Практическое занятие 2. Современные писатели Урала (на базе НБ НТГСПА)
Цель: познакомится с творчеством современных писателей Урала, научиться использовать полученные знания в просветительской деятельности при работе с молодежью региона.
Форма проведения занятия: заседание литературного клуба.
Задания
Познакомьтесь с творческой биографией одного из современных детских писателей Урала, составьте ист. справку о нем (О. Колпакова, С. Лаврова, О. Раин, Т. Матвеева, Н. Коляда, А. Иванов и др.)
Прочитайте произведение одного из современных писателей Урала.
Составьте отзыв о прочитанной книге писателя Урала.
Проведите обсуждение прочитанного с однокурсниками.
Учебная конференция 1. Урал в ХХ веке: основные тенденции развития
Пленарные доклады:
Динамика административно-территориального деления региона в ХХ веке.
Динамика численности населения Урала по данным переписей.
Феномен закрытых городов на Урале.
Секция 1. Динамика социально-демографической структуры и управления регионом
Докладыи сообщения:
Население Нижнего Тагила в ХХ в. : историко-демографический анализ.
Современная система муниципального управления. Администрация Нижнего Тагила в лицах.
Секция 2. Социокультурные процессы в регионе
Докладыи сообщения:
Религиозность населения Нижнего Тагила во второй половине ХХ века.
Культурные бренды современного Нижнего Тагила.
Учебная конференция 2. «Мир повседневности населения уральской провинции в постсоветское время»
Пленарное заседание
Доклады:
«История повседневности населения Урала» в отечественной исторической науке: современное состояние и проблемы.
Интервью как источник изучения истории повседневности.
Секция 1. Мир повседневности населения российской провинции как объект исторического исследования и социального проектирования
Доклады:
Исследовательский проект «Один день из жизни студенческой молодежи Урала» в контексте учебной деятельности.
Чтение в повседневной жизни тагильских студентов в конце ХХ – начале ХХI вв.
Динамика потребительской корзины в постсоветское время.
Сообщения:
Мир повседневности моей семьи в постсоветское время.
Праздники в повседневной жизни студентов НТГСПА.
Учебная конференция 3. «Историко-культурное наследие Урала: проблемы сохранения и популяризации»
Доклады:
Российское законодательство об «историко-культурном наследии».
Структура и функции государственных учреждений, занимающихся сохранением и популяризацией памятников истории и культуры в современной России.
Охрана памятников истории и культуры в Нижнем Тагиле: история и современность.
Сообщения:
1. Памятники истории и культуры Урала в Реестр РФ (по выбору).
Регламент: доклад – 10 мин., сообщение – 5 мин., выступление в дискуссии – 2 мин.
Практическое занятие 3. Защита портфолио творческих работ по дисциплине (последнее аудиторное занятие)
2. Методические рекомендации к составлению портфолио
Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов. Студент формирует его в процессе подготовки к семинарским занятиям, на практикумах и сдает на проверку на последнем семинаре. Структура портфолио: информационная справка о владельце портфолио (визитная карточка студента), аннотации научных статей, исторические справки об исследователях первобытной истории, культовых и памятниках первобытного искусства, таблицы, отзыв на экскурсию. Портфолио оценивается по следующим критериям: самостоятельность, соблюдение сроков создания структурных компонентов, содержание и оформление. Ниже приводятся рекомендации по выполнению каждого из включенных в портфолио заданий. Образец оформления титульного листа портфолио – прил. 2.
Задание 1. Визитная карточка студента должна содержать следующую информацию (не более 1 с.): ФИО; когда, где и какое учебное заведение закончил; какой период истории Урала для Вас наиболее интересен; имеете ли опыт написания и защиты реферата по региональной истории; изучали или нет Вы в школе историю и культуру Урала, а также ответ на вопрос:
1. В чем актуальность изучения региональной истории?
Задание 2. Выполнение задания направлено на формирование навыков анализа текста учебного издания по дисциплине. Для работы выбран учебник История Урала с древнейших времен до наших дней [Текст] : Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений / Кол. авторов. Под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург : ИД «Сократ», 2004. – 496 с., состоящий из 15 глав. К одной из глав студент выполняет по 3 разнотипных тестовых задания (на знание фактов, хронологии, персоналий) для самопроверки.
