Навигация по странице:
|
Программа доп. образования. Костина Елена Фёдоровна педагог дополнительного образования Основа программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр эстетического воспитания детей
«Детский театральный центр»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ДОД ЦЭВД «ДТЦ»
______________ Е.П.Солнцева
« » _______________ 2010 г.
РАССМОТРЕНА
на Методическом совете «ДТЦ»
« »_________________2010 г.
Учебная рабочая программа
психологического сопровождения
обучающихся начальных классов
«Я и мой мир»
Программа рассчитана
на детей 7 - 10 лет
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Костина Елена Фёдоровна
педагог дополнительного образования
Основа – программа развития эмоционального мира младших школьников Е.В. Белинской
Петрозаводск – 2010 г.
Содержание
Пояснительная записка …...…………………………………………………………….3
Учебно-тематический план содержания программы…...……………………………..7
Содержание курса психологического сопровождения………………………………12
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ...…….17
Информационное обеспечение ……………………………...………………………..18
Пояснительная записка.
Актуальность. Гуманизация нашего общества потребовала развития новых форм воздействия на ребёнка, к одной из которых относится психолого-педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребёнка в школе, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребёнка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку. Сопровождение направлено на своевременное выявление трудностей в развитии ребёнка и определения условий их преодоления. Постепенно, по мере развития общества, методологического и методического научного инструментария, а также гуманистического самосознания человечества и его экономических возможностей внимание специалистов стало обращено также и к проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения у детей, не отягощенных явно выраженными отклонениями в развитии. Напряжённый ритм современной жизни, ухудшающаяся экология создают факторы риска для здоровья и развития детей. Большую тревогу вызывает значительный рост числа детей с лёгкими формами психического недоразвития (ЗПР), а также с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данных категорий детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Система психологического сопровождения – форма, дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового и художественно- эстетического направлений деятельности. В нашей программе в основе психологического сопровождения обучающихся коррекционных классов начальной школы лежит метод сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Использование сказок берёт своё начало ещё из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии. Сегодня к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах, историях и мифах, люди тянутся интуитивно.
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева говорит, что сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Практическая значимость программы состоит в определении наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей силой воздействия различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, театра, танца, литературы.
Программа состоит из 4 блоков: по изобразительному искусству, театральному искусству, искусству танца, включая ритмику и хореографию, а также блока психологического сопровождения. Предметам эстетического цикла в классах начального звена школы отводится особая роль. Здесь работают творческие люди, которые любят детей и заинтересованы в каждом ребенке. На уроках музыки и изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.
Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства, театрального искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка. Особенно привлекательными для учащихся коррекционных классов становятся совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество. Особое значение придается тем формам работы, средствам и приемам, которые вызывают у детей осмысленное, предметное, художественное переживание.
Важным моментом в организации системы психологического сопровождения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся.
Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе. Основу таких отношений составляют любовь, принятие, уважение индивидуальности, доверие, понимание, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и уважение к их выбору, интерес к ребенку. Понимание, признание в ребенке человека - это самый главный вклад взрослого в его развитие.
Цель программы
Главной целью реализации программы «» является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.
Задачи
Исходя из актуальности, цели, объекта, предмета работы нами в программе поставлены следующие задачи:
Помочь детям коррекционных классов в создании ситуации успеха в постижении окружающей действительности.
Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
Развить творческие способности обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет.
Программа психологического сопровождения будет реализована на группах специальных коррекционных классов V и VΙΙ вида на базе МОУ «Средняя школа №2».
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы реализации программы.
Программа психологического сопровождения включает в себя следующие направления работы психолога:
Диагностика
Коррекционно – развивающая работа
Консультирование родителей, педагогов по вопросам взаимодействия с детьми.
Исходя из направлений можно выделить следующие формы работы:
Тестирование, анкетирование;
Беседы;
Групповые коррекционно-развивающие занятия;
Наблюдение
Тренинг (игровые формы работы)
Формы учёта данных о динамике личностного развития детей.
