Главная страница
Навигация по странице:

фил вопр 39-47. Глобальные проблемы



Скачать 35.1 Kb.
Название Глобальные проблемы
Анкор фил вопр 39-47.docx
Дата 16.01.2018
Размер 35.1 Kb.
Формат файла docx
Имя файла фил вопр 39-47.docx
Тип Документы
#15369

39. Глобальные проблемы современности: признаки, возникновение, сущность, содержание

Глобальные проблемы представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

    Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в. 
    Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

  1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

  2. возможность всемирной экологической катастрофы;

  3. духовно-нравственный кризис человечества.

    Анализ глобальных проблем

    Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США. 

 Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.).

    Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности. 

    Рождение нового человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизни человека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху все измеряется в материальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла
    Демографическая проблема между тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни.

 Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более - умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это - позор человечества и прежде всего наиболее развитых стран. Вот где действительное поприще для защиты прав человека, когда попирается его основное право - на жизнь. Однако в международной политике и экономике господствуют двойные стандарты, а на вооружение тратится столько средств, что можно было бы в планетарном масштабе решить продовольственную, жилищную и образовательную проблемы. Современное "развитое" человечество тратит колоссальные средства на разработку оружия массового поражения вместо того, чтобы помогать нуждающимся встать на ноги, накормить голодающих; вместо того, чтобы победить невежество и фанатизм посредством развития мировой системы образования и т.д.

    СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в.
    СПИД и наркоманию в России сейчас можно назвать бедствием национального масштаба, обрушившимся на ее народы. Можно говорить о геноциде, ибо в результате заболеваний и пагубных пристрастий нация лишается наиболее активной и молодой своей части. Когда-нибудь статистика подсчитает, от чего погибло людей в России больше - от сталинских репрессий или от СПИДа и наркомании. И тогда рубеж тысячелетий в России войдет в историю не только благодаря попытке осуществления реформ… 
    Наряду с такими явными заболеваниями и пороками как СПИД и наркомания, существуют более "безобидные", которые просто уничтожают человека медленнее, но, тем не менее, так же неотвратимо. Сходство здесь лишь в том, что государство не вело борьбы ни с первыми, ни со вторыми. К числу вторых можно отнести пьянство, которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие и др.

    Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные.. Для борьбы сэтими болезнями и пороками должно сплотиться все общество и государство, от школы до правоохранительных органов.

    Наибольшее распространение сейчас в России получило табакокурение. Необходимо развивать специальные воспитательные и образовательные программы, направленные на просвещение подрастающего поколения. Следует также приложить все усилия, чтобы сделать табакокурение непривлекательным, отвратительным, каким оно на самом деле и является. Необходимо помогать человеку избавляться от этой крайне вредной привычки, развивать антирекламу табакокурения, потребления пива и алкогольных напитков. Государство должно повышать налоги на табачные изделия, направляя полученные средства на указанные меры.

    Одна из проблем, связанных с духовным недоразвитием - это сквернословие. Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Необходима экология не только окружающей среды, но и языка.

40. Научное познание; эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.
Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания.

41.Проблема истины в философии.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

42. Понятие общества. Основные концепции общественного развития.

Общество- в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.

I.В историческом плане становление проходит ряд этапов: община (форма совместного бытия чел, основанное на кровно-родственных связях), общность (я.с.б чел, связанных общим происх, языком, судьбой и взглядами), общество (продукт сознательной деятельности людей, объедин на основе совместных интересов и договоров).

Системообразующим элементом общества является соц отношения, кот склажываются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в кот эти индивиды находятся. Все общ отношения подразделяются на: материальные и духовные. Мат отношения возникают непосредственно в хоже практ деятельности чела, а духовные являются тражнием мат отношений и изначально формируются, проходя через сознание людей. Разные эпохи дают свое объяснение обществу.

В17-18в главным становится механико-атомарный подход к познанию общества. Ламетри рассматривает общество как совокупность индивидов, каждый из кот подчиняется законам мех формы движения материи. В этот период развитие общества понимается как хаотичное нагромождение случайностей.

С 19в — рубеж, когда начинается тоеритическое осмысление общества с позиции системного подхода.

Общество — совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества

Современные концепции:

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества.

43. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.

Социальная структура обозначает опосредованную сетью отношений между социальными элементами и через ее посредство воздействующую общую связь социального целого.

Социальная общность

Одним из наиболее распространенных подходов к формированию социальной структуры общества является выделение в качестве исходного элемента различных видов социальных общностей.

Социальная общность — реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует и другое определение социальной общности, когда под ней понимаются все существующие социальные объединения, члены которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

Социальные общности различаются разнообразием конкретных исторических и ситуационно обусловленных видов и форм. Общности различаются:

  • по количеству составляющих общность элементов (от двух элементов до многих миллионов)

  • по продолжительности существования (от кратковременных, существующих меньше продолжительных жизни одного поколения людей, до долговременных, существующих многие поколения)

  • по плотности связей между членами объединения (от тесносплоченных коллективов до номинальных объединений)

По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа — массовые и групповые. Массовые общности отличаются от групповых прежде всего качеством и степенью взаимодействия. Признаками массовой общности являются следующие черты:

  • объединения представляют собой аморфные образования с нечеткими разделительными границами

  • для объединения характера неопределенность количественного и качественного состава, ему присущи разнородность и межгрупповая природа

  • для объединения характерен ситуативный способ образования, объединение не устойчивым, но быстро меняющимся

Массовыми общностями являются толпа, политические и общественные движения, различные ассоциации.

