МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Глазовский государственный педагогический институт
им. В.Г. Короленко»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дошкольной педагогики
Условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа по дополнительному образованию
Выполнила Студентка 4курcа
342 группы Факультета педагогического и художественного образования Аранкулова Александра Анатольевна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики
Н.М.Шкляева
Глазов 2014
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические проблемы условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Специфика изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Основные условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Вывод по Главе 1
Глава 2 Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявления исходного уровня изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Вывод по Главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Изобразительное творчество занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.
Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».
Изобразительная деятельность является благоприятным фактором для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. [28;58]
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности и единства «интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).
Изобразительное искусство способствует становлению познавательной и нравственной сферы, и, что особенно важно, формирует творческую личность.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства.[5;6]
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.[23;144]
Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.
К числу основных задач педагога в развитие изобразительного творчества можно отнести воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы доставить радость другим.
Все это и послужило выбору темы курсовой работы «Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».
Цель работы: выявить условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если:
Педагогом учитываются психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
Педагог владеет и использует приемы и методы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
Педагог использует дидактические игры как средство развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
Создана изобразительная предметно-развивающая среда для развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
Изучить основы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
Выделить приемы и методы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного творчества;
Выявить особенности создания изобразительной предметно-развивающей среды для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы;
-
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
Глава 1 Теоретические проблемы условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Создаваемая в нашей стране система общественного воспитания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание и развитие художественных способностей у детей. Это требовало решения широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, желания создавать прекрасное своими руками, художественно-творческих способностей в разных видах деятельности и др. Такого подхода требовали документы, определяющие строительство новой школы и дошкольного воспитания как первого звена в системе народного образования.[5;5]
Так, в «Основных положениях единой трудовой школы», документе, подготовленном А.В. Луначарским и принятом I съездом учителей в 1918 году, подчёркивалось: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место».[25: 50].
Сегодня эти мысли не потеряли актуальности, а в нынешних условиях приобретают особое значение. И не случайно во многих публикуемых в педагогической печати проектах авторской школы большое место отводится эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности.
Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами (бумагой, тканями, нитками и т. п.) вызывают у детей большой интерес, они удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, в возможности сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве.
Большое внимание преподаванию изобразительного искусства уделяла Н.К. Крупская. В статье «Внимание изобразительному искусству в школе» она писала о важности развития восприятия, умения наблюдать, зрительной памяти, образного мышления, воображения - качеств, по её мнению, необходимых и инженеру, и квалифицированному рабочему. Н.К. Крупская считала необходимым вооружать детей навыками изобразительной деятельности, которые позволяли бы им «схватить основное, характерное, взятое в реальных связях», подчёркивала общеобразовательную роль приобщения к изобразительному искусству, которое даёт ребёнку возможность освоить те или иные знания на эмоциональном фоне и поэтому является в руках педагога одним из действенных средств воспитательной и образовательной работы. Н.К. Крупская подчёркивала необходимость связи изобразительного искусства в школе с другими предметами, считая, что изобразительная деятельность должна включаться в каждый школьный предмет в виде рисунков и учащихся, и учителя. Прогрессивные взгляды Н.К. Крупской, её авторитет имели большое значение для разработки эффективных путей художественного воспитания и развития детского творчества [25, 53].
При обучении изобразительной деятельности нельзя жёстко регламентировать, «что» и «как» ребёнку делать. Вместе с тем необходимо разрабатывать эффективные методы обучения, направленные на развитие детского творчества. Н.П. Сакулина вместе со своими учениками разработала содержание, формы и методы обучения изобразительной деятельности и развития творчества у детей дошкольного возраста Н.П. Сакулина внесла существенный вклад в разработку методов и приёмов обучения детей на занятиях, особое внимание уделив наглядным приёмам обучения и развитию у детей восприятия и наблюдательности. Прекрасно понимая роль педагога в обучении рисованию, лепке, аппликации и развитии детского творчества, Н.П. Сакулина создаёт учебное пособие для учащихся педагогических училищ, вышедшее в свет в 1956 году, а затем неоднократно переиздававшееся.
В 1950-е годы начинается разработка новой программы обучения изобразительной деятельности. До 1962 года задачи обучения рисованию, лепке и аппликации включались в «Руководство для воспитателя детского сада» и делились на три возрастные группы: младшая (3-4 года), средняя (5-6), старшая (6-7 лет). В новой программе по изобразительной деятельности была выделена задача познания предметов и явлений путём восприятия и наблюдения.
Исследования отечественных и зарубежных авторов (В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина (СССР) Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) свидетельствуют, что изображение - процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчётливых представлений, невозможно отражать действительность. Необходимо также умение отобразить сформировавшиеся образы, представления в графической форме на листе бумаги, в объёмной форме - лепке. Для этого нужно умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. На этой же основе у детей развивается воображение.[28, 59].
В последние десятилетия XX века тема приобщения детей к истокам народной культуры и формирования на этой основе творчества у дошкольников и младших школьников получила дальнейшую разработку в трудах Т.Я. Шпикаловой и её многочисленных учеников. Народное искусство многогранно, и, естественно, все его виды (народная музыка, речевой фольклор: потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, заклички, игры и другое) включались в педагогический процесс.
