Главная страница
Навигация по странице:

Гипотезы происхождения жизни


Скачать 489 Kb.
Название Гипотезы происхождения жизни
Анкор Urok-biologii.doc
Дата 07.05.2017
Размер 489 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Urok-biologii.doc
Тип Урок
#8810

УРОК БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

Тема: «Гипотезы происхождения жизни»
Пусть лучше мой разум будет открыт сомнению,

чем ограничен убежденностью.

Д. Спенс

Цель: изучить основные аспекты современной теории возникновения жизни на Земле - гипотезы А.И.Опарина- Дж. Холдейна.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции.

  2. Совершенствовать у школьников умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам.

  3. Пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле.

  4. Убедить учащихся в неповторимости жизни как способа существования.

    1. Ориентировочно-мотивационный этап:

Учитель: Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле, существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас? (сообщение темы урока, определение задач урока)

    1. Этап актуализации знаний.

Учитель: А что же такое жизнь? Что ассоциируется у вас с этим понятием? (Каждому ученику в классе предлагается произнести только одно слово. Появляется набор слов: рост, гамета, цветок, развитие, эмбрион, опыление, проросток, питание, ребенок, старение, семья, любовь и даже смерть, ненависть, болезнь и т.д.).
Давайте попытаемся сформулировать понятие “жизнь” с точки зрения биологии. Затем на каждый стол раздаются и анализируются листы с определением жизни мыслителями разных эпох.

«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди».

Жизнь – это

  1. “питание, рост и одряхление” (Аристотель)

  2. “стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус)

  3. “совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша)

  4. “химическая функция” (А. Лавуазье)

  5. “сложный химический процесс” (И.П. Павлов)

  6. “особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин)

  7. “способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)

Учитель: В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы о возникновении жизни. Вопросы: Что такое гипотеза? Чем гипотеза отличается от теории или закона? С какими гипотезами вы знакомы? (ответы детей).

Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с основыми гипотезами возникновения жизни на Земле.

    1. Изучение нового материала:

1. Самостоятельная работа в группах по изучению текста (Приложение).

Задание: На основе анализа текста раскрыть различия в подходах с религиозных и научных позиций.

2.Фронтальный опрос:

Задание: 1. Назовите основные идеи, объясняющие происхождение жизни на Земле?

Ответ: Метафизическая (жизнь создана Богом).

Теория панспермии (жизнь занесена из космоса).

Теория самозарождения.

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина.

Гипотеза геологической вечности жизни

Заполнение схемы (по ходу беседы)



2. Все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Каким? Назовите их. (Ответ: Биогенез-«живое из живого». Абиогенез-« живое из неживого».)

3. Как долго существовали представления о самозарождении организмов. В чем заслуга Франческо Реди в этом вопросе? Ответ: Представления сохранялись до 19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать невозможность самозарождения жизни. В 17 веке Франческо Реди проделал опыты: (Рис. № 1.)



  1. Сырое мясо в закрытом горшке.

  2. Сырое мясо в четырех сосудах было открыто, в 4х-прикрыто кисеёй. Кисея (ударение на букву «я»)- это легкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Результат: в открытых сосудах завелись личинки мясной мухи, а в закрытых самозарождения не произошло.

4. В 1859 году Парижская академия наук учредила премию за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Кто и когда получил эту премию? В чем была его заслуга?

Ответ: Премия была учреждена за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Опыт Пастера: в сосуде с S- образным горлышком бульон хранился долгое время и оставался стерильным, так как микроорганизмы оседали на стенках изогнутой трубки и в бульон не попадали. Однако стоило обмыть изгиб трубки бульоном, как начиналось гниение, вызванное микроорганизмами. Л.Пастер доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни.



5. Кто автор гипотезы биохимической эволюции? Когда она была сформулирована? Какова её основная мысль?

Ответ: В20-е годы XXв. Русский учёный А.И.Опарин и англичанин Дж.Холдейн высказали гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, которая и легла в основу современных представлений. Эта гипотеза завоевала много сторонников, т.к. получила экспериментальное подтверждение. Стенли Миллер смоделировал условия, предположительно существовавшие в первичной атмосфере Земли и в созданной им установке получил аминокислоты и т.д.



