Главная страница
Навигация по странице:

Физические показатели. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 0.83 Mb.
Название Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Анкор Физические показатели.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.83 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Физические показатели.doc
Тип Документы
#600
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Чита - 2013

Цель

Научить студентов использовать методы исследования и оценки физического развития детей и подростков, как показателя состояния здоровья детского населения (ПК-11, ПК-12, ПК-26).
Вопросы для самоподготовки

1. Физическое развитие, понятие, цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием детей и подростков.

2. Основные закономерности роста и развития ребенка и их характеристика.

3. Характеристика факторов, оказывающих воздействие на физическое развитие.

4. Методы исследования физического развития детей и подростков.

5. Методы оценки физического развития.
После освоения темы студент должен

  • знать:

- показатели физического развития, как критерия состояния здоровья детского населения;

- основные закономерности роста и развития ребенка;

- факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм ребенка;

- инструментарий, необходимый для антропометрических измерений.

  • уметь:

- оценить физическое развитие различными методами, проанализировать полученные результаты;

- провести оценку физического развития по комплексной программе (определение биологического уровня развития организма и его соответствия календарному (паспортному) возрасту).

  • владеть

- методикой исследования физического развития (антропометрические и физиометрические исследования, соматоскопия);

- методикой оценки физического развития детей и подростков (центильные шкалы, метод сигмальных отклонений, по шкалам регрессии).
Содержание

К основным закономерностям роста и развития организма детей и подростков относятся: 1) неравномерность темпа роста и развития; 2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; 3) половые различия; 4) генетическая обусловленность роста и развития; 5) акселерация; 6) обеспечение биологической избыточности. Неравномерность роста и развития характеризуется тем, что данные процессы протекают непрерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития, причем они имеют скачкообразный характер. Выделяют три периода ускоренного роста: 1) первый год жизни ребенка (за данный период масса тела новорожденного увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2) возраст 5-7 лет; 3) период полового созревания.Проблема физического развития детей и подростков тесно связана с явлением акселерации. Необходимо дать определение акселерации и разобрать возможные причины этого явления (генетические, физико-химические и т.д.). Следует подчеркнуть роль медицинского контроля за состоянием здоровья детских коллективов с учетом процесса акселерации, а также обратить внимание на практические мероприятия, связанные с ускоренным ростом и развитием детей и подростков (контроль за физическим воспитанием, нормирование физических нагрузок, пересмотр стандартов школьной и детской мебели).

Физическое развитие детей и подростков– это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения, и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов.

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы: 1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития); 3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.). Необходимо рассмотреть критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). В разные возрастные периоды одни показатели биологического развития являются ведущими, а другие играют второстепенную роль. Так, в младшем школьном возрасте ведущими показателями являются рост, годовая прибавка длины тела и число постоянных зубов. В период полового созревания особое значение приобретают степень выраженности половых признаков и характер ростовых процессов, а длина тела и развитие зубочелюстной системы теряют свою информативность.

К методам оценки физического развития детей и подростков относятся: 1) метод индексов; 2) метод сигмальных отклонений; 3) регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии); 4) центильный метод. Сущность метода сигмальных отклонений заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднеквадратичное отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Таким образом, устанавливают, на какую долю сигмы (σ) или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела и окружности груди. Далее строится профиль физического развития – это графическое изображение сигмальных отклонений от средних для данного возраста и пола величин роста, веса, окружности грудной клетки. По сигмальным отклонениям показателей устанавливается степень гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное и резкодисгармоничное). Недостатком данного метода является то, что не учитывается взаимообусловленная связь между ростом, весом и окружностью груди, то есть оценка проводится изолированно по каждому признаку, только с учетом его сигмы и вне корреляционной связи с другими показателями. Это может привести к ошибочной характеристике физического развития.
Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 30-98.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 428-436.

4. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 438-451.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 310-360.

ВВЕДЕНИЕ
Социально-гигиенические исследования свидетельствуют, что показатели физического развития характеризуют состояние здоровья населения. В период детства физическое развитие носит наиболее поступательный характер. Детский организм обладает наибольшей пластичностью, поэтому он обладает высокой способностью меняться под влиянием различных экзо - и эндогенных факторов. Тесная связь физического развития и состояния здоровья определяет необходимость изучения темпов развития организма при оценке влияния неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье населения.

Физическое развитие (В.Н. Кардашенко (1980), означает "совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания". Поэтому для правильной и полной оценки физического развития необходимо определение биологического уровня развития, для чего нужны стандарты не только роста, массы тела и окружности грудной клетки, но и таких показателей, как число постоянных зубов, годовая прибавка в росте, развитие вторичных половых признаков. Оценка функциональных показателей - уровня артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, мышечной силы кистей дополняет характеристику функциональных свойств организма.

Таким образом, под физическим развитием понимают совокупность внешних морфологических признаков (длины, массы тела, ее составляющих и др.), характеризующих процессы роста организма, адекватность питания, физических нагрузок и т.п.

