Главная страница
Навигация по странице:

Лекции по социологии



Скачать 26.71 Kb.
Название Лекции по социологии
Анкор Лекции по социологии.docx
Дата 01.10.2017
Размер 26.71 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Лекции по социологии.docx
Тип Лекции
#10645

Лекции по социологии.

Культура и социальная жизнь.

Культура организует общественную жизнь. Она непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории, и результатов практической деятельности людей и их групп. Культура также играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий в обеспечении их упорядоченности, стабильности жизни общества.

Проявление организующей роли культуры начинается с того, что она определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовать себя, свои способности. Благодаря культуре, нормам и ценностям люди во взаимоотношениях друг с другом могут себя проявлять, утверждать, возвышать.

Определяющее влияние культуры проявляется в самом содержании социальной жизни. Люди вступают во взаимоотношения друг с другом не ради праздного интереса, а для решения жизненно важных задач стоящих перед ними для удовлетворения своих потребностей. В результате совместной деятельности они создают различные ценности, которые выступают в виде материальной и духовной культуры. Но не все продукты человеческой деятельности входят в культуру, а только те которые воспринимаются широкими группами и закрепляются. Конечным результатом такого закрепления является формирование культурного состояния, которое передаётся последующим поколениям. Это наследие складывается из наиболее важных элементов культуры, тщательно отбирается, проверяется на практике и выдерживает испытание временем.

Материальные и духовные ценности, входящие в культурное наследие могут быть общечеловеческими, национальными, конфессиональными или иными, важно что они регулируют саму жизнь, дают основу стабильности

Действие механизма ценностно-нормативной регуляции социальной жизни.

  1. Формируя, утверждая, закрепляя и развивая определенные ценности, общество тем самым определяет желательные для него общие направления действий и взаимодействий людей, ориентирует их поведение в русле соответствующих общих рамок.

  2. В социальных нормах(правовых и моральных) общество на основе признаваемых ценностей четко предписывает своим гражданам конкретные образцы поведения в определенных ситуациях. Одни из этих норм запрещают те или иные деяния (запретительные нормы), другие рекомендуют, поощряют соответствующее поведение (поощрительные нормы), Вне таких норм были бы невозможны совместные согласованные действия членов общества, оно превратилось бы в хаотичное смещение людей.

  3. Общество не только определяет систему правовых и моральных норм, но и вырабатывает систему мер их осуществления. Будучи заинтересованы в том, чтобы все строили свое поведение в соответствие с определенными определёнными ролевыми требованиями общество не может смириться с нарушениями этих требований, не может и безразлично относится к законопослушному поведению своих граждан. И то и другое ведет к дезорганизации социальной жизни. Чтобы этого не было существует механизм социального контроля, то есть различные способы реагирования само общества и отдельных субъектов на то или иное поведение людей. Это проявляется в социальных санкциях. Они могут быть позитивные и негативные.

На базе общепринятых социальных ценностей общество вырабатывает конкретные правила поведения (социальные нормы) содержащиеся в законах, в других нормативных актов, нормах морали.

Но все сказанное выше о культуре не должно приводить к абсолютизации её значения в жизни общества, так как:

  1. Поведение людей отчасти носит инстинктивный, генетически запрограммированный характер. Поэтому культура не исключает проявления инстинкта, но определяют надлежащие условия его удовлетворения;

  2. Возможности культуры ограничены биологическими возможностями человеческого организма, факторами окружающей среды и другими.

Проблема социализации личности

Культура не передается генетически, а передается из поколения в поколение в процессе воспитания. Каждое новое поколение и личность проходят свой путь освоения достижений культуры, поэтому культурным человеком не рождаются, а становятся, процесс такого становления называется – социализация.

Благодаря социализации человек приобщается к жизни общества, получает свой социальный статус и социальные роли. Социология – длительный продолжающийся всю жизнь процесс.

В процессе социализации люди реализуют способности, возможности, налаживают нормальные отношения с другими людьми. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит на базе группового опыта. В семье, потом в малых социальных группах и так далее. Именно в результате взаимодействия людей в больших и малых группах происходит усвоение человеком накопленных знаний. Вывод: это составляет символизм облика любой нормальной личности.

Механизм социализации.

В этом процессе учувствует две стороны: объект и субъект. Объект это тот, на кого направлен процесс социализации; субъект – тот, кто осуществляет этот процесс(агент).

Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения: семья, родственники, ровесники, воспитатели, учителя, работодатель. Велика роль первичной социализации на ранних этапах становления личности.

