Главная страница
Навигация по странице:

Финансовое право Японии. Финансовая система



Скачать 17.02 Kb.
Название Финансовая система
Анкор Финансовое право Японии.docx
Дата 06.05.2017
Размер 17.02 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Финансовое право Японии.docx
Тип Документы
#8357

Финансовое право Японии

Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Финансовый год в этой стране начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года.

Подготовку проекта бюджета осуществляет Министерство финансов и его департамент. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также из других финансовых вопросов и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент Министерства финансов.

Бюджетный департамент Министерства финансов - с сентября по декабрь рассматривает поступившие материалы, сравнивает вопрос с предполагаемыми доходами и на их основе разрабатывает проект бюджета.

С целью согласования проект направляется в Управление экономического планирования, а затем на рассмотрение Кабинета Министров.

После одобрения Кабинетом Министров правительство вносит поправки, в январе представляет проект бюджета на утверждение в парламент и пытается обеспечить его принятие до начала нового финансового года. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Доходная часть Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Среди налоговых поступлений почти 40% составляет подоходный налог физических лиц, около 30% - налог на прибыль компаний и также 30% - косвенные налоги (взимаемые по продаже алкогольных напитков, сигарет, предметов роскоши). Сравнительная с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. К ним относятся доходы от арендной платы, продажи, штрафы, доходы от лотереи, займы.

Реализация государственного бюджета осуществляется в следующих основных формах: прямые выплаты (в основном на содержание административного аппарата), затраты средств на специальных счетах (пенсионное обеспечение, социальное страхование, общественные работы, оборона) и финансовая помощь местным администрациям.

Большую часть расходов государственного долга составляют социальные расходы, в том числе - пенсии по старости и инвалидности. Это связано с тем, что численность этой категории в связи с повышением продолжительности жизни постоянно увеличивается.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии, другое выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется так называемая общественная помощь, которую получают те, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Она предоставляется на основе Закона "О гарантиях прожиточного минимума" и выплачивается на: повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, похороны.

Особое внимание в государственном бюджете Японии уделяется образованию и науке, что объясняется тем, что в этой стране наука является главным структурным фактором экономического развития. Прирост ВВП за счет научных достижений обеспечивается на 75-80%. Среди расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87 - на естественные и технические.

За счет государственного долга финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, систему связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими странами с развитой экономикой, довольно низкий, они не превышают 1% ВВП.

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года, учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.

С целью перераспределения финансовых ресурсов для выравнивания финансового потенциала префектур в Японии создана специальная учреждение - Фонд финансового выравнивания. Он формируется в составе бюджета центрального правительства. Для определения территорий, которые имеют право на получение средств из фонда выравнивания, рассчитываются бюджеты стандартных территорий. Бюджетная деятельность местных органов делится на следующие категории: охрана общественного порядка, общественные работы, образование, социальное обеспечение, содействия рынку занятости и развития промышленности и экономики. Для каждой категории устанавливается единица измерения расходов и общие расходы. Сумма расходов по всем категориям деятельности является показателем базовых финансовых потребностей. Базовые финансовые потребности корректируются на коэффициенты модификации с целью определения базовых финансовых потребностей реальных территориальных органов власти.

Фонд выравнивания формируется путем таких отчислений:

- 32% поступлений личного подоходного налога, налога на прибыль корпораций и акциза от алкоголя;

- 24% поступлений налога на товары и услуги;

- 5% поступлений от акциза на табачные изделия;

- 19% от других поступлений.

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

По данным на март 1993 года в государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%.

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент. В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

• прямые налоги на имущество;

• потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли около 40%.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные.

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины.
написать администратору сайта