Главная страница
Навигация по странице:

38. Культура древней Индии. Культура древней Индии



Скачать 43.88 Kb.
Название Культура древней Индии
Анкор 38. Культура древней Индии.docx
Дата 25.04.2017
Размер 43.88 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 38. Культура древней Индии.docx
Тип Документы
#3132
Категория Искусство. Культура

    1. Культура древней Индии.

Традиционная культура Индии и индийской ойкумены. Предпосылки культуры в Индии. Культура Хараппы. Культура древних арьев эпох вед и упанишад, ее мифоритуальное единство. Духовный опыт и социальная организация. Священные книги арьев. Осевое время в Индии. Джайнизм: Вардхамана Махавира как осевой учитель, возникновение джайнизма, его мифы, ритуалы, памятники. Буддизм: Сиддхарта Гаутама, его жизнь и учение. Возникновение буддизма. Духовный опыт и образ жизни буддиста. Священные тексты буддистов. Тхеравада и махаяна. Культурный смысл постосевой империи Маурьев; культура времен Ашоки. Постосевой религиозно-духовный синтез в культуре Индии (индуизм). Вишнуизм и шиваизм. Культурное значение Бхагавадгиты. Принципы индийского искусства. Виды искусства, основные памятники, их культурное значение. Вопрос 37

Предпосылки культуры в Индии. Культура Хараппы. Культура древних арьев эпохи вед. Интуиция космоса и её социализация. Памятники культуры.

Предпосылки:

1)Специфика географического положения, щедрость природы, защищённость от иноземных вторжений - самобытность развития. Индийская культура зародилась в середине 3тыс. до н.э.

2)Индийское общество делилось на 4 варны- брахманы (жрецы), кшатрии(воины), вайшьи(земледелие, ремесло), шудры(рабы). Кастовость сильно повлияла на культуру.

3)Особенностью культуры являлась неразвитость истоич. сознания. Отсутствовало летоописание, летоисчисление было произвольным.

4)Письменность уже существовала в 4 веке.

Культура Хараппы.

Относится к 23-18 вв. до н.э. Первыми центрами были Мохенджо-Даро и Хараппы. Культура была изолирована. Города были двухчастны: 1 часть строилась на искусственной возвышенности, отделялась стеной, там хранилось зерно; 2 часть- городское поселение. Была система канализации, распространено ткачество, оружейное искусство, изделия из золота, серебра. Не характерна была монументальная архитектура. Были статуэтки. Существовали культы животных, растений. К концу 18 в до н.э. хараппская культура прекратила своё существование. (из-за угасания культуры или из-за катастрофы.)

Культура древних арьев эпохи вед. 13-6вв. до н.э.

Источник изучения этой культуры - Веды. Веды включают 4 сборника: 1.ригведа(мифы, гимны); 2.яджурведа; 3.самоведа;4.атхарведа.

Памятники культуры:1) Брахманы- комментарии к Ведам. Это тексты, составленные жрецами, посвящённые истолкованию символики ритуалов.

2)Араньяки- религиозной философские рассуждения на тему мифов Др. Индии. Интуиция космоса.

3)Дхарма- все в мире взаимосвязано. Человек тоже включён в дхарму. Человек должен исполнить свою дхарму (долг). 4 касты: брахманы, кшатрии,вайшьи, шудры. Миф о Пуруши. Эта иерархия поддерживала соц. устройство. У каждого свой долг-что обеспечивало стабильность.

4)Брахман- представление об общем абсолюте, из кот. рождается мир. Материальный мир- не идеален, это мир страданий. Существует 2 потока сознания: 1. Восторг от жизни;2. Отказ от жизни, потому что матер. мир не совершенен. Человек должен получать удовольствие от жизни, но не становиться рабом желаний.

Представление о карме- создаётся самим чел. и зависит от него.
Вопрос 19. Индийская культура периода упанишад. Памятники культуры. Индийский эпос.

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся ок.1 тыс. л. до н. э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около 100 Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, спомощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.

Памятники культуры

Ступа в Санчи- сооружение полусферической формы, хранилище реликвий Будды. Возведена императором Ашоки. Окружают 4стены,ориентированных по сторонам света, в форме арок.

Чайтья - молельня, вырубленная в скале или стоящее отдельно каменное или деревянное здание. Чайтья в Карли - пещерный буддийский монастырь, богато украшенный. Все убранство освещали солнечное окно.