Вторичная социализация осуществляется вторичными социальными группами. Агентами её выступают: официальные представители государства, руководители предприятий и ВУЗов, СМИ. Значение вторичной велико в зрелом возрасте. Важно обеспечить взаимосвязь и координацию деятельности агентов первичной и вторичной социализации.

Этапы социализации.

Социализация включает несколько стадий: детство, юность, зрелость, старость.

  1. Детство(0-11-12 лет) осуществляется подготовка детей к жизни в мире взрослых, главная роль принадлежит родителям. Взаимоотношения родителей и детей, сложившиеся на этой стадии (в это время) окажут решающее воздействие на все другие стадии социализации. На этом этапе ребенок осваивает все более сложные правила поведения, начинается знакомство с образцами культуры, учится следовать. Затем в социализации участвуют воспитатели, учителя, детские программы

  2. Юность(12-13—19-20 лет) Этот период называют сложным, переломным, нестабильным. Подростки и молодые люди завершают формирование фундамента своей личности, осмысливают место и роль в будущей жизни. В этот период возникают параллельные системы ценностей, которые исходят от разных агентов социализации, родителей, учителей, сверстников. Все они по-разному влияют на социальную жизнь. Это затрудняет социализацию подростков, эффективнее срабатывает не то что нужно, а то, что ярче. Отсюда юношеские шатания, колебания, ошибки.

  3. Зрелость(20,21 -55,60) главное в это время – освоение социальных статусов, их реализации. Зрелая личность включается в ту или иную ячейку общества, в соответствии с образованием, профессии. Социализация идет по восходящей, но могут быть срывы, крушения планов, это бывает связано с серьезными переменами в жизни всего общества, возникает потребность в ресоциализации – процессе усвоения новых знаний ценностей, ролей.

  4. Старость (55,60-80) – социализация завершается в связи с выходом на пенсию, адаптация к новому положению, или стремление продолжить служить обществу, резко понижается социальный статус, сужается круг друзей, жизнь сжимается до садоводства и огородничества, все это тяжело переживается пожилыми людьми, особенно одинокими. Социальные роли пожилых людей вышедших на пенсию в нашей стране четко не определены.

Социализация – важнейшее направление социальной жизни.

Процесс включения индивида в общество, где его структурные подразделения, овладение накопленным опытом, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности – называется социализацией.

Личность в структуре общества.

Человек – понятие, которое определяет принадлежность лица к человеческому роду, обладает всеобщими для всех людей чертами, индивид – понятие, которое используется когда речь идет о конкретном человеке. Личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых сфер и качеств данного общества. Индивидуальность – выражение своеобразия, неповторимости, уникальности, конкретной личности.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладает соответствующими правами и обязанностями, имеет определенный статус: в понятие статус входят: профессия, квалификация, должность, материальное положение, партийная принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, семейное положение и другое. Это называется статусный набор.

Социальная роль – это ожидаемая поведение человека, связанное с его социальным статусом, и типично для людей соответствующего статуса в данного обществе.

Совокупность ролей соответствующая данному статусу называется ролевой набор. От социальной роли следует отличать ролевое поведение, которое означает реальное фактическое поведение того кто эту роль выполняет.

Социальный контроль и проблема взаимоотношения между личностью и обществом.

В широком смысле социальная организация – система способов деятельности индивидов, действия социальных институтов, средств социального контроля, которые обеспечивают совместную деятельность членов общества. Социальные организации обеспечивают обществу социальный порядок определенное состояние равновесия. Хотя это равновесие неустойчиво и изменчиво существуют четкие границы его стабильности. Если же этот оптимальный уровень равновесия в чем-то оказывается превзойденным то проявится комплекс явлений социальной дезорганизации(девиация). Чтобы этого не произошло, существует социальный контроль.

Социальный контроль это совокупность норм и ценностей общества санкции призванных гарантировать конформное поведение своих граждан. Каждое общество вырабатывает ряд мер, способов внушения и убеждения, предписаний и запретов системы принуждения и давления(вплоть до применения физического насилия), а также систему способов выражения признания, отличий, наград, благодаря которым поведение приводится в соответствующую норму.

Действие системы социального контроля держится на следующих основах:

  1. Всеобщее в данной группе признание его культуры.

  2. Привитие путем воспитания образцов поведения, действий и реагирования на действия допустимым образом.

  3. Учет индивидуальных особенностей человека, обусловливающий то, что каждый стремится к признанию и безопасности.

  4. Система неформальных и формальных социальных институтов, которые создают как бы барьеры, внутри которых индивид может действовать, и которые дают возможность активно вмешиваться в его поведение.

Базируясь на этих 4-х основаниях система социального контроля, осуществляется свои функции на основе привычек, обычаев и санкций.

