1.2. Структура и содержание курсовой работы
Выполнение курсовой работы - один из важнейших видов исследовательской деятельности студентов. В результате выполнения курсовой работы студенты должны показать готовность к овладению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо:
научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т. д.;
изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой);
выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, сделать выводы.
К курсовой работе, как и другим видам научных исследований, предъявляются следующие основные требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
Структура курсовой работы
Оглавление (с указанием страниц, глав, параграфов).
Введение (включающее обоснование актуальности выбранной темы, характеристику методологической основы исследования, формулировку основных методологических характеристик исследования).
Теоретическая часть (как правило, глава с разбивкой на параграфы).
Практическая часть (как правило, глава с разбивкой на параграфы).
Заключение.
Список литературы.
Приложения (тесты, анкеты, таблицы, схемы и т. д.)
Содержание курсовой работы
1. Введение.
Во введении определяется актуальность темы (отражение важности, значимости и современности выбранной темы исследования); обосновывается методологическая основа исследования; формулируются основные методологические характеристики исследования - объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
Объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта, то, что выступает для познающего индивида в формах его деятельности..
Предмет - стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Цель - предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его достижения с помощью определенных средств.
Задача - определенные действия, которые требуют исполнения, разрешения цели, таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки гипотезы
Гипотеза (основание, предположение) - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; обоснование задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Проблема > Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
Тема > Как это назвать?
Актуальность > Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект Что рассматривается?
исследования
предмет
исследования Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
Цель Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
Задачи Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Гипотеза и
защищаемые
положения Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такое, чего не замечают другие?
Приведем несколько примеров формулирования основных методологических характеристик исследования:
Пример 1
Тема исследования: «Педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфской школе».
Объект исследования: становление вальдорфской педагогики как направления гуманистического воспитания.
Предмет исследования: становление и развитие теории и методики вальдорфской педагогики.
Цель исследования: раскрыть и обосновать теоретическую сущность и практическую значимость вальдорфской педагогики и их значение для разработки основ теории педагогики в современных условиях.
Задачи исследования: - проанализировать идеи Р. Штайнера как основы организации вальдорфской школы;выявить противоречия, а также позитивные и негативные явления в идеологии и деятельности вальдорфских школ;
обосновать принципы подготовки учителей к работе по системе вальдорфских школ.
Гипотеза: сравнительный анализ реализации идей вальдорфской педагогики на Западе и в России в современных условиях позволяет определить ее место в реальной педагогической действительности и возможности ее конструктивной интеграции в российскую образовательно-воспитательную практику. В организации вальдорфской школы имеется ряд позитивных элементов, способных гуманизировать российскую школу: состав и организация работы класса; один классный руководитель на протяжении восьми лет обучения, что позволяет углублять межличностные отношения детей и взрослых, индивидуализация обучения в соответствии со способностями и интересами детей; блочное изучение учебных дисциплин.
Пример 2
Тема исследования: «Педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в образовательном процессе».
Объект исследования: управление процессом учения школьников. Предмет исследования: деятельность учителя по созданию условий развития самоуправления старшеклассников процессом учения.
Цель исследования: разработать основы самоуправления школьников процессом учения и обоснование педагогических условий его развития в образовательном процессе. Задачи исследования:
проанализировать социально-психологическую и педагогическую природу процесса учения с точки зрения реализации возможностей управления им учащимися;
раскрыть сущность самоуправления школьников процессом учения;
обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие самоуправления школьников процессом учения и экспериментально проверить их эффективность;
разработать методику формирования умений самоуправления старшеклассников в образовательном процессе школы.
Гипотеза: самоуправление старшеклассников процессом учения будет развиваться эффективнее, если в личностно ориентированном обучении учителем будет организовано субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса, осуществлено целенаправленное формирование у учащихся умений самоуправления.
2. Основная часть.
Как правило, основная часть курсовой работы включает теоретическую и практическую главы, содержание которых определяется сформулированными объектом, предметом, целью и задачами исследования. В теоретической главе дается анализ философской, психолого-педагогической литературы и первоисточников по теме исследования: обосновываются подходы теоретиков и практиков образования к изучению рассматриваемой проблемы, рассматриваются идеи, теории, концепции, определяющие вектор развития современной образовательной практики.
Вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализ технологий, используемых в дидактической, воспитательной, управленческой подсистемах образовательного учреждения и т. д. В зависимости от подготовленности студентов, специфики темы исследования; уровня квалификации преподавателя-руководителя и учитывая возможную ориентированность исследования на выполнение выпускной квалификационной работы, обоснование эксперимента, описание последовательности его проведения согласовываются с научным руководителем.