Дневник наблюдений;
Журнал коррекционно-развивающей работы (групповых занятий);
Психологическая характеристика.
Режим занятий.
В реализации программы примут участие две группы:
1 - 3 «Б» класс – специальная коррекционная группа V вида
2 – 3 «В» класс – специальная коррекционная группа VΙΙ вида
Продолжительность занятий в каждой группе – 1 час.
Обучающиеся каждой группы занимаются один раз в неделю в течение 1-го часа.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Эффективность реализации программы «Я и мой мир» будет способствовать следующему:
Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, развитие эмпатии;
Дифференцировка слухового восприятия;
Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», развитие интереса к себе;
Развитие вариативности мышления;
Развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
Повышение самооценки, развитие уверенности в себе;
Формирование позитивного отношения к своей семье;
Развитие воображения, символических представлений, креативности;
-
Гармонизация эмоционального состояния;
Отработка механизмов саморегуляции;
Формирование навыков общения, развитие навыков бесконфликтного общения, развитие умения договариваться друг с другом;
Формирование знаний об эмоциях, актуализация позитивного эмоционального опыта;
Коррекция у детей нежелательных черт характера и по
ведения, формирование адекватных форм поведения.
Формы подведения итогов реализации программы.
Программа является вариативной. Педагог - психолог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Подведение итогов по результатам программы психологического сопровождения будет осуществляться в форме диагностического среза (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера) в группах обучающихся, а также будет призведён анализ дневников наблюдений.
Учебно – тематический план реализации программы.
№
|
Тема занятия
|
Задачи
|
Количество часов
|
1
|
Этап предварительной диагностики
|
1. определение статуса каждого обучающегося в группе;
2.выявление особенностей межличностных отношений в группе
3.наблюдение
4. беседа
5. выявление уровня тревожности;
6.выявление уровня самооценки;
7. выявление уровня агрессивности
8.Диагностика учебной мотивации обучающихся;
9.определение особенностей
психологической атмосферы в группе;
10.диагностика эмоционального состояния обучающихся.
|
4
|
2
|
«Я – единственный на планете»
|
1. создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
2. первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика»,«интонация»;
3. наблюдение.
|
1
|
3
|
«Волшебные средства понимания»
|
1.развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
2.развитие эмпатии;
3.дифференцировка слухового восприятия;
4. наблюдение.
|
1
|
4
|
«Ассоциации»
|
1.развитие интереса к себе;
2.развитие вариативности мышления;
3.творческое самовыражение;
4. наблюдение.
|
1
|
5
|
«Наше настроение»
|
1.развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
2.развитие эмпатии;
3.повышение самооценки;
4.развитие умения чувствовать партнера;
5.наблюдение.
|
1
|
6
|
«Я и другие»
|
1.развитие навыков общения;
2.повышение самооценки;
3.гармонизация внутреннего состояния;
4. наблюдение.
|
1
|
7
|
«Волшебные краски»
|
1.Развитие воображения, символическихпредставлений,
креативности;
2.гармонизация эмоционального состояния;
3.наблюдение
|
1
|
8
|
«Страна Фантазия»
|
1.развитие творческого мышления и воображения;
2.отработка механизмов саморегуляции;
3.сплочение группы;
4.снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
5.формирование навыков общения;
6.развитие уверенности в себе;
7. наблюдение
|
2
|
9
|
«Карта волшебной страны чувств»
(Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева)
|
1.развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета;
2.исследование психоэмоционального состояния детей;
3.наблюдение.
|
1
|
10
|
«Королевский дворец»
(Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева)
|
1.повышение самооценки;
2.гармонизация эмоционального состояния;
3. наблюдение.
|
1
|
11
|
«Волшебная страна чувств»
|
1.закрепление знаний об эмоциях;
2.развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
3.развитие у детей интереса к самим себе;
4.повышение самооценки;
5.наблюдение.
|
1
|
12
|
«Волшебные маски»
|
1.Развитие у детей интереса к самим себе;
2. Повышение самооценки;
3.наблюдение.
