Навигация по странице:
|
Этапы профессионального пути личности
Этапы профессионального пути личности
Путь профессионального развития специалиста длителен. В этом вопросе ученые не имеют единого подхода и предлагают свое видение «лестницы» профессионального развития.
Относительно целостную концепцию профессионализации предлагает
Т.В. Кудрявцев. Процесс профессионального становления личности он рассматривает как длительный, динамичный, многоуровневый, состоящий из четырех основных стадий. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и даже кризисных явлений. Первая стадия – «возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда». Вторая – профессиональное обучение. Третья стадия – процесс вхождения в профессию, характеризующийся активным овладением профессией и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива. Критериями данной стадии выступают устойчиво высокие показатели деятельности, достаточный уровень развития профессионально важных качеств и психологический комфорт. Четвертая стадия – полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде [Кудрявцев].
Е.А. Климов считает, что профессиональный путь как целостная система предполагает прохождение профессионалом семи этапов, предполагающих совершенствование работником личностных свойств [Климов]:
Оптант (этап выбора профессии) →
Адепт (обучение в специализированном учреждени)→
Адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе; считается, что для учителя эта фаза длится до 3-5 лет) →
Интернал (опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями) →
Мастер (универсал, имеющий стабильно хорошие результаты деятельности)→
Авторитет (профессиональные задачи решает успешно за счет большого опыта, умелости, окружает себя помощниками) →
Наставник (передает опыт молодым, следит за их ростом). Каждый специалист должен стремиться пройти все этапы, чтобы достичь вершин профессионализма.
Этапы профессионального пути личности
Путь профессионального развития специалиста длителен. В этом вопросе ученые не имеют единого подхода и предлагают свое видение «лестницы» профессионального развития.
Относительно целостную концепцию профессионализации предлагает
Т.В. Кудрявцев. Процесс профессионального становления личности он рассматривает как длительный, динамичный, многоуровневый, состоящий из четырех основных стадий. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и даже кризисных явлений. Первая стадия – «возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда». Вторая – профессиональное обучение. Третья стадия – процесс вхождения в профессию, характеризующийся активным овладением профессией и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива. Критериями данной стадии выступают устойчиво высокие показатели деятельности, достаточный уровень развития профессионально важных качеств и психологический комфорт. Четвертая стадия – полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде [Кудрявцев].
Е.А. Климов считает, что профессиональный путь как целостная система предполагает прохождение профессионалом семи этапов, предполагающих совершенствование работником личностных свойств [Климов]:
Оптант (этап выбора профессии) →
Адепт (обучение в специализированном учреждени)→
Адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе; считается, что для учителя эта фаза длится до 3-5 лет) →
Интернал (опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями) →
Мастер (универсал, имеющий стабильно хорошие результаты деятельности)→
Авторитет (профессиональные задачи решает успешно за счет большого опыта, умелости, окружает себя помощниками) →
Наставник (передает опыт молодым, следит за их ростом). Каждый специалист должен стремиться пройти все этапы, чтобы достичь вершин профессионализма.
|
|
|