Систематическое проведение занятий требовало разработать разнообразные методы и приёмы обучения детей. Создание изображения требует наглядности и слова: без зрительного восприятия предмета или его изображения нельзя рисовать, лепить. Слово же всегда несёт в себе обобщение, благодаря чему наглядный опыт осмысливается, обобщается.
Разработка средств наглядности (Н.П. Сакулина) (натура, картинка, игрушка, предметы декоративного искусства, показ способов изображения, технических приёмов, частичный показ, примерный образец и др.) обогатила методику обучения детей изобразительной деятельности, позволила создать для воспитателей детского сада практические рекомендации по проведению занятий по рисованию, лепке, аппликации.
Чрезвычайно важна в период от года до полутора способность ребёнка воспринимать свой рисунок. Малыш почти с первых проб обращает внимание на следы, оставляемые карандашом на бумаге. Одновременное развитие движений руки и зрительного восприятия следов и составляет процесс формирования рисунка. Сначала зрение лишь фиксирует создаваемые рукой штрихи, затем упорядочивает, направляет и контролирует их.
Интерес к процессу нанесения штрихов связывается с интересом к результату, а это создаёт условия для развития деятельности рисования в её основном изобразительном значении и восприятия малыша. Постепенно возникает «узнавание» образов реальных предметов в линиях, штрихах и их сочетаниях. Факт соотнесения штрихов и конфигураций, возникающих на листе бумаги, с представлениями о предметах, имеющихся в сенсорном опыте ребёнка, весьма значим не только для последующего овладения изобразительной деятельностью, но и для умственного развития ребёнка, формирования его способностей.[26;152]
Следующий важный для первоначального развития рисования этап, наступает, когда ребёнок проявляет способность повторить уже возникший на бумаге штрих, конфигурацию линий. С этого момента он начинает подчинять движения руки конкретной задаче.
Интерес к процессу нанесения штрихов связывается с интересом к результату, а это создаёт условия для развития деятельности рисования в её основном изобразительном значении и восприятия малыша. Постепенно возникает «узнавание» образов реальных предметов в линиях, штрихах и их сочетаниях. Факт соотнесения штрихов и конфигураций, возникающих на листе бумаги, с представлениями о предметах, имеющихся в сенсорном опыте ребёнка, весьма значим не только для последующего овладения изобразительной деятельностью, но и для умственного развития ребёнка, формирования его способностей.
Следующий важный для первоначального развития рисования этап, наступает, когда ребёнок проявляет способность повторить уже возникший на бумаге штрих, конфигурацию линий. С этого момента он начинает подчинять движения руки конкретной задаче.[25;120]
Приобщение ребёнка к искусству - музыке, художественному чтению и рассказыванию, изобразительному искусству -обогащает его духовную жизнь и создаёт благоприятные возможности для развития детского творчества.
Важную роль в развитии детского изобразительного творчества играет изобразительное искусство, произведения которого, как показали исследования Т.С. Комаровой, Е.В. Лебедевой, P.M. Чумичевой, Е.В. Гончаровой, О.О. Дроновой, Н.М. Зубаревой, Н.Б. Халезовой, доступны детям дошкольного возраста. В процессе восприятия искусства у них развиваются наблюдательность, представление, воображение, понимание средств художественной выразительности [Там же, 68].
Таким образом, под изобразительным творчеством понимается познание предметов и явлений путём восприятия и наблюдения. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет.
1.2 Специфика изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отобразить его в своей деятельности-играх, рисовании, лепке , рассказах и тд. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и творческий характер. Здесь ребенок получает шанс отразить впечатления от окружающего мира, изобразить образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик , одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя . А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное , т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается распределить их особенности, анализировать обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей многократно привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали , часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком.[22;24]
Это отражается на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.[21;192]
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2-3 года ребенок несложно усваивает навык правильно держать карандаш и кисть , пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен применять их осознанно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт ,характеризующих присутствие творческих начал в деятельности ребенка. Это-проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.[32-176]
Вначале знание окружающего мира в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок :карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль , так как ребенок знакомится с тем материалом , с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что- то изображать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то объект, тогда его занятие приобретает изобразительный характер. У ребенка есть цель, задача, которые он стремится реализовать. Таким образом, первый период творческого процесса- появление замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла как правило идет длительный этап его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения ,то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть итог работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.[27;177]
Оттого в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. В процессе работы ребенок реализует этот замысел, дополняя его в соответствии с содержанием. Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих стадий иное , чем у взрослого художника.Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая , продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, присутствие разнообразных деталей говорит о желании ребенка сотворить образ, соответствующий реальному. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающие обстановку. Художник преднамеренно идет к отбору деталей , изображая всего лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку , особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А порой и выразительные детали также появляются неожиданно, без сознательного замысла.
