Главная страница
Навигация по странице:

История Урала. Учебно-методическое пособие. История и культура урала



Скачать 269 Kb.
Название История и культура урала
Анкор История Урала. Учебно-методическое пособие.doc
Дата 30.04.2017
Размер 269 Kb.
Формат файла doc
Имя файла История Урала. Учебно-методическое пособие.doc
Тип Основная образовательная программа
#5099
страница 3 из 3
1   2   3

Карточка прослушивания экскурсии


  1. Название экскурсии.




2. Вид экскурсии.




3. Продолжительность экскурсии.




4. Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели, полнота изложения материала, соотношение общего и местного материала, обобщения по подтемам.






5. Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступление, основная часть, заключение), умение правильно распределить время на объектах и по подтемам, контакт экскурсовода с группой, логические переходы, методические экскурсионные приемы показа и рассказа, использованные в экскурсии.






6. Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра объектов, расстановка группы у объекта, ответы на вопросы.






7. Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логичность, доходчивость, образность, эмоциональность.






8. Оценка экскурсии в целом.







Приложение 5
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

визуальной презентации для научного доклада


  1. Оформляй презентацию в едином художественном стиле




  1. Информативная первая страница (полное назв., автор, рук., Ваш город, год; может быть и дополнительная инф., в завис. от специфики)




  1. Соблюдай логику расположения материала (Тема-Цель-Решение-Итог).




  1. Выделяй информацию на слайде в соответствии со смысловой иерархией (напиши предложение, над словами расставь индекс значимости: 1-2-3-4-5-6…, используй размер, тон, жирность шрифта и др. для выделения текста с учетом расставленных индексов).




  1. Сохраняй свободное пространство на слайдах (не менее 1/3 слайда; поля для текста – не менее 1/9 от общей длины/ширины листа).




  1. Соблюдай контраст шрифта и фона (темный шрифт – светлый фон и наоборот; не размещай текст на пестром фоне).




  1. Заполняй все слайды информацией пропорционально.




  1. Выбирай такой размер шрифта, чтобы текст был виден издалека (не менее 24 пт. – для текста, менее 18 – для таблиц и схем).




  1. Используй только основные шрифты – Verdana, Arial, Tahoma, Georgia, Times New Roman, Courier New.




  1. Не перегружай схемы, графики (их смысл должен быть понятен с одного взгляда).




  1. Выбирай масштаб иллюстраций так, чтобы были хорошо видны все детали.




  1. Не дублируй весь текст доклада в презентации.




  1. Учитывай зоны внимания, размещая информацию на слайде.




  1. Не злоупотребляй эффектами и анимацией.




  1. Прорепетируй презентацию несколько раз, устрани выявленные недостатки



Приложение 6
Вопросник интервью

«Мир повседневности россиян в условиях финансового кризиса 1998 г.»
Уважаемый респондент! Сначала ответьте, пожалуйста, на вопросы этого вопросника интервью. А в конце опишите все, что помните о своей и жизни Вашей семьи в условиях финансового кризиса 1998 г., но о чем нет вопросов в вопроснике.
Данные о респонденте (паспортичка)

ФИО (полностью)

Год и место рождения:

Образование (в 1998 г. / в настоящее время):

Семейное положение (в 1998 г. / в настоящее время):

Место проживания (в 1998 г. / в настоящее время):

Место работы (в 1998 г. / в настоящее время):

Должность (в 1998 г. / в настоящее время):

Состав Вашей семьи (в 1998 г. / в настоящее время):


Питание
1. Какие изменения в жизни почувствовали с началом кризиса 1998 г. Было ли резкое ухудшение качества жизни (в чем оно заключалось).

2. Покупали ли продукты в магазине (какие)? Поменялся ли рацион с началом кризиса 1998 г. (как).

3. Был ли в годы кризиса 1998 г. переломный момент, когда питание вашей семьи улучшилось. С чем это было связано. Появились ли в рационе новые продукты, увеличился ли объем пищи.

4. Были ли у вас или у членов вашей семьи потери или кражи. Сколько раз. Что в этом случае предпринимали.

5. Была ли помощь со стороны родных, знакомых, в чем она заключалась.

6. Пользовались ли услугами рынка. Что можно было купить на рынке. Какую роль играл рынок в обеспечении семьи продуктами и промышленными товарами.

7. Что готовили дома. Были ли свои традиционные блюда. Как отличалась пища, приготовленная по случаю праздника.

8. Был ли свой огород (подсобное хозяйство). Что выращивалось. Где хранился урожай. На какое время хватало продуктов, собранных со своего огорода (до зимы, до весны, до следующего урожая). Были ли домашние животные (какие, где содержали, чем их кормили).

9. Можно ли было прожить, питаясь только продуктами со своего огорода. Были ли случаи воровства с огорода (как часто, что воровали, кто воровал, как этому противодействовали).
Жилищные условия
10. К какому типу жилья относился ваш дом (многоэтажный каменный/кирпичный дом, одноэтажный каменный/кирпичный дом, общежитие, барак, частный дом). Какую жилплощадь занимала ваша семья.