Стамбха- каменнаяотдельно стоящая колонна, увенчанная капителью, с изображением священного животного (буддийский вариант алтаря).

Индийский эпос.

Махабхарата и Рамаяна - эпические поэмы.

Махабхарата изначально создана как поэма, посвящённая героическим событиям. События относятся к концу 2-1 тыс. до н.э. Поэма повествует о борьбе двух царских родов - пандавов и кауравов. Борьба вызвана завистью. События завершаются 18дневной битвой, кот. показано как глобальное событие. Победили пандавы. Это предание о братоубийственной войне.

Махабхарата как литературный памятник сформировалось в 5-4 в. до н.э. В рассказе начинают принимать участие боги, демоны. Поэма содержит большое количество отступлений. Тематика поэмы : осуждение войны, семейной. отношения, чел. грехи , этич. и нравст. проблемы Махабхарата включает в себя Пхагаватгиту, кот. содержит текст о смысле жизни. Махабхарата состоит из 18 книг. Книги рассматриваются парами.

Рамаяна- героико- лирическая песня о любви. Герои - Рама и Сита.Рама-юный принц, идеализированный во всем. Сюжет: отец принимает решение передать власть старшему сыну Раме. Раму обманом выгоняют из страны, вместе с ним уходит Сита. События относятся к 13-12 в. до н.э. Поэма отличается особым образным языком.

Обе поэмы опираются на исторические события. Они сходны описанием древности. В обеих есть упоминание об устройстве мироздания, о богах, племенах.

Вопрос 20. Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма.

Сам термин ввёл К. Ясперс. Человек осознает бытие, самого себя и свои границы. Любое осевое время начинается с того, что жизнь несовершенна. Человек не замкнут в себе, он открыт для новых возможностей.

Осевое время в Индии характеризуется тем, что появляются упанишады, тогда жил Будда, благодаря кот. появилось учение буддизм.

Джайнизм возник в одно время с буддизмом. (5 в. до н.э.). Основатель- Махавира. Был из рода кшатриев, имел семью, образование. По преданию, он в 30 лет ушел из дома и вступил на путь аскезы, 12 лет вел жизнь, полную лишений. Смысл аскезы - очищение души.

В 42 года он достиг просветления под деревом, с тех пор стал известен как Джина- победитель. По преданию у него было 11 учеников. Его последователи стали называться джайнистами. Джайнисты были замкнуты.

Основой философии и морали Махавиру провозгласил ахимасу( заповедь " не убей"). "Таттвартха -сутра" - наставления в письменной форме. Главное: не причинение вреда, отказ от категорически суждений, отказ от собственности, Всей своей жизнью джайнисты доказывают стремление к освобождению.

Считали: 1. все сущее имеет душу; 2. вселенной управляет не бог, а карма; 3. Земная жизнь человека предопределена, но чел. может достичь перерождения.

Джайнисты - вегетарианцы. Есть 2 аспекта монашеского служения:1. Монашеский нудизм 2. Уход из жизни с помощью добровольной голодовки. Лучшая жизнь - смерть в результате поста. Посвящение в монахи проходило после 4 месяцев испытаний.

4 истины Джина:

1. Истина факта: жизнь, которая несовершенна

2. Истина причины: у человека есть карма, которая ограничена

3. Истины цели: освобождение от кармы

4. Истина пути: представление о поведении.

Хотя джайнизм и был, как религия открыта для всех, популярности это учение не приобрело. Но, не смотря на свою немногочисленность, джайнисты сыграли важную роль в культуре Индии. Джайнистские храмы привлекают своей красотой.
Вопрос 21. Сидхарта Гаутама и как осевой учитель Индии. Культурное значение буддизма.

Будда Сидхарта Гаутама жил с 566 по 485 года до н.э. Родился в царской семье племени Шакьев. Желая, чтобы Сидхарта стал великим царём, его отец ограждал его от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика специально было построено 3 дворца. После ухода Будды из дворца у него происходит 4 встречи ( старик, больной, мертвец, ушедший). И тогда Будда тоже покинул дом, остриг бороду, поменялся одеждой с нищим и ушёл в лесную чащу. Он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен. Во время медитации од деревом Бодхи он принял решения найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. Остальные 45 лет жизни он путешествовал по стране, обучая своих последователей и учеников. Важнейшими социальными функциями буддизма стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, голодающих и больных. Четыре Благородные Истины: Первая Истина  — это истина о страдании ( Всё есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание.), Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания. ( Эта причина  — влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни), Третья Благородная Истина  — истина о прекращении страдания, то есть о нирване (Будда утверждает, что, несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.), Четвертая Благородная Истина  — истина о пути, ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути. ( Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости , этап нравственности, или соблюдения обетов, и этап сосредоточения, то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные — по три, всего восемь ступеней.)
Вопрос 22. Возникновение и развитие буддизма в Индии. Духовный опыт и образ жизни буддиста. Тхеравада и Махаяна. Священные тексты.