Задание 3. Статьи для аннотации следует выбрать из научного периодического издания, журнала «Уральский исторический вестник» за последние три года и имеющегося в зале периодики НТГСПА, а также в интернет-сети.
Аннотация – форма анализа научного текста, она лишь перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Возможно, на научном семинаре вам придется рассказывать о новинках литературы, которые должны заинтересовать ваших коллег. Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Как называется работа (статья)?
2. Где и когда напечатана?
3. Чему посвящена работа?
4. Какие вопросы рассматриваются в данной работе?
5. Для кого предназначена, кому адресована работа?
В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание. Текст аннотации не стандартизирован так, как библиографическое описание (прил. 3).
Речевые стандарты для составления аннотации
Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана...) в журнале (газете…)
Монография выщла в свет в издательстве…
Статья посвящена вопросу (теме, проблеме…)
Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание) (чего?)
Автор ставит (освещает) следующие проблемы...
останавливается на следующих проблемах...
касается следующих вопросов...
В статье рассматривается (затрагивается, обобщается...) (что?)
говорится (о чем?)
дается оценка (анализ, обобщение) (чего?),
представлена точка зрения (на что?)
затронут вопрос (о чем?)
Статья адресована (предназначена) (кому?)
может быть использована (кем?)
представляет интерес (для кого?)
Задание 4. Историческая справка о художественном промысле Урала должна содержать следующую информацию:
Название промысла.
Место (-а) его зарождения, распространения.
Год и автор (-ы) наиболее известных образцов ДПИ.
Современное состояние промысла.
Источник информации.
Задание 5. Посетите обзорную экскурсию Музей подносного промысла в Нижнем Тагиле («Дом Худояровых») и заполните карточку прослушивания экскурсии, образец которой приведен в прил. 4.
Задание 6. Перечень современных писателей Урала можно найти в Интернете. Вам необходимо выбрать одного из них и составить историческую справку по следующему плану:
ФИО писателя.
Год и место рождения.
Образование, краткая характеристика профессиональной карьеры.
Основные произведения.
Источник информации.
Задание 7. Отзыв о прочитанном произведении одного из современных писателей Урала составь свободной форме (запись в читательском дневнике, письмо другу с впечатлениями о прочитанном и т.п.)
Задание 8. Проведи анкетирование своих родителей, бабушек, дедушек. На основе полученных данных составь сообщение о повседневной жизни твоих родных в постсоветское время в периоды экономических кризисов для выступления на учебно-научной конференции «Мир повседневности населения уральской провинции в постсоветское время». Анкета приведена в прил. 6.
Задание 9. Расширенный список памятников можно найти в Интернете. Историческая справка о памятниках архитектуры, должна содержать следующую информацию:
Название памятника.
Местонахождение памятника.
Год и автор создания памятника (архитектор, скульптор).
Краткое описание памятника.
Датировка и культурная принадлежность памятника.
Современное состояние памятника.
Источник информации.
Историческая справка об археологических памятниках должна содержать следующую информацию:
Название памятника.
Местонахождение памятника.
Год и автор открытия памятника.
Краткая история изучения памятника.
Краткое описание памятника.
Датировка и культурная принадлежность памятника.
Интерпретация памятника.
Современное состояние памятника.
Источник информации.
На основе исторической справки и подобранных иллюстраций оформи презентацию, которую сможешь использовать на учебно-научной конференции «Историко-культурное наследие Урала: проблемы сохранения и популяризации». Соблюдение несложных правил (прил. 5) позволит грамотно выполнить это задание.
Задание 10. Тему доклада выбери из списка предложенных в программе конференций, тезисы доклада выполни по образцу (прил. 7).
Задание 11, 12. Эти задания выполни в отдельных файлах (прил. 8, 9)
Задание 13. Прежде, чем написать свою сказку, познакомься со сказками известных уральских писателей Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова. Общая тема сказок - мир повседневности и сказочные приключения современных уральских студентов. Постарайся отразить в сказке уральский колорит и исторический контекст.
Задание 14. Аналитическая справка об освоении дисциплины составляется по следующему плану.
1. Оценка портфолио и работы по его составлению.
1.1. Сколько времени Вы потратили на составление портфолио (поиск информации и форматирование документа)? (в час)
1.2. Укажите самое интересное, самое скучное и самое трудное задание из предложенных (цифрами).
1.3. Какие творческие работы из своего портфолио сможете в дальнейшем использовать на учебной практике?
1.4. Предложите Ваше задание для включения его в портфолио.
2. Самоанализ работы по дисциплине
2.1. Какие компетенции (общекультурные и профессиональные) удалось развить (перечень компетенций см. в программе дисциплины)?
2.2. Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности в рамках данной дисциплины. Почему, что мешало?
2.3. Как изменились/дополнились Ваши представления об истории мировой культуры после изучения дисциплины?
2.4. Самооценка знаний по дисциплине (по 5-балльной системе).
3. Оценка деятельности преподавателя данной дисциплины.
3.1. Перечисли основные плюсы и минусы преподавательской деятельности педагога, читающего данную дисциплину.
3.2. Пожелания педагогу для повышения эффективности его работы и качества знаний студентов по данной дисциплине.
Задание 16. Итоговый словарный диктант по курсу будет составлен на основе терминов, предложенных в программе дисциплины.
Приложение
Приложение 1
Оценка учебно-исследовательской активности студента по дисциплине
Форма отчётности
|
Время подготовки/сдачи
|
Оценка задания
(И, Н, С)
|
Задания для портфолио
|
|
|
1. Визитная карточка студента (не более 1 с.)
|
|
|
2. Письменные работы по одной из гл. 1-10:
История Урала с древнейших времен до наших дней [Текст] : Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений / Кол. Авторов. Под общ. Ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург : ИД «Сократ», 2004. – 496 с.
Составить по 3 разнотипных тестовых задания (на знание фактов, хронологии, персоналий) для самопроверки к выбранной главе.
|
|
|
3. Аннотация статьи из журнала «Уральский исторический вестник» по истории ХХ века за 2009-2012 г.
|
|
|
4. Историческая справка об одном из художественных промыслов Урала.
|
|
|
5. Отзыв на экскурсию в Дом Худояровых
|
|
|
6. Историческая справка об одном из современных писателей Урала
|
|
|
7. Отзыв о произведении одного из современных писателей Урала
|
|
|
Интервью членов своей семьи «Мир повседневности россиян в условиях кризиса 1998 г.»
|
|
|
9. Историческая справка с презентацией об одном из памятников археологии или архитектуры, внесенных в Реестр РФ
|
|
|
10. Тезисы и доклад на учебных конференциях
|
|
|
11. Участие в акции 1. Описание в жанре дневника «Один день из жизни студента».
|
|
|
12. Участие в акции 2. Описание в жанре дневника «Новый год и Рождество по-студенчески»
|
|
|
13. Сочинение сказки к циклу «Уральские студенческие сказы» 2-3 с.
|
|
|
14. Аналитическая справка об освоении дисциплины.
|
|
|
15. Выписки для устных ответов на семинарах
|
|
|
16. Словарный диктант по курсу
|
|
|
Итого
|
|
|
И – самое интересное задание, Н – самое неинтересное задание, С – самое сложное задание
|
Приложение 2
Образец оформления титульного листа портфолио
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
__________________________________________________________________
Портфолио учебной дисциплины
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УРАЛА
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению «Социальная работа»
Исполнитель:
О. С. Фуга,
студентка гр. 11 СР ДО
Преподаватель:
О. В. Рыжкова, к. и. н.,
доцент кафедры истории, теории и методики обучения
Нижний Тагил
2014
Приложение 3
Образец оформления письменной аннотации статьи из научного
периодического издания
Бужилова, А. П., Добровольская, М. В., Медникова, М. Б. Новые материалы к вопросу о древнейшем заселении Сибири анатомически современными людьми // Российская археология. – 2010. – № 1 – С. 15–25.
Статья представляет собой анализ новых материалов к вопросуюдьми. Авторы дают морфологическое описание фрагмента человеческого черепа, обнаруженного археологом Е. В. Акимовой на правом берегу Дербенского залива Красноярского водохранилища, в западном пятне находок Малый Лог II или Покровка II, идентифицируют пол и возраст по сохранившимся останкам, высказывают предварительное заключение о таксономическом статусе находки. Авторы приходят к заключению, что уже свыше 27 тыс. л. н. территория средней Сибири в течении р. Енисей была заселена представителями анатомически современного человека.
Статья адресована антропологам и археологам, может быть использована студентами вузов, изучающими историю первобытной эпохи.
Приложение 4
|