Описание методик, технологий, приемов, как и обработка результатов эксперимента, могут быть представлены в технологических картах, таблицах, графиках, диаграммах как по тексту курсовой работы, так и в приложениях к ней. К таблицам, рисункам следует сделать подписи - краткие, понятные, под рисунками делать пояснения, расшифровку сокращений (Приложение 3).
Заключение.
В заключении содержатся основные выводы исследования, формулируемые в максимально обобщенной форме в соответствии с поставленными целью и задачами исследования. Как правило, заключение дает ответы на вопросы, сформулированные во введении курсовой работы. Указывается теоретическая и практическая значимость проблемы для практики современного образования, предлагаются возможные пути ее решения в образовательном процессе.
Список литературы.
Список литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями. В список включаются все использованные автором литературные источники, независимо от того, где они опубликованы (отдельное издание, сборник, журнал, газета и т. д.) (См.: Приложение 4).
Обязательным требованием к курсовым работам является наличие в списке литературы (примерно треть) статей современной периодической педагогической печати (читальный зал НТГПИ ежегодно получает 23-25 общепедагогических периодических изданий, среди них журналы «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Развитие личности», «Дидакт», «Директор школы», «Школьные технологии» и др.)
ю
II. Требования к выполнению реферата и курсовой работы по педагогике, критерии их оценки
II. 1. При выполнении реферата каждый студент должен.
Определить цель и задачи написания реферата в соответствии с выбранной темой.
Составить план реферата.
Проанализировать используемую литературу в реферате с выделением основных идей и положений.
Сделать обобщенные выводы.
Оформить реферат (см. Приложение 1, 3).
Реферат выполняется в течение одного семестра под руководством научного руководителя. Руководитель проводит консультации, помогает студенту в выборе темы реферата, определяет календарные сроки выполнения реферата в соответствии с учебным планом факультета. Аналогичная работа проводится при выполнении курсовой работы.
Ориентировочные сроки выполнения реферата: выбор темы и составление плана - 15 дней; анализ литературы - 15 дней; написание чернового варианта - 1,5 месяца; подготовка чистового варианта, подготовка к защите, защита реферата - один месяц.
Критерии оценки выполнения реферата по педагогике
Актуальность темы
Умение обосновать выбор темы.
Умение показать практическое применение темы. Проблемность
Умение выделить проблему в выбранной теме. Наличие целей, задач
-
Умение четко формулировать цели, задачи.
Соответствие задач цели исследования. Степень теоретической разработанности темы
Соответствие содержания исследования цели и задачам.
Умение анализировать и систематизировать литературу.
Наличие ссылок на авторов, занимавшихся темой.
Системность изложения.
Владение понятийным аппаратом. Наличие исследовательской деятельности
Адекватность выбранных методов исследования.
Умение связать теорию с практикой. Наличие заключения.
Умение делать выводы. Требования к оформлению реферата
Наличие плана.
Точное изложение материала.
Оформление библиографии.
Q.2. Требования к выполнению курсовой работы
Обосновать актуальность выбранной темы.
Указать теоретические положения темы исследования.
Определить цели и задачи курсовой работы.
Определить предмет, объект и гипотезу исследования.
Выбрать методы научно-педагогического исследования.
Проанализировать используемую в курсовой работе литературу с выделением основных идей и положений.
Сделать обобщенные выводы.
Оформить курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Ориентировочные сроки выполнения курсовой работы: выбор темы курсовой работы и предварительный подбор и анализ литературы - 20 дней; формирование структуры работы, анализ и реферирование литературы теоретической части работы - 1,5-2 месяца; написание и представление практических разработок по теме, плана и методики проведения эксперимента - 15-20 дней; проведение педагогического эксперимента и оформление результатов - 1,5-2 месяца; оформление текста курсовой работы - 1 месяц; подготовка к защите, защита курсовой работы - 20 дней. (Предлагаемые временные этапы достаточно условны и зависят от индивидуальной программы исследовательской деятельности студента, согласованной с научным руководителем.)
Критерии оценки курсовой работы
№
|
Содержание критерия
|
Уровни оценки
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Актуальность темы:
четко осознается, аргументировано обосновывается и служит основой для авторской позиции;
|
|
|
+
|
|
обосновывается и служит основой для авторской позиции;
|
|
+
|
|
|
сформулирована
|
+
|
|
|
2
|
Цель, объект и предмет исследования:
четко сформулированы, между ними установлена внутренняя логическая взаимосвязь;
|
|
|
+
|
|
четко сформулированы, соотносятся между собой;
|
|
+
|
|
|
сформулированы.
|
+
|
|
|
3
|
Гипотеза исследования:
сформулирована четко, конструктивно и соответствует содержанию работы;
|
|
|
+
|
|
носит расплывчатый, неконструктивный характер;
|
|
+
|
|
|
не соответствует содержанию работы
|
+
|
|
|
4
|
Задачи исследования сформулированы:
четко, соответствуют содержанию работы и выступают условием и этапами проверки гипотезы;
|
|
|
+
|
|
расплывчато, выступают условием проверки гипотезы;
|
|
+
|
|
|
четко, но не являются достаточно конструктивными
|
+
|
|
|
5
|
Достоверность исследования обеспечивается:
глубоким теоретическим обоснованием (для чисто теоретических работ);
|
|
|
+
|
|
убедительностью и доказательностью результатов опытно-экспериментальной работы (для теоретико-экспериментальных работ);
|
|
|
+
|
|
недостаточной доказательностью опытно-экспериментальной работы, но подкрепляется результатами изучения передового педагогического опыта, теоретического анализа литературы по теме;
|
|
+
|
|
|
неубедительной доказательностью опытно- экспериментальной работы, слабым анализом передового педагогического опыта и теоретических источников
|
+
|
|
|
6
|
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
учебно-воспитательные разработки автора оригинальны, содержат конструктивные методические указания, могут быть использованы учителями школы;
|
|
|
+
|
|
учебно-воспитательные разработки автора оригинальны и с некоторыми методическими доработками могут быть использованы учителями школы
|
|
+
|
|
|
учебно-воспитательные разработки автора целиком заимствованы в методической литературе и могут быть использованы учителями средней школы.
|
+
|
|
|
7
|
В процессе выполнения курсовой работы автор показал следующий уровень:
знания основ педагогических дисциплин:
высокий
средний
низкий
|
+
|
+
|
+
|
|
знания основ психологических дисциплин:
высокий
средний
низкий
|
+
|
+
|
+
|
|
умения логично и обоснованно сделать обобщения и выводы исследования: высокий
средний
низкий
|
+
|
+
|
+
|
|
умений представить выводы исследования в формализованном виде (схемы, таблицы, диаграммы, формулы и т. д.):
высокий
средний
низкий
|
+
|
+
|
+
|
При общей сумме оценок от 49 до 55 можно оценить работу как выполненную на «отлично».
При общей сумме оценок от 39 до 48 можно оценить работу как выполненную на «хорошо».
При общей сумме оценок от 30 до 38 можно оценить работу как выполненную на «удовлетворительно».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оформление титульного листа курсовой работы по педагогике
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
[ТЕМА]
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель:
ФИО,
группа, факультет
Научный руководитель:
ФИО,
должность, степень
Нижний Тагил
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Курсовая работа
«Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема»
студентки ФИЯ О. А. Груздевой
Оглавление
Введение ……………...с. 3-7
I лава I. Неуспеваемость школьников как проблема
современной дидактики …………….с. 7-28
§ 1. Классификация видов неуспеваемости в трудах
отечественных психологов и педагогов…………….с. 7-14
§2. Причины школьной неуспеваемости…………………с. 14-20
§3. Психологические особенности неуспевающих
школьников ………………с. 20-28
I лава II. Формы и методы работы учителя с неуспевающими
школьниками ……………..с. 28-43
§ 1. Психолого-педагогические проблемы
предупреждения неуспеваемости…………………..с. 28-34
§2. Принципы и содержание деятельности учителя
по преодолению неуспеваемости…………………….с. 34-43
Заключение ……………..с. 44—45
Библиография ……………..с. 46-47
Приложения ……………..с. 48-52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Введение курсовой работы по педагогике
«Проектирование содержания образования в образовательном учреждении» (студента ФИЯ Сосновских О. Н.)
Введение
В школе, как и в обществе, сегодня происходят огромные перемены. Посторонние видят лишь внешние - появление лицеев, гимназий, частных школ. А для педагогов изменения касаются, прежде всего, пересмотра целей педагогической деятельности, реконструкции содержания образования, осваивания новых педагогических технологий.
Стремление к повышению качества образования приобретает все больший для российского образования размах. Тысячи школ прилагают усилия для проектирования своего желаемого будущего, разрабатывая программы развития. Основные недостатки традиционного перспективного планирования состоят в том, что требования к будущим результатам определяются с позиции сегодняшнего дня, а не с позиции перспективы. Желаемые результаты четко не фиксируются, мероприятия, включенные в планы, плохо связываются между собой, выступая часто как независимые друг от друга, отсутствует ресурсное обеспечение. Образование должно подготовить ребенка не только к полноценной жизни сегодня, но и к требованиям завтрашнего дня. Новое содержание образования требует новых методик, новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Все это предполагает иное кадровое, научно-методическое, финансовое, материально- техническое, мотивационное, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление школой как социальным организмом, которые должны найти отражение в нормативном документе школы - образовательной программе.
Одновременно в образовательной программе не могут не учитываться изменения в системе школьного образования - становление вариативного образования, появление и развитие инновационных педагогических систем и, прежде всего, тех обстоятельств, которые привели к необходимости видоизменения системы общего образования.
- Происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиции культурно-исторического развития.
- Усиливается тенденция перехода развитых стран от технологической к антропогенной цивилизации.
- Культурно-образовательные, информационные, просвещенческие услуги пользуются все большим спросом у детей и у родителей.
Указанные обстоятельства ведут к переходу всей системы образования в качественно новое состояние. В связи с этим в содержании образовательной программы школы необходимо показать пути и средства:
углубления и расширения процесса реформирования образования;
объединения вокруг образовательного пространства школы представителей всех ведомств социальной сферы для расширения задач развития социализации ребенка, сохранения и обеспечения его здоровья;
превращения образования в средство стабилизации всей социальной сферы на основе создания безопасного пространства жизнедеятельности детей;
построения образования, которое обеспечит максимальное, гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Сложность деятельности школы, многоплановость и динамика направлений развития школьного образования, отраженные в образовательной программе учебного заведения, предопределяют необходимость эффективного управления этими процессами. А потому необходимо определить содержание управленческой деятельности руководителя школы по проектированию образовательного процесса.
Накопленный опыт требует осмысления, оценки проектов и самих преобразований, определения новых подходов к разработке, поиску направлений исследований как в системе образования, так и путей преобразования школы.
Проблема содержания образования в мировой педагогике рассматривалась еще в VII-VIII веках. Первыми теориями формирования содержания образования были теории дидактического материализма (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон) и дидактического формализма (Ж. Пиаже). Основные теории содержания образования сложились в конце VIII - начале XIX века (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, в России - К. Д. Ушинский).
Однако в наше время в свете последних исследований в области управленческой деятельности в образовании эта проблема приобретает несколько другую окраску. Возникновение и распространение теорий управления оказало большое влияние и изменило традиционные подходы к планированию содержания образования. И хотя эта проблема до сих пор не получила надлежащего внимания со стороны отечественной педагогической науки, целый ряд российских исследователей работает над изучением различных аспектов этой проблемы:
М. М. Поташник в своих трудах «Управление развитием школы» [11], «Управление современной школой в вопросах и ответах» [12], «Инновационные школы в России» [13] рассматривает проблемы развития школы в современных условиях: методы формирования стратегии развития школы, анализа, систематизации управленческой информации, поиск оптимальных путей развития, а также рассматривает, структурирует и анализирует процессы управленческого планирования в управлении современным образовательным учреждением.
Ю. А. Конаржевский в работе «Внутришкольный менеджмент» [7] описывает системный подход к планированию, определяет структуру проекта в образовании, а также рассматривает метод программно-целевого планирования в управлении школой.
Л.И. Чечель в статье «Метод проектов в образовании» [18] определяет понятие проекта как гуманитарного типа деятельности, переносит это понятие в образование.
В. М. Монахов в статье «Тенденции развития содержания общего и среднего образования» [9] определяет основные требования к содержанию образования.
Н. О. Вербицкая и В. Ю. Бодряков в книге «Учебный процесс: информация, анализ, управление» [5] рассматривают проблемы сбора и анализа управленческой информации для составления проектов, рассматривают технологии целеполагания в образовательном процессе, уделяют внимание методам протезирования, а также определяют требования к составлению образовательных программ исходя из целей учебного процесса, политики образовательного учреждения, а также желаний и возможностей детей и их родителей.
И. Б. Котова и Е. Н. Шиянов [8] определяют сущность содержания образования, его компоненты, основные принципы и критерии отбора, а также его стандартизацию, рассматривая функцию государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана, а также учебного плана образовательного учреждения.
В. И. Зверева в монографии «Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки» [6] рассматривает широкий круг вопросов, связанных с практической реализацией проекта содержания образования в образовательном учреждении, таких, как непосредственно содержание образования, его сущность, разработка учебных планов, концепции развития школы, изучает сегодняшнее состояние содержания образования, а также укачивает на практические пути реализации целей образовательного учреждения.
Исходя из анализа проблем-противоречий, связанных с технологией проектирования содержания образования в образовательном учреждении, объектом данного исследования является содержание образования, в качестве предмета выступает управленческий подход в определении содержания образовательной программы МОУ.
Основной целью данной работы является рассмотрение проблемы проектирования содержания образования в современном образовательном учреждении с учетом определения технологии разработки образовательной программы учебного заведения.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать научно-педагогическую, научно-методическую литературу по данной проблеме;
определить сущность содержания образования и его компоненты на современном этапе развития школы;
выявить основные принципы и критерии отбора содержания образования, рассмотрев нормативные документы, определяющие содержание образования;
определить понятие проекта в образовании; рассмотреть сопутствующие проектированию процедуры в образовательном процессе;
обосновать структуру и методы разработки образовательной программы школы.
|