В силу аморфного состава массовые общности не рассматриваются в качестве структурных социальной-групповой структуры общества.

Групповые общности (социальные группы) отличаются от массовых более тесным взаимодействием и выступают в качестве основных элементов структуры общества.

44. Основные концепции социальной дифференциации современного общества.

Социальная дифференциация – структурное разделение относительно однородного социального целого или его части на отдельные качественно отличные элементы (части, формы, уровни, классы). Социальная дифференциация означает как процесс расчленения, так и его последствия.

Можно выявить три группы процессов изменения систем социального расслоения. Долговременные изменения связаны с существованием фундаментальных основ расслоения. Такими являются, например, отношения родства, понимание социальной роли частной собственности и социальной сущности богатства, религиозные верования и т.д. Все эти отношения очень прочные. Основанные на них процессы расслоения устойчиво воспроизводятся. Изменения в них происходят очень медленно. Особенно медленно, незаметно происходят изменения в закрытых системах стратификации. Типичный пример закрытой системы - кастовое общество. 

Среднесрочные изменения связаны преимущественно с существованием таких оснований расслоения, как сословия, классы, регулирующие социальные отношения юридические нормы и пр. Они длятся иногда 50 - 150 лет. Даже формальные изменения, вносимые в эти отношения, например, законодателями, не исключают того, что "отмененные" отношения, нормы, представления будут еще долго существовать в видоизмененных формах. Такие изменения характерны для открытых обществ. Типичный пример открытого типа социальной системы - классовое общество, не исключающее радикальных изменений самого образа жизни класса, не говоря уже об образе жизни отдельных граждан. На микроуровне, где речь идет о внешнем выражении статусов, социальных ролей и позиций, об общественных и индивидуальных шкалах оценок и предпочтений, о многих элементах образа жизни и поведения индивидов, изменения происходят в течение активной жизни одного поколения (25 - 30 лет) и даже быстрее. 

Факторами, вызывающими изменения в системе социального расслоения в современном обществе, выступают: социальные кризисы, направленные на модернизацию общества реформаторские меры, процессы урбанизации и глобализации. Исключительную роль в стратификации современного общества играют процессы информатизации. 

Современные информационные технологии делают любую информацию в принципе общедоступной. Получение даже самой сверхсекретной информации - вопрос времени. Но информация становится все более специализированной и поэтому непонятной для непрофессионалов. В то же время эффективность любых видов деятельности все больше зависит от умения не только получать, но и понимать информацию. В условиях рынка и его неотъемлемого свойства - конкуренции, успех в возрастающей мере зависит от умения производить выгодную для себя информацию. Социальное происхождение и материальное положение как факторы расслоения уступают свое место и значение фактору информационной компетентности, включая, конечно, навыки обновления своих профессиональных знаний и навыков. На первое место по значению с точки зрения стратификации выдвигается культурный капитал. Он позволяет сохранять социальное лидерство, эффективно распоряжаться разного рода ресурсами, присваивать дефицитные блага и т.д.

45. Политическая система и ее основные элементы.

политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

  • культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

  • нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

  • коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

  • функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

46. Характеристика современной техногенной цивилизации.

Техника сопутствует человеку на всем протяжении его истории. Целенаправленное созидание искусственной среды и искусственных средств труда – один из существенных отличительных признаков человека, как биосоциального существа. По-видимому, благодаря именно этой способности человек смог занять лидирующее положение в Природе. Но рано или поздно количество переходит в качество. И по мере развития общества и его технической оснащенности стали проявляться некоторые противоречия между ними, вылившиеся в наше время в крупные проблемы. В первую очередь следует назвать экологическую, так как вследствие необдуманного и варварского отношения к природе под угрозой гибели оказалась вся планета Земля.

Не менее острыми являются негативные социальные последствия научно-технического прогресса. Техника более или менее защитив человека от стихии, дав ему тепло, жилище и пищу, вместе с тем сузила полноту общения с Миром, с Природой. А разделение труда привело к общему снижению физических и интеллектуальных нагрузок при одновременном перенапряжении одних мышц по сравнению с другими и канонизировало мыслительные процессы. В таких условиях человек не может быть развит гармонично. Возникла проблема незанятых рабочих рук и свободного времени. И, несмотря на все достижения техники, Человек не стал лучше и чище. Не стал счастливым.
47. Культура и цивилизация.

Культура — единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в мире, определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно екая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной материальной форм культуры.
Когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к тным или профессиональным характеристикам.
Если сама культура — это качество человеческого существования, то ее уровень может выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию господства, формы собственности, характер власти, социальную структуру. Культурный уровень — показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.
Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом, сделать ный вид культуры единственным показателем культурного уровня было свойственно человеку всегда. Свидетельством этому является роль одежды и украшений еще у древних. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизованным ем. Сам термин «цивилизация» появился в XVIII в. до XX в. он употреблялся как синоним ры. В нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. Цивилизация кодимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и имеют самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.

Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной, жизни человек может гь способность различать саму деятельность и ее результаты. Внешний, видимый мир ры становится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется клъ культуры.

В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации твил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как ый момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал ми чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, ческий рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, ie науки, безрелигиозность и тому подобные явления. > в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема ;ния понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если пъ цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и иющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
написать администратору сайта