Главная страница
Навигация по странице:

Учебнометодическое пособие для слушателейзаочников по направлению подготовки 030900



Скачать 1.16 Mb.
Название Учебнометодическое пособие для слушателейзаочников по направлению подготовки 030900
Анкор psikh_i_ped_v_deya-ti_OVD_uch_med_posob_1.doc
Дата 26.04.2017
Размер 1.16 Mb.
Формат файла doc
Имя файла psikh_i_ped_v_deya-ti_OVD_uch_med_posob_1.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#3905
страница 1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ-ЗАОЧНИКОВ


по направлению подготовки 030900

Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Челябинск

2014
Резепин А.В. Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие для слушателей-заочников по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация (степень) выпускника - магистр. – Челябинск: ЮУРГУ. – 2000. – 116 с.

 – Южно-Уральский государственный университет, 2014.

 – Резепин А.В., составление, 2014.

РЕЗЕПИН

Андрей Владимирович


ПРИКЛАДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Учебно-методическое пособие для слушателей-заочников

по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

квалификация (степень) выпускника - магистр.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи слушателям-заочникам при самостоятельном изучении вопросов, связанных с психологическими основами профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Изучение каждой программной темы предполагает наличие у слушателей представлений по общим вопросам психологии, и таким образом представляет собой последовательное углубление знаний в области криминальной и юридической психологии.

Поскольку структура данного пособия в целом совпадает с рабочей программой, подготовленной для слушателей 1-го курса, то их можно рассматривать в качестве единого учебно-методического материала для изучения курса «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел».

Рассматриваемые в пособии вопросы имеют не столько теоретическую, сколько практическую значимость для сотрудников ОВД. Учитывая специфику заочного обучения, недостаток необходимой специальной литературы, опорные материалы по темам данного учебно-методического пособия представлены более полно и развернуто. Каждая тема предусматривает изучение ряда вопросов, которые являются контрольными на экзамене. Однако при подготовке к экзамену одних этих материалов будет не достаточно. В связи с этим после краткого рассмотрения некоторых вопросов темы приводится список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения. Следует ознакомиться с предлагаемым перечнем и использовать рекомендуемую литературу, по возможности, при самостоятельном изучении вопросов криминальной и юридической психологии. Указанные литературные источники можно использовать также и при написании курсовой работы, и в дальнейшем, в целях самообразования и самостоятельного решения профессиональных задач.

Рассматриваемые вопросы в данном пособии представлены достаточно полно, но наиболее сложные вопросы выносятся на лекционные занятия и могут быть не отражены в пособии. Часть вопросов рассматривается на семинарских и практических занятиях вместе с преподавателем. Часть вопросов изучается самостоятельно, например, по темам «Психология криминальной среды и личности преступника» и «Психология предъявления для опознания, воспроизведения показаний на месте и иных следственных действий». По вопросам, связанным с изучением курса или написанием письменных работ, следует обращаться к преподавателю для разъяснений в дни консультаций на кафедру социальных дисциплин и управления.

Если слушатель-заочник посещает лекции, активно участвует в ходе семинарских и практических занятий, читает дополнительную литературу по предмету, то у него будет складываться целостное представление об изучаемой дисциплине и не составит большого труда сдать экзамен. Написание курсовой работы поможет глубже понять ту или иную проблему, изучаемую в криминальной и юридической психологии и возможности использования приобретенных знаний на практике.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

«Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел»

№ п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела (№ темы)

1

Психология криминальной среды и личности преступника

  1. Психологическая характеристика лиц, совершающих преступления.

  2. Психология преступных групп.

  3. Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.

2

Психологические основы оперативной и следственной работы.

  1. Психологический контакт в оперативной и следственной работе.

  2. Психология переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.

  3. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика

  4. Психология осмотра места происшествия и обыска.

  5. Психология допроса

  6. Психология допроса несовершеннолетнего

  7. Психология предъявления для опознания, воспроизведения показаний на месте и иных следственных действий.

3

Психология личной безопасности сотрудников ОВД.

  1. Психология личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессионального общения.

4

Психология профессионального общения юриста

  1. Приемы установления психологического контакта с гражданами

  2. Психотехнические приемы передачи информации

  3. Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения

  4. Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения

  5. Имидж сотрудника ОВД


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел»

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

СРС

Всего час.

1

Психологическая характеристика лиц, совершающих преступления.

1




3

4

2

Психология преступных групп.

1







5

3

Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.




1

4

5

4

Психологический контакт в оперативной и следственной работе.




1

3

4

5

Психология переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников.




1

3

4

6

Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика




1

4

5

7

Психология осмотра места происшествия и обыска.




1

3

4

8

Психология допроса




1

4

5

9

Психология допроса несовершеннолетнего







5

5

10

Психология предъявления для опознания, воспроизведения показаний на месте и иных следственных действий.







4

4

11

Психология личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессионального общения.




1

4

5

12

Приемы установления психологического контакта с гражданами

1




3

4

13

Психотехнические приемы передачи информации

1




3

4

14

Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста




1

3

4

15

Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения




1

4

5

16

Имидж сотрудника ОВД




1

4

5


ТЕМА 1. Психологическая характеристика лиц, совершающих преступления

Изучаемые вопросы:

  1. Понятие криминальной среды, ее состав и структура в ракурсе психологического анализа.

  2. Криминальная субкультура: современные тенденции. Обычаи, традиции и нравы преступного мира. Татуировки и жаргон преступного мира как социально-психологические феномены.

  3. Психологические особенности воров.

  4. Психологические особенности насильственных преступников.

  5. Психологические особенности неосторожных преступников.

  6. Психологические особенности сексуальных преступников.


Тема «Психология криминальной среды и личности преступника» является первой во второй части изучаемого курса «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД». При ее изучении следует обращать особое внимание на психологические аспекты рассмотрения, а не на криминологические или криминалистические. Ввиду большого количества вопросов по теме, в данном пособии подробно рассматриваются лишь те, которые отражают «психологию криминальной среды». Вопросы, связанные с изучением психологии личности преступника рассматриваются в ходе лекционного занятия, написании курсовых работ либо изучаются слушателями самостоятельно.

В философском энциклопедическом словаре понятие «социальная среда» в широком смысле истолковывается как окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования, формирования и деятельности. В узком смысле - непосредственное окружение человека. Употребляя понятие «криминальная среда», обычно имеют в виду совокупность лиц, представляющих оперативный интерес, проживающих на какой-либо территории.

В то же время криминальный контингент имеет свою структуру и располагает собственной сетью связей, имеющей всеохватывающий характер. Это дает основание рассматривать криминогенную среду как социальную систему, состоящую из отдельных индивидов и групп, включенных в разнообразные упорядоченные и неупорядоченные связи и отношения, специфичные по своей природе.

Первый элемент криминогенной среды - индивиды, не входящие в какие-либо группы, подразделяются на два типа. Первый тип - лица, которые не могут войти ни в одну группу по каким-либо личностным свойствам либо в силу собственной тактической установки (преступник - одиночка). Второй тип - лица, которые могут стать членами группы, хотя в настоящее время ими не являются (недавно освободившиеся или прибывшие из других мест и т.п.).

Второй, наиболее сложный элемент криминогенной среды – это группы.

Каждое лицо, имеет в криминогенной среде определенный статус, положение. Наиболее полное представление об этом можно получить, обратившись к среде осужденных. Общность осужденных представляет собой многослойное иерархическое образование. Верхний, элитарный слой составляет «воры в законе» (0,15 % осужденных), ниже следуют уголовные «авторитеты» (0,3 %), за ними «пацаны» и «мужики» (70 - 75 %), еще ниже «шестерки» и «отверженные» (12 - 20 %).

На сегодняшний день в условиях мест отбывания наказания заключенные делятся на следующие «масти»:

  1. Блатные (братва, арестанты).

  2. Активисты (завхозы, бригадиры, повара и др.).

  3. Американцы («новые русские»).

  4. Мужики с уклоном блатного движения.

  5. Мужики с уклоном «красного» движения.

  6. Гашеные (из лиц проигравшихся «фуфлыжников», не сумевших расплатиться и жалующихся администрации).

  7. Обиженные (делятся на два лагеря: гулящие (петухи) и негулящие (притесненные)).

«Воры в законе» - это лица, получившие такое звание на воровских сходках, доказавшие свою приверженность преступному образу жизни и глубоко усвоившие криминальную субкультуру. Существует два их разряда: «нэпманские» воры - сторонники и последователи старых законов, обычаев, традиций и «современные» воры, реформаторы этих законов и создатели новых. По старым традициям «вором в законе» может стать не всякий «авторитет». Необходим ряд условий, основными из которых являются: систематическое извлечение нетрудовых доходов преступным путем; отсутствие сведений компрометирующего характера; знание воровских законов и преданность преступной идее; обладание организаторскими способностями и опытом в сфере противоправной деятельности, наличие авторитета среди профессиональных преступников и рекомендаций от них; оказание преступному элементу материальной поддержки. В последнее время имеются случаи получения титула «вор в законе» за большие деньги.

К уголовным «авторитетам» относятся лица, совершившие лишь «престижные» преступления и соблюдающие законы, традиции и обычаи криминогенной среды. Они являются лидерами «семей» отрицательной направленности в местах лишения свободы и ближайшим окружением «воров в законе». В соответствии с тем или иным уголовным диалектом их называют «козырными фраерами», «шерстяными» и т.д. В отличие от них «пацаны» и «фраера» - это индивиды, имеющие малый опыт совершения преступлений или не престижное с точки зрения преступного образа жизни прошлое: хулиганство, насилие, мелкие кражи и т.д. Свое относительно привилегированное положение в криминогенной среде они завоевывают в основном силовыми методами.

Большую непривилегированную часть среды осужденных составляют «мужики». «Мужики» занимают, как правило, нейтральные позиции, могут проявить некоторую независимость и самостоятельность, никого не притесняют и никому не прислуживают. В условиях «зоны» стараются объединяться в группы («семьи») по знакомствам или «землячества». «Шестерки» - рабы, лакеи, прислуга «воров в законе» и «авторитетов». «Отверженные» или «опущенные» - это пренебрегаемая часть осужденных. Эта «каста» состоит из лиц, совершивших «позорные» преступления (изнасилования, развратные действия в отношении малолетних и т.д.) или лиц, не выдержавших испытаний устроенных сокамерниками, пассивных гомосексуалистов, карточных должников, опустившихся «чушкарей».

На свободе стратовое деление выражено менее ярко, поскольку исчезают пространственные границы и необходимость сосуществования лиц различной направленности. Наряду со стратовым делением криминогенной среды необходимо иметь в виду и категориальное, то есть деление лиц, в нее входящих, в зависимости от преступной специальности. Здесь выделяют тех, кто обеспечивает основную преступную деятельность.

Поведение каждого индивида в криминогенной среде регулируется «неписанными» правилами в соответствии с занимаемым положением и принадлежностью к тому или иному слою. А.И. Гуров подразделяет эти нормы на общие, относящиеся ко всем в данной среде не зависимо от преступной специальности; категориальные, то есть предназначенные для уголовного элемента определенной окраски, и внутригрупповые - типичные для любой организованной общности. Существенное различие наблюдается лишь в отношении места действия неформальных правил. Одни имеют силу только в местах лишения свободы, другие - в тех или иных территориальных пределах.

Правила поведения, возведенные в ранг закона, как и существующие на уровне традиций или обычаев, являются для преступного элемента объективной необходимостью. Их цель - добиться соответствия между поведением каждого и действиями всех. И в этом смысле криминогенная среда является нормативно организованной. Установленный порядок поддерживается санкциями со стороны преступного мира - от простого осуждения до физической расправы.

Для выработки норм, регулирующих эти отношения, в криминогенной среде имеется свой «законодательный» орган - «сходка». Она проводится на местном, региональном и межрегиональном уровне и решает проблемы в соответствии со своей компетенцией. Кроме законодательного в криминогенной среде имеется и «судебный» механизм. Его функции принимают на себя «воры в законе» и «смотрящие зон». Они решают большинство конфликтов между преступным элементом и лишь в исключительных случаях спорные вопросы выносятся на рассмотрение высшей инстанции - «сходки». Аппарат принуждения сосредоточен в руках «лидеров» и «авторитетов», располагающих силами подчиненных им групп.

Уголовная среда владеет огромными материальными средствами, хранящимися в своеобразных криминальных «банках» - «общаках», а также вложенными в недвижимость, производство и т.д. Это позволяет расширять возможности в решении различных проблем и достижении поставленных целей. К таким возможностям можно отнести и создание постоянно действующей системы безопасности, включающей разведку и контрразведку, конспирацию, маскировку, механизмы коррупции, взяточничества.