Буддизм - распространённая во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Древней Индии в середине 1 тысячелетия до н. э. на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду ( Великую колесницу и Учение старейших).

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ. Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»). «Хинаяна» - буддисты со стремлением к индивидуальному просветлению. Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне.

Философия буддизма

В традиционном буддизме человек – лишь невольный исполнитель всеобщего мирового закона – Дхармы. Буддисты не стремятся к вечной жизни после смерти, так как считают ее данностью, а не высшей целью. Вечная жизнь, по мнению буддистов, – вечная заложница смерти. Источник страдания для человека – жажда жизни, желания, привязанность к жизни. Живые существа обречены на вечные перерождения, и условием всякого нового существования является итог всех предыдущих. Буддизм рассматривает человека как сочетания различных энергетических частиц – дхарм. В буддизме одно из важнейших мест занимает отрицание единства личности. Каждая личность представлена в виде скопления «изменчивых» форм. Будда говорил, что личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Особое внимание в буддизме уделяется человеческой душе, как вечному элементу, участвующему в круговороте жизни (колесо сансары). Душа распадается, по учению Будды, на отдельные элементы (сканды). Чтобы в новом рождение оказалась воплощенной та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились так же, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из колеса сансары, окончательный и вечный покой – это основной элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремиться к высшему состоянию – нирване.

Буддийская литература складывалась в монастырях индии после буддизма. Священная книга, написанная на санскрите – Трипитака. (состоит из 3 частей: питаки или корзины):

1 корзина - Винная-питака или корзина устава (5 книг, правила поведения монахов и мирян, авторство приписано Будде, содержит наказания)

2 корзина - Сутра-питака или корзина поучений (5 сборников, в которых само учение в форме притч и бесед, текст записан учениками Будды, Дхамапада в стихах, Джатаки- рассказы о перерождении Будды.)

3 корзина - Абхидхарма- питака или корзина объяснения учения( 7 книг, приписываемые Будде мысли)
Вопрос 23. Постосевой религиозно-духовный синтез в культуре Индии (индуизм). Возникновение и духовный смысл постосевой империи Мауравьев. Культурное значение Бхагавадгиты.

Индуизм - постосевой синтез : мифосистема Вед формируется под влиянием, с культурой других стран. Веды перестают быть единственными священными текстами. Почитаются Брахман-тексты и Упанишады. Индуизм- самостоятельная религиозная система и образ жизни. Индуизм имеет 3 главных божества:

  1. Брахма- бог творец, главный, но менее почитаемый, потому что он абстрактное божество( 4-ликий, одет в белую одежду, на лебеде или царском павлине, 4-рукий, в руках Веды, цветок лотоса, жезл) Супруга- богиня Сарасвати, её почитают как мать Вед (4 или 2 руки у неё)

  2. Шива ( Шиваизм, как течение Индуизма)- самый древний, бог грома и грозы, гневный, капризный. Образ Шивы формируется в Махабхарате, он протеворечив, многолик, появляется в образах аскета или йога, великий любовник, может соединять мужское и женское начало, синтетическое божество. Шиваизм (2-16 в. до н. э.- идея плодородия, представления о творческом начале в Шиве, первоначально были человеческие жертвоприношения. Изображения мужских и женских гениталий, т.к. главное- это продолжение рода. Шиваизм связан с движением- бхакти- движение поэтов. Шива изображён в танце.

  3. Вишну- синтетическое божество ( Вишнуизм). В Пантеоне Вишну занимал незначительное место, но отмечен как помощник Индры в борьбе против Вритры. В Ведах он олицетворяет принцип света, из его пупа вышел Брахма. Вишну имел тёмно-синюю кожу ( символ неба и гармонии), верхом на птице или белых лотасах, соединение воздуха и воды. Отожествлялся с Пурушей. Имел 10 аватар ( 9 уже были, а 10 только ещё будет, появится , чтобы спасти человека от конца света). Со 2 в. н.э. идёт развитие Вишнуизма. Поклонялись так же Кришне и его жене Лакшии.

