1. Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?

  2. Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?

  3. В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?


Семинар 15. Бытие человека как проблема философии.


  1. Проблема становления человека: роль биологического и социального.

  2. Индивид, личность, индивидуальность.

  3. Смысл жизни человека: различные позиции в философии.


Задания к семинару:

  1. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» - это высказывание принадлежит О.Бальзаку. Прометей, открывший, согласно мифу, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

  2. Французский философ и писатель А.Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает Камю, не должны в ХХ веке вызывать уважение. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?


Вопросы для дискуссии:

  1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

  2. Почему человек терпит унижения бытия, не предпочитая ему гордое небытие?

  3. Какую роль в жизни человека играет его воля?


Просьба: при подготовке к дискуссии подберите конкретные примеры из литературы, кино, СМИ, жизни, подтверждающие Вашу точку зрения.
Семинар 16. Социальная философия (Философский анализ общества)

  1. Понятие общества. Материальное и идеальное в бытии общества.

  2. Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие, материальное производство.

  3. Социальная структура как многоуровневое образование.

  4. Социальный прогресс и его критерии. Специфика законов общественного развития.

В словарь: общество, общественное бытие, общественное сознание, социальная группа, общественный прогресс.

Подготовьте ответы на следующие вопросы и задания:

1.Формирование образа врага – это сознательное манипулирование общественным мнением. Как вы относитесь к этому явлению? Приведите примеры в доказательство своего мнения.

2. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими деятелями. М., 1947. С.171)

- Почему это отличие Ф.Энгельс считает основным?

- В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?
Семинар 17 Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия.

  1. Техногенная цивилизация, её высшие ценности.

  2. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

  3. Глобальные проблемы и возможные пути их решения.
написать администратору сайта