Установка С.Миллера



Земля в момент зарождения жизни.

Учитель: Реакция Миллера указывает лишь на возможный принцип организации живого из неживого. «Химия жизни» только на первый взгляд однообразна.



    1. Этап первичного усвоения знаний.

Фронтальное заполнение таблицы «Сравнительная характеристика основных гипотез происхождения жизни на Земле».

Гипотеза

Автор

Основные положения

Подтверждена экспериментально?

Кем и когда?













    1. Итоги урока (оценка работы учащихся)

Рефлексия:

Учитель: Обратите внимание на слова, которые написаны на доске?

«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди».

Как вы понимаете смысл этого выражения?

Ученик: Наверное, потому, что у каждого из нас своя дорога в жизни.

Учитель: Да. Конечно! У каждого из вас своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто-то из вас станет ученым – биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы. Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, родилась в г. Скопье, современная Югославия, годы жизни1910-1997 г.г.) – это женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 году была удостоена Нобелевской премией. Это имя уже стало именем нарицательным. Но мир помнит о ней.

«Жизнь – возможность, используйте ее,
Жизнь – красота, восхищайтесь ею,
Жизнь – мечта, осуществите ее,
Жизнь – игра, сыграйте ее».


Домашнее задание: изучить § 89-90, разработать и представить схему преобразований на планете при абиогенном происхождении жизни.

УРОК БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

Тема: «Основные этапы развития жизни на Земле»

Сухой вдыхая воздух, водный житель

Найдёт на суше новую обитель.

Э.Дарвин

Цель: сформировать представления об этапах развития жизни на Земле.

Задачи:1.Познакомить с гипотезами происхождения эукариот.

2. Продолжить формировать навыки моделирования, умения анализа схем и активного обсуждения проблемы.

3.Способствовать формированию научной картины мира в представлениях учащихся.

Ход урока:

  1. Проверка знаний.

Представление домашнего задания. Заполнение схемы возле доски (пример)











Беседа по вопросам:

  • Почему учённые считают гипотезу абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции наиболее приемлемой? (Ответ: так она с научной точки зрения является наиболее разработанной)

  • Какая проблема в гипотезе абиогенного зарождения жизни является наиболее сложной? (Ответ: гипотеза не даёт ответ на вопрос – как произошел качественный скачок от неживого к живому)

  • Почему ученые считают, что открытия, сделанные при изучении РНК, могут дать ключ к решению проблемы возникновения жизни? (Ответ: некоторые РНК имеют явно выраженную каталитическую активность и способны к саморепродукции в отсутствии белковых ферментов. т.о. древняя РНК могла совмещать в себе каталитические и информационно-генетические функции, что обеспечивало макромолекулярной системе способность к саморепродукции. Если данное предположение верно, то, очевидно, что дальнейшая эволюция шла в направлении РНК-белок-ДНК).



  1. Изучение нового материала.

Основные этапы развития жизни на Земле:

  • Этап химической эволюции (содержание прошлого урока);



  • Этап предбиологической эволюции;



  • Биологический этап эволюции.



Знакомство с понятием: Биопоэз – это переход от неживого к живому.

Гипотеза Биопоэза сформулирована в 1947 году английским ученым Джоном Берналом.
Основные этапы биопоэза: (записать в тетрадь)

  1. возникновение мембран у коацерватов,

  2. возникновение способности к самовоспроизведению,

  3. возникновение метаболизма,

  4. возникновение фотосинтеза,

  5. возникновение кислородного дыхания.


Задание: ученики работают парами. На каждый стол учитель выдает перечень вопросов . Каждая мини группа отвечает на вопросы. Ответ нужно найти в тексте учебника.