Особо доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве ( живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла , идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных. Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста ,естественно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким – либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все сплошь. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета – время от времени цвет вызывает по ассоциации в еговоображении какой – либо образ: красный – флаг , ягоды ; зеленый – трава , елочка, крокодил ; желтый – солнышко . [17;194]
Другое средство выразительности, используемое дошкольником – линия . Исследователи отмечают , что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им , он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще , словно так , солнце греет лучше и светит ярче. Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребенок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. ( На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т .д.) Как и взрослые , дошкольники нередко используют прием гиперболизации ( преувеличение каких- то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то , что, на их взгляд, особенно значимо.
Ребенок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том , что скоро будет дождь, гроза. Девочка изобразила цветы на поляне, которые « выросли» до облаков , были больше домов, деревьев. Для этой девочки важно показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять , что они ей очень нравятся.[2;80]
Композиция – это способ соединения образов , способ построения произведения. В рисунках детей встречается как с сюжетами, передающими развернутое повествование , так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.Характерным для старших дошкольников является то , что они распределяют предметы по всей плоскости листа , соблюдая, однако , чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается , например,вся лесная поляна : на первом плане трава , цветы, мелкие кустарники; выше – деревья , лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности.
Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 5 -6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.[35;63]
Познакомившись со многими цветами, дети 4 – 5 лет зачастую используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски так как, сначала ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может временами противоречить характеристике образа. Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачинастроения образа. Однако все же используют цвет в эмоциональном плане: то что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные. Изложение динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств используемых ребенком. Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста открыто изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным. [24;192]
Детское изобразительное творчество характеризуется и использованием композиционных средств, в первую очередь ритм симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Так как ритм свойственен движениям человека в общем, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво. Вся композиция рисунка дошкольника создается ритмом , который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен. В старшем дошкольном возрасте ощущение ритма в свою очередь помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты ,как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка представить свои реальные впечатления об окружающей жизни, где отдельный предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С одной стороны, это связано с неумением передать жизненные представления темиусловными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке. Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания ,основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети практически постоянно вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным , выразительным.
Для того чтобы развить у детей свободу творческого решения, следует научить их формообразующим движениям. Движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых, а позже более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах производить изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно ,что всякое целенаправленное движение может быть совершено на основе имеющихся представлений о нем. Понятие о движении, производимым ребенком ,формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно – осязательного) восприятия. [28;59]
Для развития детского изобразительного творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них восторг, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков ; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Обдуманный подбор материалов для занятий. Размер бумаги для рисунков, соответствующий величине ипропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный выбор наглядных пособий ,картин, игрушек, предметов и т. п. На всех занятиях важно улучшать активность и самостоятельность детей, пробуждать стремление создать что – то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Нужно подталкивать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребенка для показа всем детям , как можно изобразить тот или иной предмет. Особое значение приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка.
Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривание созданных ими рисунков, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения. Используя усвоенные знания, навыки и умения также позволяют им осознанно оценивать получившиеся изображения. Со временем от общей оценки «нравится» , «красиво» , нужно подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают ощущение удовольствия, для этого следует устремлять интерес детей на то , как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. Задавая вопросы, воспитатель активизирует детей, направляет их интерес на качество изображения, его выразительность. [28;60]
Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. В случае если на оценку времени не осталось , можно оценить работы во второй половине дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, выделить что-то , подчеркнуть. Подвести итог занятия.Опыт работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности и развитию творческих способностей убеждает в том , что вырабатывание способностей у детей, впервые начинающих овладевать изобразительной деятельностью, без развития ручной умелости, невозможно. Более того , если воспитатель не учит детей технике работы с разными материалами, не развивает знание творчески их использовать в соответствии с задачей создания образа, то дети усваивают стереотипы друг от друга, старших братьев и сестер, товарищей, от которых им позднее нелегко избавиться , а это в свою очередь тормозит развитие творчества. Управление творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно производиться таким образом , чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Постижение средств выразительности разных видов художественной деятельности и овладение ими способствуют обогащению представлений детей о мире и искусстве, усугубляет эстетические чувства, оценки и подход к искусству и действительности.
Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею. Говоря о художественных способностях, нужно помнить о том , что для их формирования требуется развитие таких психических процессов, как восприятие, образные представления и мышление, фантазия, а также внимание, память. Рост творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками иумениями. Необходимо формирование таких качеств личности , как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении лучшего результата.[19;10]
1.3 Основные условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Структура изобразительной творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего дошкольника выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности. А именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
1. Важным условием развития изобразительного творчества старшего дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского изобразительного творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].
2. Следующее важное условие развития изобразительного творчества – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей [25;120].
3. Также условием развития изобразительного творчества является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.
4. Важнейшим условием развития и стимулирования изоразительного творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми..
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.
В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.
Огромную роль в развитии изобразительного творчества ребенка играет среда.
До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости». [31;184].
Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.
Огромную роль в развитии изобразительного творчества детей играет роль семейно-родительских отношений:
Большие шансы проявит творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.
Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.[17;193]
Вывод по Главе 1
Таким образом, особенности творческого воображения детей дошкольного возраста связаны с тем, что в дошкольном возрасте продолжается совершенствование детского организма: темпы роста детей от 3 до 5лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но в возрасте от 5 до 8 лет снова повышаются. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
|