Навигация по странице:
|
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Классическая
|
Название |
Классическая
|
Анкор |
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия.doc |
Дата |
12.04.2017 |
Размер |
2.35 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия.doc |
Тип |
Документы
#40
|
страница |
1 из 42 |
|
В.Н.КУЗНЕЦОВ
НЕМЕЦКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XVIII-
НАЧАЛА
XIX
ВЕКА
Допущено
Государственным комитетом СССР
по народному образованию
в качестве учебного пособия
для студентов
философских факультетов
университетов
Москва
«Высшая школа» 1989
ББК 87.3
К 89
Рецензенты: кафедра истории философии Уральского
государственного университета им. А. М. Горького (зав. кафед-
рой, д-р филос. наук, проф. К. Н. Любутин); д-р филос. наук,
проф. А. Г. Мысливченко (Институт философии АН СССР)
Кузнецов В. Н.
К 89 Немецкая классическая философия второй поло-
вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для
ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.-480 с.
ISBN 5-06-000002-8
Это первое учебное пособие, целиком посвященное немецкой
классической философии. В нем с учетом новейших достижений
историко-философской науки и современных задач университетского
образования освещаются учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,
Фейербаха. Немецкая классическая философия охарактеризована в ее
неоднозначности и противоречивости: ее диалектические и материа-
листические положения показаны как один из теоретических источ-
ников марксизма, а ее агностические; идеалистические, теистические
утверждения — как важнейший источник антимарксистских спеку-
ляций в философии.
К0301030000 (4309000000)-25520-89 ББК 87.3
001(01)-89 1Ф
(с) Издательство «Высшая школа»,
ISBN 5-06-000002-8 1989
ПРЕДИСЛОВИЕ
Понятие «немецкая классическая философия», вве-
денное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских
работах, обозначает ту линию в развитии новоевро-
пейской мысли второй половины XVIII в.— первой по-
ловины XIX в., которая была представлена учениями
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем
различии эти учения тесно связаны между собой узами
преемственности: после Канта каждый из мыслителей
этого направления опирался на воззрения своего пред-
шественника и вдохновлялся творческими импульсами
его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта,
Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выраже-
ние наиболее значительные идеи немецкой философ-
ской мысли рассматриваемого периода. К концу
XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли веду-
щее место в западноевропейской философии, а затем в
полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля
и Фейербаха, немецкая классическая философия при-
обрела всемирно-историческое значение, состоящее
прежде всего в том, что благодаря своим достиже-
ниям она явилась непосредственным теоретическим
источником марксизма в области философии. Связы-
вая создание диалектико-материалистической филосо-
фии с процессом обогащения К. Марксом материали-
стической мысли «приобретениями немецкой классиче-
ской философии, особенно системы Гегеля, которая
в свою очередь привела к материализму Фейербаха»,
В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобре-
тений — диалектика...» (2. 23. 43)1.
Не свободные от существенных ограниченностей
диалектические новации немецкой классической фило-
софии оказались включенными в острейшую конфрон-
тацию идеализма, прошедшего путь от кантовского
1 Здесь и далее цифры в скобках указывают: первая цифра —
на источник, приведенный в списке литературы в конце книги;
цифры курсивом — том из собрания сочинений, цифра рядом с ней
через дробь — часть тома; последующие цифры, приводимые через
запятую, — страницы цитируемого источника.
1* 3
«трансцендентального идеализма» до гегелевского
«абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе
этой конфронтации, которая длительное время выгля-
дела как победоносная для идеализма, последний су-
щественно обновился и сделался значительно более
содержательным, чем прежде. Это явилось мощным
стимулом для соответствующего обновления и даль-
нейшего развития материализма. Фейербах, вступая на
такой путь, усмотрел возможность материалистиче-
ского «перевертывания» содержания идеалистических
учений от Канта до Гегеля на основе выявления его
имплицитной и вместе с тем существенной материали-
стичности. Это был принципиально важный шаг в де-
ле понимания новейших сложных форм взаимодей-
ствия материализма и идеализма, сопровождавшийся
использованием данного понимания в интересах раз-
вития материалистической философии.
К числу крупнейших достижений немецких мысли-
телей от Канта до Фейербаха относится уяснение того
отнюдь не очевидного факта, что при всем многообра-
зии проблем у философии имеется основной вопрос
и он состоит в определении отношения между мышле-
нием и бытием.
В отличие от английских, а особенно французских
философов XVIII в., стремившихся популяризировать
свои учения среди возможно более широких слоев чи-
тателей и находивших подходящий для этого способ
изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля
предназначали свои сочинения большей частью для
весьма ограниченного круга читателей, состоящего из
тех, кто профессионально занимается философией
в качестве компетентных специалистов или в качестве
готовящихся стать таковыми студентов. В традициях
немецкой университетско-академической философии
было создание трудных для восприятия сочинений, изо-
билующих абстрактными дедукциями и написанных
сухим языком с массой понятных лишь посвященным
специальных терминов, в том числе вновь изобре-
таемых. Эта форма распространенных в Германии фи-
лософских произведений соответствовала и содержа-
нию, и способу построения спекулятивно-идеалистиче-
ских систем. Имея в виду немецких философов, Гегель
с известной долей самокритичности отмечал: «О нас
идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслите-
лях» (96. 3. 72).
4
Основы научного понимания немецкой классиче-
ской философии обстоятельно разработаны в трудах
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, давших вместе
с тем многочисленные образцы проникновения в суть
самых «темных» произведений этой философии,
в частности гегелевских «Феноменологии духа» и «На-
уки логики». Опираясь на это марксистско-ленинское
наследие и применяя лежащую в его основании диа-
лектико-материалистическую методологию, советские
и зарубежные ученые уделяли много внимания иссле-
дованию многообразия тем и аспектов немецкой клас-
сической философии, а также целостной характеристи-
ке творчества каждого из ее создателей. В нашей
стране было опубликовано также несколько солидных
обобщающих работ о всей немецкой классической фи-
лософии в целом1.
Предлагаемая книга2 — итог исследовательской
и преподавательской работы, которую автор вел на
философском факультете МГУ с 1960 г. Свою задачу
автор видел в том, чтобы в максимально доступной
форме, но без упрощения сути дела осветить для сту-
дентов философских факультетов (а также, разумеется,
для всех читателей, приступающих к изучению исто-
рии философии) сложный путь развития немецкой фи-
лософской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха,
обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззре-
ний ее ведущих представителей. Названная задача
включает в себя характеристику всех основных поло-
жений и сторон учения Канта, Фихте, Шеллинга, Геге-
ля, Фейербаха с учетом реальной неоднозначности
и даже противоречивости этих учений. С целью спо-
собствовать творческому освоению читателями немец-
кой классической философии автор стремился к тому,
чтобы наряду с его обобщающими характеристиками
рассматриваемых воззрений последние были бы по
мере возможности представлены в книге так, как они
формулировались самими их творцами.
1 Это написанный В. Ф. Асмусом и Б. Э. Быховским большой
раздел в III томе «Истории философии» (М., 1943), 6 глав в «Запад-
ноевропейской философии» И. С. Нарского (М., 1976) и книга А. В.
Гулыги «Немецкая классическая философия» (М., 1986).
2 Она представляет собой очередной том — после книги В. Н.
Кузнецова, Б. В. Мееровского, А. Ф. Грязнова «Западноевропей-
ская философия XVIII века» (М., 1986) — новой серии учебных по-
собий по истории зарубежной философии.
5
Опираясь в процессе работы над книгой на много-
численные труды советских и зарубежных исследова-
телей-марксистов по немецкой классической философии,
автор не счел, однако, целесообразным цитировать
кого-либо из них (за одним-двумя исключениями).
Подобное цитирование заняло бы десятки или даже
сотни страниц, так как после едва ли не каждого свое-
го суждения автор должен был назвать многих иссле-
дователей, с которыми он при этом оказался согласен,
и, возможно, еще нескольких исследователей, с ко-
торыми обнаружилось разногласие. Вдобавок при-
шлось бы еще отмечать, какие суждения автора ранее
никем не высказывались. Специалисты легко опреде-
лят, на чьи выводы опирается автор и в чем он расхо-
дится с другими исследователями, в чем проявляется
новизна его трактовки немецкой классической филосо-
фии 1. Для широких кругов читателей, к которым
в первую очередь обращена эта книга, главный инте-
рес представляет уяснение сути этой философии в це-
лом и в многообразии ее основных идей. Принимая на
себя всю ответственность за содержащиеся в данной
книге выводы, обобщения и оценки, автор считал це-
лесообразным подкреплять их не ссылкой на работы
других историков философии, а аргументацией по су-
ществу рассматриваемых вопросов.
Что касается многочисленных немарксистских и ан-
тимарксистских трактовок немецкой классической фи-
лософии, то автор, не входя в их конкретное рассмо-
трение (для чего потребовалась бы специальная
большая книга), но учитывая их наличие, выразил кри-
тическое отношение к ним посредством обоснования
позитивных альтернатив по всем главным вопросам,
трактуемым в соответствующей литературе.
Поскольку на философских факультетах универси-
тетов история эстетических учений является предме-
том особого обширного курса, трактовки искусства
в немецкой классической философии (они занимают
большое место в системах взглядов Канта, Шеллинга,
Гегеля) освещаются в данной книге лишь в их ос-
новных чертах и в их общефилософской значимости.
1 Важнейшие советские и зарубежные исследования по немец-
кой классической философии указаны в библиографии, помещенной
в конце книги.
6
ВВЕДЕНИЕ
Развитие немецкой классической философии было
одним из важнейших выражений эпохального подъема
духовной культуры, начавшегося в германских госу-
дарствах с середины XVIII в. и имевшего другим
своим проявлением, главным по воздействию вширь
на общественное сознание, классическую немецкую ли-
тературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лес-
синг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем
был включен в общеевропейское движение обществен-
ной мысли, получившее название Просвещения. Наи-
более ярко и мощно Просвещение развернулось во
Франции, где представлявшая его плеяда философов
(Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельве-
ции, Гольбах и многие другие), самые влиятельные
из которых были одновременно крупнейшими писате-
лями и драматургами своей эпохи, идеологически под-
готовила величайшую буржуазно-демократическую ре-
волюцию Нового времени, которая в конце XVIII в.
до основания разрушила в этой стране феодально-аб-
солютистский строй. Хотя в экономически разобщен-
ном и политически раздробленном конгломерате не-
мецких государств (их число приближалось к 400!)
в то время отсутствовали объективные условия для
проведения антифеодальной и антимонархической ре-
волюции (немецкая буржуазия из-за своей слабости
была не способна сыграть необходимую для такой ре-
волюции роль класса, возглавляющего борьбу кресть-
янских масс), деятели передовой немецкой культуры,
которые в основном были выходцами из бюргерской
среды, сумели с большой силой выразить характерный
для Просвещения протест против феодального гнета,
деспотизма коронованных правителей, клерикального
засилья. В своих социальных идеалах немецкая класси-
ческая философия и литература, испытавшие огромное
влияние событий, происшедших в других европейских
странах (прежде всего в Англии и Франции), предвос-
хищали перспективы прогрессивного развития Герма-
нии.
7
Немецкая классическая философия развивалась
в эпоху глубочайших изменений, которые происходили
в экономической, социально-политической и духовно-
идеологической жизни всей Европы, прямо или кос-
венно затрагивая также немецкие государства и стано-
вясь предметом осмысления живших в них философов,
чей мировоззренческий кругозор при всей его опреде-
ленности условиями своей страны не был национально
ограниченным. Вслед за мировоззренческой револю-
цией Просвещения произошла имевшая мировой резо-
нанс Великая французская революция (1789—1794).
Она потрясла соседние феодальные государства глав-
ным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г.
вела сначала революционная, а затем наполеоновская
Франция с коалициями противостоящих ей государств,
включая немецкие. Последовавший за этим период
большей или меньшей реставрации феодально-монар-
хических режимов сменился (после происшедшей
в июле 1830 г. во Франции революции) примерно дву-
мя десятилетиями вызревания условий для целой се-
рии буржуазно-демократических революций, которые
в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских
стран, в том числе и по германским государствам;
причем в некоторых странах имели место первые
выступления революционного пролетариата.
Революционные перемены происходили и в есте-
ствознании, в котором механика утрачивала свою пре-
жнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформи-
ровалась химия как наука о качественных превраще-
ниях природных веществ. В первые десятилетия XIX в.
появились такие вызвавшие огромный интерес фило-
софов новые, немеханические отрасли физики, как
учения о магнетизме и электричестве, вскоре объеди-
нившиеся в одну научную дисциплину, изучающую
электромагнитные явления. Быстро прогрессировала
совокупность биологических дисциплин, все более про-
двигавшихся к созданию условий для выработки науч-
но обоснованной теории эволюции как обобщающего
теоретического построения.
Происходила острейшая борьба свободомыслия с
религией, которая в период после Великой француз-
ской революции пыталась отвоевать позиции, утра-
ченные в эпоху Просвещения, а затем опять выну-
жденно отступала в условиях нового подъема освобо-
дительной борьбы.
8
В рассматриваемую бурную и противоречивую
эпоху объективная диалектика развития проявлялась
в различных сферах общественного бытия и обще-
ственного сознания отчетливее, чем когда бы то ни
было прежде, и поиск адекватного понимания проис-
ходящих изменений наиболее подготовленными к это-
му немецкими философами увенчивался успешным
продвижением по пути разработки диалектического
способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслите-
лей первой величины придала небывалую интенсив-
ность и глубину развитию немецкой философской
мысли.
Само это развитие представляло собой своего рода
философскую революцию, о которой можно говорить,
по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том
смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель,
и Фейербах вносили своими учениями1радикальные
новации в развитие философской мысли: каждое из
них диалектически, т. е. с сохранением определенной
преемственности, отрицало предшествующее. Немало-
важно, что все названные мыслители сами считали се-
бя радикальными новаторами в философии. Кант, со-
зидая первую ступень немецкой классической филосо-
фии в процессе преодоления ранее господствовавшей
в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», по-
лагал, что он вместе с тем совершает «коперникан-
скую революцию» по отношению к всей предшествую-
щей философии. Фихте был убежден, что значение его
«наукоучения» для философии равнозначно значению
Великой французской революции для социально-поли-
тической истории человечества. Согласно Гегелю,
в созданной им системе «абсолютного идеализма» че-
ловеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсо-
лютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая
им «антропология», революционно «перевертываю-
1 Мы будем называть их «кантизмом», «фихтизмом», «шел-
лингизмом», «гегелизмом», «фейербахизмом», считая целесоо-
бразным вновь ввести в научный оборот термины, которые употре-
блялись в отечественной философской литературе XIX — начала
XX в. (в том числе в трудах Г. В. Плеханова). Привычные же для
советской литературы термины «кантианство», «фихтеанство»,
«шеллингианство», «гегельянство», «фейербахианство» используют-
ся в настоящей книге только для обозначения тех течений фило-
софской мысли, которые возникали на основе перечисленных
учений.
9
щая» гегелизм, означает в то же время глобальный ко-
нец философии в прежнем ее понимании.
Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном
марксизмом, революционный характер немецкой клас-
сической философии состоял в том, что ее учениями
было разработано диалектическое мировоззрение и со-
зданы предпосылки для соответствующего его сути
материалистического преобразования. В ходе этого
преобразования, начатого К. Марксом и Ф. Энгельсом
в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основопола-
гающими работами Фейербаха, раскрывались револю-
ционные потенции гегелевской диалектики, в которой
диалектическая мысль немецкой классической филосо-
фии достигла своей кульминации. С учетом всего это-
го Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что «в
Германии в XIX веке философская революция предше-
ствовала политическому перевороту» (1, 21, 273) —
революции 1848 — 1849 гг. Начало этой философской
революции положил И. Кант.
|
|
|