Навигация по странице:
|
Конспект лекционных занятий_2 семестр. I. Гуманитарные ресурсы в туризме. Культура, культурное наследие и культурнопознавательный туризм
Раздел I. Гуманитарные ресурсы в туризме. Культура, культурное наследие и культурно-познавательный туризм
Тема 1. Основные понятия теории культуры (6 часов)
Цель: сформировать представления об основных понятиях теории культуры, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.
Задачи:
Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области теории культуры;
Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении гуманитарных ресурсов и культуры как основы для культурного туризма;
Создавать условия для развития познавательного интереса к познанию закономерностей во взаимодействии человека, общества, природы и культуры.
Ключевые понятия темы: гуманитарные ресурсы, природа; культура, ее уровни, формы, виды, институты; материальная и духовная культура.
Вопросы к лекционному занятию №1:
-
Понятие и виды гуманитарных ресурсов. Природа и культура как составляющие гуманитарных ресурсов, взаимодействие между ними.
-
Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры.
-
Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ.
1. Понятие и виды гуманитарных ресурсов
В туристической деятельности: при изучении спроса потребителей, формировании туристического продукта, разметке туристических маршрутов и пр. мы встречаемся с термином «гуманитарный ресурс» и понимаем его как некий источник материальных и нематериальных объектов, которые являются привлекательными для туризма. Такими объектами могут быть и огромный замок, и едва заметный родник, и скромный местечковый музей, и пафосный ансамблевый комплекс, и полузабытые ремесла, и старинные напевы деревенских бабушек. Все, что привлекает внимание туриста, что побуждает его к познанию, исследованию, движению – это ресурс туристической деятельности.
Гуманитарные ресурсы – в прямом переводе – человечные, т.е. присущие высокодуховному существу – человеку продукты его осмысленной, культурной, творческой деятельности, которые составляют основу запасов, или кладези знаний, передаваемых следующим поколениям и являются потенциалом для их (поколений) развития.
Виды гуманитарных ресурсов:
– природа: ландшафты и природные объекты (леса, горы, водоемы, пустыни, пещеры, вулканы); природные явления (северное сияние, белые ночи, снегопад, цветение и пр.); флора и фауна Земли.
– культура: наука и образование; религия и искусство; спорт и физическая культура; социальная работа; информация (СМИ и пр.) (рис.1.).
Рис.1. Виды гуманитарных ресурсов
Безусловно, без природы культура существовать просто не может: создатель культуры – существо биологическое, культура создается на природном ландшафте и природными средствами. Но в то же время, если бы человек не переступил природы, не вышел за рамки природных инстинктов, он бы остался без культуры.
Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую программу. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы. Другими словами, человек – это единственное природное существо, способное оторваться от мира природы в своем творчестве.
Таким образом, культура основана на природе, но человек природе в культуре придает новый смысл и направленность. Соответственно, как видо гуманитарных ресурсов можно рассмотреть самого человека и как представителя биологического вида, населяющего планету Земля, и как носителя, хранителя и деятеля культуры.
Наиболее глобально и глубоко гуманитарные ресурсы представлены в культуре.
|
|
|