Привычка устанавливает способ поведения в определенных ситуациях, который не встречает негативных реакций.

Обычай является установленным способом поведения, но таким, с которым группа связывает определенные моральные оценки. И нарушение их вызывает негативные санкции.

Строгое соблюдение обычаев и привычек превращает их в традиции, стабилизирует общество.

Санкции это реакция группы или общества на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Санкции могут быть негативными и позитивными, формальными и неформальными, правовыми, этические, религиозные и другие. Все виды санкций взаимно связаны и дополняют друг друга. Их можно классифицировать по логике возрастания эффекта действия:

  1. Неформальные позитивные (выражение признания, славы, уважения, почета).

  2. Формально позитивные. (Вручение грамот, денежных премий, продвижение по группе, награждение орденами и медалями).

  3. Неформальные негативные. (выражение неудовольствия, огорчения, отказ поддерживать товарищеские отношения)

  4. Формальные негативные. (Предусмотренные законом штрафы, аресты, заключение в тюрьмы, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь).

Действуя совместно санкции, имеют наибольшие шансы обеспечить высокую степень конформизма поступков


Отклоняющееся поведение.

Социальная жизнь сложна и многообразна, включает в себя не только стабильное и правильное её течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы поведении людей. (Девиантном) В широком смысле, оно подразумевает любые поступки, сферы действия, не соответствующие писаным и неписанным нормам, они могут быть положительные и отрицательные. Положительное: сверхтрудолюбие, героизм, самопожертвования, гениальные открытия, высочайшая преданность. Отрицательные: безбилетный проезд, мелкие кражи, хулиганство, тяжкие преступления, убийства.

В нормальном обществе 10-12% населения люди проявляющие неодобряемое поведение: террористы, политические эмигранты, предатели, преступники, вандалы, нищие;

10-12% люди с одобряемым поведением: передовики труда, национальные герои, выдающиеся артисты, миссионеры, великие ученые.

70% и более населения любой страны твердые середняки.

В более узком смысле под девиацией понимается негативное отклонение от нормы, поведение людей или группы людей. Элс Смэдер об этом пишет так: «поведение которое считается отклонением от норм общества и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание». В социологии наибольшее внимание уделяется именно отрицательной девиации, подрывающей стабильность общества.

В социологии девиантным поведением считается то, которое представляет наибольшую опасность для общества, традиционно к этому относят наркоманию, алкоголизм, проституцию, преступность, самоубийства.

Механизм возникновения девиации.

Считается, что в условиях коренной ломки общественных отношений возникают существенные диспропорции между формами прошлого бытового уклада и опережающего развития экономики. В социологической литературе подробно анализируется механизм образования таких диспропорций и показывается их влияние на характер социальных отклонений.

Последствия социальных отклонений зависят от характера направленности и распространённости того или иного поведения. На уровне массового явления социальные отклонения выступают как элемент общественной жизни, как нежелательный социальный протест. При рассмотрении социальных отклонений следует выделить 4 наиболее важных компонента этих преобразований:

  1. Социальные ценности

  2. Социальные институты

  3. Социальные нормы

  4. Социальные отношения

Социальные отклонения не представляли бы существенного негативного значения для общества если бы не были связаны с деформацией социальных ценностей, норм и отношений, без улучшений социальных институтов, именно эта связь превращает индивидуальные акты, нарушения норм в массовое социально-значимое явление.

Имеются некоторые общие закономерности развития процесса социальных отклонений, это можно представить в следующем виде:

  1. Начальное звено социальных отклонений является изменение ценностных ориентаций в тех или иных слоях населения, что бывает обусловлено изменениями социально-экономических условий их жизни.

  2. Изменения ориентацию все более распространённый характер, и ведет к нарушениям социальных норм.

  3. Если данный процесс не контролируется - он углубляется, нормы фактически перестают действовать, возникает синевольная норма творчества. Нарушается функционирование социальных институтов, оно осуществляется неформальными связями.

  4. Происходят существенные, подчас необратимые изменение в системе общественных отношений: если растут социальные противоречия, которые прогрессирует девиаиеые поведения, нарушается структура общественных явлений.

Прекращение представленного процесса возможно на любой стадии, но оно требует совершенствования социально-экономических условий жизни, реорганизации социальных институтов. Наиболее эффективно это должно происходить на ранних стадиях.

Несоответствие нормам требованиям общества одна из основных и трудно преодолимых причин социальных отклонений, вторая причина – несоответствия требований жизни интересам данной личности. Часто оба эти противоречия сочетаются между собой.
написать администратору сайта