  1. Каким образом образовались клеточные мембраны у коацерватов. Что в этом положительного? (Путем выстраивания молекул липидов на поверхности коацерватов. Это обеспечивало стабильность их формы)

  2. Прочему стало возможна способность к самовоспроизведению у коацерватов? (Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот)

  3. Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ)

  4. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась и конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции, (хемосинтез) возникли автотрофы)

  5. Почему первые живые организмы были анаэробными? (Вероятно, в водной среде еще отсутствовал кислород)

  6. Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода)

  7. Почему стал возможен выход организмов из воды на сушу? (Первоначально жизнь развивалась в водах океана, так как ультрафиолетовое излучение губительно влияло на них. А появление озонового слоя в результате накопления кислорода в атмосфере создало предпосылки выхода на сушу).

  8. Выполни задание: (индивидуальные листы, взаипомпроверка)

Расположи названные структуры и процессы в последовательности

их появления в ходе эволюции:

а) фотосинтез;

б) прокариоты;

в) дыхание;

г) хемосинтез;

д) абиогенный синтез мономеров;

е) эукариоты;

ж) образование наружной мембраны;

з) самовоспроизведение молекул;

и) брожение.

  1. Изучи гипотезы происхождения эукариот. Дайте ответ на вопрос:

Какие существуют гипотезы происхождения эукариот? (ответ: симбиотическое образование и путём впячивания клеточной мембраны)


  1. Первичное усвоение изученного.

  1. Работа в группах. Используя раздаточный материал, смоделируйте клетки эукариот на этапах формирования:

  • 1 группа - путём симбиотического образования клеток? (см рис. 144 на стр. 354 учебника).



  • 2 группа - путем впячивания клеточной мембраны? (см рис. 143 на стр. 354 учебника)

Существует мнение: Переход от неживого к живому – биопоэз. Хотя живое использует далеко не все существующие элементы, но с теми, который «идут в дело», оно умеет распорядиться крайне хитроумно. Это приспособленность и связь между жизнью и её неживым субстратом поразительна. Видимо, такая изощрённость создавалась и совершенствовалась в течение миллиардов лет химической и органической эволюции. Английский химик Пири отразил это наглядной схемой, где эволюция живого представлена в виде двух конусов, напоминающих песочные часы. Нижний конус – преджизнь с химическим разнообразием элементов, которые участвуют в неорганическом синтезе преджизни с её структурной простотой. Верхний – развитая жизнь с её морфологическим разнообразием и небольшим набором биохимических реакций. При всей упрощенности этой схемы она отражает одну из главных способностей путей образования биосферы.

Обратим внимание на принципиальное различие живого и неживого.Эти различия связаны с симметрией. В 1848г. Луи Пастер вывел закон киральной чистоты: живое вещество состоит из кирально чистых структур. Киральная чистота – наличие объектов, не совместимых со своим зеркальнвм отражением (типа правой и левой руки, откуда и происхождение термина от греческого – «хирос» - рука). Белки живого построены только из «левых» (поляризующих свет влево) аминокислот, нуклеиновкые кислоты сложены исключительно из поляризующих свет вправо сахаров. Вещества небиогенного происхождения кирально симметричны – «левых и правых» молекул в них поровну. Киральная чистота обуславливает уникальную специфику живого, несводимость его к неживому. Синтезировать кирално чистые вещества в лабораторных условиях – пока нерешенная технологическая проблема.

Как могло произойти разделение живого и неживого? Эволюционный подход с его утверждением плавного и постепенного изменения ответа не даёт. Более вероятным оказывается предположение о скачкообразном («катастрофическом») характере этого уникального процесса, когда в предбиологической стадии химической эволюции была нарушена тенденция к установлению зеркальной симметрии между «правым и левым» - возникло живое с его особым качеством киральной чистоты. При этом, как на это указывает широкий географический разброс мест обнаружения «первожизни», такое событие имело настолько глобальный, повсеместный характер, что для «времени скачка» оказывалось таким же «обычным» явлением, как и в наши дни образование дождевых капель, снежинок, ржавчины. Событие такого масштаба произошло, вероятно, под воздействием космического фактора. Теоретические расчеты показали, что минимальное время такого перехода от равномерного распределения (киральной симметрии) и самоусиления (самоорганизации) к обретению киральной чистоты оценивается от одного до 10-15 млн. лет, то есть по (геологическим часам) это может быть названо мгновением.

Итоги урока: К какой гипотезе возникновения жизни вы склоняетесь? Почему?

Вывод: Современная наука убедительно доказывает принципиальную возможность синтеза основных биологических молекул в условиях, соответствующих началу истории Земли. Однако превращение неживого в живое требует радикального изменения свойств материи, а именно изменения симметрии. Механизмы возникновения киральной чистоты живых организмов даже в предбиологической стадии не ясны и загадочны. Важно подчеркнуть, что даже на начальной стадии процесс возникновения молекул жизни является самоорганизующимся. Знания начал жизни даёт ключ к пониманию последующих стадий развития живого.

Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: § 91 на стр.356 учебника.

Ответить на вопросы:( распечатка)

Какие этапы формирования жизни выделил Д. Бернал?

Что происходило на первом этапе химической эволюции?

Опиши состояние древней атмосферы.

Какие процессы протекали на втором этапе предбиологической эволюции?

Кто появился на этом этапе?

Что происходило на третьем этапе биологической эволюции?

Кем были первые организмы по строению прокариоты или эукариоты?

Кем были первые организмы по способу питания автотрофы или гетеротрофы?

Какие и почему на этом этапе произошли ароморфозы?

К чему привело возникновение фотосинтеза?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Метафизическое представление.

Сторонники креационизма убеждены в сотворении мироздания Богом из ничего. Жизнь также возникла по воле Бога. Причём Бог мог использовать и материю для создания живых существ. (Адам был создан из праха земного, Ева из ребра Адама).

 Бог ещё и дал дыхание жизни, и стала душа живая. Вода произвела рыб , земля – животных по повелению Бога . Таким образом, Бог в принципе мог управлять и изменять материю (управлять и производить эволюцию химических веществ, а затем и органических существ). Таким образом,  учение креационизма утверждает то, что возникновение жизни есть результат творческого акта духовного начала, за которым стоит Бог.
 Выдержки из Библии.

Строки из Библии

Объяснение строк Библии

 

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою...»

Вот оно, начало происхождения нашей планеты, не взрыв, не осколок астероида или какие-то плоды гаданий материалистов. В начале земля и небо родились как идея, мысль, желание в Разуме Бога создать и осуществить в будущем строительство реальных Земли и Неба. Бог совершил это деяние, подумав: «Буду делать Землю и Небо в своем разуме», то есть спланировал их создание, также как и мы, сначала принимаем решение, рождаем мысль: «построю дачу, куплю машину», но реальных дачи и машины у нас пока нет, они только в мыслях. Поэтому Земля и Небо были безвидны и пусты, они существовали только в Разуме — в мыслях Бога, поэтому и в бездне, в космическом пространстве была тьма, там реально также ничего не существовало, только безжизненная тьма. Но вот появляется новая трудность, откуда взялась вода? «...и Дух Божий носился над водою...». И далее появляется некий свет, но не солнечный, о Солнце будет сказано на четвертый день, «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Конечно, Солнце к этому времени уже было, но о процессе его создания упоминается позднее.

 

Рассмотрим, что произошло во второй день. В этот день был осуществлен очень важный этап грандиозных Божественных свершений: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый».

 

 

И сказал Бог: «да будет твердь посреди воды» — это Его замысел, Он решил это в Своем разуме и поручает Премудрости осуществить его. Рассмотрим поподробнее, как это было осуществлено. Источники великой бездны открылись силой Духа Божия и поток живой воды — воды духовного мира из этих источников направлен в сторону очерченной сферы будущей земли. Вода начинает наполнять эту сферу, и вот она наполнена.

 

Наступает третий день: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий»

 

 

Создание суши и воды, появление растений

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый»

 

В четвертый день мы знакомимся с существованием светил и звезд, но знакомимся «телеграфно», узнаем только их предназначение. В Ветхом Завете человеку еще не нужны глубокие познания о Солнце, Луне, звездах. Позднее, когда человек, благодаря мышлению, достигнет высокого уровня разумности, он начнет познавать устройство светил на небе.

 

 

Наступает пятый день: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый»

Заселение суши и морей животными.

 

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо». Наступил самый главный момент творения: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Наступает шестой, очень важный по творениям день. Точно так же, как в пятый, и в шестой день были сотворены Премудростью по родам разумы скотов, гадов, зверей земных, совместимых с землей и пищей, производимой землей, так как среда их обитания — земля. И увидел Бог, что премудрость все исполнила хорошо.

 

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Итак, предназначение седьмого дня — проверить все, что делалось в течение шести дней. То же и нам необходимо делать, и это благословение-предназначение войдет в десять заповедей Ветхого Завета. Шесть дней должны делать дела свои, а седьмой день проверять, не совершили ли каких ошибок-грехов, не нарушили ли Божественные законы и так далее. Отсюда и пословица: «Семь раз отмерь и один раз отрежь», ведь Бог проверял Свои деяния все шесть дней и после еще один седьмой день потратил на общую проверку Своих дел

Гипотезы самопроизвольного зарождения жизни.

 Древние и средневековые представления о зарождении жизни. Многие считали, что жизнь постоянно самозарождается (Аристотель, Парацельс). Из ила появляются головастики, из гнили черви, из грязного белья с зерном – мыши, причём обоих полов и уже взрослые. Элементарные наблюдения и опыты показали, что все живые существа появлялись из живых икринок, яичек, семян и из живых организмов (Франческо Реди 1668 г). Из неорганических веществ даже на сей день человечество не синтезировано ни одной живой клетки. Научно не описано и не наблюдалось самозарождение жизни из неорганических веществ. Это и неудивительно, ведь для появления жизни нужен разум. В масштабах же не лаборатории, а Вселенной – нужен Бог.

В древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы». Древнеримский философ Тит Лукреций Кар в I веке до нашей эры в произведении «О природе вещей» писал:

«Видеть бывает легко.
Как из кучи зловонной навоза,
Черви живые ползут, зарождаясь…». 

Например, средневековый алхимик Парацельс в 16 веке предложил рецепт создания маленького живого человека. Он рекомендовал выдержать разлагающуюся мочу определенное время в тыкве, а затем поместить ее в лошадиный желудок, где и будет развиваться гомункулюс. В поэтической форме эти идеи отражены в гениальном произведении И.В. Гете «Фауст». Такие представления сохранялись до 19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать невозможность самозарождения жизни. В 17 веке Франческо Реди проделал опыты Сырое мясо в закрытом горшке.

(демонстрация рисунков на слайдах  «Опыты Реди»)

Сырое мясо в четырех сосудах было открыто, в 4х-прикрыто кисеёй- это легкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Результат: в открытых сосудах завелись личинки мясной мухи, а в закрытых самозарождения не произошло.

Опыты Пастера. Французский учёный Луи Пастер (1822-95 гг.) опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Вывод: даже одноклеточные микробы не могут сами по себе появиться, или возникнуть. Жизнь не может самозародиться из неживого.
Луи Пастер обрабатывал питательную среду через нагревание, которую размещал в колбах имеющие различные, в том числе S-образные трубочки. После обработки в колбах бульон сохранялся неограниченно долго. Так как колбы имели длинные изогнутые трубки то пыль в трубках оседала, не достигая бульона в колбе. И в бульон не попадали гнилостные бактерии, находящиеся на пыли. Если же трубки убирались и пыль оседала на бульон (на пыли содержались и микробы), то бульон вскоре прокисал.
Длительное сохранение продуктов путём пастеризации, консервации названо в честь Луи Пастера. Стерилизация операционных от микробов основана на этом же открытии. Премия была учреждена за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Л.Пастер доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни. (демонстрация рисунков на слайдах  «Опыты Пастера»)

Что такое пастеризация? Это способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до температуры обычно 60-70 ° C с различной выдержкой от 15 до 30 минут. Такое название связано с именем учёного, сделавшего это открытие. Луи Пастер.

