Навигация по странице:
|
ГИТ описание инструкция. Гит описание субтестов с качественным анализом
ГИТ
описание субтестов с качественным анализом
качественный анализ Борисовой Е.М.
лингвистический качественный анализ
качественный анализ по м.Д.Толлингеровой
Клюева Т.Н.
канд. психологических наук,
директор Регионального социопсихологического центра
Илюхина Н.В.
директора Центра психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения г.Отрадного
Сергеева Е.Н.
канд. филологических наук,
Самарский государственный университет
ВВЕДЕНИЕ
(из диплома педагога-психолога ЦППМСС г.Отрадного Пургаевой Ж.Ю.)
*** нужно отредактировать ***
“Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний” [25]. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития. По существу, “умственное развитие – это характеристика способов, форм и содержания мышления человека” [11].
Уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. Уровень умственного развития должен в первую очередь отражать наиболее типичные, общие, характерные возрастные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объёма и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.
В этом плане проблема умственного развития смыкается с проблемой интеллекта, или общей умственной способности. Интеллект – это “не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению” [11]. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Поэтому нельзя не согласиться со справедливым утверждением Н.С.Лейтеса, что “…подлинное умственное развитие, очевидно, не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость, в некоторых отношениях единство умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнения” [16].
Однако, несомненно и другое: уровень умственного развития зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения и пр.
Из вышесказанного можно сделать вывод о неправомерности отождествления понятий “уровень умственного развития” и “интеллект”. Диагностика этих психологических феноменов также должна быть различной.
В настоящее время особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики человека. В самых разных видах человеческой деятельности среди профессионально значимых качеств называют такие особенности психики, как избирательность восприятия, наблюдательность, оперативная память, гибкость мышления, быстрота обобщения и оценки ситуации, принятия решения и т. п. Очевидно, что эти и другие качества должны проявляться и развиваться у человека прежде всего в конкретных условиях игровой, учебной и профессиональной деятельности.
Важная роль в психическом развитии человека принадлежит школе. В процессе усвоения знаний, умений, навыков осуществляется умственное развитие учащихся. В настоящее время школа остро нуждается в психологической диагностике, позволяющей систематически контролировать ход и темпы психического развития каждого ученика, раскрывать резервы его познавательных возможностей.
Оптимизация процесса обучения неизбежно приводит к его дифференциации. При усвоении единой учебной программы выделяются ученики с пониженным и повышенным темпом овладения материалом. Как показывают психологические исследования, в основе этого различия лежит качественное своеобразие структуры мыслительной деятельности. Анализ этой структуры, своевременная коррекция слаборазвитых компонентов, сравнение и выбор различных обучающих программ невозможны без создания и применения психодиагностических методик.
Широкий размах приобрели исследования, показывающие огромную роль обучения в интеллектуальном развитии; обнаружена тесная и неразрывная связь между уровнем развития интеллекта и содержанием обучения, обеспечивающим формирование теоретических обобщений подлинно научного характера [12].
Важная отличительная особенность конструирования психодиагностических методик в отечественной психологии – признание того факта, что интеллект не существует вне реальной деятельности человека, в частности вне учебной деятельности. Поэтому судить об интеллекте можно, только выделяя его характеристики в конкретных видах деятельности, а не абстрагируясь от них. Итак, специфические особенности интеллекта порождаются деятельностью, в условиях которой личность развивается. Смена одной деятельности другой приводит к качественным преобразованиям интеллекта.
Реализация этого принципа предполагает совершенно иной подход и к подбору заданий тестов, и к организации работы по их применению. Конструируя задания тестов, отечественные психологи стремятся привлекать не искусственный материал, а материал учебного содержания, моделирующий ту или иную мыслительную способность.
По такому принципу был разработан Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацким психологом Дж. Ваной.
ОПИСАНИЕ
ГРУППОВОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТЕСТА
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Он предназначен для диагностики умственного развития детей 10–12 лет – учащихся 5–6-х классов. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены в 1993 г. кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой [1]. При этом в тест были внесены существенные изменения с тем, чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия; всё это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса.
Тест был исследован на надежность, валидность, получил довольно широкое распространение и хорошо зарекомендовал себя на практике. ГИТ относится к таким методикам, которые обладают всеми преимуществами тестов, а именно: удобством пользования, краткостью проводимого испытания, возможностью стандартизации и математической обработки данных, кроме того, он учитывает не столько количественные результаты, сколько качественные характеристики выполнения заданий
По своей структуре ГИТ содержит 7 субтестов:
Исполнение инструкций.
Арифметические задачи.
Дополнение предложений.
Определение сходства и различий.
Числовые ряды.
Аналогии.
Символы.
