Главная страница
Навигация по странице:

вопросы ответы к экзамену finansy. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина



Скачать 0.69 Mb.
Название Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Анкор вопросы ответы к экзамену finansy.docx
Дата 30.04.2017
Размер 0.69 Mb.
Формат файла docx
Имя файла вопросы ответы к экзамену finansy.docx
Тип Документы
#5079
страница 1 из 28
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)
Факультет управления и социально-технических сервисов

Кафедра Страхования, финансов и кредита




вопросы к экзамену

на 2014-2015 учебный год

для студентов, обучающихся по специальности (направлению подготовки)

080100.62 Экономика/ Финансы и кредит/Экономика предприятий и организаций
По дисциплине Финансы


    1. Сущность финансов, их функции.

Финансы — это общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов — формирование, распределение и использование денежных доходов.

Финансовые отношения возникают в определенных социально-экономических условиях, формирующихся в результате развития цивилизации.

Условием появления финансов являются:

  • развитие обмена продуктами труда и появление денег;

  • возникновение и упрочение государственных начал в жизни общества;

  • появление частной собственности на продукты труда;

  • развитие института обычаев и права.

Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.

Распределительная функция


Важнейшая из них — распределительная. Именно она в наибольшей степени раскрывает суть финансов.

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы. С одной стороны, финансы формируются за счет доходов. С другой стороны, расходы бюджетов и внебюджетных фондов формируют вторичные доходы. Тем самым обеспечивается распределение и перераспределениевалового национального продукта через финансовую систему.

Содержание этого процесса составляет движение доходов. Именно они сначала распределяются, а впоследствии — перераспределяют. Поэтому выделяют первичное и вторичное распределение.

Обычно выделяют три стадии движения доходов, отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная плата), заработную плату работника и прибыль собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников факторов производства. Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на социальное страхование, оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из бюджетовразличных уровней власти и внебюджетных фондов выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения. Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через бюджетную систему представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников факторов производства(предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всеговоспроизводственного процесса и оказывают на него сильнейшее влияние.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/516/5b4381664d.jpg

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция


Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система финансового контроля. Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об исполнении бюджетов.

Стимулирующая функция


Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики.

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. Кредит — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.


    1. Финансовый механизм, его структура.

 В широком смыслефинансовыймеханизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

    Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.

    Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. 

    Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

  • финансовое планирование и прогнозирование;

  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;

  • управление финансами;

  • финансовые рычаги и стимулы;

  • финансовый контроль;

    В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. 

    Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

    Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

    Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.

    В более узком смысле финансовый механизм можно определить как  действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

    Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

    Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:

  • финансовые методы;

  • финансовые рычаги;

  • правовое обеспечение;

  • нормативное обеспечение;

  • информационное обеспечение.

    Рассмотрим подробнее данные элементы.

    Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

    Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

    Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

    Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

    Другие авторы трактуют понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения.

    Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

    В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

    1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

  • Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).

  • Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.

  • Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

  • Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.

  • Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.

  • Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.

  • Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.

  • Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

  • Цену.

  • Процент.

  • Прибыль.

  • Амортизационные отчисления.

  • Чистый денежный поток.

  • Дивиденды.

  • Синергизм.

  • Пени, штрафы, неустойки.

  • Прочие экономические рычаги.

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

  • Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

  • Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

  • Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

  • Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

  • Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

  • Прочие виды финансовых инструментов.

    На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

    1. Система налогообложения в РФ.

  • Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

  • Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

  • Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
написать администратору сайта