Гипотеза панспермии.

Была выдвинута немецким учёным Г. Рихтером в 1865 году и поддержанная Г. Гельмгольцем и С. Аррениусом. Шведский ученый Сванте Август Аррениус и Владимир Иванович Вернадский считали, что жизнь и ее зачатки занесены из космоса. Она называется теорией панспермии. Основатель немецкий химик Юстус Либих предполагал, что простейшие организмы или споры переносятся с планеты на планету метеоритами.Есть  учение о панспермии: жизнь, возникнув во вселенной, может начать распространяться вместе с метеоритами, кометами, космическими обломками и пылью, возможно, и направленно разумными существами. Там где условия подходящие, туда искусственно заносится жизнь.

Панспермия (греч. panspermía — смесь всяких семян, от παν (pan) — весь, всякий и σπερμα (sperma) — семя) — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет каких-либо «зародышей жизни».

Согласно панспермии, рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни (например, споры микроорганизмов) переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света. С помощью панспермии объясняли и появление жизни на Земле. После открытия космических лучей и выяснения действия радиации на биологические объекты позиция гипотезы весьма ослабла.

Доказательства:  Однако после того, как миссией Аполлон-12 были найдены живые земные микроорганизмы на прилунившемся зонде Сервейер-3, о ней стали говорить чаще. В последнее время особенно часто идеи панспермии упоминаются в контексте обмена веществом между Землёй и Марсом, когда на его поверхности ещё было много воды. Полученные в 2006 году результаты миссии Deep Impact по исследованию кометного вещества неопровержимо доказывают наличие в кометном веществе воды и простейших органических соединений. Это указывает на кометы как на один из возможных переносчиков жизни во Вселенной.

Теория панспермиии рассматривает вопрос о происхождении жизни именно на Земле  не абстрактно, а конкретно применительно к Земле,  как вообще возникла жизнь вопрос остаётся за скобками. Различают направленную (искусственную) и ненаправленную панспермии Насчёт первой нет никаких конкретных фактов, которые служили бы доводами в её пользу, а вторая исключительно маловероятна по современному уровню знания.

Гипотеза биохимической эволюции.

Теория А.И.Опарина- Дж. Бернала.

В соответствии с концепцией О.Ю. Шмидта более 5 млрд. лет назад в результате Большого взрыва из газово-пылевого облака образовалось Солнце. Из оставшейся части облака, вращающегося вокруг Солнца, формировались планеты Солнечной системы, в том числе и Земля.

Первоначально Земля была холодной, но благодаря распаду радиоактивных элементов она разогрелась, температура в ее недрах достигла выше 1000° C. В результате твердые породы начали плавиться и распределяться определенным образом: в центре – самые тяжелые. А на поверхности - самые легкие. Под влиянием высокой температуры вещества вступали в химические реакции.

Атмосфера Земли в то время была бескислородной. В ее состав входили азот, водяной пар, углекислый газ, сероводород, аммиак, метан и др. Свободный кислород, который выделялся из мантии, быстро расходовался на процессы окисления.

Затем наступил период охлаждения планеты. Температура на поверхности Земли снизилась до 100° C. Началась конденсация водяного пара в атмосфере, пошли проливные дожди, продолжавшиеся тысячелетия. Горячая вода заполняла впадины земной поверхности. Эту концепцию развили или углубили в своих работах в 1924 году А.И. Опарин, в 1929 году английский биолог Дж. Холдейн и в 1947 году английский физик Джон Бернал.Процесс формирования первых органических соединений на Земле называют химической эволюцией.

Небиологический, или абиогенный (от греческого «а» - отрицательная частица, «БИОС»- жизнь, «генезис»- происхождение). На этом этапе в атмосфере Земли и в водах первичного океана, насыщенных разнообразными неорганическими веществами, в условиях интенсивного солнечного излучения происходили химические реакции. В ходе этих реакций из неорганических веществ могли сформироваться простые органические вещества- аминокислоты, простые углеводы, спирты, жирные кислоты, азотистые основания.

Возможность синтеза органических веществ из неорганических в водах первичного океана подтвердилась в опытах американского ученого С.Миллера и отечественных ученых А.Г. Пасынского и Т.Е.Павловской.

Миллер сконструировал установку, в которую помещалась смесь газов: метана, аммиака, водорода, паров воды. Эти газы могли входить в состав первичной атмосферы. В другой части аппарата находилась вода, которая доводилась до кипения. Газы и водяной пар, циркулировавшие в аппарате под высоким давлением, в течение недели подвергались воздействию электрических разрядов. В результате в смеси образовалось около 150 аминокислот, часть из которых входит в состав белков.

1-й этап – абиогенный синтез низкомолекулярных органических веществ (биомономеров) из неорганических веществ.

2-й этап – образование биополимеров) – полинуклеотидов, белково-липидных систем и др.

3-й этап- появление коацерватов (пробионтов).

( коацерват.от латинского «коацервус»- сгусток, куча). Молекулы белков, обладающие амфотерностью, при определенных условиях могут самопроизвольно концентрироваться и образовывать коллоидные комплексы, которые получили название коацерватов. Коацерватные капли образуются при смешивании двух разных белков. Раствор одного белка в воде прозрачен. При смешивании разных белков раствор мутнеет, под микроскопом в нем заметны плавающие в воде капли. Такие капли коацерватов могли возникнуть в водах первичного океана, где находились разнообразные белки.

Определение: коацерваты - это фазообособленные системы органических веществ. (пробионты, праорганизмы) Коацерватные капли могут служить моделями первичных предбиологических систем – пробионтов.

4-й этап – возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.

5-й этап. Поэтапное повторение – закрепление.

Гипотеза геологической вечности жизни

В соответствии с которой синтез органических веществ осуществляется не на Земле, а на ранних стадиях развития Солнечной системы, то есть за пределами Земли. Эта гипотеза основана на следующих положениях:

  1. Темпы эволюции довольно медленны, о чем свидетельствуют палеонтологические находки. Например, для эволюции позвоночных потребовалось около 0,5 млрд лет. Поэтому отрезок времени в 3,5-4 млрд лет (с момента появления первых живых организмов) слишком мал для зарождения жизни и возникновения всего многообразия органического мира.

  2. Образование всех горных пород на Земле шло с участием живых организмов. Более 50 лет назад В.И.Вернадский писал: «…нигде не нашли мы в биосфере горных пород, которые указывали бы на их образование в течение геологического времени в отсутствии живого вещества. Даже массивные породы, как вулканические, так и плутонические, носят в себе следы существования живого вещества в условиях их образования».

  3. Земля принадлежит к внутренним планетам Солнечной системы, поэтому в ее первичной атмосфере присутствовали в основном водяной пар, углекислый газ, сернистый газ, сероводород, азот, а не метан и другие углеводороды, как считалось раньше. В основном атмосфера содержала углекислый газ, не способный самопроизвольно превращаться в органические соединения.
    Углекислый газ относится к устойчивым термодинамическим соединениям, поэтому он не способен самопроизвольно превращаться в углеродсодержащие органические соединения. Это подтверждает возможность переноса органических веще e7f ств с одних космических тел на другие с помощью метеоритов.

  4. Сложные органические соединения присутствуют в различных телах Солнечной системы. Так, в составе метеоритов обнаружены углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, аминокислоты.

Органические соединения формировались на поверхности пылевых частиц в период остывания газово-пылевой солнечной туманности. Реакции ускорялись в присутствии зерен магнетита – Fe3O4 и глинистых минералов – силикатов. Первоначально в ходе химических реакций возникла водород-метан-аммиачная смесь газов:

2СО + 2Н2 ® СН4 + СО2
С02 + 4Н2 ® СН4 + 2Н20
N2 + 3H2 ® 2NH3

Таким образом, возникшие в космических условиях органические вещества вошли в состав многих космических тел. Однако лишь на Земле сложились условия для их преобразования в живые тела.


написать администратору сайта