Тест разработан в двух формах – А и В, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут), всего теста – около 30 мин.
Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:
а) осуществление контроля за эффективностью школьного обучения;
б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
в) определение причин школьной неуспеваемости;
г) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;
д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;
е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.
ПРАВИЛА ТЕСТИРОВАНИЯ
1). Экспериментатор должен говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном.
2). Инструкции необходимо произносить точно, лучше их записывать или заранее выучить наизусть.
3). Во время зачитывания инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.
4). Время для решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.
5). Школьники, сидящие на одной парте, работают с параллельными формами.
6). Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.
7). Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.
ВРЕМЯ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СУБТЕСТОВ
-
1).
2).
3).
4).
5).
6).
7).
|
Исполнение инструкции
Арифметические задачи
Дополнение предложений
Определение сходства и различий
Числовые ряды
Установление аналогий
Символы
|
4 мин.
6 мин.
5 мин.
1,5 мин.
4 мин.
3 мин.
4 мин.
|
ИТОГО: 27,5 мин.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ
Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими словами: “Вы будете решать задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, вам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.
Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите”.
Экспериментатор должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит: “Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано “Дата”. Впишите туда сегодняшнюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т.д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже – дату своего рождения, потом номер школы и класса. Кто все сделал, положите ручки”.
ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ
После того как все дети написали сведения о себе, экспериментатор говорит: “Переверните страницу – только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано “Тест 1”.
Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов.
Тест 1.
“Пока не берите ручки. Под названием “Тест 1” написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде “Начинайте” вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу “Достаточно”.
Далее зачитывается инструкция и дается команда: “Начинайте”.
Через 4 минуты дается команда: “Достаточно, положите ручки”. Необходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание.
Тест 2.
“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 2”. Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте”.
Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста.
Тест 3.
“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 3”. В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово”. Объясните пример: “Ученик …………… задачу. Какое слово надо вписать? Следующий пример: У лошади четыре …………… .
Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл.
Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. “Начинайте”.
Через 5 минут дается та же команда, что и после предыдущих тестов, и добавляется: “Переверните всю тетрадь. У всех тест 4?”.
Проверьте, чтобы все правильно перевернули тетрадь. Помните, что расположение тестов 4–7 отличается от предыдущих.
Тест 4.
“Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву “С”, если у них разные значения, то напишите между ними букву “Р”.
Разберите с детьми 3 примера, приведенных в описании теста.
“Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте”.
Через 1,5 минуты дается команда “Достаточно! Положите ручки”.
Тест 5.
“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 5”. Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. “Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12-ти? … А потом? …” и т.д.
Затем экспериментатор говорит: “Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте”.
Через 4 минуты дается команда: “Достаточно! Положите ручки”.
Тест 6.
“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 6”. Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: “Вам надо выбрать одно из 4-х слов. Какое вы выберете?” Следующие примеры разберите аналогичным образом.
“Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то их 4-х слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым”. Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой. Через 5 минут дается обычная команда.
Тест 7.
“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано “Тест 7”. Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. “В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача – написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишите сначала только единицы, потом – только двойки и т.д. Начинайте!”.
Через 4 минуты дается команда “Достаточно. Положите ручки. Закройте тетрадь”.
Соберите тетради. Следите, чтобы в это время никто не работал.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
I. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.
1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или как правильное, или как неправильное.
2. Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.
Для обработки результатов первых 6-ти субтестов используются соответствующие шаблоны (для формы А и формы Б), которые удобно сложить по намеченным линиям в форму гармошки. Перевертывание страниц этой гармошки дает возможность совмещать правильные ответы на задания с результатами их выполнения в тетрадях.
Каждое задание в субтестах 1–6 справа обозначено цифрой. Если решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Если задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделяет выполненные задания от невыполненных. При такой обработке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.
Обработка субтеста 7 ведется по единому для форм А и Б шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста таким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначенные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, проставленными в шаблоне. Не правильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение данного субтеста (см. ниже).
II. ОБРАБОТКА ОТДЕЛЬНЫХ СУБТЕСТОВ
Субтетст 1. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в шаблоне. Задания, в которых необходимо выполнить две или несколько инструкций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инструкция в этом задании выполнена неправильно.
Например, в задании 5 теста 1А необходимо вписать слово “восходит” в предложение “Солнце …………….. на востоке” и не ставить крестик в пропущенное место. Если ребенок правильно вписал слово “восходит”, но в то же время не выполнил первого условия, то задание 5 считается выполненным неправильно и при первичной обработке цифра 5 в тестовой тетради зачеркивается. Точно так же ошибкой считается, если ребенок правильно не поставил крестик, но дополнил предложение не так как указано в шаблоне.
За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл, таким образом, максимально возможная оценка за выполнение субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 2. За каждую правильно решенную задачу ученик получает 1 балл. Правильные ответы приведены в шаблоне. Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение данного субтеста, равно 20.
Субтест 3. Задание считается выполненным неправильно, если в предложении не хватает одного слова или хотя бы одно слово дополнено неправильно, или вписаны два слова вместо одного. Грамматически неправильное дополнение оценивается как ошибка. Ошибки правописания не учитываются. Наряду со словами, приведенными в образце, могут встречаться и другие, которые можно признать правильными, если они – синонимы. В некоторых случаях встречаются индивидуальные решения, которые признаются правильными, если они по смыслу и грамматике верны.
За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 4. Подсчет баллов за выполнение данного субтеста несколько отличается от остальных. За каждую правильно поставленную букву (Р или С) ученику начисляется 1 балл, однако при подсчете общего результата за выполнение субтеста из количества правильных решений вычитается количество ошибок. Таким образом, при правильном выполнении всех заданий субтеста ученик может получить максимальный балл, равный 40. В то же время минимальный результат, равный 0 баллов, может быть получен учащимся при одинаковом количестве правильных и ошибочных решений. 0 баллов ученик получает и тогда, когда количество ошибочных решений превышает число правильно выполненных.
Субтест 5. При выполнении заданий субтеста каждый арифметический ряд должен быть продолжен двумя числами. Если проставлено только одно число, то решение считается неправильным. Если ряд продолжен более чем двумя числами, то при оценке учитываются только два первых. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 1 балл, т.е. максимальный результат за выполнение данного субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 6. Успешным считается такое решение задания, когда из четырех слов ответа подчеркнуто правильное (приведенное в шаблоне). Если из четырех слов ответа подчеркнуты два или больше слов и ни одно из них не обозначено каким-либо особым образом, то решение считается неправильным. Общий балл за выполнение субтеста равен количеству правильно выполненных заданий. Максимальный суммарный балл равен 40.
Субтест 7. При оценке выполнения данного субтеста количество правильных ответов умножается на константу 0,2 и результат округляется до целого числа. Так, если ученик правильно закодировал 102 значка, то его общий результат за выполнение субтеста равен 102 х 0,2 = 20,4, т.е. 20 баллам. Максимальный балл за выполнение данного субтеста составляет 200 х 0,2 = 40 баллов.
После обработки указанными выше способами каждого субтеста количество правильно выполненных заданий вписывается в свободную клетку, расположенную справа внизу под текстом каждого субтеста и обозначенную буквой “П”, В клетку, обозначенную буквой “О”, записывается количество ошибок.
Для записи результатов субтеста 4 кроме количества правильно и ошибочно выполненных заданий вычисляется также и их разность, которая записывается в клетку, обозначенную как “П-О”.
В субтесте 7 в клетку, обозначенную буквой “П”, вписывается балл, полученный в результате умножения количества правильных ответов на константу 0,2 и последующего округления.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
I. КОЛИЧЕСТЕННЫЙ АНАЛИЗ
После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам результаты переносятся в таблицу на 1-й странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки вносятся также ошибки и суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам пока точных норм нет. Ориентировочно количество ошибок оценивается так: от 0 до 5 – очень мало; 10–25 – среднее их количество; свыше 35 ошибок – очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.
Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Эти сведения переносятся в соответствующие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.
Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие проценту правильно выполненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуальную структуру умственного развития школьника.
Для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для российских школьников возрастная норма расположена: для пятиклассников в интервале от 80 до 100 баллов, для шестиклассников – от 90 до 110 баллов. Если баллы по тесту у учащегося 5-го класса расположены в интервале 60–79 баллов, то уровень его умственного развития оценивается как близкий к нормальному (немного ниже нормы). Если уровень выполнения оценивается 40–59 баллами, то это свидетельствует о низком умственном развитии. Если балл ниже 39, то умственное развитие признается очень низким. Балл выше 100 указывает на высокое умственное развитие ребенка.
Для шестиклассников уровень выполнения теста оценивается следующим образом: возрастная норма 90–110 баллов; немного ниже нормы – 70–89 баллов; низкий уровень умственного развития – 50–69 баллов; очень низкий уровень – ниже 49 баллов; высокий уровень умственного развития – выше 110 баллов.
Для удобства оценки уровня интеллектуального развития ребенка индивидуальные результаты можно представить в виде следующей таблицы:
|
Очень низкий
|
Низкий
|
Близкий к нормальному
|
Возрастная норма
|
Высокий
|
Для 5 кл-ов
|
ниже 39
|
40-59
|
60-79
|
80-100
|
выше 100
|
Для 6 кл-ов
|
ниже 49
|
50-69
|
70-89
|
90-110
|
выше 110
|
|
|
|