Далее происходит развитие тантризма- методы йоги и эзотерическая практика, представление о человеке, как о микрокосмосе и половое начало. Тантры- учения. Практика основана на психологии человека, эзотерична и сексуальна. Входят: медитация, различные позы, ритуалы, представления о сексуальном акте, но не всегда физическом.

Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых княжеств и республик. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки.

Бхагавадгита- часть Махабхараты, о смысле жизни, об отношениях и т.д. От понимая этого текста зависит понимание индуизма. Это религиозно- философское наставление в виде беседы Арджуна, одного из воинов Пандавов и его возницы Кришны, за скромной внешность которого скрывается всемогущий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму.
Вопрос 24.Эпохи культурного расцвета в Индии. Принципы в искусстве. Архитектура в Индии.

Специфика: Эта культура обширной территории, которая отличается большим разнообразием. Сформировавшаяся в древности, к-а не имела координальных изменений вплоть до современности. Живая культура. Источниками для изучения стали литературные тексты: Веды (2 т. до н. э.), поэмы Махабхарата и Рамаяна, сборники права, законы. В 3 тыс. до н. э. возникла первая цивилизация. Центральная часть считалась священной землей ариев. Древнеиндийская цивилизация складывалась в первой половине 1 тыс. до н. э. Преобладание племен Хинди. Язык разнообразен (ок. 220) .Общая часть Индии говорит на индоевропейском языке. Вся др. культура делится на 4 периода: 1) древнейшая цивилизация (хараппская- 23-18 века до н. э.) 2) Ведийский период вторая половина 2 тыс. до н.э. Он делится на подпериоды –ранний период (13-10 в. до н. э.) поздний период (9-6 в. до н. э.) образцовое гос-во в долине Ганга. 3) Буддийский период (5-3 в. до н. э.) это предмаурийский период 4) классический период(2 в. до н. э. -5в. н. э.) делится на 3 подпериода: эпоха маурьев, эпоха кушаной и гупская империя. Характерно представление о единстве, взаимосвязи всех элементов мира дхарма (быть вместе, держаться вместе). Дхарма-закон. Культура имеет интравертный характер, замкнута на поиске себя, к-ра ориентирована на вечность. Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более 2 тыс. Они сложились на основе 4 варн брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные). Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню, не могут пользоваться вещами высших каст. В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком. В художественной культуре развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Ярким образцом этой пластики является бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. Храм найден в Мах-Даро и около него бассейн для ритуального очищения.

Ведийский период. Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. 4 основных сборника (ригведа, яджурведа, самоведа, атхарваведа). Ригведа - самый известный, включает в себя мифы и переводится как веда гимнов. (поэтические тексты, созданные на священном языке, имеют божественную основу. Ригведы - ряд описаний, картин, образцов жреческой поэзии, связанных с жертвоприношениями, в частности с возлияниями священного напитка-сомы (пьянящей). Основы ригвед- тексты во время празднеств. Гимны, обращенные к тому или иному богу, содержат восхваление, а затем просьбу. Встречаются гимны заклинания, заговоры. Атхарваведа свидетельствует о начале деления жизни на сакральную - святую и мирскую. Предназначена для народной среды, молитвы, упоминает о жизни индийцев. К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады.

Архитектура. Ступы – полусферические сооружения, которые не имели внутреннего пространства. Напоминали погребальные холмы. На вершине находится реликварий, в котором хранились реликвии, связанные с Буддой. Вокруг проходили культовые шествия. Ступы символизировали нирвану. Богато украшены ворота, ведущие к ступе.Большая ступа в Санчи – в 3 в. до н.э., Ступа в Дагобе Стамбхи. Монолитные каменные столбы, завершались капителью и скульптурой. На столбах высекались буддистские изречения. Украшались растениями и животными. Стамбхи при царе Ашоке украшались львами, слонами или 4 животными, символизирующими стороны света (слон, конь, бык, лев). Чайтьи – высекались в массивах скал. Внешне, кроме входа, мало украшались. Внутри делились на нефы. Внутри храмов помещались небольшие ступы. Украшались скульптурами Будды и священных животных.
Чайтья в Карли – 1 в. до н.э. Оформлена 3 рядами колонн, завершающимися капителями со слонами и мужскими и женскими фигурами. Свет поступал из окон с фасада. Внутри между колонн почти нет пространства. Декор повествовательный. 1 часть – история Будды. 2 часть – святилище. Не были рассчитаны на большое количество посетителей. Архитектура стала развиваться в рамках индуизма в 1-3 вв. до н.э. Декоративное начало. У ступ появляются лестницы, украшенные скульптурами, резьбой и рельефами.
Распространение получают храмы, строились в честь богов. Храм Шивы. В честь Будды – «Храм великого просветления». Храмы по композиции, близки к пирамиде, многоярусны.
Культура Древней Индии

Почти пятитысячелетняя история индийской художественной культуры, конечно, не была единой и непрерывной. Ее можно разделить на два основных периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500—1800 гг. до н.э.). Второй период — арийский — охватывает всю последующую индийскую культуру и обусловлен приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Наиболее яркая особенность культуры Хараппы — ее чрезвычайный консерватизм. Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность.

Из всех произведений художественных ремесел особого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях.

Примерно в середине IIтыс. до н. э. культура хараппской цивилизации пришла в упадок. Причина ее заката остается загадочной. Возможно, падение этой цивилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен или причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.

Через несколько веков после заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена (от арий — благородный). Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям придали всей индийской культуре религиозно-духовный характер. Все знания, необходимые для жизни, заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. Так появились важнейшие священные книги Индии — веды (от глагола «ведать», «знать»).

Веды представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Веды содержат сведения обо всех сторонах жизни древних индийцев.

Начиная с вед в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм— религия самих вед. Примерно вIтыс. до н.э. ведизм трансформировался вбрахманизм,представлявший собой более стройное учение о мире. Характерной чертой брахманизма стало признание некоего мирового, космического принципа, Абсолюта, предшествующего существованию природы и человека (Брахма). Роль конкретных богов, которых в брахманизме насчитывалось довольно много, была не столь велика. По сути дела, они были лишь индивидуализированным воплощением этого Абсолюта. Многочисленный пантеон богов этого периода был разделен на три группы в соответствии с тремя сферами Вселенной — небом, землей и воздухом. Веды не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры.

Но время шло, и священные тексты постепенно становились! малопонятными. Потребовались комментарии к ведам, приспосабливающие древнюю религию к изменившимся условиям жизни. Так появились «Брахманы», «Аранъяки» {«Лесные книги»)и«Упанишады» («Сидящий у ног учителя»).Так была разработана вторая ключевая идея индийской религии, философии и культуры - идея вечного круговорота мира, места и судьбы человека в нем. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому круговороту форму переселения душ (сансары).

Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре. «В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяких живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования».

В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром.

Обновление и расцвет культуры гуптской эпохи были обусловлены не только политическими и историческими причинами, но и появлением новой, самой распространенной религии — индуизма.Индуизм стал результатом своеобразного религиозного синтеза, конечным итогом длительного религиозно-философского поиска, он объединил в себе старые божества ведийской Индии, ритуалы брахманизма, а также ряд местных культов. Он принял идею о нетленной душе, подчиняющейся закону кармы, и возможности спасения ее из круговорота сансары достижением мокши. Как и в брахманизме, сохранялась аскетическая практика как один из путей спасения.

По сути дела, индуизм стал образом жизни, совокупностью жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд. Индуистом нельзя было стать, им можно было только родиться.

Индуистские боги принципиально отличаются как от христианского Бога, имеющего три ипостаси, так и от Аллаха, предопределяющего судьбу каждого мусульманина. Они приближены к земным условиям, конкретизированы в своих качествах и постоянно находятся вцентре земных событий. Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три (тримурти) высших божества — Брахма (создатель мира), Вишну (его хранитель) и Шива (разрушитель).

Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды . Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил чувственно-образного воплощения. Он воспроизводился только через ряд символов: колесо закона, ланей, слушающих проповедь Будды; слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.

В этот период в Индии впервые для строительства и создания больших скульптур стали применять камень.

Индия в IV—Vвв. прославилась расцветом драматургии, поэзии, сценического искусства, музыки, но, кроме того, в этот период подлинного расцвета достигла и индийская живопись, украшавшая храмы.