|
1
|
13
|
«Пластилиновая страна»
|
1.развитие воображения, оригинальности мышления;
2.Стимулирование творческого самовыражения;
3.наблюдение.
|
1
|
14
|
«Обыкновенное чудо»
|
1.Развитие навыков взаимодействия;
2.снятие напряжения, тревожности;
3.развитие интереса к себе;
4. наблюдение.
|
1
|
15
|
«Деревья – характеры»
|
1.помощь детям в раскрытии их «Я»;
2.формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение;
3.Стимулирование творческого самовыражения;
4.наблюдение
|
2
|
16
|
«Мальчик, который не умел играть»
|
1.обсуждение значения внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;
2.обсуждение проблемы понимания человека человеком;
3. наблюдение
|
1
|
17
|
«Ребята, давайте жить дружно»
|
1.развитие навыков бесконфликтного общения;
2.развитие умения договариваться друг с другом;
3.развитие умения благодарить;
4. наблюдение.
|
1
|
18
|
«Слонёнок с шариками»
|
1.коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
2.коррекция негативных поведенческих реакций;
3. наблюдение.
|
1
|
19
|
«Капризка»
|
1.стимуляция разрядки агрессивных импульсов;
2.актуализация упрямства;
3.коррекция упрямства;
4. наблюдение.
|
.
1
|
20
|
«Ссора»
|
1.обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;
2.формирование адекватных форм поведения;
3. наблюдение.
|
1
|
21
|
«Смешные клоуны»
|
1.стимуляция разрядки вербальной агрессии;
2.коррекция страхов;
3.релаксация.
4.наблюдение.
|
1
|
22
|
«Эмпатия»
|
1.развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности;
2.помощь в осмыслении трудностей общения между людьми;
3.наблюдение
|
1
|
23
|
«Коряга»
|
1.развитие эмпатии;
2.вскрытие и обсуждение проблемы понимания Человека человеком;
3.наблюдение.
|
1
|
24
|
«Путешествие к волшебнику» (модификация тренинга И.В. Вачкова)
|
1.подведение итогов занятий;
2.гармонизация эмоционального состояния;
3. наблюдение
|
2
|
25
|
Контрольная диагностика
|
1.определение уровня социальной адаптации алдаптации;
2.выявление особенностей межличностных отношений в группе;
3.Выявление особенностей личностных характеристик (тревожность, самооценка, агрессия, конфликтность);
4. определение особенностей учебной мотивации.
|
3
|
Итого часов
|
34
|
Содержание курса психолого-педагогического сопровождения.
Этап предварительной диагностики
определение статуса каждого обучающегося в группе; выявление особенностей межличностных отношений в группе; наблюдение, беседа, выявление уровня тревожности; выявление уровня самооценки; выявление уровня агрессивности, диагностика учебной мотивации обучающихся; определение особенностей психологической атмосферы в группе; диагностика эмоционального состояния обучающихся.
«Я – единственный на планете»
создание доброжелательной атмосферы на занятиях; первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика»,«интонация»; наблюдение.
«Волшебные средства понимания»
Упражнение «Клубок», цель - представление – краткий рассказ о себе и своём увлечении. Обсуждение неречевых средств языка (поза, мимика, жесты и т.д.). Интонация и её связь с чувствами и настроением, упражнение «Кто тебя позвал?». Поза и настроение, упражнение «Повтори позу». Упражнение «доброе животное».
«Ассоциации»
Сравнение предметов по внешним характеристикам и по внутренним, обсуждение их характера. Знакомство детей с понятием «ассоциации», его определение. Практическое занятие «Подбери ассоциацию к предмету». Релаксация «Путешествие». Рисунок на тему «Что похоже на меня в этом путешествии».
«Наше настроение»
Настроение и его связь с эмоциями. Дифференциация видов эмоций, обучение способности различать эмоции по выражению лица и мимике. Угадывается настроение на лицах, изображённых на картинках. Применение «волшебных средств понимания» в различных ситуациях. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Волшебный танец».
