Главная страница
Навигация по странице:

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Классическая


Скачать 2.35 Mb.
Название Классическая
Анкор Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.35 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия.doc
Тип Документы
#40
страница 1 из 42
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

В.Н.КУЗНЕЦОВ

НЕМЕЦКАЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XVIII-

НАЧАЛА

XIX

ВЕКА

Допущено

Государственным комитетом СССР
по народному образованию
в качестве учебного пособия

для студентов

философских факультетов

университетов



Москва
«Высшая школа» 1989

ББК 87.3
К 89

Рецензенты: кафедра истории философии Уральского
государственного университета им. А. М. Горького (зав. кафед-
рой, д-р филос. наук, проф. К. Н. Любутин); д-р филос. наук,
проф. А. Г. Мысливченко (Институт философии АН СССР)

Кузнецов В. Н.

К 89 Немецкая классическая философия второй поло-
вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для
ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.-480 с.

ISBN 5-06-000002-8

Это первое учебное пособие, целиком посвященное немецкой
классической философии. В нем с учетом новейших достижений
историко-философской науки и современных задач университетского
образования освещаются учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,
Фейербаха. Немецкая классическая философия охарактеризована в ее
неоднозначности и противоречивости: ее диалектические и материа-
листические положения показаны как один из теоретических источ-
ников марксизма, а ее агностические; идеалистические, теистические
утверждения — как важнейший источник антимарксистских спеку-
ляций в философии.

К0301030000 (4309000000)-25520-89 ББК 87.3
001(01)-89 1Ф


(с) Издательство «Высшая школа»,
ISBN 5-06-000002-8 1989


ПРЕДИСЛОВИЕ


Понятие «немецкая классическая философия», вве-
денное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских
работах, обозначает ту линию в развитии новоевро-
пейской мысли второй половины XVIII в.— первой по-
ловины XIX в., которая была представлена учениями
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем
различии эти учения тесно связаны между собой узами
преемственности: после Канта каждый из мыслителей
этого направления опирался на воззрения своего пред-
шественника и вдохновлялся творческими импульсами
его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта,
Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выраже-
ние наиболее значительные идеи немецкой философ-
ской мысли рассматриваемого периода. К концу
XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли веду-
щее место в западноевропейской философии, а затем в
полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля
и Фейербаха, немецкая классическая философия при-
обрела всемирно-историческое значение, состоящее
прежде всего в том, что благодаря своим достиже-
ниям она явилась непосредственным теоретическим
источником марксизма в области философии. Связы-
вая создание диалектико-материалистической филосо-
фии с процессом обогащения К. Марксом материали-
стической мысли «приобретениями немецкой классиче-
ской философии, особенно системы Гегеля, которая
в свою очередь привела к материализму Фейербаха»,
В. И. Ленин указывал, что «главное из этих приобре-
тений — диалектика...» (2. 23. 43)1.

Не свободные от существенных ограниченностей
диалектические новации немецкой классической фило-
софии оказались включенными в острейшую конфрон-
тацию идеализма, прошедшего путь от кантовского

1 Здесь и далее цифры в скобках указывают: первая цифра —
на источник, приведенный в списке литературы в конце книги;
цифры курсивом — том из собрания сочинений, цифра рядом с ней
через дробь — часть тома; последующие цифры, приводимые через
запятую, — страницы цитируемого источника.

1* 3

«трансцендентального идеализма» до гегелевского
«абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе
этой конфронтации, которая длительное время выгля-
дела как победоносная для идеализма, последний су-
щественно обновился и сделался значительно более
содержательным, чем прежде. Это явилось мощным
стимулом для соответствующего обновления и даль-
нейшего развития материализма. Фейербах, вступая на
такой путь, усмотрел возможность материалистиче-
ского «перевертывания» содержания идеалистических
учений от Канта до Гегеля на основе выявления его
имплицитной и вместе с тем существенной материали-
стичности. Это был принципиально важный шаг в де-
ле понимания новейших сложных форм взаимодей-
ствия материализма и идеализма, сопровождавшийся
использованием данного понимания в интересах раз-
вития материалистической философии.

К числу крупнейших достижений немецких мысли-
телей от Канта до Фейербаха относится уяснение того
отнюдь не очевидного факта, что при всем многообра-
зии проблем у философии имеется основной вопрос
и он состоит в определении отношения между мышле-
нием и бытием.

В отличие от английских, а особенно французских
философов XVIII в., стремившихся популяризировать
свои учения среди возможно более широких слоев чи-
тателей и находивших подходящий для этого способ
изложения, немецкие мыслители от Канта до Гегеля
предназначали свои сочинения большей частью для
весьма ограниченного круга читателей, состоящего из
тех, кто профессионально занимается философией
в качестве компетентных специалистов или в качестве
готовящихся стать таковыми студентов. В традициях
немецкой университетско-академической философии
было создание трудных для восприятия сочинений, изо-
билующих абстрактными дедукциями и написанных
сухим языком с массой понятных лишь посвященным
специальных терминов, в том числе вновь изобре-
таемых. Эта форма распространенных в Германии фи-
лософских произведений соответствовала и содержа-
нию, и способу построения спекулятивно-идеалистиче-
ских систем. Имея в виду немецких философов, Гегель
с известной долей самокритичности отмечал: «О нас
идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслите-
лях» (96. 3. 72).

4

Основы научного понимания немецкой классиче-
ской философии обстоятельно разработаны в трудах
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, давших вместе
с тем многочисленные образцы проникновения в суть
самых «темных» произведений этой философии,
в частности гегелевских «Феноменологии духа» и «На-
уки логики». Опираясь на это марксистско-ленинское
наследие и применяя лежащую в его основании диа-
лектико-материалистическую методологию, советские
и зарубежные ученые уделяли много внимания иссле-
дованию многообразия тем и аспектов немецкой клас-
сической философии, а также целостной характеристи-
ке творчества каждого из ее создателей. В нашей
стране было опубликовано также несколько солидных
обобщающих работ о всей немецкой классической фи-
лософии в целом1.

Предлагаемая книга2 — итог исследовательской
и преподавательской работы, которую автор вел на
философском факультете МГУ с 1960 г. Свою задачу
автор видел в том, чтобы в максимально доступной
форме, но без упрощения сути дела осветить для сту-
дентов философских факультетов (а также, разумеется,
для всех читателей, приступающих к изучению исто-
рии философии) сложный путь развития немецкой фи-
лософской мысли от Канта до Гегеля и Фейербаха,
обращая вместе с тем внимание на эволюцию воззре-
ний ее ведущих представителей. Названная задача
включает в себя характеристику всех основных поло-
жений и сторон учения Канта, Фихте, Шеллинга, Геге-
ля, Фейербаха с учетом реальной неоднозначности
и даже противоречивости этих учений. С целью спо-
собствовать творческому освоению читателями немец-
кой классической философии автор стремился к тому,
чтобы наряду с его обобщающими характеристиками
рассматриваемых воззрений последние были бы по
мере возможности представлены в книге так, как они
формулировались самими их творцами.

1 Это написанный В. Ф. Асмусом и Б. Э. Быховским большой
раздел в III томе «Истории философии» (М., 1943), 6 глав в «Запад-
ноевропейской философии» И. С. Нарского (М., 1976) и книга А. В.
Гулыги «Немецкая классическая философия» (М., 1986).

2 Она представляет собой очередной том — после книги В. Н.
Кузнецова, Б. В. Мееровского, А. Ф. Грязнова «Западноевропей-
ская философия XVIII века» (М., 1986) — новой серии учебных по-
собий по истории зарубежной философии.