В оперативно-розыскной практике криминальную среду необходимо представлять в виде модели, где связи составляют как бы каркас, на котором располагаются отдельные лица и группы, причем каждый занимает свое строго определенное место. Связи не только обеспечивают единство и упорядоченность всех элементов криминогенной среды, они являются кровеносной системой, по которой циркулирует ее «кровь» - информация. Движение информации в криминогенной среде обеспечивается наличием категориальных, общих, вертикальных и горизонтальных связей.

При оперативно-профилактическом вмешательстве в деятельность криминальных групп должны учитываться многие факторы: особенности состава и структуры групп, стиль лидерства, наличие внутригруппового давления, стадии существования группы, ориентация деятельности, динамика состояний, наличие или отсутствие конфликтов и др.

Бытует мнение, что криминальная субкультура (КС) имеет место лишь в исправительных учреждениях, приемниках-распределителях, следственных изоляторах и т.п. Однако она существует и вне этих учреждений. Существование особых норм, оправдывающих преступный характер деятельности и обеспечивающих достижение криминальных целей, ценностей, установок, атрибутов, опознавательно-знаковой системы, жаргона, - все это образует содержание КС.

В научной литературе она получила название криминальной (асоциальной) подкультуры, «другой жизни», «фактической или скрытой жизни», «неформальной жизни» и др. Термин «другая жизнь» пришел из времен ГУЛАГа. Он употреблялся администрацией лагерей для характеристики норм, ценностей и системы взаимоотношений в среде осужденных.

КС представляет собой как бы слоеный пирог. Каждый «слой» в таком «пироге» представляет субкультуру групп, занятых конкретной криминальной деятельностью, отражающей степень их организованности и профессионализма. С этих позиций в рамках КС в целом можно говорить о субкультуре тюремной, воровской, субкультуре валютчиков, проституток, наркоманов, молодежной среды и т.п.

Под КС понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.

Следует заметить, что КС не только порождена культурой официальной, но и находится в антагонистических отношениях с ней, в результате чего в криминальных и асоциальных группах существуют резко отрицательное отношение к официальным нормам, так чувство долга подменяется долгом воровским, товарищество - круговой порукой, дружба - преданностью лидеру и т.п. В условиях взаимопроникновения КС, имея агрессивный характер, становится связующим звеном первичной и рецидивной преступности, социально-психологическим механизмом ее эскалации. Следует учитывать также тот факт, что в семьях, где родственники отбывают или уже отбыли наказание, значительная часть несовершеннолетних идут по стопам своих отцов.

Эмпирические признаки КС. Удельный вес тех или иных признаков КС различен. Определяя причину указанных явлений, следует подвергать их тщательному социально-психологическому анализу, определить корни, выделить носителей и распространителей этих явлений в коллективе. Нужно понять происхождение и механизмы ее функционирования.

Выделяют следующие признаки, свидетельствующие о наличии КС:

– наличие враждующих группировок;

– жестокая групповая стратификация (иерархия);

– появление меченых предметов;

– наличие неофициальной системы исключений для «верхов»;

– психологическая, а нередко физическая изоляция «отверженных»;

– наличие кличек у членов групп;

распространение азартных игр;

– распространение тюремной «лирики» и способов проведения досуга;

– распространение уголовного жаргона;

– распространенность спиртных напитков, наркотиков;

– распространенность татуировок тюремного содержания;

– «прописка» новичков, распространенность тюремных клятв;

– уклонение от общественно-полезных работ;

– факты полового извращения.

Необходимо использовать все эти критерии в системе, учитывая их отдельно удельный вес для подростково-юношеской и взрослой КС. Некоторые из признаков КС распространены и среди законопослушных подростков. Они охотно пользуются жаргоном, нередко наносят татуировки, уклоняются от «грязных» работ и т.д.

Следует помнить о способности КС не только к мимикрии, но и к существенной трансформации в связи с изменением структуры и характера преступности в стране. Так, наряду с традиционной уголовно-воровской субкультурой набирает вес современная КС, в основе которой лежит здоровый образ жизни членов преступной банды - «ни спиртного, ни, тем более, наркотиков, занятия спортом». Новое поколение преступников ценит семейные устои, могут исполнять какие-либо «мирские» служебные обязанности, не только в целях конспирации. («Очень хотелось уважения и «там» и «здесь».)

Втягивая в свою преступную деятельность «новичков» из молодежи, главари банд демонстративно оберегают их от алкоголя, наркотиков, готовя их к главному - безоглядной преданности главарю и преступной деятельности. Таким образом, можно увидеть новую генерацию «благопристойных» уголовников с идейным уклоном.