Средние величины показателей физического развития используются как один из критериев здоровья популяции. Они могут быть косвенными показателями мобилизационных ресурсов организма. В частности, длина и масса тела учитываются при призыве на действительную военную службу; в армию не призываются лица длиной тела менее 150 см, имеются ограничения показателей физического развития для отдельных видов Вооруженных Сил, связанные со спецификой службы, - танкистов, подводников, десантников, пограничников.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей является важнейшим звеном в системе контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения и разработки лечебно-профилактических мероприятий по его оздоровлению. Физическое развитие и его показатели - особенно масса тела, ее основные составляющие (мышечная масса, жир) реагируют на недостаток или избыток пищи, значительное изменение массы тела и ее составляющих сказывается на работоспособности и общей заболеваемости.

Оценка физического развития на индивидуальном уровне имеет целью выявление лиц с недостаточной и избыточной массой тела, формирование “групп риска” с включением их под динамическое медицинское наблюдение и проведение соответствующих лечебно-профилактических мер.

На коллективном уровне оценка физического развития проводится с целью обоснования и проведения мероприятий по оптимизации питания и условий трудовой деятельности популяции.

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др.). Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, про­водится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в школу и в определенных «декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м (Приказ Минздрава СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»).

Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для исследования физического развития детей и подростков исполь­зуют следующие показатели:

  1. соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окруж­ность грудной клетки и др.;

  2. физиометрические— жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;

3) соматоскопические — состояние кожных покровов и видимыx слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.
1. СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Методика антропометрических измерений

Одним из основных требований при проведении антропометрических исследований является унификация, так как лишь единообразие приемов, использование точного предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов.

При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:

- исследования проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойке смирно»;

- исследования проводят в светлом, теплом помещении в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см, в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг;

- все измерения проводятся между антропометрическими точками;

- антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически поверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами;

- медицинский работник находится справа или спереди от ребенка.

Соматометрия включает определение длины тела, окружностей и массы тела.

а) Длина тела является признаком, характеризующим состояние пластических процессов в организме.

При измерении роста стоя обследуемый становится на платформу спиной к вертикальной стойке. Он стоит, выпрямившись, подобрав живот и расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, носки врозь. При этом обследуемый должен касаться вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в таком положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены на одной горизонтальной линии. Необходимо следить за тем, чтобы он не прислонялся затылком к стойке ростомера. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновения с верхушечной точкой головы.

Рост сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. При измерении роста сидя деревянным ростомером обследуемый сидит на скамье ростомера выпрямившись, касаясь стойки ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста сидя. Отсчет ведут от поверхности сидения до верхушечной точки головы (рис. 1).


Рис. 1 Измерение роста деревянным ростомером

соответственно стоя и сидя; антропометром стоя
б) Измерение окружностей

Окружность головы измеряют наложением ленты спереди по глабелле, сзади по затылочной точке. Становятся перед обследуемым, накладывают нулевое деление ленты на глабеллу и удерживают ее левой рукой. Правой рукой расправляют ленту, накладывают ее сначала на правую височную область, затем на затылок, а затем через левую височную область на глабеллу.

Окружность грудной клетки характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости. Определяют окружность грудной клетки в состоянии покоя.

Для более детальной характеристики функций внешнего дыхания окружность грудной клетки измеряется также в фазе максимального вдоха и выдоха. Ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают, лента соскальзывает, ложится по углам лопаток. Спереди лента проходит через среднегрудинную точку. Сначала измеряют окружность груди в паузе; при этом рекомендуется отвлечь внимание ребенка разговором. Затем определяют окружность груди при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Разница между значениями окружности при максимальном вдохе и вдохе является показателем экскурсии грудной клетки. Окружность грудной клетки в паузе на 1-2 см больше, чем при выдохе, и значительно меньше, чем при максимальном вдохе. Все три измерения производят последовательно при одномоментном наложении ленты. Точность измерения 0,5 см.

Окружность плеча измеряют при расслаблении мышц и при максимальном их напряжении. Ленту накладывают в наиболее утолщенной части двуглавой мышцы правой руки. Сначала измерение производят при свободно опущенной руке и расслабленной мускулатуре, затем при согнутой в локтевом суставе руке и максимальном напряжении мускулатуры. Разница между этими показателями свидетельствует о степени развития мускулатуры.

Окружность бедра измеряют положением ленты сзади под ягодичной складкой, а спереди - так, чтобы сантиметровая лента находилась в одной горизонтальной плоскости. Обследуемый при этом стоит, несколько расставив ноги. Тяжесть тела должна быть равномерно распределена между правой и левой ногой.

Окружность голени измеряют в наиболее утолщенной части. Положение исследуемого при измерении голени то же, что и при определении окружности бедра.

в) Измерение массы тела

Масса тела выражает суммарное развитие костно-мышечного аппарата, подкожного жирового слоя и внутренних органов. Взвешивание производят на рычажных медицинских весах типа Фербенис. Взвешивают детей и подростков натощак, без одежды и обуви. При взвешивании обследуемый становится на середину площади весов и стоит спокойно. Перемещением гирь устанавливают равновесие. Точность измерения до 100 г.
2. ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Физиометрия это определение функциональных показателей организма ребенка.

При изучении физического развития измеряют ЧДД, ЖЕЛ (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), ЧСС, АД.

а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких) является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра.

Перед исследованием ребенку предлагают сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат. Точность измерения 50-100 мл (табл. 1).
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта