|
Курсовой проект (ТО). Курсовой проект по дисциплине Техническое обслуживание автомобиля
Министерство науки и профессионального образования РС (Я)
ГОУ СПО Якутский индустриально-педагогический колледж
Курсовой проект
по дисциплине: «Техническое обслуживание автомобиля»
На тему: «Технологическая расчет поста ТО-1 с разработкой организации и технологических процессов, для АТП 150 автомобиля, марки МАЗ-503, при среднесуточной пробеге автомобилей 130 км»
Выполнил: Студент гр.ТМ-23
Давыдов Григорий Андреевич
Проверил: Плюхин М.Ю.
Оценка:
Якутск 2009
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ 1. Основная часть.
Основная характеристика производства.
Краткая характеристика бригады.
РАЗДЕЛ 2. Расчетно-технологическая часть.
2.1. Определение годовой производственной программы.
2.2. Выбор и обоснование оборудования.
2.3. Определение потребности запасных частях и эксплуатационных материалов.
РАЗДЕЛ 3. Техническая часть.
3.1. Описания технологии проведение комплекса работ ТО-1.
3.2. Разработка технологической карты выполнение операции «техническая обслуживания».
РАЗДЕЛ 4. Требование охраны труда техники безопасности и пожарной безопасности производственного участка.
4.1. Требования охраны труда.
4.2. Требования техника безопасности.
4.3. Требования пожара безопасности.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Вопросы совершенствования методов технической эксплуатации, сокращения затрат но ТО и ремонт, повышения качества и эксплуатационной надежности автомобилей весьма актуальны в связи с ростом автомобильного парка и увеличивающейся ролью автомобильного транспорта в народном хозяйстве.
Повышения эффективности работы народного хозяйства в значительной степени определяется работой транспорта.
Важную роль в народном хозяйстве страны играет автомобильный транспорт, которым в настоящее время перевозится около 80% всех грузов. Общий рост грузооборота всех видов транспорта в десятой пятилетке составит 30%, грузооборот автомобильного транспорта увеличится примерно на 42% при росте грузооборота автомобильного транспорта общего пользования на 45%.
Наличие обратной связи позволила заводу оперативно получать информацию о надежности и вносить совершенствования в конструкцию и производство автомобилей, направленные на повышение качества, долговечности, безотказности и ремонтопригодности автомобилей семейства МАЗ. Эта работа проводилась в течение длительного времени и будет продолжена в будущем.
Минский автомобильный завод с 1935 г. выпускает семейство новых большегрузных автомобилей: грузовой автомобиль МАЗ-500, автомобили – самосвалы МАЗ-503 и МАЗ-503Б, седельный тягач МАЗ-504 и ряд модификаций на базе основных моделей автомобилей.
Особенностью новых автомобилей является расположение кабины над двигателем, что дало возможность более рационально распределить нагрузку между передней и задней осями автомобиля.
Такая прогрессивная компоновка автомобилей позволила максимально увеличить их грузоподъемность в пределах, допустимых дорожным покрытием.
Благодаря новой компоновке уменьшилась база автомобиля, улучшилась их маневренность.
Особое внимание в новых автомобилях удалено повышению их динамических качеств, улучшению эксплуатационных и экономических показателей, облегчению управления, повышению комфортабельности, созданию хороших условий для труда водителя.
Автомобиль МАЗ-503 представляет собой двухосный автомобиль – самосвал с приводом на заднюю ось и опрокидывающейся назад металлической ковшовой платформой.
Автомобиль-самосвал грузоподъемностью 7 т предназначен для перевозки строительных грузов преимущественно по дорогам с твердым покрытием, допускающим восприятие больших осевых нагрузок (10 т).
РАЗДЕЛ 1: Основная часть.
Основная характеристика производства.
Место расположения: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский улус Туймада Лизнг для грузоперевозки. Имеет 150 автомобилей марки МАЗ-503, среднесуточный пробег 130км.
Это предприятия создана 2000 году, директором предприятии работает Аммосов Андрей Анатольевич.
Природно-климатические условия эксплуатации
Во время эксплуатации автомобилей при низких температурах воздуха (ниже -300 С) и в районах Крайнего Севера рекомендуется:
1) применять для агрегатов трансмиссии масло, рекомендованное по карте смазки для районов Крайнего Севера;
2) заправлять систему охлаждения двигателей низко замерзающей жидкости;
3) пуск двигателя осуществляется только с применением пускового подогревателя;
4) перед троганием автомобиля с места после стоянки проверить состояние масла в агрегатах силовой передачи и предварительно отогреть его, если оно застыло;
5) чтобы не повредить покрышек и не вывести из строя агрегаты трансмиссии, начинать движение очень плавно, без рывков и первые 15-30мин. движения автомобиля следовать со скоростью 5км/ч при включенной первой или второй передаче в раздаточной коробке и коробке передач;
6) ставить автомобили на стоянках в защищенные от ветра укрытия и плотно закрывать двигатель чехлом; аккумуляторные батареи снимать и хранить в теплом помещении;
7) перед применением лебедки отогреть картер;
8) не ставить автомобиль со сниженным давлением в шинах; тщательно проверить герметичность системы во избежание снижения давления в шинах во время стоянок автомобиля;
9) во избежание примерзание тормозных колодок к барабаном на длительных стоянках не затормаживать автомобиль; стояночный тормоз не затягивать ни на автомобиле, ни на прицепе (или полуприцепе); спускать воздух из тормозной системы автомобиля и прицепа через краны на воздушных баллонах;
1.2. Краткая характеристика бригады.
Бригада состоит из 7 человек, в день работают 8 часов. Определяем рабочую неделю как 5 дневную, т.к. равняется в году 255 часов.
Квалификация и распределения рабочих по видам: 1 человек делает уборочно-моющие работы (двигателя), 2 человека контрольно-осмотровые (рулевых управлений и т.д.), 1 человек диагностические работы (тормозных систем), 1 человек смазочно-заправочные работы (трансмиссии), 2 человека выполняют крепежные работы. Так и бригада проводить ТО-1.
РАЗДЕЛ 2. Расчетная технологическая часть.
2.1. Определение годовой производственной программы.
Модификация автомобиля МАЗ марки 503 количество автомобилей 150 среднесуточный пробег 130км нормативная периодичность ТО-1.
2.1.1. Определение фактического пробега до ТО-1.
Определяем по формуле 1.
LФТО=LHто×K1×K2×K3 (1)
К1,К2,К3 – корректирующие коэффициенты учитывающие соответственно.
К1 – категория, условия эксплуатации;
К2 – природно-климатическая условия;
К3 – модификация подвижного состава.
К1 – принимаем равный 0,8 (80%), что соответствует 2 категории условие эксплуатации;
К2 – принимаем равным 0,8 (80%), что соответствует эксплуатации подвижного состава условия крайнего севера;
К3 – для автомобили бортовые 1.
Решение
LФТО=16000×0,8×0,8×1
Ответ: LФТО=10240км.
2.1.2. Определение фактической трудоемкости ТО-1.
ТФТО=ТНТО×К1×К2×К3 (2)
Принимаем характеризующие коэффициенты: К1=1,1; К2=1,1; К3=1.
Решение
ТФТО=24×1,1×1,1×1
Ответ: ТФТО=29,04≈29 человека часов.
2.1.3. Распределение емкости по составным частям автомобиля.
Таблица 1
№
|
Работы по агрегатами систем
|
% от общей трудоемкости
|
Трудоемкость
|
1.
|
Смазочные работы
|
18%
|
5,22
|
2.
|
Электрооборудование
|
11%
|
3,19
|
3.
|
Кабина, кузов, платформа
|
6%
|
1,74
|
4.
|
Двигатель
|
12%
|
3,48
|
5.
|
Система питания
|
12%
|
3,48
|
6.
|
Сцепления
|
3%
|
0,87
|
7.
|
КПП
|
2%
|
0,58
|
8.
|
Мосты ведущие
|
1%
|
0,29
|
9.
|
Рулевые управления
|
12%
|
3,48
|
10.
|
Тормозная система
|
10%
|
2,9
|
11.
|
Колеса
|
7%
|
2,03
|
12.
|
Подвеска
|
6%
|
1,74
|
ИТОГО
|
100%
|
29
|
2.1.4. Определение годового пробега парка.
LП=А×LCC×D×α (3)
А – списочное количество автомобилей;
LCC - среднесуточный пробег;
D – количество рабочих дней в году;
α – расчетный коэффициент технической готовности.
Определяем рабочую неделю как 5 дневную, т.к. равняется в году 255 часов.
Где:
А=150; LCC=130; D=255; α=0,8%.
Решение
LП=150×130×255×0,8
Ответ: LП=3978000 – годовой пробег парка.
2.1.5. Определение годовой производственной программы ТО-1.
(4)
Решение
Ответ: N=397,8 – количество технологических воздействий ТО-1 за год на весь парк.
2.1.6. Определение годовой трудоемкости ТО-1.
TТО=N×TTO (5)
Решение
ТТО=397,8×29
Ответ: ТТО=11536,2 – человека в год.
2.1.7. Определение количества производственных рабочих.
(6)
Решение
8 – время работы за день
ФРВ=255×8=2040 часов – отпуск 1600 часов
Ответ: Р=7,210125≈7 рабочих.
2.1.8. Распределение годовой трудоемкости по видом работ.
Таблица 2
№
|
Виды работ
|
%
|
Трудоемкость человека часа
|
1.
|
Диагностический
|
9%
|
2,61
|
2.
|
Контрольно-крепежный
|
35%
|
10,15
|
3.
|
Регулировочные
|
10%
|
2,9
|
4.
|
Смазочно-заправочные
|
26%
|
7,54
|
5.
|
Электротехническое
|
10%
|
2,9
|
6.
|
Шиномонтажные
|
7%
|
2,03
|
7.
|
Система питания
|
3%
|
0,87
|
ИТОГО
|
100%
|
28,54
|
2.2. Выбор и обоснования оборудования.
Таблица 3
№
|
Наименование оборудование
|
марка
|
Кол-во
|
Технические характеристики
|
1.
|
Пневматический гайковерт
|
ИС-200
|
2
|
Мощность кВт
|
2.
|
Струйные установки для мытья
|
105
|
1
|
75° мощность 0,6 кВт
|
3.
|
Осмотровая канава
|
|
2
|
Высота реборд-130мм
|
4.
|
Аккумуляторный погрузчик
|
Сх-870
|
1
|
Грузоподъемность 530кг
|
5.
|
Комплект инструментов
|
SATA
|
1
|
Полный набор
|
6.
|
Тележка для инструментов
|
|
2
|
|
7.
|
Устройства для удаления газов
|
|
2
|
|
8.
|
Верстак
|
GT-200
|
1
|
|
2.3. Определение потребности запасных частях и эксплуатационных материалов.
2.3.1. Моторное масло.
Объем моторных масел 25 литров (V=25);
Периодичность замены масла 10000км.
LП/10000×25=3978000/10000×25=9945литров.
2.3.2. Трансмиссионное масло.
Картер коробки передач 5,5литров;
Картер главной передачи заднего моста 11,5литров;
Картер колесной передачи 1,5литров;
Картер рулевого механизма 1,2литров;
Система гидраусилителя руля 4литров;
Амортизаторы (два) 0,85 литров каждый.
Объем трансмиссионных масел 24,55≈25литров (V=25);
Периодичность замены масла 40000км;
LП/40000×25=3978000/40000×25=2486литров.
2.3.3. Охлаждающая жидкость.
Общий объем охлаждающей жидкости 29литров (V=29);
Периодичность замены жидкости 50000км,
LП/50000×29=3978000/50000×29=2307литров.
РАЗДЕЛ 3. Технологическая часть.
3.1. Описания технологии проведение комплекса работ ТО-1.
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижение интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ:
контрольных смотровых и диагностических;
крепежно-регулировочных;
смазочно-очистительных;
электротехнических;
арматурных и других видов работ.
Техническое обслуживание рулевых управлений.
ТО-1 – провести контрольный осмотр и крепежные работы.
Все крепежные работы следует делать обязательно по всем резьбовым соединениям, с усилием, соответствующим ТУ. После крепежных работ следует проверить свободны ход рулевого колеса (люфт) с помощью люфтомеров – динамометров К-187 или К-402.
Техническое обслуживание пневмотормозов.
ТО-1 – дополнительно к объему ЕО, необходимо провести крепеж всех узлов и элементов тормозной системы, проверить шплинтовку соединительных пальцев штоков тормозных камер. Герметичность пневмосистемы проверяют нанесением кисточкой мыльной пены на возможные места утечек сжатого воздуха.
Техническое обслуживание гидромеханической коробки передач.
ТО-1 проверяют крепление ГМП к основанию кузова, крепление масляного поддона и состояние масляных трубопроводов. Проверяют крепление электрических проводов, правильность регулировки механизма управления периферийными золотниками.
Техническое обслуживание агрегатов трансмиссии.
ТО-1 проверяют крепление сцепления, коробки передач, карданной передачи, заднего моста и при необходимости подтягивают крепления подшипника промежуточной опоры карданного вала. Свободный ход h педали сцепления проверят линейкой, которую устанавливают рядом с педалью на полу кабины.
Свободный ход педали сцепления соответствует установленному зазору между выжимным подшипником и рычажками включения сцепления (1.5-3 мм) и для большинства отечественных грузовых автомобилей составляет 30-50 мм, а легковых – 20-40 мм. У автомобилей семейства МАЗ свободный ход педали сцепления проверяют также, но при спущенном воздухе из пневмосистемы.
Смазывают подшипники карданов и подшипник промежуточной опоры консистентной смазкой Литол-24 или 158 до появления смазки через специальный клапан на крестовине кардана. Проверяют состояние сальников крестовин кардана и резиновых чехлов на шлицевых соединений.
Тех обслуживание приборов электрооборудования.
ТО-1 очищают поверхность аккумуляторных батарей, протирая ее тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или двууглекислой соды, прочищают вентиляционные отверстия.
Клеммы при наличии их окисления зачищают металлической щеткой или шабером. После присоединения проводов клеммы смазывают техническим вазелином.
Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть на 10-15 мм выше пластин. Проверяют уровень стеклянной трубкой с делениями диаметром 3-5 мм. Для этого трубку опускают в наливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительный щиток, закрывает торец трубки пальцем и вынимают ее. Высота столбика электролита в трубке соответствует его уровню над пластинами. При необходимости доливают дистиллированную воду до уровня.
Крепление генератора, стартера, аккумулятора в гнезде, прерывателя-распределителя и других приборов электрооборудования проверяют при помощи гаечных ключей. Ослабленные крепления подтягивают.
Смазывают подшипник валика прерывателя-распределителя консистентной смазкой Литол-24, поворачивая крышку колпачковой масленки на 1/2 оборота. Ось рычажка подвижного контакта прерывателя и фитиль кулачковой муфты смазывают одной-двумя каплями масла для двигателя. Втулку кулачковой муфты смазывают тремя-четырьмя каплями масла для двигателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу.
3.2. Разработка технологической карты выполнение операции ТО.
Таблица №4. Регулировка клапанов двигателя
Содержание операции технологической последовательности
|
Применяемые инструменты приспособление и оборудование
|
Время выполнения
|
Снять клапанную крышку
|
Торцовый ключ ×10
|
10 мин
|
Установить 1 цилиндр в ВМТ
|
Пусковая рукоятка
|
2 мин
|
Ослабить контргайки регулировочных винтов
|
Ключ ×14 и 11
|
5 мин
|
Содержание операции технологической последовательности
|
Применяемые инструменты приспособление и оборудование
|
Время выполнения
|
Регулировка клапанов
|
щуп
|
5 мин
|
Затянуть контргайки, регулировочных винтов
|
Ключ ×14 и 11
|
2 мин
|
Провернуть коленчатый вал на 90°.
|
Пусковая рукоятка
|
5 мин
|
РАЗДЕЛ 4. Требования охраны труда техники безопасности (ТБ) и пожарной безопасности (ПБ) производственного участка.
Настоящие Правила распространяются на организации и предприятия автомобильного транспорта (автотранспортные предприятия, гаражи – стоянки, станции технического обслуживания, аккумуляторные ремонтно-зарядные станции, транспортно – экспедиционные конторы и склады, автобусные и грузовые станции, базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, станции проката автомобилей, заправочные станции и предприятия промышленного железнодорожного транспорта), а также грузоотправителей, пользующихся услугами автомобильного транспорта.
Инструкции должны быть утверждены руководителем (главным инженером) предприятия совместно с местным комитетом профсоюза.
4.1. Требования охраны труда (ОТ).
Автомобили всех марок и назначений, автомобили-тягачи, грузовые мотороллеры, прицепы и полуприцепы, находящиеся в эксплуатации, должны быть полностью укомплектованы в соответствии с ГОСТом и действующими техническими условиями.
Какие-либо изменения в конструкции автомобилей (автомобилей-тягачей, прицепов) без согласования с органами ГАИ не допускаются.
Все специализированные бортовые автомобили, перевозящие горючие жидкости, должны быть снабжены двумя огнетушителями (типа ОП-5 или ОУ-2), войлочной кошмой и ящиком с песком.
К кабине автомобиля предъявляются следующие требования: ветровое и боковое стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость; боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
щетки включенного стеклоочистителя должны перемещаться свободно, без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла;
на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка сиденья должны иметь регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона автобуса или кузова легкового автомобиля не должна превышать санитарной нормы (окись углерода – 30 мг/м3, акролеин – 2,0 мг/м3);
замки дверей кабины должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во движения автомобиля;
отопительное устройство в кабине должно действовать бесперебойно; применение для отопления кабины грузового автомобиля (пассажирского помещения автобуса, кузова легкового автомобиля) отработавших газов не допускается;
пол кабины должен быть исправным и застелен резиновым ковриком.
Техническое состояние тормозов должно обеспечивать своевременную остановку автомобиля (автопоезда) и одновременность начала торможения всех колес.
Движения автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается только при наличии давления в воздушном баллоне не менее 5 кГ/см2.
Манометр при пневматическом приводе должен показывать наличие давления воздуха в системе.
Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежна укреплена. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
У каждого автомобиля освещение должно быть исправным (дальний, близкий свет и подфарники).
4.2. Требования техника безопасности (ТБ).
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны выполняться в соответствии с Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в предназначенных для этого местах (постах), оборудованных устройствами, необходимыми для выполнения установленных работ ( осмотровой канавой, подъемником, эстакадой, поворотным стендом и т. д.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем согласно табелю оборудования постов.
Рабочие должны быть обеспечены комплектом исправных инструментов и приспособлений, соответствующих характеру выполняемой работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями запрещается.
При выполнению работ связанных со снятием колес, требуется поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса – упоры (башмаки). Выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. Д.), запрещается.
Запрещается подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпичи и прочие предметы.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещаются, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов.
4.3. Требования пожара безопасности.
Огнестойкость зданий II класса должна быть не менее II степени; для зданий III и IV классов степень огнестойкости не нормируется.
Степень огнестойкости одноэтажной зданий (или их частей) для хранения и обслуживания автомобилей определяется в соответствии с данными табл. 5 (количество постов уборки и мойки не учитывая).
Таблица 5
Кол-во автомобилей в помещении для хранения
|
Количество постов для обслуживания автомобилей
|
Степень огнестойкости
|
Более 100
От 51 до 100
» 21 » 50
20 и менее
|
Более 30
От 11 до 30
10 и менее
10 »
|
II
III
IV
V
|
Огнестойкость зданий высотой в 2 этажа и более независимо от количества хранимых и обслуживаемых автомобилей не должна быть ниже II степени.
Допускается устройство навесов ( в местах хранения и обслуживания автомобилей) из сгораемых материалов.
Противопожарными разрывы между местами заправки или подземными резервуарами для жидкого топлива и другими зданиями и сооружениями должны соответствовать данным табл. 6.
Таблица 6
Здания и сооружения, от которых исчисляется разрыв
|
Разрыв, м
|
Здания I и II степеней огнестойкости
» III степени огнестойкости
» IV и V степеней огнестойкости
Площадка открытого хранения автомобилей
Забор или тротуар
|
10
12
14
10
2
|
Количество автомобилей на площадке открытого хранения не должна превышать 200 в одной группе. Противопожарный разрыв между группами автомобилей должен составлять не менее 20 м.
Противопожарные разрывы от автомобилей, хранимых в площадках, до стен зданий для обслуживания автомобилей должны быть не менее 10 м, а до противопожарной стен или ограды участка – не менее 2 м.
Допускается совместное хранение запасных частей, инструментов, несгораемых и горючих материалов (топлива и смазочных материалов, резины и т. п.) в одном помещении, если его площадь не превышает 50 м.
В помещениях с большой площадью хранение горючих и несгораемых материалов должно быть раздельным.
Прочие помещения обеспечиваются средствами пожаротушения согласно табл. 7.
Таблица 7
Наименование помещения
|
Площадь пола, м2
|
Огнетуши-тель ОП-5
|
Углекис-лотный ог-нетушитель ОУ-2
|
Ящик с песком емкостью 0,5 м3
|
Испытательная станция
Регенерация масла, вулканизационный и шиномонтажный цехи
Мойка деталей в керосине
Цех проверки и ремонта топливной аппаратуры
Электроцех
Обойный и столярный цех
Малярный цех
Механический, медницкожестяницкий и горячий цехи
Склады и кладовые легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
Склады негорючих материалов
|
50
50
50
50
50
100
50
200
50
200
|
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
|
I
-
-
I
-
-
-
-
-
|
I
I
I
I
-
-
I
-
I
-
|
Если помещение имеет площадь, менее указанной в табл. 7, то оно снабжается одним огнетушителем.
В зимнее время огнетушители необходимо помещать в ближайших (не далее 50 м) отапливаемых помещениях, у которых необходимо вывесить надпись: «Здесь находятся огнетушители».
В тех пунктах, где размещались снятые огнетушители, вывешиваются таблички с указанием места их нахождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Важнейшим эксплуатационным качеством автотранспортных средств является их приспособленность к выполнению определенной транспортной работы. Одновременно с развитием автотранспортного парка появились постоянные грузовые потоки однородных грузов, что привело к появлению специализированных автотранспортных средств.
Выпуск растет из года в год и настоящие время составляет 20% выпуска грузовых автомобилей. По всей конструкции автомобили приспособлены для перевозки и механизированной разгрузки массовых грузов.
По всему значению автомобили – бортовые делятся на карьерные, строительные и узкоспециализированные.
Список литературы.
В.П. Ромейко, В.Н. Назаров и др. Автомобили МАЗ-503. Руководство по уходу и эксплуатации. «Беларусь», 1965 г.
Базовский И. Надежность. Теория и практика. «Мир», 1965 г.
Бурдасов Е.И. и др. «автомобильная промышленность».
Осенчугов В.В. автомобили – самосвалы. 1952 г.
Осенчугов В.В., Кокин Г.М. Грузовые автомобили ЯГ-6 и ЯС-3., 1940 г. (наркомхоз РСФСР).
Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
|
|
|