«Я и другие»
Упражнение «Комплимент». Упражнение «встаньте все те, кто…». Развитие внимания. Сплоченность группы. Рассказ – презентация друг о друге. Упражнение «Волшебный дождь» на развитие навыка сотрудничества. Релаксация. Упражнение «Доброе животное».
«Волшебные краски»
Упражнение «Приветствие» на развитие тактильной чувствительности и восприятия. Путешествие по сказочной стране. Рисунок сказочной страны.
«Страна Фантазия»
развитие творческого мышления и воображения; отработка механизмов саморегуляции; сплочение группы; снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта; формирование навыков общения; развитие уверенности в себе; наблюдение.
Преодоление препятствий по дороге в сказочную «Страну фантазию»: решение 3-х задач, создание пальчиковых кукол – жителей страны, поход по «волшебной тропинке». Демонстрация сказки.
«Карта волшебной страны чувств»
Приветствие. Создание карты «Страны чувств» в форме человеческого тела. Проговаривание чувств. Работа с цветом. Обсуждение.
«Королевский дворец»
Путешествие по стране Чувств. Знакомство с королевой эмоцией. Повышение самооценки; гармонизация эмоционального состояния; наблюдение.
«Волшебная страна чувств»
Вспомним чувства. Работа со сказкой. Оживление масок – изображение эмоций и чувств. Дети по очереди представляют свои маски, рассказывают о них. Закрепление знаний об эмоциях; развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства
развитие у детей интереса к самим себе; повышение самооценки.
«Волшебные маски»
Представление масок – чувств в паре, их образе жизни в стране Чувств. Создание сказки. Развитие у детей интереса к самим себе; повышение самооценки.
«Пластилиновая страна»
Приветствие. Слушание сказки. Расслабляющая музыка. Создание истории о жителях страны. Создание страны из пластилина с использованием различных мелких предметов (пуговицы, крупа, макароны и т.д.). Затем организовывается выставка работ, и ребята могут еще разок «пройтись» по чудесной стране и посмотреть на ее красоту.
«Обыкновенное чудо»
Приветствие. Игра «Всё делаем быстро». Упражнение «Камень», свойства камня и качества человека. Упражнение «Верёвка» - расслабление. Игра «Скала». Развитие навыков взаимодействия; снятие напряжения, тревожности; развитие интереса к себе.
«Деревья – характеры»
Часть 1. Приветствие. Игра «запомни и повтори» (проводится по принципу снежного кома). Дыхательная гимнастика с целью расслабления, снятия напряжения. Чтение сказки о деревьях – характерах. Обсуждение своего дерева – характера. Рисунок на тему «Моё дерево – характер». Представление рисунков.
Часть 2. Приветствие. Игра «Тополь – ива». Обращение к рисункам прошлого занятия. Какие существа могут жить рядом с деревом? Обсуждение, рисунок «сказочные существа», знакомство с жителями острова характеров (каждый ребёнок представляет свой рисунок сказочного существа. Совместное сочинение сказки про остров Характеров.
«Мальчик, который не умел играть»
Приветствие. Игра «ответить – не ответить», обсуждение игры, чувств, которые возникали у участников. Сказка о мальчике, который не умел играть. Обсуждение сказки: что значит уметь играть с другими? Что делать, если правила игры не устраивают? Рисунок на тему «Что в сказке мне запомнилось больше всего». Представление рисунков.
«Ребята, давайте жить дружно»
Приветствие. Игра «Да и Нет». Беседа «как правильно дружить». В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Обсуждение правил игры. Упражнение «Спина к спине» с последующим обсуждением. Упражнение «Цветик – семицветик». Завершающее упражнение «Спасибо за приятный день!»
«Слонёнок с шариками»
Приветствие. Сказка о слонёнке с шариками. Обсуждение сказки, дети обсуждают, что неправильно делал слоненок и как ему можно помочь. Рисунок «Что мне запомнилось из сказки». Упражнение «Ласковый дождик».
«Капризка»
Приветствие. Проводится беседа «Когда я был упрямым», во время которой дети вспоминают случаи упрямства из своей жизни, то, как они себя вели. Упражнение «Капризный обруч». История про лошадку. В процессе рассказывания сказки дети с помощью жестов, мимики, интонации показывают события, происходящие в сказке («капризная лошадка», «упрямая лошадка», «брыкающаяся лошадка»). Знакомство детей со своей «упрямкой» и её изгнание.
«Ссора»
Волшебное путешествие, создание сказочной страны, знакомство и представление жителей – персонажей. Дети по очереди рассказывают о том, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Сказка «Ссора» с проигрыванием конкретных ситуаций. Возвращение из Волшебной страны. Обсуждение сказки. Разыгрывание совместно с детьми ситуаций, которые могут произойти в жизни. Дети в парах по очереди разыгрывают различные ситуации. Завершение – взялись за руки и улыбнулись друг другу.
«Смешные клоуны»
Приветствие. Рисунок сказки прошлого занятия или того, что запомнилось. Дети рисуют, затем показывают свои рисунки и рассказывают о них. Упражнение «ругаемся овощами». Упражнение «Назови ласково цветами». Упражнение «Рассмеши обиженного». Упражнение «весёлый поезд», задача – быть внимательным к соседу. Релаксация «Звуки природы». Завершение.
«Эмпатия»
Приветствие друг друга улыбкой и приятными словами. Беседа «Понять другого». Упражнение «Ведущий и ведомый» с последующим обсуждением.
«Коряга»
Приветствие. Сказка о коряге. Обсуждение сказки. Упражнение «Что думает другой» - создание в паре совместного рисунка, не договариваясь. Игра «Колечко». Завершение занятия.
«Путешествие к волшебнику» (модификация тренинга И.В. Вачкова)
Путешествие в страну Понимания к доброму волшебнику Всеведу. Беседа «Что пригодится в путешествии». Путь по запутанной тропинке, игра «Слепой и поводырь». Прегрда – заколдованный лес. Преграда – топкое болото. Упражнение «Скала». Напутсвие доброго волшебника Всеведа.
Контрольная диагностика
определение уровня социальной адаптации; выявление особенностей межличностных отношений в группе; выявление особенностей личностных характеристик (тревожность, самооценка, агрессия, конфликтность); определение особенностей учебной мотивации.
Методическое обеспечение.
Беседы;
Практические упражнения;
Сказкотерапия;
Изобразительное искусство;
Цветотерапия;
Релаксационные техники (музыкотерапия);
Лепка;
мелкое мастерство (создание кукол, масок чувств и т.д.)
Дидактический материал. Техническое оснащение.
Краски;
Пластилин;
Цветные карандаши;
Цветная бумага;
Картон;
Ватманы;
Бумага;
Клей;
Мелкие детали (пуговицы, крупа, макаронные изделия и пр.);
Аудиоаппаратура, релаксационная музыка;
пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике.
пластмассовые стаканчики;
салфетки;
тёмная ткань;
зеркало;
ножницы;
фламастеры;
пальчиковая кукла;
свеча;
мелкие фигурки;
вырезанные из различных журналов и книг картинки;
песочный поднос.
Информационное обеспечение
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – Спб, 2008.
Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя. М., 1997.
Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через пси
хологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
Дмитриева Е.Е. проблемные дети: развитие через общение. – М. – 2005.
Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы.
СПб.: Речь, 2002.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2002.
Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. Спб. – 2005.
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хваста
юсь и радуюсь. М.: Генезис, 2000.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
Психодиагностика в школе / под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб.: Речь, 2004.
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Спб – 2005.
Тренинг по сказкотерапии/ под ред. Т.Д. Зикевич – Евстигнеевой. Спб.: Речь, 2000.
Фопель К. психологические группы. М.: генезис, 2000.
Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков/ методическое пособие. – М. – 2006.
|
|
|