Форма классического индуистского наземного храма кубической формы с плоским покрытием, к которому добавлялась башенная надстройка с большим количеством украшающих его скульптур. Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс в Эллоре. В выражении идеалов и ценностей индуизма (как и буддизма) искусство скульптуры сыграло, пожалуй, большую роль, чем архитектура. В Древней Индии существовало несколько скульптурных школ. Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульптура.

Среди всех направлений древнеиндийской художественной культуры особое место занимала литература,которая стала важнейшим источником в изучении всей индийской культуры. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов — ведийский, эпический, период санскритской художественной литературы. Для первых двух этапов было характерно преобладание устной традиции передачи текста. Но решающее значение для появления древнеиндийской литературы имело создание классического литературного языка санскрита (означает «стройный», «упорядоченный. Этому языку суждено было стать основным, классическим языком индийской литературы. На нем наиболее полно и универсально были выражены в слове религиозные, философские, эстетические, социальные и другие идеи и идеалы индийской культуры.

В древнеиндийской литературе особого внимания заслуживав творчество поэта и драматурга Калидасы(IV—Vвв.). Его перу принадлежит много известных драм, в том числе и высшее достижение древнеиндийской драмы«Шакунтала». В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. К концу периода древности относится расцвет религиозной поэзии.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы — священнослужители;

  • кшатрии — воины;

  • вайшья — рабочие люди;

  • шудры — разнорабочие и слуги.

Осевой переворот.

Культура Древней Индии достигла зрелости полного рассвета во 2 пол. 1 тыс. до н.э., когда для отражения похода А.Македонского Индия оказалась объединенной в обширное государство. Правители нового гос-ва из рода Маурьев установили многочисленные торговые и культовые связи с разными странами –Цейлоном, Сирией, Египтом. В новых социально-политич. условияхбрахманизм, который был строго кастовым знанием брахманов, устарел. Представители небрахманских каст все активнее влияли на культурные процессы.

Так возникли различные религии. В 6в до н.э. появилсяджайнизм. Основатель Махавира Вардхамана, которого называют Джина (Победитель). По учению джайнистов сущность человека двояка-духовная (джива) и материальная (аджива). Связующим звеном между ними служат 8 видов карм, особой тонкой материи, сопровождающей душу в бесконечной цепи перерождений. Избавившись как от злых, так от добрых карм, человек освободится от пут сантары, достигнет мокши (спасения).

Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать и управлять материальной сущностью. Бог- всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась от пут кармы и сантары.

Джайнизм содержал 3 основные заповеди «триратна» (3 драгоценности):

1.Подлинная вера в каждое слово джайнизма.

2.Познание с помощью учителя (Гуру) цели (Мокши) и средств ее достижения.

3.Праведная жизнь, выполнение 5 обетов

-правдивость

-неприсвоение чужого

-целомудрие

-отказ от стяжательства и развлечений

-ненанесение вреда живым существам , т.е.соблюдение(Ахимсы)

Именно поэтому все джайны- строгие вегетарианцы. Запрещение заниматься военным делом, скотоводством, земледелием. До сих пор строгие последователи джайнизма надевают на лицо маску, чтобы случайно не проглотить мошку и разметают путь перед собой веником, чтобы не раздавить муравья. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, архитектурным своеобразием, отделкой, убранством.

Второй религией стал буддизм. Буддизмприходит из Индии, как учение из вне. Буддизм – миф о будущем спасении, прорыв в будущее. Нирвана- подлинное освобождение от оков жизни и смерти. Высшее состояние освобождения от земных страстей. Достигнутый 8 ступени пути становится архатом, святым. Для достижения спасения считалось необходимым отказаться от мирской жизни – от собственности и семьи, традиционных внешних уз и привязанностей.

Буддизм выступал против сложных ритуалов, местных вероучений, религиозной и политической разобщенности. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов, мемориальных сооружений, посвященных Будде. К этому времени относятся пещерные храмы , монастыри -ступы . Буддизм разделился на 2 основных направления:

1.Тхеравада (малая повозка) предполагает полное вхождение в Нирвану. Узкий путь.

2.Махаяна (большая повозка) – означает максимальное приближение к Нирване, но отказ от восхождения в нее ради помощи спасения других. Широкий путь.

В Махаяне была изменена концепция Нирваны – абсолютного небытия. Появляются представления об аде и рае.
написать администратору сайта