11. Что из элементов благоустройства было в вашем доме (электричество, центральное отопление, водопровод).

12. Приходилось ли вашей семье обращаться (жаловаться) по вопросу ремонта жилья. К кому было обращение, каким был результат.

13. Были в доме клопы, крысы, насекомые. Чем это было вызвано. Как решали эту проблему (самостоятельно, никак, с помощью специалистов из коммунальных отделов, санэпидемиологов). Считалось ли состояние вашего жилья в санитарном отношении удовлетворительным. Что (или кто) являлось причиной неудовлетворительного состояния жилья.

14. Были ли свои способы улучшения жилищных условий, в чем они заключались.

Вещевое обеспечение и бытовое обслуживание
15. Выдавали ли одежду на работе (как часто, использовалась ли она для повседневной носки). Как приобретали одежду, обувь.

16. Пользовались ли услугами бани (душевых), как часто, где. Пользовались ли услугами прачечных.

* * *

17. Приходилось ли жаловаться, обращаться по вопросам жилищного устройства, бытового обслуживания. Куда, каким был результат.

18. На ваш взгляд, кто находился в кризис в наилучшем положении, а кто в наихудшем. Почему.

19. Произошли ли какие либо изменения в вашей жизни сразу после окончания кризиса. Отразилось ли окончание кризиса на улучшении качества питания и проживания.

20. Ваше самое яркое воспоминание из жизни в годы кризиса 1998 г.

21. С началом кризиса 1998 г. была ли возможность досуга (посещения театров, кинотеатров, кафе).
Приложение 7

Образец тезисов доклада на научную конференцию
О. В. Рыжкова, канд. ист. наук,

Е. А. Черненко, студентка 5 курса СГИ НТГСПА
ЧЛЕНЫ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО КЛУБА КРАЕВЕДОВ КАК ЧИТАТЕЛИ
В апреле 1986 г. в Нижнем Тагиле начал работу клуб краеведов. Он был организован на базе краеведческой библиотеки, структурного подразделения Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Клуб объединил всех, кому не безразлична история родного края: краеведов-любителей, научных сотрудников музея, профессиональных историков. Костяк клуба составили краеведы, имевшие большой стаж практической работы: Т.В. Дьячков, С.В. Ганьжа, Р.Т. Культикова, И.Т. Коверда, И.А. Орлов, М.П. Рыжова, Т.М. Сырова, С.Я. Черных, Б.А. Шилов и др. В настоящее время членами клуба считают себя более 60 чел., в том числе 13 сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», пять преподавателей НТГСПА, более 20 краеведов-любителей, находящихся на заслуженном отдыхе, два члена Союза писателей РФ и т. д. В разные годы клубом руководили: Т.М. Сырова, Р.Т. Культикова, Р.А. Безроднова, Э.Н. Овечкина. С 2003 г. эстафету подхватила В.А. Дацкевич.

В 1988 г. вышел первый номер рукописного журнала «Тагильский краевед». Его авторами стали, прежде всего, участники клуба. За прошедшие годы подготовлено 19 выпусков, в которых было представлено 362 статьи и материалов 137 авторов [1].

В 2009 г. было проведено исследование с целью выявления читательских интересов и предпочтений членов клуба краеведов [2]. В исследовании приняли участие 16 человек: 5 мужчин (31 %) и 11 женщин (69 %). Возраст самого пожилого из опрошенных краеведов 82 года, самого молодого – 35 лет. Средний возраст составил 61 год. Все принявшие участие в исследовании краеведы являются жителями города Нижний Тагил. Это наиболее активные, регулярно посещающие заседания члены клуба.

На вопрос «Как часто и для чего Вы читаете книги?» были получены следующие результаты. 100 % опрошенных читают книги для саморазвития, но с разной частотой. Каждый день читают 56 % (9 чел.), 1–2 раза в неделю – 25 % (4 чел.), реже 1 раза в неделю – 18 % (3 чел.). Участники клуба обращаются к чтению и для работы (94 % – 15 чел.), но так же с разной частотой. Каждый день читают 40 % (6 чел.), 1–2 раза в неделю – 40 % (6 чел.), реже 1 раза в неделю – 20 % (3 чел.). Девять респондентов (56 %) читают книги для развлечения каждый день, четыре (44 %) – 1–2 раза в неделю.

По данным проведенного исследования, 12 % (2 чел.) краеведов тратят на чтение меньше часа, 82 % (13 чел.) – более 1 часа, 6 % (1 чел.) – около 2 часов.

Все опрошенные отнесли себя к людям, любящим книги и читающим их с удовольствием. Респонденты читают художественную литературу разных жанров. Жанровые предпочтения распределились следующим образом. Исторические произведения любят читать 87 % (14 чел.) опрошенных, современную литературу – 25 % (4 чел.), жизнеописания – 25 % (4 чел.), детективы – 19 % (3 чел.), фантастику – 12 % (2 чел.), женские романы – 6 % (1 чел.), другое – 12 % (2 чел.).

В ходе исследования опрошенным предлагалось назвать предпочитаемые литературные формы. Повести предпочитают читать 69 % (11 чел.) опрошенных, рассказы – 56 % (9 чел.), стихи – 25 % (4 чел.).

Источниками получения книг для краеведов служат в основном домашние (81 %, 13 чел.) и муниципальные (50 %, 8 чел.) библиотеки. 13 % (2 чел.) респондентов берут книги у друзей, родственников, 6 % (1 чел.) пользуются ведомственными библиотеками по месту работы, 25 % (4 чел.) – другими библиотеками. Все – пользователи краеведческой библиотеки.

Ответы на вопрос, «В каком виде Вы, как правило, получаете текстовую информацию?» свидетельствуют о том, что главным источником информации для чтения являются собственно книги, брошюры, журналы (100 %, 16 чел.). 19 % (3 чел.) опрошенных пользуются ксерокопиями статей, фрагментов книг, 13 % (2 чел.) – текстами в электронном виде.

Интересны сведения о личных библиотеках краеведов. До 100 книг в своей домашней библиотеке имеют 2 чел. (12 %), до 500 книг – 8 чел. (50 %), до 1000 книг – 4 чел. (25 %), свыше 1000 книг – 2 чел. (12 %).

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Большинство участников клуба «Тагильский краевед» позиционируют себя, как люди, любящие книги и читающие их с удовольствием.

2. Для большей части опрошенных краеведов чтение является источником саморазвития. У всех выработалась устойчивая потребность в книгах и чтении. Их обращение к книге не носит стихийный и ситуационный характер. Чтение является запланированным и каждодневным занятием многих из них, позволяющим реализовывать познавательную активность.

3. Все опрошенные имеют домашние библиотеки, у трети она насчитывает 1000 и более книг. Преобладает в домашних библиотеках художественная литература, прежде всего классика.

4. Все опрошенные – пользователи краеведческой библиотеки, сюда приходят не только на заседания клуба, но и в поисках необходимых источников и литературы для краеведческих исследований.

5. Большинство опрошенных краеведов – это не только читающие, но и пишущие люди. Девять опрошенных – авторы статей и материалов в рукописном журнале «Тагильский краевед», пять – авторы научных и научно-популярных монографий.
ПРИМЕЧАНИЯ


  1. Рыжкова О. В., Черненко Е. А. Краеведческие периодические издания Нижнего Тагила // Региональные социокультурные, политические и экономические процессы: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Березники, 5–6 декабря 2008). Березники, 2008. С. 286–288.

  2. Авторы выражают благодарность В.А. Дацкевич, главному библиографу краеведческой библиотеки, за помощь в проведении анкетирования среди краеведов.


Приложение 8

Акция 1

«Один день из жизни российского студента»

  1. Опишите в жанре дневника один день из Вашей жизни (21 января 2014 г.): распорядок дня, занятия, питание (где, что, сколько раз), чем был занят досуг, сколько денег Вы истратили и на что (питание, транспорт, досуг, т.п.), чем запомнился этот день.

  2. Заполните паспортичку.

Данные о респонденте (паспортичка)

ФИО (полностью)

Год и место рождения:

Образование:

Семейное положение (в настоящее время):

Место проживания (до поступления в НТГСПА / в настоящее время):

Место учебы/работы (факультет, профиль, курс):

Должность (в настоящее время):

Состав Вашей семьи :


  1. Приложите Ваше фото, сделанное в этом семестре.

Задание к акции сделать в отдельном файле, назвав его «акция 1_фамилия_группа» (акция_арканова_11ср)

Приложение 9

Акция 2

«Новый год и Рождественские каникулы по-студенчески»

В 2014 году исполняется 75 лет с открытия высшего педагогического учебного заведения в Нижнем Тагиле. В связи с этим Социально-гуманитарный факультет НТГСПА проводит исследование «Мир повседневности российского студенчества». Просим Вас принять участие в этой акции

Для этого

    1. Заполните паспортичку.

Данные о респонденте (паспортичка)

ФИО (полностью)

Год и место рождения:

Образование:

Семейное положение (в настоящее время):

Место проживания (до поступления в НТГСПА / в настоящее время):

Место учебы/работы (факультет, профиль, курс):

Должность (в настоящее время):

Состав Вашей семьи :



    1. Опишите в жанре дневника, как Вы встретили Новый год и провели рождественские каникулы (1-12 января 2013 г.): распорядок дня, занятия, чем был занят досуг, сколько примерно денег Вы истратили и на что (питание, транспорт, досуг, т.п.), чем запомнились каникулы. Опишите Ваши семейные новогодние традиции, новогоднее застолье, Ваши фирменные, любимые угощения.




    1. Приложите Ваше фото, сделанное на каникулах.

Задание к акции сделать в отдельном файле, назвав его «акция 2_фамилия_группа» (акция 2_арканова_26д) отправьте по эл. почте старосте группы 15 января до 20.00.




1   2   3
написать администратору сайта