5

Опираясь в процессе работы над книгой на много-
численные труды советских и зарубежных исследова-
телей-марксистов по немецкой классической философии,
автор не счел, однако, целесообразным цитировать
кого-либо из них (за одним-двумя исключениями).
Подобное цитирование заняло бы десятки или даже
сотни страниц, так как после едва ли не каждого свое-
го суждения автор должен был назвать многих иссле-
дователей, с которыми он при этом оказался согласен,
и, возможно, еще нескольких исследователей, с ко-
торыми обнаружилось разногласие. Вдобавок при-
шлось бы еще отмечать, какие суждения автора ранее
никем не высказывались. Специалисты легко опреде-
лят, на чьи выводы опирается автор и в чем он расхо-
дится с другими исследователями, в чем проявляется
новизна его трактовки немецкой классической филосо-
фии 1. Для широких кругов читателей, к которым
в первую очередь обращена эта книга, главный инте-
рес представляет уяснение сути этой философии в це-
лом и в многообразии ее основных идей. Принимая на
себя всю ответственность за содержащиеся в данной
книге выводы, обобщения и оценки, автор считал це-
лесообразным подкреплять их не ссылкой на работы
других историков философии, а аргументацией по су-
ществу рассматриваемых вопросов.

Что касается многочисленных немарксистских и ан-
тимарксистских трактовок немецкой классической фи-
лософии, то автор, не входя в их конкретное рассмо-
трение (для чего потребовалась бы специальная
большая книга), но учитывая их наличие, выразил кри-
тическое отношение к ним посредством обоснования
позитивных альтернатив по всем главным вопросам,
трактуемым в соответствующей литературе.

Поскольку на философских факультетах универси-
тетов история эстетических учений является предме-
том особого обширного курса, трактовки искусства
в немецкой классической философии (они занимают
большое место в системах взглядов Канта, Шеллинга,
Гегеля) освещаются в данной книге лишь в их ос-
новных чертах и в их общефилософской значимости.

1 Важнейшие советские и зарубежные исследования по немец-
кой классической философии указаны в библиографии, помещенной
в конце книги.

6

ВВЕДЕНИЕ


Развитие немецкой классической философии было
одним из важнейших выражений эпохального подъема
духовной культуры, начавшегося в германских госу-
дарствах с середины XVIII в. и имевшего другим
своим проявлением, главным по воздействию вширь
на общественное сознание, классическую немецкую ли-
тературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лес-
синг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем
был включен в общеевропейское движение обществен-
ной мысли, получившее название Просвещения. Наи-
более ярко и мощно Просвещение развернулось во
Франции, где представлявшая его плеяда философов
(Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Дидро, Гельве-
ции, Гольбах и многие другие), самые влиятельные
из которых были одновременно крупнейшими писате-
лями и драматургами своей эпохи, идеологически под-
готовила величайшую буржуазно-демократическую ре-
волюцию Нового времени, которая в конце XVIII в.
до основания разрушила в этой стране феодально-аб-
солютистский строй. Хотя в экономически разобщен-
ном и политически раздробленном конгломерате не-
мецких государств (их число приближалось к 400!)
в то время отсутствовали объективные условия для
проведения антифеодальной и антимонархической ре-
волюции (немецкая буржуазия из-за своей слабости
была не способна сыграть необходимую для такой ре-
волюции роль класса, возглавляющего борьбу кресть-
янских масс), деятели передовой немецкой культуры,
которые в основном были выходцами из бюргерской
среды, сумели с большой силой выразить характерный
для Просвещения протест против феодального гнета,
деспотизма коронованных правителей, клерикального
засилья. В своих социальных идеалах немецкая класси-
ческая философия и литература, испытавшие огромное
влияние событий, происшедших в других европейских
странах (прежде всего в Англии и Франции), предвос-
хищали перспективы прогрессивного развития Герма-
нии.

7

Немецкая классическая философия развивалась
в эпоху глубочайших изменений, которые происходили
в экономической, социально-политической и духовно-
идеологической жизни всей Европы, прямо или кос-
венно затрагивая также немецкие государства и стано-
вясь предметом осмысления живших в них философов,
чей мировоззренческий кругозор при всей его опреде-
ленности условиями своей страны не был национально
ограниченным. Вслед за мировоззренческой револю-
цией Просвещения произошла имевшая мировой резо-
нанс Великая французская революция (1789—1794).
Она потрясла соседние феодальные государства глав-
ным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г.
вела сначала революционная, а затем наполеоновская
Франция с коалициями противостоящих ей государств,
включая немецкие. Последовавший за этим период
большей или меньшей реставрации феодально-монар-
хических режимов сменился (после происшедшей
в июле 1830 г. во Франции революции) примерно дву-
мя десятилетиями вызревания условий для целой се-
рии буржуазно-демократических революций, которые
в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских
стран, в том числе и по германским государствам;
причем в некоторых странах имели место первые
выступления революционного пролетариата.

Революционные перемены происходили и в есте-
ствознании, в котором механика утрачивала свою пре-
жнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформи-
ровалась химия как наука о качественных превраще-
ниях природных веществ. В первые десятилетия XIX в.
появились такие вызвавшие огромный интерес фило-
софов новые, немеханические отрасли физики, как
учения о магнетизме и электричестве, вскоре объеди-
нившиеся в одну научную дисциплину, изучающую
электромагнитные явления. Быстро прогрессировала
совокупность биологических дисциплин, все более про-
двигавшихся к созданию условий для выработки науч-
но обоснованной теории эволюции как обобщающего
теоретического построения.

Происходила острейшая борьба свободомыслия с
религией, которая в период после Великой француз-
ской революции пыталась отвоевать позиции, утра-
ченные в эпоху Просвещения, а затем опять выну-
жденно отступала в условиях нового подъема освобо-
дительной борьбы.

8

В рассматриваемую бурную и противоречивую
эпоху объективная диалектика развития проявлялась
в различных сферах общественного бытия и обще-
ственного сознания отчетливее, чем когда бы то ни
было прежде, и поиск адекватного понимания проис-
ходящих изменений наиболее подготовленными к это-
му немецкими философами увенчивался успешным
продвижением по пути разработки диалектического
способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслите-
лей первой величины придала небывалую интенсив-
ность и глубину развитию немецкой философской
мысли.

Само это развитие представляло собой своего рода
философскую революцию, о которой можно говорить,
по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том
смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель,
и Фейербах вносили своими учениями1радикальные
новации в развитие философской мысли: каждое из
них диалектически, т. е. с сохранением определенной
преемственности, отрицало предшествующее. Немало-
важно, что все названные мыслители сами считали се-
бя радикальными новаторами в философии. Кант, со-
зидая первую ступень немецкой классической филосо-
фии в процессе преодоления ранее господствовавшей
в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», по-
лагал, что он вместе с тем совершает «коперникан-
скую революцию» по отношению к всей предшествую-
щей философии. Фихте был убежден, что значение его
«наукоучения» для философии равнозначно значению
Великой французской революции для социально-поли-
тической истории человечества. Согласно Гегелю,
в созданной им системе «абсолютного идеализма» че-
ловеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсо-
лютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая
им «антропология», революционно «перевертываю-

1 Мы будем называть их «кантизмом», «фихтизмом», «шел-
лингизмом», «гегелизмом», «фейербахизмом», считая целесоо-
бразным вновь ввести в научный оборот термины, которые употре-
блялись в отечественной философской литературе XIX — начала
XX в. (в том числе в трудах Г. В. Плеханова). Привычные же для
советской литературы термины «кантианство», «фихтеанство»,
«шеллингианство», «гегельянство», «фейербахианство» используют-
ся в настоящей книге только для обозначения тех течений фило-
софской мысли, которые возникали на основе перечисленных
учений.

9

щая» гегелизм, означает в то же время глобальный ко-
нец философии в прежнем ее понимании.

Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном
марксизмом, революционный характер немецкой клас-
сической философии состоял в том, что ее учениями
было разработано диалектическое мировоззрение и со-
зданы предпосылки для соответствующего его сути
материалистического преобразования. В ходе этого
преобразования, начатого К. Марксом и Ф. Энгельсом
в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основопола-
гающими работами Фейербаха, раскрывались револю-
ционные потенции гегелевской диалектики, в которой
диалектическая мысль немецкой классической филосо-
фии достигла своей кульминации. С учетом всего это-
го Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что «в
Германии в XIX веке философская революция предше-
ствовала политическому перевороту» (1, 21, 273) —
революции 1848 — 1849 гг. Начало этой философской
революции положил И. Кант.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
написать администратору сайта