Стратификация КС. В КС существует стратификация ее носителей, налагающая отпечаток на психологию личности. Она обладает следующими свойствами:

  1. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей в учреждении или «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено и что не положено».

  2. Социальное клеймение. Соотнося употребляемый в отношении конкретной личности термин (кличку) можно полно и правильно определить ее позицию и роль в криминальной группе.

  3. Автономность существования каждой касты, затрудненность, а чаще невозможность дружеских контактов.

  4. Затрудненность мобильности вверх при одновременной облегченности мобильности вниз.

Чтобы стать неофициальным лидером в группе или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии, необходимо пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренций), иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «подельников»), иметь «выслугу лет» и особые заслуги в криминальной деятельности. Основанием для повышения могут быть и деньги. Коррупция и блат разъедают не только общество в целом, но и преступную среду. Теперь можно выйти в «люди» (стать «бугром», «паханом», «вором в законе»), не имея криминальных «заслуг» и «выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей этнической группировки.

  1. Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами». Обращение с представителями «низов» как со своими рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает в прошлом испытанные унижения и начинает унижать, притеснять других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести КС.

  2. Наличие у «верхов» определенных обычаев, условных законов, табу, ценностей, привилегий («мелких исключений»).

  3. Следует отметить устойчивость статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются.

С каждым годом все более отчетливо проявляется процесс дегуманизации (брутализации) преступного мира, повышается уровень жестокости в межличностных отношениях в самой преступной среде.

Факторы, определяющие положение в КС. Из всех индивидуально-личностных факторов выделяют в КС прежде всего «бывалость», то есть жизненный, преступный опыт, умение использовать его для подчинения себе других. Фактору «бывалости» придается значение не только в «зоне», но и на «воле». «Бывалый» пытается воздействовать на других не только словом, но и делом. Он стремится взять управление группой в свои руки.

Чтобы самоутвердиться в криминальной среде, человек должен обладать определенными качествами. Лидеры криминальных групп, как показывают исследования, имеют обычно хорошие организаторские способности, умеют быстро оценивать ситуацию, принимать решение, распределять обязанности между членами группы, достаточно сильно развита воля. Они умеют властвовать над другими, подчинять их своему влиянию.

Результаты исследования И.М. Гусейнова показали, что наиболее ценными качествами в криминальной среде несовершеннолетних являются авторитарность, грубость, изворотливость, находчивость, цинизм, жестокость по отношению к членам своей группы /3/.

Более подробно о факторах, определяющих положение человека в КС, рассматривается в теме: «Психология преступных групп».

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: на образование криминальной субкультуры действуют два противоположных механизма:

  1. Механизм поиска личностью психологической и физической защиты в новой среде, в том числе защиты от администрации закрытого учреждения (на свободе - от правоохранительных органов) и враждебных группировок.

  2. Механизм взаимной агрессии членов общества, взаимного наказания и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.

Структура криминальной субкультуры. Вопрос о структуре КС является одним из наиболее сложных и трудно решаемых. КС - это определенный уровень развития жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В узком понимании слова КС представляет собой особую духовную область общности людей - преступных групп, шаек, банд. Она содержит криминальную идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, вкусы, предпочтения, которые определяют повседневный быт и жизнь правонарушителей и их сообществ.

Криминальная идеология - это система понятий и представлений, которая сложилась в групповом сознании преступников, та «философия», которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение преступлений, снимает психологические и нравственные барьеры, которые человеку надо преодолеть, чтобы пойти на преступление. Наличие криминальной идеологии является главным для запуска механизмов самооправдания и отрицания ответственности.

В преступных группах широко распространено самооправдание идей коллективизма, товарищества, «нашизма». Мотивом для снятия ответственности может служить идея родства, дружбы. Все большую роль в самооправдании группового преступного поведения играет мотив «суверенитета»: неприкосновенности территории, где «прописана» группа. Защита территории группы от вторжения «чужаков» - священный долг каждого члена сообщества.

Наличие огнестрельного оружия в группе имеет важный психологический аспект, поскольку существенно меняется групповое сознание и групповое самочувствие. Во-первых, возникает чувство превосходства над окружающими, чувство силы. Во-вторых, возникает импульс немедленно продемонстрировать эту силу. В-третьих, дело не заканчивается только демонстрацией.

В настоящее время идея обогащения в преступном мире получила новую окраску. «Надо уметь делать деньги». «Деньги валяются на полу, их надо уметь поднять и пустить в оборот». Таким образом, большие денежные средства вкладываются в коммерческие структуры, приносящие доход, намного превышающий тот, который получали от воровской деятельности. Этим объясняется и стремление воровских авторитетов «во власть».

Если в криминальных группах подростков существует правовая неосведомленность (более 70 % не имеет ясного представления об уголовной наказуемости их деяний), то в функциональных преступных группах, сфере организованной преступности мы встречаемся с противоположным явлением - высокой правовой осведомленностью. В таких группах есть знатоки законов, зачастую из лиц, ранее работавших в правоохранительных органах.

Попробуем классифицировать элементы КС:

  1. Поведенческие атрибуты, к которым мы относим «законы», правила и тенденции «другой жизни», клятвы и проклятья. Все они выступают в качестве регуляторов поведения преступников.

  2. Стратификационно-стигмативные элементы, позволяющие «верхам» разделять «низы» на иерархические группы, «пометить» каждого из них.

  3. Коммуникативные атрибуты (татуировки, клички, уголовный жаргон), выступающие как средство общения, межличностного и группового взаимодействия.

  4. Экономические атрибуты («общий котел» и принципы материальной взаимопомощи), являющиеся материальной базой криминальных групп, их сплочения к дальнейшей криминализации.

  5. Сексуально-эротические ценности - особое отношение к лицам противоположного пола, половые извращения, проституция, порнография, гомосексуализм.

  6. Особое отношение к своему здоровью - от симуляции болезней, самоповреждений до занятий спортом, строгого соблюдения режима жизни и питания.

  7. Алкоголизм, употребление наркотических и токсических веществ как средство «сплочения» преступных сообществ.


Рекомендуемая литература:

1. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юрид. лит., 1990. - 304 с.

2. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь: Приз, 1994. - 313 с.

3. Жилин О.А. Основы организации и тактики борьбы оперативных аппаратов милиции с криминальными группами: Учебное пособие. - М.: ЮИ МВД России, 1995. - 91 с.

4. Климов А.И., Вербовой В.Т. Правовые и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Учебное пособие. - М.: ЮИ МВД России, 1994. - 125 с.

5. Мильяненков Л.А. По ту сторону закона: Энциклопедия преступного мира. - СПб.: Редакция журнала «Дамы и господа», 1992. - 118 с.

6. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): Учебное пособие. В 2-х частях. - Домодедово: РИПК МВД России, 1994. - Ч. 1. - 130 с.

7. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): Учебное пособие. В 2-х частях. - Домодедово: РИПК МВД России, 1994. - Ч. 2. - 138 с.

  1. Жилин О.А. Агентурное прикрытие криминальных групп // ОРР. - 1993. - № 4 (129). - С. 33-39.

  2. Скобликов П.А. Оперативные контакты с лидерами и «авторитетами» преступного мира и их подручными // ОРР. - 1993. - № 5. - С. 9-14.

  3. Энциклопедия преступлений и катастроф: Символика тюрем: Нравы уголовного мира всех стран и народов / Сост. Н.В. Трус - Мн., 1996. - 512 с.


Литература по вопросам психологии личности преступника:

  1. Антонян Ю.М., еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. - М.: Юристъ, 1996. - С. 3-175.

  2. Антонян Ю.М., Голубев В.П. Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждение: Пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. - 192 с.

  3. Антонян Ю.М., психология убийства. - М.: Юристъ, 1997. - С. 304.

  4. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления: научно-популярное исследование. - М.: Амальтея, 1993. - 320 с.

  5. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). - Д.: Сталкер, 1998. - С. 93-126.

  6. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник. - СПб.: питер Пресс, 1997. - С. 328-364.

  7. еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в 2-х частях). Часть 2. Юридическая психология: Учебник. - м.: Юрид. лит., 1996. - С. 121-223.

  8. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения: Учебное пособие. - Горький: ГВШ МВД СССР, 1974. - 168 с.

  9. Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 1994. - 144 с.

  10. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. В 5 частях: ч. 1, 2. - М.: Профобразование, 1992. - С. 19-44.

  11. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - С. 264-286.

  12. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. - М: Зерцало, 1998. - С. 58-89.

  13. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. - М.: Право и закон, 1996. - С. 22-29.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта