Навигация по странице:
|
Лекция личность психолога как профессионала
ЛЕКЦИЯ 4. Личность психолога как профессионала
Профессиональные качества психолога.
Личностные качества психолога
Профессиональная этика психологов.
Профессиональные качества психолога
В области психологии специалист должен:
понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
знать основные закономерности психологии образования;
знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
знать основные сферы и виды деятельности психолога;
знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
владеть методами психологического просвещения и преподавания I психологии.
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практических умений.
К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология трудаи организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психа физиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и акмеология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.
Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности.
К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной способностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще...» (Рамуль, 1965, с. 134).
Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжников3 условно выделяют следующие этапы профессионального развития психологов (2001).
Восторженно-романтический. Проявляется в период первого знакомства с психологией.
Этап самоутверждения. Хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой».
Первые разочарования и поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.
Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с применением уже известных технологий и методов и накопление отрицательно го опыта их использования.
-
Попытки работать по-новому. Часто эти попытки заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно
хорошее знание психологической теории и методологии.
Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Как отмечают Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, то есть останавливаются в своем профессиональном развитии
Профессиональное развитие — это личное дело психолога, его профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев.
Личностные качества психолога
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога..
На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова,) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие варианты «защит-разочарований»:
1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель — это обычный человек, с обычным набором недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.
2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всех психологии сразу). Студент начинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скучной».
3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими, силами.
4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент понимает, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной
экономики (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 414—415).
Какие личностные качества побуждают людей заниматься психологией? Владимиру Мих Бехтереву приписывают фразу: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». Примеров такого рода хватает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок (Дружинин, 2001, с. 31). Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.
По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией (Дружинин, 2001, с. 31).
Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирается на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к психике другого как загадке, разгадку которой нужно найти самому. Душеведческая направленность ума — результат его жизни, порожденный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рациональными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний (Дружинин, 2001, с. 32).
Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных качеств, которые отличают психологов-исследователей от психологов-практиков. С помощью 16-факторного опросника, который позволял построить их «профессиональные портреты», изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личностных черт.
Эта зависимость выразилась в следующих формулах:
Для психолога-практика:
Эфф. = 0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N
Для психолога-исследователя:
Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N
где А — «готовность к контактам», N — «умение поддерживать контакт», В — «общая интеллектуальность», Н — «ненасыщаемость кон тактами с другими людьми».
Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду общения. Для успеха его профессиональной деятельности это важные I факторы.
Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессиональной деятельности. В то же время «общая интеллектуальность» оказывается очень важным для них фактором.
Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практическая психологическая работа.
К.А. Рамуль утверждает, что для каждого ученого, в том числе и психолога, необходимы следующие черты личности:
1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание — способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие;умение ладить с людьми
Эмпирических исследований, посвященных этой теме, пока немного (Аминов, Молоканов, 1992; Молоканов, 1995), Анализ литературы, проведенный Т.А. Верняевой и ее эмпирическое исследование (Верняева, 1997, с. 48), показали, что для психолога-исследователя необходимы те же общие свойства личности которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки! Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того, что в большинстве исследовательских ситуаций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследователя и испытуемого, они оказываются абсолютно необходимы,
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» включает в себя 5 блоков качеств личности:
1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;
2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;
3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;
4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;
5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувство юмора
Для психолога важны определенные эмоциональные свойства личности, в частности, непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
К значимым волевым качествам относятся настойчивость, терпеливость, самообладание, уверенность, необходимые для успешной работы психолога-консультанта. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важно, когда у психолога отсутствует чрезмерная самоуверенность и вера в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазвитию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Этика профессиональной деятельности психолога
Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.
1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить биологию их проведения.
2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя, прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. главный этический принцип психолога — «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога.
3) Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.
В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.
4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. При проведении исследования необходимо сообщать о его цели, своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.
5) Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности.
Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.
Для более надежной гарантии конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования: на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указываются не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором присутствует фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по_ условиям работы.
Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.
При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.
Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...»
|
|
|