Главная страница
Навигация по странице:

Нефедов. История науки и техники. Лекции по истории науки и техники Уральский государственный технический университет Содержание методические подходы 3



Скачать 3.17 Mb.
Название Лекции по истории науки и техники Уральский государственный технический университет Содержание методические подходы 3
Анкор Нефедов. История науки и техники.doc
Дата 29.04.2017
Размер 3.17 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Нефедов. История науки и техники.doc
Тип Лекции
#4807
страница 1 из 14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


С. А. Нефедов
Лекции по истории науки и техники

Уральский государственный технический университет

Содержание



МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 3

РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 9

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 13

ОСВОЕНИЕ СКОТОВОДСТВА 17

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 21

НАУКА И ТЕХНИКА В АНТИЧНОМ МИРЕ 27

НАУКА И ТЕХНИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА 33

НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ 38

РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 43

ТЕХНИКА МАНУФАКТУРНОЙ ЭПОХИ 46

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 49

НАУКА В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 55

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА 57

Литература 66



МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ




Особенность современных теоретических построений – практически полная автономность истории науки и истории техники. Теоретическое осмысление истории техники сейчас только начинается и отстает от аналогичных процессов в истории науки на 30 лет. Какие-либо серьезные наработки в анализе истории науки и техники как связанного процесса практически отсутствует.

В связи с тем, что история науки и техники как учебная дисциплина находится в стадии становления, важно четко и ясно представлять, что знания в данной области позволяют выявить законы и закономерности развития науки и техники в целом. Изучение истории науки и техники позволяет выявить приемы научного познания и научного творческого мышления. Осмысляя данный курс, ученый, специалист переживает всю историю развития науки и техники, формирует свое научное миропонимание, воспитываясь и обучаясь на опыте прошлого.

Цели истории науки и техники: а) обеспечить постоянное повышение качества общекультурного и научно-технического потенциала общества; б) создавать и поддерживать историко-научную и историко-техническую среду как органическую часть всех современных социальных институтов: образования, науки, экономики, и др.; в) служить основной для интеграции естественнонаучной, технической и гуманитарной форм единого по своей природе знания; г) постоянно вводить в научный и культурный оборот новое фактическое и концептуальное историко-научное и историко-техническое знание; д) создавать фактологическую и концептуальную основу для разработки вероятностных моделей различного уровня научно-технического и социального развития общества; с) служить естественным основанием для создания новой концепции нового знания.

Задачи истории науки и техники: а) поиск, систематизация, анализ и обобщение историко-научных и историко-технических фактов; б) расширение источниковой базы для исследований; в) выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития; г) анализ роли и значения науки и техники в культурно-историческом развитии; д) совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа текстов и вещных источников, создание и критика концептуальных моделей описание и объяснение историко-научного и историко-технического знания, расширение практики использования экспериментальной проверки и математического описания исторического знания); е) исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах; ж) рассмотрение вопросов приоритета различных новшеств.

История науки и техники как наука собирает информацию о событиях и творцах истории науки и техники, изучает материальные памятники истории науки и техники; процессы получения, обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях; исследует структуру и содержание научно-технического знания.

Источниковая база истории науки и техники имеет свои особенности. Ими является: а) массивность информационных фондов и их стремительный рост; б) высокий уровень дублирования; г) многоаспектность интерпретации; д) многообразие тем информации; е) низкий уровень формализации источников по истории науки и техники.

Следует различать понятие факт и источник

Факт – это действительное, невымышленное событие, явление, твердо установленное знание, данные опыта, служащие для какого-либо заключения, вывода, проверки предложения.

Исторический источник – это документ, представленный на различных носителях информации, или вещественный предмет, посредством которого осуществляется процесс изучения истории человеческого общества.

Памятник истории науки и техники –это объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества. Памятники классифицируются: вещественные памятники; письменные памятники; изобразительные памятники; фонопамятники; памятные места.

Источники традиционно классифицируются:

по группам и видам: а) этнографические; б) устные; в) лингвистические; г) фотокиноматериалы; д) вещественные; е) письменные и др.

по месту хранения: а) архивные; б) музейные; в) библиотечные и др.

по степени формализации: а) полностью, б) частично формализованные; в) не поддающиеся формализации.

по времени возникновения: а) древность; б) античность; в) средневековье; г) новое время; д) новейшее время.

Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований, предопределяют большой выбор применяемых методов. Главное требование к исследованиям – научность (объективность).

Методология представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Историк науки и техники в своей работе опирается на общие методологические принципы, среди которых выделяются всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Общенаучные как правило применяются на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Его функциональными частями являются: накопление информации, проведение разносторонних экспериментов, первичная систематизация, установление эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного познания характеризуется работой по обобщению и раскрытию связей, закономерностей, законов, присущих изучаемым явлениям, объектам. Составными частями этого процесса являются выдвижение гипотез, построение теорий развития, вскрытие закономерностей и законов развития.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся научное наблюдение и эксперимент. Где под первым понимается чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, характеризующихся целенаправленностью и активностью. Второе – целенаправленное контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и анализа свойств и связей объекта. В ходе проведения эксперимента его неотъемлемой частью являются измерения – процесс определения количественных и качественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта, явления с помощью специальных устройств, приборов.

К общенаучным методам теоретического познания относится: абстрагирование - мысленное отвлечение от каких либо менее значимых свойств, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков; идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования, возможное упрощение или даже наделение объекта несуществующими в чистом виде признаками; формализация – использование специальной символики, описывающей явления, объект его поведение, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и условий; индукция и дедукция – два метода теоретического познания. Индукция как метод основывается на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению вывода на базе частных посылок. На принципах общего индукционного подхода были сформулированы частные: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Дедукция заключается в получении частных выводов на основании знания общих положений.

Существует ряд общенаучных методов, применяемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это методы анализа, синтеза, аналогии и моделирования. Под анализом понимается мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Синтез – мысленное или реальное соединение отдельных составных частей и изучение их на уровне объекта. Они совместно используются на различных этапах исследования. Аналогия как метод строится на переносе с одного объекта на другой свойств, явлений, в основе которых лежит подобие, сходства признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование можно рассматривать как метод изучения реального объекта по его модели, имеющей однозначное соответствие свойств оригиналу. Логичным является стремление научного познания к системному подходу, к системной методологии.

При историко-техническом исследования используют и частнонаучные методы научного познания: историко-генетический, сравнительный, типологический, структурный, структурно-функциониальный, статистический, методы физического и математического моделирования, количественные и математические, методы естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.

В последнее время особое внимание уделяется системному подходу. Это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход реализуется посредством сравнительного анализа (протекания процессов), логического (развития ситуации) и исторического (существования проблем).

Любое исследование начинается с поиска источников, отбора и критического анализа источников. Критический анализ источников проводится в целях выявления подлинности источника, достоверности информации, содержащейся в источнике, обоснования использования источника и содержащейся в нем информации в исследовании.

При проведении историко-научных и историко-технических исследований весьма часто встают задачи реконструкции событий, фактов, материальных носителей и др. При этом существует определенная последовательность решения задач: а) постановка четкой задачи реконструкции, б) поиск и первичный отбор источников, в) систематизация источников, г) выявление достоверности источника и содержащейся в нем информации, д) выдвижение гипотезы, е) корректировка и конкретизация задачи.

При этом преследуются следующие задачи: а) восстановление источника, его идентификация; б) моделирование источника (натуральное, масштабное, полное, частичное), в) символическое, в том числе математическое, моделирование источника, г) логическое конструирование вероятностных моделей исследуемого факта, д) аргументированное обоснование предложенной модели, е) создание научной теории, методов, ж) создание приборов, машин, механизмов, з) постановка научного эксперимента, и) предложение и реализацию технологии, к) натурное моделирование, л) хронологическое структурирование, м) установление причинно-следственных связей.

При проведении научной, исследовательской деятельности ученый сталкивается с этическими проблемами. Этика науки – дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Она включает две сферы: профессиональную и социальную ответственность ученого. Ученый должен руководствоваться рядом положений: универсализм, всеобщность, не заинтересованность и организованный скептицизм.

Универсализм – ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и др. интересы, а на поиск объективного знания

Всеобщность – результаты и достижения ученого являются достоянием всего общества: ученый не вправе рассматривать их как личную собственность

Незаинтересованность – стремление получить знания путем бескорыстного любопытства и при этом не руководствоваться личной выгодой,

Организованный скептицизм – критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.

Для понимания сущности истории науки и техники необходимо четко представлять себе основные понятия. Такие как история, наука и техника.

История (от греческого – расспрашиваю, исследую, рассказ о прошедшем) имеет множество значений: процесс развития чего-либо; комплекс исторических наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии; наука о развитии какой-либо области природы или знания; действительность в ее развитии и движении; прошлое, сохраняющееся в памяти человечества; рассказ, повествование.

Наука: сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, отдельная отрасль таких знаний, процесс их получения. То, что получает, дает опыт, урок.

Цели науки: описание процессов действительности, выявление существенных свойств и отношений действительности; систематизация процессов действительности, распределение описанного по классам, подклассам, разделам; объяснение процессов действительности и изложение сущности изучаемых явлений, процессов, объектов; предсказание процессов действительности, построение прогностических моделей процессов развития.

Техника (от греческого – искусная, искусство, мастерство, профессия, уловка, способ) – это совокупность средств человеческой деятельности, созданные для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства; совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства (строительная техника, музыкальная).

В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленный человечеством в процессе развития общественного производства. Структура техники определяется его отраслевой принадлежностью.

История науки и техники – это самостоятельная, институционно оформленная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Она характеризуется следующими положениями: носит междисциплинарный характер, является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний. Динамично изменяющееся наука, постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами. Она является своеобразным специфическим единым языком междисциплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.

История науки и техники имеет свою историографию, которая изучает: а) проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники; б) анализ исторических условий, внешних и внутренних факторов, закономерностей этого процесса; в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, включая гражданскую историю, историю философии, науковедение и др.; г) формирование и смена историко-научных и историко-технических концепций, школ, направлений; д) анализ методов и конкретных методик историко-научных и историко-технических разработок; е) эволюция структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.

Историки науки и техники изучают исторические процессы научного познания и технического творчества.

История науки и техники имеет свою структуру и инфраструктуру, как совокупность основных организационно оформленных структурных единиц, это: исследовательские институты, факультеты и кафедры, общества и фонды, национальные и международные сообщества, музеи и специальные экспозиции, журналы и газеты, компьютерные базы данных, аудиовизуальные материалы, энциклопедии и монографии.

Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным можно считать использование общей исторической периодизации

История науки и техники изучает не только и не столько идеи, а материальное производство. Обычно выделяются четыре главные сферы материального производства: добывающую промышленность, земледелие, обрабатывающая промышленность и транспорт.

Совокупность различных отраслей техники на определенном этапе исторического развития принято называть укладом техники. Технический уклад конкретного исторического периода определяется и ограничивается прежде всего той ступенью технического развития, к которой он относится. Технический уклад конкретного исторического периода определяется и ограничивается прежде всего той ступенью технического развития, к которой он относится. Эти ступени соответствуют трем основным ступеням производства – ремесленной, мануфактурной и машинной.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта